ГАЗ 31 Зазор на свечах
Свечи зажигания
На двигателе мод. 4062 установлены свечи типа А14ДВР, на двигателях мод. 402 и 4021 — типа А14ВР.
7.222. У двигателя мод. 4062 снять наконечник 1 свечи с уплотнителем 2, не отсоединяя от наконечника 1 высоковольтный провод. Ключом 3 вывернуть старую свечу. Затем завернуть новую. Очень сильно свечу не затягивать, момент затяжки свечи 31–38 Н·м (3,1–3,8 кгс·м). Надеть на свечу наконечник 1 и установить уплотнитель 2 так, чтобы нижний край уплотнителя был надет на отбортовку отверстия в крышке головки блока цилиндров.
7.223. У двигателей мод. 402 и 4021 снять наконечник 1 свечи, не отсоединяя от него высоковольтный провод. Ключом вывернуть старую свечу, завернуть новую. Момент затяжки свечи 30–40 Н·м (3,0–4,0 кгс·м). Надеть на свечу наконечник 1.
Осмотр и дефектовка
7.224. Осмотреть свечу. Если на изоляторе свечи заметны трещины, повреждена резьба или электроды свечи, ее нужно заменить.
Обратить внимание на нагар, которым покрыта нижняя часть свечи. Если нагар светло-коричневого цвета равномерно покрывает свечу тонким слоем, его можно не очищать, так как он не влияет на работу системы зажигания. Если нагар отсутствует совсем, это говорит о том, что двигатель работает на переобедненной смеси или с увеличенным углом опережения зажигания. Если свеча покрыта матовым черным нагаром, который легко стирается, это указывает на то, что двигатель работает на переобогащенной смеси. Если нагар блестящий черного цвета, это указывает на попадание чрезмерного количества масла в цилиндр двигателя.
Нагар черного цвета нужно очистить с помощью пескоструйного аппарата и затем продуть свечу сжатым воздухом. Можно очистить нагар со свечи с помощью жесткой волосяной щетки, предварительно опустив свечу на 20–30 мин в бензин. Не рекомендуется очищать нагар острыми металлическими предметами: они оставят на свече царапины, которые ускорят процесс нагарообразования.
7.225. После очистки нагара проверить зазор между электродами свечи. Зазор проверять только круглым щупом, так как при проверке плоским не будет учитываться глубина выемки на боковом электроде, которая образуется при работе свечи. Зазор должен быть в пределах 0,7–0,85 мм для двигателя мод. 4062 и 0,8–0,95 мм для двигателей мод. 402 и 4021. Если зазор не укладывается в указанные пределы, отрегулировать его, подгибая боковой электрод 1. Подгибать центральный электрод запрещается — это приведет к появлению трещин в изоляторе и выходу свечи из строя.
Какой зазор нужно устанавливать в свечах при работе двигателя на газе. Эксперимент
После установке газового оборудования рекомендуют изменять зазор между электродами свечей. Но конкретно, что нужно делать увеличивать или уменьшать не сказано. Есть три мнения, поэтому повода.
1. Нужно зазор увеличить. Объясняется это тем, что газ имеет большее октановое число, чем бензин, а значит, он медленнее горит. При увеличении зазора между электродами, длина искры становится больше, первичный очаг воспламенения будет больших размеров, и газ быстрее сгорит. Рекомендуют увеличить зазор на 0,2 миллиметра.
Но ведь пробивное напряжение при этом вырастет, а если в процессе эксплуатации зазоры еще больше увеличатся из-за износа электродов, то появятся пропуски воспламенения и катушка зажигания может не выдержать и сгореть.
2. Зазор между электрода при работе на газе не нужно изменять. Многие, кто ездит на газе экспериментировали с зазорами и поняли, что лучше всего оставлять его на том же уровне потому, что видимой разницы в работе двигателя после его изменения нет.
3. Зазор нужно уменьшить. Это объясняется тем, что газ имеет большее электрическое сопротивление чем бензин. Значит, для пробоя искрового промежутка нужно приложить большее напряжение к электродам свечи. При уменьшении зазора пробивное напряжение понижается, а значит, уменьшается вероятность возникновения пропусков воспламенения и выход из строя катушки зажигания. Рекомендуют уменьшить зазор на 0,1 миллиметра.
Провел эксперимент. Сравнил пробивное напряжение между электродами свечи при работе двигателя на газе и на бензине.
Сравниваю следующим образом. Полностью прогретый двигатель будет работать на газе. Посмотрю напряжение на свечах. Далее переключу на бензин и дам ему поработать 2 минуты. При этом обороты коленчатого вала, что на газе, что на бензине одинаковые.
Осциллограмма напряжение на свечах на бензине.
Пробивное напряжение 11,5 киловольта. Перевожу на газ.
Как видно пробивное напряжение увеличилось на 3,5 киловольта. Но конечно же это зависит еще и от того как отрегулирован газовый редуктор. Но все таки разница большая. Значит пробить газ сложнее чем бензин.
Поэтому рекомендуют при работе двигателя на газе уменьшать зазоры в свечах на 0,1-0,2 миллиметра. Делается это для того, что бы понизить пробивное напряжение и продлить срок службы катушки зажигания и высоковольтных проводов. Но нужно ли это делать?
При одной и той же степени сжатия газ горит медленнее чем бензин. Если мы уменьшим зазор то длинна искры станет меньше и газ будет гореть еще дольше. Но возможно не большое уменьшение зазора на 0,1 миллиметр сильно не повлияет. Что вы думаете об этом?
Можете еще прочитать следующие статьи.
Зазор на свечах зажигания. Какой должен быть и на что он влияет
Несмотря на всю простоту строения свечей зажигания, с ними нужно правильно работать и обращаться. Их нужно правильно чистить, правильно выбирать и менять. Однако даже новые варианты, иногда могут доставлять проблемы – машина может работать неровно, иногда бывают рывки (толчки) при наборе скорости, а также легкая детонация. Многие сразу начинают искать причину в системе зажигания – конечно ведь свечи новые! Однако виной всему может быть зазор между электродами, достаточно его поправить и двигатель просто «запоет» …
ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ
Для начала небольшое определение.
Зазор свечи зажигания – это расстояние между верхним и нижним электродами, нужно для оптимальной работы и поджигания топливной смеси. Если это расстояние отличается от рекомендованных норм, двигатель будет работать не ровно, возможны либо подергивания, либо детонация схожая с «троением» вашего агрегата.
Простыми словами если зазор отличается от нормы, выставлен так с завода или продавцом, то вы можете хоть половину мотора перелопатить, а причину не найти. Особенно сильно проявляется на карбюраторных системах. НО для начала предлагаю начать с устройства и принципа работы.
Как работает зажигание в цилиндре
Если говорить о свечах, то это как бы последнее звено в системе зажигания, которое непосредственно контактирует с воздушно-топливной смесью. Именно этот элемент ее поджигает, и делает это либо – эффективно и как заложено в технический регламент, либо неэффективно по ряду причин (кстати, виной зачастую выступает износ).
После того как топливная смесь (бензин и воздух) были поданы в цилиндры, поршень начинает идти вверх и сжимать ее, нагнетая тем самым давление.
В пиковой или как принято называть в «верхней точке», ЭБУ дает приказание и происходит воспламенение этого состава. Причем поджигает его свеча зажигания — между электродами бежит искра, которая и является катализатором.
Однако воспламенение может и не произойти, я не беру сейчас варианты с неисправностью системы зажигания, просто выставлен — не правильный зазор. Таким образом, могут появляться «пропускания» (то есть не воспламенение топливной смеси), которые заставят ваш двигатель работать с низким КПД, а иногда вообще он не запускается (например — утром зимой). Но почему так происходит.
Влияние правильного зазора на работу мотора
Зазор это действительно важный параметр. Он может быть либо большой, либо слишком маленький.
Малый зазор
Если установлены малые значения между электродами, то будут проявлять пропуски в системе зажигания. Все дело в том, что той искры, которая образуется между электродами, максимально приближенными друг к другу – недостаточно для воспламенения топливной смеси. Искра хоть и сильная но – недостаточная. Вот почему многие автомобили при движении будут реально дергаться и не развивать достаточную скорость. НА карбюраторах может заливать свечи, что только придаст проблем – вообще будет троить. Зазор нужно увеличивать!
Малый зазор это сколько? Если поговорить про размер, то это примерно от 0,1 до 0,4 мм. Обязательно проверяем свечи после покупки, дельные рекомендации дам чуть ниже, а пока поговорим про большое расстояние.
Большой зазор
Знаете, все же многие производители заранее выставляют нормальное расстояние между электродами. Но со временем он сам по себе может увеличиваться.
Все дело в износе свечи, который проявляется при большом пробеге — это естественно. Ведь электроды сделаны из металла, который под воздействием температуры и постоянных электрических разрядов начинает потихоньку выгорать. Страдает как верхний похожий на букву «Г», так и нижний. Верхний становится тонким, вместо прямоугольной формы он начинает закругляться, потому как сгорают бока. Нижний просто проседает вниз.
Из-за такого расстояния, искра, которая проходит между контактами – ослабевает. Причем значительно! Ее также возможно не хватит для воспламенения топлива.
Зачастую из-за этого пробивает изолятор нижнего контакта, все дело в том — что искра старается найти кротчайший путь между электродами.
Зимой есть большая вероятность, что машина попросту не запуститься.
Еще один важный аспект, на отдалившихся электродах чаще может появляться налет в виде нагара, искра итак «страдает» от большого расстояния, так еще и налет! Она вообще может не пройти. Поэтому важно через определенный пробег, с нашим топливом это может быть уже 15000 км, выкручивать свечи при необходимости их менять, либо чистить.
Большое расстояние – от 1,3 мм и выше.
Нормальный зазор, на что нужно ориентироваться
У нас имеются вполне конкретные пределы. Нижний от 0,4 мм (и все что ниже), верхний от 1,3 мм (и все что выше). Так какой считается нормальным размером именно для вашего авто.
Знаете и тут есть различия, связаны они в первую очередь с системой зажигания автомобиля, условно поделить ее можно на три типа:
1) При карбюраторном типе, с трамблером – нормальный зазор от 0,5 до 0,6 мм
2) При карбюраторном типе, с электронным зажиганием – 0,7 – 0,8 мм
3) Инжектор – 1 – 1,3 мм
Почему такая разница? — спросите вы. Ответ прост – дело в системе зажигания и электрической цепи. Самое низкое напряжение у карбюратора, соответственно искра будет слабее, и поэтому зазор должен быть меньше. А вот самая сильная энергетическая система у инжектора, поэтому здесь зазор увеличивают, нормальный считается от 1 мм, а на многих иномарках он 1,1 мм.
Как проверить и как его выставить
Процесс это не такой сложный, как кажется на первый взгляд. Для начала просто выкручиваем свечи зажигания, затем смотрим на повреждения, если их нет, то можно для начала почистить, затем проверить зазор.
Зазор конечно можно замерить обычными измерительными приборами, тупо линейкой. Однако определить на вид 0,5 или 0,7 мм, очень сложно! Поэтому сейчас в магазинах можно купить так называемые наборы «щупов» или специальные ключи для проверки зазора.
Щупы похожи на металлические загнутые буквы «Г», с различными размерами, просто их подставляем между электродами и с точностью до 97% определяете зазор. Если он больше, например на инжекторе чем 1,1 мм, то контакты сближают друг к другу, элементарно можно постучать ручкой отвертки. Если слишком близко – то раздвигаем друг от друга, опять же проверяет щупом.
Посмотрите мое видео о зазоре.
Современные технологии
Что хочется сказать в заключении, многие подумают «да брось», зачем мне заморачиваться над каким-то расстоянием между электродами! Ребята очень неправильные мысли.
Во-первых, вы можете сэкономить на топливе, исследования показывают до 5 – 7%
Во-вторых, плавная работа двигателя – залог безопасности вождения.
Третье, правильный зазор между свечами увеличивает их ресурс, нет вероятности, что пробьет изолятор (при увеличенном расстоянии).
Хочется отметить, что некоторые компании наоборот увеличивают число контактов (электродов), усиливают катушки и систему зажигания, все для того чтобы смесь поджигалась лучше.
Также сейчас есть более современные технологии, которые как я думаю, скоро придут на смену – такие как плазменные свечи.
У них вообще нет электродов, а топливо поджигает пучок плазмы, который образуется от электричества. Как пишут, производили сейчас уже проходят испытания и они говорят — что эффективность сгорания топливной смеси увеличивается, а это чуть больше мощности, чуть больше экономии и экологичности двигателя.
А на этом у меня все, читайте наш АВТОБЛОГ, будет интересно.
(39 голосов, средний: 4,00 из 5)
Клуб любителей автомобиля
СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ: УСТРОЙСТВО СВЕЧИ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ДИАГНОСТИКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ
В данной статье будет приведена информация о том, что такое свеча зажигания и как она работает. О том какие свечи зажигания бывают их основные типоразмеры и характеристики. Кроме того причины неисправностей связанные со свечами зажигания и методы их устранения.
Устройство свечи зажигания
На рисунке 2 приведена конструкция классической современной свечи зажигания, которая представляет из себя следующую конструкцию.
Основными элементами любой свечи зажигания являются металлический корпус, керамический изолятор, электроды и контактный стержень. На корпусе свечи зажигания нарезана резьба, которая ввинчивается в головку блока двигателя, шестигранник – под ключ типа “головка” и коррозионное покрытие. Опорная поверхность (поверхность свечи зажигания, ограничивающая ход свечи при вкручивании по резьбе в головку блока двигателя) может быть плоской или конической. В первом случае для надежной герметизации свечного отверстия используется уплотнительное кольцо. Во втором коническая поверхность сама хорошо герметизирует соединение свечи с головкой блока конус по конусу. Материалом изолятора служит высокопрочная техническая керамика. Для предотвращения утечки электричества на его поверхности (в “верхней” части изолятора) делают кольцевые канавки (барьеры тока) и наносят специальную глазурь, а часть изолятора со стороны камеры сгорания выполняют в форме конуса (называемого тепловым). Внутри керамической части свечи закреплены центральный электрод и контактный стержень, между которыми может быть расположен резистор, подавляющий радиопомехи. Герметизация соединения этих деталей осуществляется токопроводящей стекломассой (стеклогерметиком). Боковой электрод (“массы”) приварен к корпусу. Электроды изготавливают из жаростойкого металла или сплава. Для улучшения отвода тепла от теплового конуса центральный электрод могут делать из двух металлов (биметаллический электрод) – центральную часть из меди заключают в жаростойкую оболочку. Биметаллический боковой электрод обладает повышенным ресурсом благодаря тому, что хорошая теплопроводность меди препятствует чрезмерному его нагреву.
Рисунок 3 Многоэлектродная свеча зажигания
В некоторых случаях используют свечи зажигания вообще без бокового электрода. В них роль бокового электрода играет все нижнее боковое ребро корпуса свечи. Преимущество – это больший ресурс свечи, высокая надежность искрообразования. Но для данных свечей требуется специализированная система зажигания. Так как увеличение площади влечет за собой и увеличение разрядного напряжения. Используются в спортивных гоночных болидах. Форма бокового электрода влияет на распространение фронта пламени.
Рисунок 4 Схемы развития фронта пламени для одноэлектродных (а) и многоэлектродных (б) свечей.
Во втором случае из-за «открытого» искрового зазора сгорание смеси начинается интенсивней, чем в первом — фронт пламени одноэлектродной свечи теряет время на выход из межэлектродного пространства.
На свече зажигания российского производства должны быть указаны:
-дата изготовления (месяц или квартал и (или) две последние цифры года изготовления);
-товарный знаки (или) наименование предприятия-изготовителя;
-условное обозначение типа свечи (расшифровка приведена далее);
-надпись”Сделано в России”или RUS.
Кроме того нанесена непосредственно маркировка с основными характеристиками искровой свечи зажигания согласно рисунка 5
Рисунок 5
Из-за отсутствия за рубежом единой системы маркировки определить соответствие свечей зажигания различных производителей можно только при помощи каталогов или таблиц взаимозаменяемости (табл. 1). кроме того часто у каждого производителя есть своя система маркировки.
Маркировка импортных производителей свечей
Bosch : Десятизначные номера BOSCH на свечи имеют два диапазона – 0 241 XXX XXX (свечи без резистора помехоподавления) и 0 242 XXX XXX (с резистором помехоподавления).
Расшифровку обозначений свечей Bosch рассмотрим на примере: обозначение W R 7 D C R
позиция 1 2 3 4 5 6
Позиция 1: Обозначение резьбы.
W – резьба М14х1,25 с плоским уплотнительным седлом и размером под ключ 21 мм (обозначение SW21);
F – резьба М14х1,5 с плоским уплотнительным седлом и SW16;
М – резьба М18 с плоским седлом уплотнения и SW25;
Н – резьба М14х1,25 с конусным седлом уплотнения и SW16;
D – резьба М18х1,5 с конусным седлом уплотнения и SW21.
Позиция 2:
R – обозначает, что свеча имеет сопротивление для подавления радиопомех.
Позиция 3:
7 – Калильное число.
Позиция 4: Обозначение длины резьбы.
А – длина резьбовой части 12,7 мм, нормальное положение искры;
В – длина резьбы 12,7 мм, выдвинутое положение искры;
С – длина резьбы 19 мм, нормальное положение искры;
D – длина резьбы 19 мм, выдвинутое положение искры;
DT – длина резьбы 19 мм, выдвинутое положение искры и три электрода массы;
L – длина резьбы 19 мм, далеко выдвинутое положение искры.
Позиция 5: Материал среднего электрода.
С – сплав никеля и меди;
S – серебряный средний электрод;
Р – платиновый средний электрод;
О – стандартная свеча с усиленным средним электродом.
Позиция 6: Сопротивление обгорания. R = 1 кОм.
Выбор свечей на автомобиль с газовым оборудованием. Чем отличаются «газовые» от бензиновых
Последнее обновление – 21 октября 2019 в 07:38
После перевода транспортного средства на газовое топливо (чаще всего это установка ГБО 4 и 2 поколения), производители систем воспламенения, рекомендуют устанавливать на двигатель авто свечи зажигания для ГБО, разработанные специально к эксплуатации на «CNG» и «LPG» (метан/пропан).
И действительно, спустя какое-то время после монтажа газового оборудования, автовладельцы замечают снижение ресурса свечек зажигания, катушек, высоковольтных проводов.
В данной статье разберемся, в чём отличие свечей зажигания для газа и бензина. Ставить ли газовые свечи, или можно ограничиться регулировкой зазоров штатных деталей.
Какая разница между свечами
Главной задачей системы зажигания автомобиля является обеспечение качественного искрообразования на всех режимах работы ДВС. В отличие от бензина, горение высокооктановой газо-воздушной смеси в камере сгорания двигателя, происходит при повышенной температуре и времени сгорания, а эффективная работа свечи зажигания возможна только в определённом температурном диапазоне. К тому же газовую смесь (метановую или пропановую) сложнее поджечь, для её воспламенения требуется более мощная искра, что вызывает увеличенную нагрузку на элементы зажигания авто.
Для выполнения этих условий, разработчиками проведена адаптация свечей именно под работу на газе, где применены конструктивные решения:
- сокращение зазора между электродами (расстояние между боковым и центральным электродом);
- уменьшение диаметра центрального электрода;
- применение материалов для изготовления электродов выдерживающих температурные нагрузки (платина, серебро, иттрий, иридий).
Перечисленные параметры уже учтены в дорогих бензиновых свечах зажигания, где электроды также имеют напайку из драгоценных металлов. Отличаются они от газовых только лишь зазором.
Какой зазор на свечах для газа и бензина выставлять
Часто после установки ГБО на автомобиль, ДВС начинает троить, появляются провалы и завышенный расход газа, относительно ожидаемого. Происходить эти явления могут по разным причинам, один из вариантов это пропуски в зажигании по причине увеличенного зазора в штатных свечках, из-за подгорания электродов при эксплуатации на бензине. Причём при переходе на бензин всё приходит в норму. Проблема решается уменьшением расстояния между электродами или заменой элементов.
Правильно отрегулированный зазор свечей для ГБО напрямую влияет на полноту сгорания, эффективность воспламенения топливной смеси и стабильную работу мотора, так для газа выставляется размер в диапазоне 0,7-0,9 мм. Но данный параметр очень индивидуален и подбирается в зависимости от ряда факторов:
- тип применяемой системы зажигания;
- модель и характеристики двигателя;
- условия и режим эксплуатации авто с ГБО.
При более частой езде на газовой смеси, подойдут зазоры 0,7 мм и наоборот.
Какие свечи зажигания лучше выбрать для авто с ГБО
От выбора свечей зажигания зависят расход топлива, мощность двигателя, токсичность выхлопа. Чтобы правильно подобрать искрообразователи для работы на газу, нужно следовать рекомендациям производителя системы зажигания для конкретной марки двигателя.
В линейке популярных марок, таких как Denso (Денсо), NGK (НЖК), Bosch (Бош), Beru (Беру) и Brisk (Бриск) имеются свечи, разработанные специально под работу мотора на газе (с газобаллонным оборудованием), с уже отрегулированными зазорами и подобранным калильным числом.
Калильное число свечей зажигания для ГБО – также очень важный параметр, эксперименты с понижением или повышением данного значения могут только навредить двигателю. Но если вы решаетесь на такой шаг, то свечи лучше выбирать более «холодные» (в большинстве случаев у изготовителей своя индивидуальная таблица величины числа).
Более наглядно о калильном числе и возможных последствиях его неверного выбора, можно ознакомиться из видеоролика:
Идеальным решением для машины с газовым оборудованием будет применение «газовых» свечей, лучше подходят иридиевые или платиновые, только стоимость их значительно выше стандартных. Штатные искрообразователи тоже будут отлично работать, но для этого важно помнить о необходимости регулировки зазоров каждые 5-7 тыс. км. пробега. Ресурс таких свечек возможно снизиться.
Стоит отметить, что периодичность (интервал) замены воспламенителей предназначенных для ДВС с ГБО, также может сократиться, всё зависит от ряда факторов:
- исправная работа двигателя и системы зажигания;
- условия и манера эксплуатации транспортного средства;
- качество топлива газ/бензин;
- правильная установка свечей.
Ко всему прочему, рынок наводнили дешёвые подделки, остерегайтесь не качественной продукции! Покупать лучше всего у официальных представителей заводов изготовителей.
Монтаж новых деталей с уплотнением шайбой или конусом, производится ввинчиванием от усилия руки (с помощью ключа), до упора. Затяжка свечи с кольцом делается в половину оборота, а конусной на 1/15. Если свеча ставится повторно, то в обоих случаях она тянется на 1/15 оборота. Но правильнее воспользоваться динамометрическим ключом и произвести установку согласно заводским рекомендациям, указанным в каталогах и на упаковке.
Обзор (рейтинг) рекомендованных свечей для ГБО
Основываясь на многочисленных отзывах водителей, рассмотрим одни из самых популярных моделей свечей зажигания для работы на пропан-бутановой смеси и метане с краткими характеристиками.
Наиболее распространённые (ввиду дешевизны) свечи Бриск Сильвер для газа (Brisk Silver LPG/CNG — Чехия), имеют серебряный центральный электрод малого диаметра. Цена их варьируется 120-300 рублей за одну штуку:
Свечи для газа – будет ли эффект
Установка газобаллонного оборудования (ГБО) снижает затраты на топливо, но серьезно меняет режим работы двигателя. Многие водители, установившие на свой автомобиль ГБО, задаются вопросом – нужны ли какие-то особые свечи для газа, и если нужны, то какие именно? Прочитав статью, вы узнаете, как и почему меняется режим работы мотора, какие процессы происходят в камере сгорания и как влияют на них свечи зажигания. Это поможет вам выбрать такие свечи, которые заставят двигатель работать лучше и не снизят его ресурс.
Что происходит в цилиндрах
Силовой агрегат автомобиля работает на топливовоздушной смеси, в которой соотношение горючего и воздуха колеблется от 1:13 до 1:20. Чтобы придать машине сильное ускорение, приходится переобогащать смесь. Во время равномерного движения по прямой двигатель работает на максимально обедненной смеси. Эти операции выполняют инжектор или карбюратор.
Изменение соотношения топлива/воздуха меняет основные характеристики смеси:
- чувствительность к искре;
- склонность к детонации;
- скорость и температуру горения;
- количество выхлопных газов.
На скорость сгорания топлива, а также количество выделенной энергии влияют:
компрессия;
- состав топливовоздушной смеси;
- температура двигателя;
- режим работы силового агрегата;
- напряжение зажигания;
- угол опережения зажигания (УОЗ);
- зазор между электродами свечи;
- калильное число свечи.
Как сгорает топливо
Сгорание топлива в холодном двигателе происходит иначе, чем в горячем. Топливовоздушная смесь в холодном силовом агрегате разгорается медленно, поэтому необходимо переобогащать ее, ведь искра зажигания, пробивающая зазор между электродами, оказывается слишком слабой. Даже инжектор не может качественно распылить топливо в холодной камере сгорания, поэтому часть горючего оседает на стенках поршня и цилиндров. Поэтому в режиме холодного двигателя многое зависит от интенсивности искры, которую определяют напряжение, форма электродов и зазор.
Постоянное нахождение свечи в зоне высоких температур приводит к такому нагреву электродов, что вызывает калильное зажигание. В этом случае смесь воспламеняется не от искры, которая пробивает зазор между электродами, а от контакта с раскаленной свечой.
Поэтому для высокотемпературных моторов, работающих с огромной нагрузкой, необходимо использовать свечи с высоким калильным числом, которые эффективно отдают тепло головке блока цилиндров (ГБЦ), поэтому названы холодными. Для двигателей (карбюратор и инжектор), работающих под небольшой нагрузкой, используют теплые свечи, с небольшим калильным числом. Они быстрей нагреваются до рабочей температуры (700–800 градусов) и обеспечивают эффективный розжиг топливовоздушной смеси в холодном моторе. Если калильное число слишком велико, то она не нагревается до рабочей температуры, в результате чего на электродах появляется нагар, еще больше усугубляющий ситуацию.
Чем выше октановое число бензина, тем лучше он переносит сжатие в цилиндрах (стойкость к детонации). Поэтому для моторов со степенью сжатия свыше 9,5 необходимо использовать бензин с октановым числом не менее 95. Такое сочетание позволяет мотору выдавать максимальную мощность. Чем выше октановое число, тем больше температура и энергия, которые выделяются в процессе сгорания, что, в свою очередь, влияет на работу свечи. Поэтому использование в моторах со степенью сжатия свыше 9,5 горячих свечей приведет к сильному падению мощности из-за калильного зажигания. К тому же в результате недостаточного сжатия, зазор свечей и тарелки клапанов начинает покрывать нагар, ухудшающий работу двигателя. Вопреки общепринятому мнению, нагар на свечах и клапанах образуется не только из-за неправильно выставленного УОЗ или переобогащенной смеси, но также от недостаточной степени сжатия или падении компрессии.
Чем отличаются бензин и газ
Вот основные отличия бензина от сжиженного природного газа (СПГ):
- октановое число: бензин 95–98, газ 105–115;
- температура кипения: бензин от 33 градусов, СПГ минус 42 градуса;
- степень сжатия мотора: бензин 9,0–10,0 газ 10,5–12.
По своим характеристикам газ (пропан и бутан) сильно отличается от бензина. Высокое октановое число не позволяет просто подключить ГБО к мотору, рассчитанному на работу с бензином 80 или 92, ведь такое топливо быстро выведет двигатель из строя. Если степень сжатия сильно не соответствует топливу, то температура и скорость сгорания топлива изменяются. Кроме того, инжектор распыляет пропан более эффективно, чем бензин. Высокое октановое число требует увеличения степени сжатия как минимум до 10,5, в противном случае в режиме большой мощности мотор будет работать с перегревом.
При работе на СПГ нагар на клапанах и свечах не образуется, даже если степень сжатия недостаточна, что является серьезным преимуществом газа.
Известен случай, когда к исправной Газели с мотором ЗМЗ 406 инжектор подключили ГБО (пропан), даже не отрегулировав зажигание. Через 40 тысяч километров из-за сильного перегрева прогорел один из клапанов ГБЦ. Также известен случай, когда откапиталенный карбюраторный ЗМЗ-402 под 92 (и не инжектор, а карбюратор), установленный на старую Волгу, проработал на газу до следующего ремонта 250 тысяч километров. Потому что водитель внимательно отнесся к подготовке мотора. Повысил степень сжатия, прошлифовав ГБЦ, выставил правильное зажигание и установил максимально холодные свечи.
Нужны ли особые свечи для СПГ
Многие автомобилисты приходят в магазин с запросом – мне нужны особые свечи под газ на инжектор и не понимают, что никто не выпускает такую продукцию. Свечи делят не по марке или типу топлива, а по калильному числу. Если у вас мотор под 98 бензин, на клапанах не образуется нагар, компрессия в норме, вы ездите без экстремальных нагрузок, то вам не нужны никакие особые свечи. Достаточно использовать наиболее холодные из рекомендованных в мануале. Если же вы используете средние свечи (калильное число от 11 до 17), то необходимо проверять их один раз в 2–3 месяца, но не позже чем через 10 тысяч километров. Необходимо контролировать, не появился ли нагар, соответствует ли зазор заданному значению. Это поможет определить, подходят ли они для двигателя и режима езды, или нужно поставить более холодные свечи.
Если вы собираетесь быстро ездить, но степень сжатия мотора ниже 11, то необходимо ставить максимально холодные из доступных свечей. Желательно подобрать калильное число не ниже 23 и проверять зазор, нагар каждые 2-3 тысячи километров. Если же вы полностью перешли на СПГ и не собираетесь ездить на бензине, то нагар на свече не появляется, а немного изменившийся зазор между электродами не угрожает мотору. Если двигатель со степенью сжатия свыше 9,5 постоянно работает на СПГ, то не возникает большей части тех проблем, которые ждут моторы, потребляющие бензин и газ. Ведь слишком холодную свечу покрывает нагар, а на слишком горячей от температуры меняется зазор. Все это негативно влияет на работу мотора.
Если вы заботитесь о своем бензиновом двигателе и решили перевести его на газ/бензин, обратитесь к шлифовщику, чтобы он обработал ГБЦ для увеличения степени сжатия, после чего отрегулируйте УОЗ. В этом случае установка холодных свечей даст максимальный эффект. Если же этого не сделать, то никакие специальные свечи зажигания для газа не смогут сохранить ресурс мотора.
Вывод
Теперь вы знаете, какой тип свечей лучше подходит для газа, а также знакомы с теми мероприятиями, которые продлят срок службы мотора. Следуя рекомендациям этой статьи, вы избежите снижения ресурса мотора и продлите его пробег.
Источники:
http://www.automnl.com/model/gaz_volga1/230/
http://zen.yandex.ru/media/id/5d86449332335400af4cf2b7/5e05d4ffd7859b00ad04aff7
http://avto-blogger.ru/texchast/zazor-na-svechax-zazhiganiya-kakoj-dolzhen-byt-i-na-chto-on-vliyaet.html
http://www.gaz3102.ru/forum/viewtopic.php?t=1243&p=11225
http://gbomotor.ru/poleznoe/sveche-na-avto-s-gbo
http://autolirika.ru/soveti/svechi-dlya-gaza-budet-li-effekt.html