11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автомобильный транспорт России

Автомобильный транспорт в России

Автомобильный транспорт относится к динамично развивающимся видам транспорта.

В условиях России, в отличие от европейских стран и США, автомобильный транспорт используется в основном для перевозки небольших потоков грузов на короткие и средние расстояния. Средняя дальность перевозки 1 т груза составляет всего 24 км. Это связано со сравнительно высокой себестоимостью данного вида транспорта и его малой грузоподъемностью.

К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую скорость и высокую маневренность автотранспортных средств, позволяющую осуществлять перевозку грузов и пассажиров «от двери до двери» без промежуточных погрузочно-разгрузочных операций и пересадки пассажиров, а значит и без дополнительных затрат на эти операции.

Наряду с этим у автотранспорта есть и большой недостаток — сравнительно высокие себестоимость и удельная энергоемкость грузовых перевозок, которые значительно выше по сравнению с железнодорожным и водным транспортом.

Высокий уровень себестоимости автоперевозок в России — результат не только малой грузоподъемности автомобиля как единицы подвижного состава (в сравнении с грузоподъемностью грузового поезда, морского и речного судна), но и следствие отсутствия развитой сети автодорог высокого технического класса (и связанный с этим повышенный износ автомашин, расход топлива и др.) и рациональной структуры автопарка (не хватает автомобилей малой и большой грузоподъемности, что оказывает отрицательное влияние на производительность труда при автоперевозках).

Сфера применения автомобильного транспорта чрезвычайно широка. Автомобили выполняют большую часть городских, пригородных и короткобежных внутрирайонных грузовых перевозок. Они подвозят грузы от производителей продукции к станциям железных дорог, речным пристаням, морским портам и развозят от них к потребителям. Таким образом, автомобильный транспорт может участвовать в перевозках одного и того же груза несколько раз. Поэтому его доля в перевозках грузов чрезвычайно велика и составляет почти 80% от общего объема перевозок грузов всеми видами транспорта.

Дальние межрайонные перевозки автомобильный транспорт осуществляет в тех случаях, когда либо другие виды транспорта отсутствуют (например, в северных и восточных районах страны), либо грузы относятся к ценным или скоропортящимся (перевозки фруктов, овощей и пр.).

Обеспеченность автодорогами с твердым покрытием служит важным показателем развития транспорта в стране.

Основу автодорожной сети России общей протяженностью 929 тыс. км (из них длина шоссейных дорог общего пользования — 574 тыс. км, ведомственных — 355 тыс. км) формируют дороги с твердым покрытием, доля которых составляет 3/4.

В России 40% сельских населенных пунктов не имеют связи с сетью путей сообщения общего пользования. Качество автодорожной сети невысокое: 11% автодорог — грунтовые, 1/3 дорог, имеющих твердое покрытие, — гравийные, щебеночные, шлаковые и булыжниковые, они не соответствуют техническим нормам. Такие дороги быстро изнашиваются и требуют ремонта, а в условиях экономического кризиса ремонтные работы имеют тенденцию к сокращению.

Однако протяженность автодорог соответствующего современным требованиям технического уровня исчисляется лишь первыми десятками тысяч километров, поэтому проблема создания современной сети автодорог остается для России одной из наиболее актуальных.

Особая роль автодорог состоит в том, что они в большей степени, чем другие пути сообщения, обеспечивают перевозки пассажиров с трудовыми, культурно-бытовыми, административными и другими целями. Доведение автодорог с твердым покрытием до каждого населенного пункта, необходимое по социальным соображениям, является одновременно и обязательным условием ликвидации экономических потерь от бездорожья. Данный принцип необходимо рассматривать как один из основных при развитии сети дорог общего пользования. Поэтому проблема развития автодорожной сети России включает в себя и задачу значительного увеличения протяженности автодорог с твердым покрытием (по некоторым оценкам до двукратного уровня).

Автомобильный транспорт широко применяется как для внутрипроизводственных (технологических) перевозок, так и для доставки грузов из пунктов производства в пункты потребления продукции. Поэтому в структуре перевозок основное значение имеют строительные грузы (в том числе кирпич и цемент), вскрышные породы и грунт, хлебные грузы, черные металлы, лесные грузы, товары народного потребления.

Автомобильный транспорт (автобусы) выполняет основной объем пассажирских перевозок — почти 90% от всех перевозок пассажиров основными видами магистрального транспорта. Однако основная их часть — около 80% — приходится на внутригородские перевозки. Доля пригородных поездок составляет 18%, а междугородных — лишь 2%. В последние годы в крупных городах резко возрастает парк индивидуальных легковых автомобилей, что приводит к увеличению их доли в пассажирских перевозках.

Также необходимо учесть, что в России производится только 10-12% грузовых автомобилей и автобусов от уровня производства в бывшем СССР. Это в ближайшем будущем осложнит развитие автомобильного транспорта.

Автомобильный транспорт России

Автомобильный транспорт играет первостепенную роль в пассажирских перевозках, транспортировке грузов на короткие и средние расстояния. Он занимает ведущее положение в городских и пригородных перевозках пассажиров и грузов, а также на подвозе грузов к станциям железных дорог, речным пристаням, морским портам и от них к потребителям.

В районах Сибири и Дальнего Востока, где сеть железных дорог развита слабо (или их вовсе нет), а использование рек затруднительно (замерзают), автотранспорт является основным видом транспортировки грузов и на дальние расстояния. Дальние, межрайонные перевозки автомобильный транспорт осуществляет также при перевозке некоторых сельскохозяйственных, скоропортящихся грузов (фрукты, овощи и др.). Однако перевозки по автомагистралям являются более дорогими, чем по водным или железнодорожным путям.

Общая протяженность автодорог России 945 тыс. км, из которых большую часть (3/4) составляют дороги с твердым покрытием.

География автомобильных дорог страны очень схожа с географией железнодорожного транспорта. Наибольшей густотой сети отличаются районы европейской части, между которыми на основных направлениях экономических связей автомобильные трассы проложены параллельно железнодорожным магистралям. Также характерен радиально-кольцевой рисунок сети автомобильных дорог (вокруг Москвы, других крупных городов и промышленных узлов).

От Московской кольцевой дороги лучами расходятся 12 крупных автомагистралей:

Москва – Минск – Брест,

Москва – Харьков – Симферополь – Ялта,

Москва – Воронеж – Ростов,

Москва – Волгоград – Астрахань,

Москва – Рязань – Пенза – Самара,

Москва – Нижний Новгород – Казань,

Москва – Ярославль и др.

Кроме Москвы очень крупными автомобильными узлами являются:

Санкт-Петербург, от которого помимо Московского шоссе автомагистрали идут

на север через Петрозаводск к Мурманску,

на юг через Псков, Витебск, Киев и Одессу,

на запад через Таллинн, Ригу в Калининград.

Ростов-на-Дону с межрайонными автодорогами

Ростов – Краснодар – Новороссийск,

Ростов – Армавир – Грозный – Баку,

Ростов – Волгоград и др.

В восточных районах плотность сети автодорог резко снижается. Большое значение имеют:

Амурско-Якутский тракт (Невер в Амурской области – Алдан – Томмот – Якутск), соединяющий Якутию с другими районами страны;

Ангаро-Ленский тракт (Заярск – Усть-Кут), связывающий верховья Лены с Сибирской магистралью;

Чуйский тракт (Бийск в Алтайском крае – Горноалтайск – Монголия)

Кяхтинский тракт (Улан-Удэ – Кяхта в Бурятии), связывающие нашу страну с Монголией;

Колымское шоссе (Магадан – Якутск);

автомагистраль Хабаровск – Владивосток,

автомагистраль Абакан – Кызыл (Усинский тракт) и др.

Намечается строительство автодорог в Западной Сибири (Новый Уренгой – Советский – Ивдель (Свердловская область)) на Ямале и Гыданском полуострове.

В грузообороте автомобильного транспорта выделяются строительные материалы (кирпич, цемент и др.), грунт, сельскохозяйственные грузы (зерно, сахарная свекла, картофель и др.), лесные грузы, черные металлы, товары народного потребления.

Подавляющая часть перевозок пассажиров (80%) приходится на внутригородские перевозки. Доля дальних, междугородных поездок пассажиров очень мала (2%).

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ РОССИИ, СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

— Самара, Москва — Нижний Новгород — Казань, Москва —
Ярославль и др.

Кроме Москвы очень крупными автомобильными узлами являются: Санкт-Петербург, от которого помимо Мое конского шоссе автомагистрали идут на север через Петрозаводск к Мурманску, на юг — через Псков, Витебск Киев и Одессу, на запад — через Таллинн, Ригу в Калининград; Ростов-на-Дону с межрайонными автодорогами Ростов — Краснодар — Новороссийск, Ростов — Армавир -Грозный — Баку, Ростов — Волгоград и др. В восточных районах плотность сети автодорог резко снижается. Важное значение имеют Амуро-Якутский тракт (Невер в Амурской области — Алдан — Томмот — Якутск), соединяющих Якутию с другими районами страны; Ангаро-Ленский трда (Заярск — Усть-Кут), связывающий верховья Лены с Ся бирской магистралью; Чуйский (Бийск в Алтайском крае, — Горноалтайск — Монголия) и Кяхтинский (Улан-Удэ Кяхта в Бурятии) тракты, связывающие нашу страну Монголией; Колымское шоссе (Магадан — Якутск); автомагистрали Хабаровск — Владивосток, Абакан — Кызь (Усинский тракт) и др.

В условия России, в отличие от европейских стран и США, он выполняет в основном грузовые и пассажирские перевозки на короткие и средние расстояния. Средняя дальность перевозки 1 т груза составляет всего 24 км. Высокая маневренность автотранспортных средств дозволяет осуществлять перевозку грузов и пассажиров «от двери до двери» без промежуточных погрузочно-разгрузочных операций и пересадки пассажиров.

Наряду с этим у автотранспорта есть и большой недостаток — сравнительно высокие себестоимость и удельная энергоемкость грузовых перевозок, которые значительно выше по сравнению с железнодорожным и водным транспортом.

Высокий уровень себестоимости автоперевозок в России — результат не только малой грузоподъемности автомобиля как единицы подвижного состава (в сравнении с грузоподъемностью грузового поезда, морского и речного судна), но и следствие отсутствия развитой сети автодорог высокого технического класса (и связанный с этим повышенный износ автомашин, расход топлива и др.) и рациональной структуры автопарка (не хватает автомобилей малой и большой грузоподъемности, что оказывает отрицательное влияние на производительность труда при автоперевозках).

Сфера применения автомобильного транспорта чрезвычайно широка. Автомобили выполняют большую часть городских, пригородных и ко-роткобежных внутрирайонных грузовых перевозок. Они подвозят грузы от производителей продукции к станциям железных дорог, речным пристаням, морским портам и развозят от них к потребителям. Таким образом, автомобильный транспорт может участвовать в перевозках одного и того же груза несколько раз. Поэтому его доля в перевозках грузов чрезвычайно велика и составляет около 3 /4 от общего объема перевозок грузов всеми видами транспорта.

Дальние межрайонные перевозки автомобильный транспорт осуществляет в тех случаях, когда либо другие виды транспорта отсутствуют (например, в северных и восточных районах страны), либо грузы относятся к ценным или скоропортящимся (перевозки фруктов, овощей и пр.).

Основу автодорожной сети России общей протяженностью 916 тыс. км (длина всех шоссейных дорог как общего пользования, так и ведомственных) формируют дороги с твердым покрытием, доля которых составляет 3 /4- Однако протяженность автодорог соответствующего современным требованиям технического уровня исчисляется лишь первыми десятками тысяч километров.

Читать еще:  Как снять и поменять щетки стеклоочистителя

Первая дорога с твердым покрытием Москва — Санкт-Петербург была проложена в 1817—1834 гг., т.е. еще до постройки железнодорожной магистрали. Однако к широкому строительству автомобильных дорог в России приступили только после пуска первых крупных отечественных автозаводов и начала автомобилизации страны. Особенно бурное строительство и реконструкция дорог с твердым покрытием происходили в 60—70-е годы.

В 80-е годы приступили к строительству так называемых автобанов — дорог высокого технического уровня с разноуровневыми транспортными развязками (трассы Москва — Симферополь, Москва — Рига и др.).

Однако темпы их строительства были чрезвычайно низкими — несколько десятков километров в год при потребности в десятки и сотни раз больше. Поэтому проблема создания современной сети автодорог остается для России одной из наиболее актуальных.

2 различия между ранее освоенными районами европейской части страны и восточными районами «пионерного освоения» достигают десятков и сотен раз.

Конфигурация автодорог в европейской части страны во многом повторяет радиально-кольцевой рисунок железнодорожной сети: крупнейшие автомагистрали (12 дорог) лучами расходятся от Москвы к Санкт-Петербургу (Ленинградское шоссе), Риге (Рижское шоссе), Минску (Минское шоссе), Киеву (Киевское шоссе), Симферополю (Симферопольское шоссе) и т. д., а на некотором отдалении от Москвы они соединяются кольцевыми и хордовыми структурами. Однако к востоку от Урала число автодорог резко сокращается. До настоящего времени еще не построена сквозная автодорога в широтном направлении, соединяющая западные и восточные районы страны.

Особая роль автодорог состоит в том, что они в большей степени, чем другие пути сообщения, обеспечивают перевозки пассажиров с трудовыми, культурно-бытовыми, административными и другими целями. Доведение автодорог с твердым покрытием до каждого населенного пункта» необходимое по социальным соображениям, является одновременно и обязательным условием ликвидации экономических потерь от бездорожья. Данный принцип необходимо рассматривать как один из основных при развитии сети дорог общего пользования. Поэтому проблема развития автодорожной сети России включает в себя и задачу значительного увеличения протяженности автодорог с твердым покрытием (по некоторым оценкам до двукратного уровня).

Автомобильный транспорт широко применяется как для внутрипроизводственных (технологических) перевозок, так и для доставки грузов из пунктов производства в пункты потребления продукции. Поэтому в структуре перевозок основное значение имеют строительные грузы (в том числе кирпич и цемент), вскрышные породы и грунт, хлебные грузы, черные металлы, лесные грузы, товары народного потребления.

Автомобильный транспорт (автобусы) выполняет основной объем пассажирских перевозок — почти 90% от всех перевозок пассажиров основными видами магистрального транспорта. Однако основная их часть — около 80% — приходится на внутригородские перевозки. Доля пригородных по
ездок составляет 17%, а междугородных — менее 1%. В последние годы
в крупных городах резко возрастает парк индивидуальных легковых автомобилей, что приводит к увеличению их доли в пассажирских перевозках.

В грузообороте автомобильного транспорта выделяются строительные материалы, черные металлы, товары народного потребления.

Несмотря на высокую адаптацию операторов грузового автомобильного транспорта к рыночным условиям, состояние этого сектора экономики в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным.

За период 1998 — 2005 годов в секторе перевозок грузов автомобильным транспортом Краснодарского края прошли базовые изменения, возросла тенденция развития частного сектора. В настоящее время более 96 процентов перевозчиков имеют частную форму собственности, в том числе индивидуальные предприниматели составляют 59 процентов от их общего количества. Частными перевозчиками различных организационно-правовых форм собственности эксплуатируется около 88 процентов транспортных средств, в том числе индивидуальными предпринимателями — 20 процентов от их общего количества.

В 2004 году общее количество грузовых автомобилей увеличилось до 33 882 единиц, что составило 19 процентов от всех автомобилей, зарегистрированных в крае.

За период с 2000 — 2004 годы наблюдался устойчивый рост количества грузовых автомобилей, его ежегодное увеличение составляло в среднем 3 — 4 процента в год. К концу 2004 года, без учета спецтехники и машин для перевозки крупногабаритных грузов, численность грузовых автомобилей, зарегистрированных в крае, составила 171775 единиц. Из них более 50 процентов являлось собственностью частных лиц.

Существенно изменилась структура лицензированных перевозчиков. В 2004 году государственные автогрузовые предприятия, имеющие в среднем около 12 автомобилей каждое, составляли всего лишь 4 процента, частные предприятия, имеющие в среднем около 7 автомобилей каждое, составляли не более 37 процентов и индивидуальные предприниматели, имеющие каждый 1 — 2 автомобиля, составляли 59 процентов.

Недостаточный технический уровень грузового автомобильного транспорта и накопленное отставание в области транспортных технологий препятствуют удовлетворению растущего спроса на качественное предоставление транспортных услуг, снижению себестоимости перевозок, оптимальному использованию существующей транспортной инфраструктуры. Доля транспортных затрат в себестоимости продукции Краснодарского края, в 2004 году составляла 20 — 30 процентов, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где такая доля составляет 7 — 8 процентов

Необходимо отметить, что Федеральным законом от 2 июля 2005 года № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» из лицензируемых видов деятельности исключена перевозка грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны, что свидетельствует об отсутствии в настоящее время контроля этого сектора экономики со стороны органов государственной власти.

Основные фонды сектора грузовых перевозок автомобильным транспортом обновляются недостаточными темпами, их износ достиг 55 — 70 процентов и продолжает возрастать. Разукрупнение автотранспортных предприятий различных организационно-правовых форм собственности, повлекло сокращение, а порой ликвидацию ремонтных служб и служб эксплуатации, а также ослабление производственно-технической базы перевозчиков. На фоне общего старения парка грузовых перевозок это в свою очередь привело к снижению технического состояния подвижного состава, экологической безопасности.

Общий ущерб от таких негативных последствий низкого уровня транспортной деятельности, как аварийность, загрязнение окружающей среды, потери экономики и общества от перегрузки транспортных коммуникаций ежегодно составляет не менее 7 — 8 процентов от величины российского валового продукта.

Значительно обострилась проблема обеспечения и поддержания антитеррористической безопасности отрасли в целом и транспортной инфраструктуре, связанная с возросшим уровнем криминогенной обстановки.

Слабо реализуются возможности увеличения доходов бюджета Краснодарского края за счет экспорта транспортных услуг в другие регионы России и за рубеж. Не до конца используется транзитный потенциал края, а положение перевозчиков Краснодарского края на внутрироссийском и международном рынке транспортных услуг не отвечает их реальным возможностям.

Доля перевозчиков Краснодарского края в общем объеме междугородних перевозок автомобильным транспортом в/из Краснодарского края достаточно мала и составляет, в настоящее время, около 20 — 25 процентов, а на международном рынке грузовых перевозок — не более 1,2 — 1,7 процента.

На территории края не завершено формирование опорной транспортной сети. В течение десяти последних лет транспортная инфраструктура края и сектор грузовых перевозок автомобильным транспортом развивались без должной координации между смежными видами транспорта и без учета развития производительных сил. Это привело к прямым потерям при осуществлении несвоевременных проектов и не позволило добиться системного эффекта в работе грузового автомобильного транспорта.

Результатом несбалансированного и бессистемного развития инфраструктуры стало возникновение многочисленных вопросов при функционировании опорной транспортной сети Краснодарского края. В настоящее время отсутствует развитая дорожная инфраструктура на подходах к морским торговым портам (ни один из портов края не имеет прямого соединения с сетью федеральных автомобильных дорог, а железнодорожные подъездные пути не справляются с резко возросшим потоком грузов). Это, в свою очередь, приводит к значительным скоплениям грузовых автомобилей в черте основных грузообразующих районов края. Наряду с количественным увеличением парка грузовых автомобилей, принадлежащих физическим лицам и расширением сектора частных перевозчиков, произошло ослабление учета и контроля их деятельности.

Устаревшая система государственного контроля при межведомственной разобщенности контролирующих государственных структур не обеспечивает должной эффективности и требует серьезной модернизации.

Практически отсутствует маркетинг рынка услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, а существующий государственный статистический учет не дает полноценной и правдивой информации, не позволяет принимать эффективные управленческие решения, соответствующие современным требованиям экономики. Растет правовая безграмотность среди участников рынка услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом (перевозчики, экспедиторы, грузоотправители, грузополучатели). Появление на рынке многочисленных перевозчиков и новых потребителей услуг, ранее не знакомых с транспортной деятельностью, постоянные изменения в законодательстве, снижение требований к субъектам этого рынка услуг и ослабление государственного контроля, создали предпосылки для возникновения и появления многочисленных нарушений в области права и ведения финансово-хозяйственной деятельности и отчетности сектора перевозок грузов автомобильным транспортом. Возникшие в нем проблемы создают угрозу экономическому росту, развитию бизнеса и как следствие приводят в целом к замедлению социального — экономического развития Краснодарского края.

Автомобильный транспорт в России

Автомобильный транспорт, вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям. Основные сферы всё более расширяющегося целесообразного применения автомобильного транспорта — развоз и подвоз грузов к магистральным видам транспорта, перевозки промышленных и сельскохозяйственных грузов на короткие расстояния, внутригородские перевозки, перевозки грузов для торговли и строительства.

На дальние расстояния автомобильный транспорт перевозит скоропортящиеся, особо ценные, требующие быстрой доставки, неудобные для перегрузки другими видами транспорта грузы. Сегодня без автомобильного транспорта невозможна деятельность ни одной отрасли хозяйства.

Концентрация автомобилей в крупных транспортных предприятиях сделала возможным не только увеличивать долю участия автомобильного транспорта в перевозках, но и постоянно совершенствовать транспортный процесс, вводить прогрессивные методы перевозок (централизованные по системе тяговых «плеч», широкое применение контейнеров, поддонов и т. п.), улучшать транспортно-экспедиционное обслуживание, сокращать нерациональные перевозки, организовывать прямые перевозки грузов от производителя к потребителю.

На автомобильный транспорт приходится более 80% общего количества перевозимых грузов. В связи с разукрупнением предприятий, расширением сети межпроизводственных связей, но уменьшением объемов партий транспортируемых грузов возрастает роль автомобиля как наиболее мобильного и доступного транспортного средства. Так как автомобили перевозят грузы, по сравнению с другими видами транспорта, на небольшие расстояния, то удельный вес грузооборота автомобильным транспортом в России остается всего 7% от общего грузооборота страны, в то время как в зарубежных странах этот показатель доходит до 75%.

Развитие автомобильных грузоперевозок в России сдерживается различными факторами» в частности, недостаточно развитой сетью автомобильных дорог и их невысокими эксплуатационными характеристиками.
Тем не менее, автомобильный парк непрерывно растет и пополняется транспортными средствами как отечественного, так и зарубежного производства. Изменение экономических условий развития страны вызывает потребность пересмотра структуры парка автомобилей, снижения эксплуатационных затрат и придания автомобильному транспорту более высоких потребительских качеств.

Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, доставляет грузы к станциям железных дорог и речным пристаням и развозит их к потребителям. В северных и восточных районах, где почти нет других видов сухопутного транспорта, им осуществляются дальние межрайонные перевозки.

Фото: Olga Filonenko

Ежедневно автотранспортом перевозится около 17 млн. тонн грузов и более 62 млн. пассажиров. Если сравнивать с аналогичным показателем железнодорожного транспорта, то это почти в 6 раз больше по объемам перевозок грузов и в 17 раз – по перевозкам пассажиров.
В автомобильном транспорте сконцентрировано свыше 97% от всех лицензируемых субъектов транспортной деятельности. В сфере коммерческих и некоммерческих автомобильных перевозок сейчас занято порядка полумиллиона хозяйствующих субъектов. Их деятельность проходит в условиях достаточно высокой внутриотраслевой и межвидовой конкуренции.

Автомобильная промышленность является одной из ключевых отраслей экономики России. В 2000 г. предприятия отрасли произвели продукции почти на 200 млрд. рублей (8,7% от объема промышленного производства в России). Доля отрасли в общем объеме продукции машиностроения составила около 33%, в поступлениях в федеральный бюджет — около 4,5%. В 2001 г. использование производственных мощностей (без учета сборочных производств) составило по грузовым автомобилям 38%, по легковым автомобилям — 78,7%, по автобусам — 77,1%.

Основные районы размещения и значение ведущих автодорог России

Сеть автомобильных дорог — важнейшая составляющая транспортной инфраструктуры. Ее эффективное функционирование и устойчивое развитие являются необходимым условием перехода к экономическому росту, повышения уровня жизни населения.

В условиях структурной перестройки экономики страны большое значение имеет расширение и углубление международного сотрудничества. Это способствует интеграции национального транспортного комплекса в мировую и европейскую транспортную систему, достижению более высоких организационно-технических и социально-экономических результатов работы всех видов транспорта, в том числе и автомобильного.

Геополитическое положение России между двумя динамично развивающимися мировыми центрами деловой активности — Европой и Азией — предопределяет ее особую, ключевую роль в обеспечении евроазиатских связей.

Для обеспечения потребностей экономики в перевозках, в том числе, в весьма значимой их части — международных, проводится работа по развитию международных дорог и транспортных коридоров, которые обслуживают помимо межрегиональных и внутрирайонных перевозок, перевозки между Европой и Азией.

Одной из предпосылок формирования новых транзитных магистралей континентального значения является сложившаяся в рамках Евросоюза трансъевропейская транспортная сеть, основанная на принципе интеграции различных видов транспорта в мультимодальную транспортную систему. Вступление стран Центральной и Восточной Европы в ЕС способствует продвижению европейских стандартов коммуникаций на Восток и расширению транспортных связей со странами Средней Азии и Закавказья и в целом азиатского континента.

К настоящему времени три из десяти общеевропейских транспортных коридоров проходят по территории России. Кроме того, через территорию России проходят основные евроазиатские коридоры «Север — Юг» и «Транссиб» в рамках системы евроазиатских коридоров, зафиксированных в Декларации Второй Международной евроазиатской конференции по транспорту (Санкт-Петербург, сентябрь 2000 г.), а также ряд дополнительных маршрутов, расширяющих зоны действия коридоров и повышающих их эффективность вследствие более полного охвата международных корреспонденций. Маршруты коридоров проложены по территории 72 субъектов Российской Федерации всех федеральных округов. Транспортное и торгово-политическое значение их и в целом России непрерывно растет. Идет постоянный прирост импорта средств производства из Западной Европы и экспорт сырья и полуфабрикатов из России. Только Северо-западный регион имеет 94 пункта пропуска для пересечения границы.

Для сети автодорог характерно радиальное расположение с центрами в крупных городах и промышленных узлах. Главные межрайонные трассы идут параллельно железным дрогам. Наибольшее значение имеют автомагистрали, расходящиеся от Москвы по 12-ти направлениям. Главные из них: Москва – Новгород – Санкт-Петербург; Москва – Смоленск – Минск; Москва – Симферополь; Москва – Нижний Новгород и другие.

Все радиальные дороги Москвы пересекаются Московской кольцевой автомобильной дорогой, сооружённой в 15-20 км от центра для разгрузки города. Крупными узлами автомобильных дорог являются Санкт-Петербург, Челябинск, Нижний Новгород.
Большую роль в европейской части России играют автодороги Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск; Ростов-на-Дону – Краснодар – Новороссийск; Ростов-на-Дону – Армавир – Грозный; Ростов-на-Дону – Волгоград; Екатеринбург – Челябинск и др.

В Сибири и на Дальнем Востоке автомобильные дороги в некоторых направлениях служат главными путями сообщения. Наиболее важные из них Амуро-Якутская магистраль, Колымское шоссе, Чуйский тракт. В южной части Дальнего Востока проходит автомагистраль Хабаровск – Владивосток.

Повышение доли российских автоперевозчиков в транспортировке экспортно-импортных грузов стало возможным благодаря таким принятым мерам, как:
• снижение таможенных пошлин и продление периода временного ввоза импортного подвижного состава для международных перевозок;
• отмена НДС при перевозке импортных грузов;
• введение разрешительной системы для перевозчиков тех стран, которые ранее работали на безразрешительной основе;
• значительное сокращение квоты зарубежным перевозчикам для перевозок в третьи страны и из третьих стран;
• усиление контроля работы иностранных автомобильных перевозчиков на территории России.

Применение защитных мер позволило ограничить участие перевозчиков третьих стран на российском рынке транспортных услуг. В частности, введены ограничения на использование белорусскими перевозчиками российских разрешений по доставке грузов в определенные страны (Австрия, Бельгия, Германия и др.).

Особая роль автодорог состоит в том, что они в большей степени, чем другие пути сообщения, обеспечивают перевозки пассажиров с трудовыми, культурно-бытовыми, административными и другими целями. Доведение автодорог с твердым покрытием до каждого населенного пункта, необходимое по социальным соображениям, является одновременно и обязательным условием ликвидации экономических потерь от бездорожья. Данный принцип необходимо рассматривать как один из основных при развитии сети дорог общего пользования. Поэтому проблема развития автодорожной сети России включает в себя и задачу значительного увеличения протяженности автодорог с твердым покрытием (по некоторым оценкам до двукратного уровня).

Автомобильный транспорт широко применяется как для внутрипроизводственных (технологических) перевозок, так и для доставки грузов из пунктов производства в пункты потребления продукции. Поэтому в структуре перевозок основное значение имеют строительные грузы (в том числе кирпич и цемент), вскрышные породы и грунт, хлебные грузы, черные металлы, лесные грузы, товары народного потребления.

Автомобильный транспорт России. 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9

Цели и задачи урока:

  • Образовательные:
    • расширить и углубить знания учащихся об автомобильном транспорте России;
    • сформировать знания о главных особенностях автомобильного транспорта;
    • дать представление о географии автомобильного транспорта;
    • научить применять теоретические знания к объяснению окружающей действительности, к решению практических задач;
    • сформировать знания о проблемах автомобильного транспорта;
    • показать важность для хозяйства формирования стабильной работы автомобильного транспорта.
  • Развивающие и воспитательные:
    • развивать мышление учащихся при изучении путей решения проблем автомобильного транспорта;
    • совершенствовать у учащихся умение сравнивать и обобщать факты на примере формирования знаний об особенностях автомобильного транспорта;
    • способствовать экологическому воспитанию школьников при изучении проблем автомобильного транспорта.
  • Практические:
    • совершенствовать умение анализировать тематические карты;
    • совершенствовать умение работать в группе;
    • совершенствовать умение оформлять схемы и заполнять таблицы;
    • совершенствовать умение выбрать карты нужного содержания и устанавливать на основе их анализа особенности автомобильного транспорта России;
    • закрепить приемы работы с различными источниками географической информации;
    • закрепить умение анализировать диаграммы;
    • закрепить умение показывать по карте города России.

В начале урока я предложила учащимся посмотреть два фрагмента из кинофильмов «Берегись автомобиля» и «Приключения итальянцев в России», где показаны МКАД и дороги России, один слайд с изображением дорожных пробок на Садовом кольце в Москве и ответить на вопросы:
– Подумайте и сформулируйте, что объединяет кинофрагменты и слайд
– Как вы думаете, на какую тему будет сегодня урок? О чем мы с вами будем сегодня говорить?
Демонстрация слайда с названием урока «Автомобильные дороги России». Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Дальше я задала учащимся вопрос:
– Что вы знаете об автомобильном транспорте России?
Все, что они назвали, я написала синим мелом на доске в виде схемы (этот прием называется кластер), а учащиеся – на чистом листе бумаги синим фломастером (учащиеся работали по двое).

Огромная территория России может быть связана воедино только при надежной и четкой работе транспорта.
Активные контакты между людьми, между жителями разных районов, возможность обмена ними – необходимое условие развития общества, без этого невозможны и ощущение единства России и целостности нашего государства.
Дальше я спросила учеников:
– С какой целью был недавно осуществлен визит премьер министра России Владимира Владимировича Путина в Сибирь и на Дальний Восток?

  1. Открывать дорогу Чита – Хабаровск. Это дорога с запада на восток России (Москва – Владивосток).
  2. Поддержать автомобильную промышленность России.

Демонстрация слайда «Федеральная автомобильная дорога М 58 «Амур».

Проект дороги разрабатывался с 1960 года. Строительство заморожено с 1978 года. Решение о достройки было принято в 2000 году. Сейчас открыто сквозное круглогодичное движение.
Дальше я предлагаю ребятам открыть атлас на странице 25 «Карта транспорта» и найти в условных знаках автодороги. Предлагаю им по физической карте России у доски показать города, через которые проходит федеральная автомобильная трасса М 58 «Амур»: Москва – Новосибирск – Красноярск – Чита – Хабаровск – Владивосток.

Первая шоссейная дорога в России Москва – Петербург была проложена в 1817 – 1834 году. Эту информацию ребята записывают в тетрадь.
Автомобильные дороги – это транспортные пути с комплексом сооружений для движения автотранспорта.
Автодороги высшего класса – это автострады. Они обеспечивают скоростное движение автомобилей и не имеют пересечений на одном уровне с другими дорогами, их прокладывают в обход городов и промышленных центров.

Демонстрируется слайд автострады.

Дальше я задаю учащимся вопросы:
– Какие существуют два вида автомобильного транспорта? (Грузовой и пассажирский.)
Ученики записывают данную информацию в тетрадь.

– Каково их значение для общества?
Грузовой транспорт перевозит грузы, а пассажирский – население.

– Каковы требования к работе современного автомобильного транспорта?

1) скорость
2) надежность
3) безопасность
4) четкая информация о месте нахождения груза

Эту информацию учащиеся записывают в тетрадь.

Потом я предлагаю учащимся заполнить в путевых листах, которые лежат у них на столах, плюсы автомобильного транспорта России в сравнении с другими видами транспорта. Рекомендую ученикам посмотреть учебник – параграф по сухопутному транспорту России на странице 67 (учебник В.П.Дронова «География России. Хозяйство и географические районы»). Задание ребята выполняют по двое в течение 2-3 минут.

Плюсы автомобильного транспорта России:

1. Большая скорость
2. Большая маневренность
3. Доставка грузов «от двери к двери»
4. Возможность работы в труднодоступных районах (горы, север)
5. Большой пассажирооборот
6. Перевозки на любые расстояния

Затем я прошу прочитать, что у ребят получилось четырех человек. Дальше я демонстрирую слайд «Плюсы автомобильного транспорта». Ученики дописывают в путевые листы то, чего у них не хватает.

На следующем этапе урока учащиеся заполняют в путевом листе «Минусы автомобильного транспорта». Эту работу они опять выполняют по двое в течение 2-3 минут. Четыре человека зачитывают, что у них получилось.

Минусы автомобильного транспорта:

1. Небольшие расстояния
2. Низкая грузоподъемность
3. Высокая себестоимость перевозки
4. Зависимость от природных условий и рельефа
5. Низкое качество дорожного покрытия
6. Необходимость постоянного ремонта и поддержания автодорог
7. Большое загрязнение окружающей среды

Демонстрация слайда «Минусы автомобильного транспорта». Ученики дописывают в путевые листы то, чего у них нет.
Затем я демонстрирую слайд «Автомобильный транспорт России».

Эффективность работы автомобильного транспорта зависит от:

Общая протяженность автодорог России 920 тыс. км, 75 % которых имеют твердое покрытие, но только 1 % является качественными дорогами европейского уровня. В России нехватка дорог является фактором, сдерживающим развитие экономики.

Учащимся предлагается вопрос:

– Чем отличается рисунок транспортной сети западных и восточных районов страны?
На западе много автодорог, а на востоке мало. В Европейской части страны радиусами от Москвы расходятся 12 крупнейших автодорог России.
Я предлагаю ребятам рассмотреть карту автомобильного транспорта Московской области, которая лежит у них на партах. Там прослеживается та же радиально – кольцевая структура дорог.

На следующем этапе урока демонстрируется слайд «Диаграммы грузооборота и пассажирооборота». Ученикам я предлагаю назвать виды транспорта, занимающие первые три места по грузообороту и пассажирообороту.

Дальше я предлагаю ребятам заполнить в путевом листе последнюю графу «Проблемы автомобильного транспорта». Ученики работают по двое в течение 2-3 минут. При этом они могут пользоваться текстом учебника на странице 69.
Прошу четырех учеников прочитать, что у них получилось.
На следующем этапе урока мы подводим итоги нашего обсуждения проблем автомобильного транспорта. Я демонстрирую соответствующие слайды. Ученики дописывают те проблемы, которые у них не написаны.

Проблемы автомобильного транспорта:

1. Плохое качество покрытия (причина – климат, перепады температуры. Нужны новые материалы).
2. Строительство новых дорог.
3. Платные дороги.
Принят Федеральный закон о платных дорогах. Первые платные дороги появятся в Ленинградской, Московской областях, в Краснодарском крае.
4. Программа утилизации старых автомобилей.
Государство ищет пути поддержки Российского автопрома. На отечественных предприятиях организована сборка автомобилей ведущих иностранных фирм:

1. Петербург
2. Калуга – Атлас страница 6
3. Балаково – Атлас страница16
4. Всеволжск – Атлас страница 28
5. Безопасность.
6. Экологическое состояние окружающей среды.
7. Москва – пробки, парковки.

Демонстрируется слайд «Проблемы автомобильного транспорта» кластер (схема). Я предлагаю учащимся взять из всех проблем только три, подумать и предложить пути решения одной из этих проблем с точки зрения автолюбителя и пешехода. Ученики работают в тетрадях по двое в течение трех минут. Потом я спрашиваю по несколько человек с каждого ряда. Ребята дополняют их высказывания и дописывают в свои тетради недостающие пути решения.

1 ряд – Безопасность
автолюбитель: пешеход:
1. Разделительные стенки 1. Подземные переходы
2. Контроль скорости 2. Обучение ПДД
3. Алкогольное опьянение 3. Социальная реклама
4. Подушки безопасности
5. Качественное обучение в ГИБДД
6. Запрет на использование телефонов

2 ряд – Пробки на дорогах
автолюбитель: пешеход:
1. Запрет на въезд грузовиков 1. Полосы для городского транспорта
2.Расширение узких дорог 2.Палатки у метро
3. Платные парковки
4.Единый центр управления светофорами

2 ряд – Экология
автолюбитель: пешеход:
1. Фильтры на автомобили 1. Зеленые насаждения
2. Качественное топливо 2. Парковки (ухудшение почвы)
3. Городской электрический транспорт
4. Развитие городского транспорта

Один бензиновый двигатель на 1000 л. топлива выбрасывает 200 кг. окиси углерода, 25 кг. углеводородов, 20 кг. окислов азота, 1 кг. сажи, 1 кг. сернистых соединений.
На следующем этапе мы подводим итоги урока. Возвращаемся к кластеру (схеме) на доске. Я задаю ребятам вопрос: «Что вы нового узнали об автомобильном транспорте в течение урока?» Я коротко записываю ответы учеников красным мелом на доске, дополняя кластер. Учащиеся делают то же самое на своих листках красным фломастером. Красного цвета в результате на схеме больше, чем синего. Таким образом, мы делаем вывод, что ученики на уроке узнали много нового.

Урок я закончила стихотворением (демонстрация слайда):

Бегут дороги по земле:
Грунтовые, асфальтные, лесные.
На выбор предлагают мне
Пройти по ним в края любые.

Дорога – это нить судьбы.
Куда нас заведет, в какие дали?
И пусть устанем от ходьбы,
Но счастье встретим, раз искали.

Дороги всегда ассоциировались с жизненным путем. Какую дорогу вы выберете, так и сложится ваша жизнь. Я вам желаю правильно выбрать свою дорогу, свой жизненный путь. Успехов вам и удачи. Спасибо за урок.

Автомобильный транспорт России

Материал из Documentation.

По данным Госавтоинспекции России, по состоянию на конец 2013 года в России на регистрационном учёте стоят 53,3 млн автотранспортных средств. Львиную долю этого автопарка составляют легковые автомобили — 77 % или 41,2 млн машин. Грузовых автомобилей насчитывается 6,02 млн штук. [1]

Содержание

[править] Виды

[править] Грузовой транспорт

На начало 2013 года парк грузовых автомобилей в России составил 3,68 млн единиц. При этом свыше 80 % от этого количества приходится на технику, произведённую на постсоветском пространстве, что составляет немногим более 3 млн машин. На долю машин, выпущенных до 1998 года (старше 15 лет), приходится около 68 % от общего количества грузовиков в стране, что эквивалентно почти 2,5 млн штук. В марочной структуре лидером является продукция Горьковского автозавода, которой принадлежит менее четверти (23,2 %) всего парка грузовиков, что эквивалентно 852 тыс. единиц. Вторую позицию занимает другой отечественный производитель — Камский автозавод, машин которого в стране числится в объеме 759 тыс. штук, что соответствует примерно каждому пятому в стране. Завод имени Лихачева, в советское время являвшийся одним из ведущих в автопроме, с долей почти в 18 % располагается на третьей строчке, имея парк в 658 тыс. автомобилей. [2]

[править] Показатели перевозок

Согласно данным Росстата, на долю перевозок грузов автомобильным транспортом в настоящее время в России приходится около 70 % суммарного объёма грузоперевозок. В абсолютном выражении это составляет более 5 млрд тонн в год. [3]

За 2009 год в России автомобильным транспортом было перевезено 5,24 млрд тонн грузов. [4]

Грузооборот российского автомобильного транспорта за 2009 год составил 180 млрд тонно-километров. [5]

[править] Возраст автопарка

В начале 2011 года отмечалось, что средний возраст грузовых автомобилей в России составляет 19,2 лет. Около 80 % парка грузовиков — старше 10 лет. Доли грузовых автомобилей до 5 лет и от 5 до 10 лет составили 11,7 % и 10 % соответственно. [6]

[править] Легковой транспорт

По итогам 2011 года на тысячу жителей России приходилось 255 легковых автомобилей. [7]

По состоянию на начало 2012 года, в России было зарегистрировано 35 млн легковых автомобилей. [8]

За 2012 год парк легковых автомобилей в России вырос на 5,1 % и составил 36,9 млн штук. [9]

[править] Марки автомобилей

По итогам 2011 года парк легковых автомобилей в России составил 35,7 млн единиц, что почти на 5 % больше, чем годом ранее. Из этого количества на долю иномарок пришлось порядка 46 %, что соответствует примерно 16,5 млн машин. Оставшиеся 19 млн автомобилей принадлежат отечественным брендам. [10]

Осенью 2013 года отмечалось, что из 37 млн легковых автомобилей в России иномарки составляют 49,3 % (18,2 млн штук). [11]

[править] Возраст автопарка

По итогам 2011 года средний возраст легковых автомобилей в России составил 11,8 лет. [12]

Возрастная структура парка легковых автомобилей в России (по состоянию на 1 января 2013 года): [13]

  • Старше 10 лет — 49,9 %
  • 7-10 лет — 11,2 %
  • 4-7 лет — 21,9 %
  • До 3 лет — 17 %

Осенью 2013 года отмечалось, что в России средний возраст иномарок составляет 9,0 лет, российских марок — 14,9 лет. [14]

Возрастная структура иномарок в парке легковых автомобилей в России: [15] [16]

  • Старше 10 лет — 32,7 %
  • 7-10 лет — 10,3 %
  • 4-7 лет — 31,2 %
  • До 3 лет — 25,8 %

Возрастная структура российских марок в парке легковых автомобилей в России: [17] [18]

  • Старше 10 лет — 66,5 %
  • 7-10 лет — 12,1 %
  • 4-7 лет — 12,8 %
  • До 3 лет — 8,6 %

[править] Автобусы

В начале 2011 года отмечалось, что средний возраст автобусов в России составляет 14,5 лет. 57,4 % парка автобусов — старше 10 лет. Доля автобусов до 5 лет составила 23,2 %. [19]

[править] Соцопросы

В феврале 2014 года ВЦИОМ провёл опрос в России, задав вопрос «Есть ли в Вашей семье автомобиль или нет». Ответы: [20]

  • Да, есть один автомобиль — 43 %
  • Да, есть больше одного автомобиля — 4 %
  • Нет — 53 %

Ответы на вопрос «Какой автомобиль имеется в Вашей семье» (% от тех, у кого в семье есть автомобиль): [21]

  • Новый автомобиль отечественной марки (не старше 3 лет) — 11 %
  • Подержанный автомобиль отечественной марки (старше 3 лет) — 40 %
  • Новая «иномарка» (не старше 3 лет) — 17 %
  • Подержанная «иномарка» (старше 3 лет) — 35 %
  • Затрудняюсь ответить — 2 %

[править] Показатели

[править] Грузоперевозки

В 2017 году перевозки грузов и грузооборот автомобильного транспорта по итогам 2017 года составили 5 447 млн т и 253,1 млрд т-км (соответственно 100,3 и 102,2 % к уровню 2016 года), коммерческие перевозки грузов и коммерческий грузооборот — 1 604,8 млн т и 133 млрд т-км (соответственно 101,8 и 105,9 %). [22]

[править] Пассажирские перевозки

В 2017 году автомобильным транспортом общего пользования перевезено 10,9 миллиарда пассажиров (99,2 % к уровню 2016 года), пассажирооборот составил 116 млрд пасс.-км (99,3 %). [23]

Источники:

http://www.muzel.ru/article/tramline/auto/avtomobilnyi_trancport_v_roccii.htm
http://studopedia.ru/19_324360_avtomobilniy-transport-rossii.html
http://bukvi.ru/estestvoznanie/geografia/avtomobilnyj-transport-rossii-sostoyanie-i-perspektivy-ego-razvitiya.html
http://biofile.ru/geo/4801.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/659237/
http://newsruss.ru/doc/index.php/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector