Какие компании снизили цены на свои автомобили в России
Авторынок России падает. Что будет дальше?
Российские автосалоны и покупатели увидели просвет в падающем авторынке – программы господдержки и относительная стабилизация доходов на некоторое время спровоцировали рост продаж новых легковых машин. Как оказалось, ненадолго.
По итогам июля 2019 года реализация легковых и легких коммерческих автомобилей снизилась на 2,5% до 139 968 машин. За 7 месяцев падение составило примерно столько же. Такие данные приводит Российская ассоциация автодилеров (РОАД). <
Почему продажи автомобилей падают?
Основными причинами падения спроса на новые автомобили являются снижение покупательской способности населения, рост цен на автомобили, отсутствие крупномасштабных программ господдержки.
Программы господдержки частично помогают в поддержании рынка – «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль» и «Льготный лизинг». Но проблема в том, что существующие программы не носят глобального характера. Мы считаем, что необходимо все-таки вернуться к классической программе субсидирования кредитных ставок и утилизации. В первом случае опыт показал, что классические кредиты выгоднее для государства, поскольку в дальнейшем собирается больше налогов с граждан. Что касается утилизации, то с помощью этой меры можно также решить проблему старого автопарка России. Также мы выступаем за льготный лизинг в сегменте коммерческого транспорта. Параллельно с этой программой можно, по опыту Европы, увеличивать налоги на неэкологичный транспорт. Олег Мосеев, президент Ассоциации Российских автодилеров (РОАД)
Как говорят эксперты, снижение рынка в текущем году было прогнозируемым. Объем господдержки сократился, действие программ стимулирования спроса «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» в 2019 году распространяется только на автомобили не дороже 1 млн рублей. Спектр моделей, которые можно приобрести с помощью господдержки, стал существенно уже по сравнению с прошлым годом. Цены на автомобили продолжают расти, а доходы населения не могут компенсировать этого подорожания. Как следствие – спрос на рынке падает.
Сегодня цены на новые автомобили сохраняют тенденцию к росту. В то же время, практически каждый автопроизводитель предлагает специальные акции на свои модели, а также специальные кредитные предложения, которые делают приобретение автомобиля более доступным. Спектр этих программ существенно влияет на результаты продаж каждого бренда. Вместе с тем, эти спецпредложения всегда носят точечный характер, а переломить общий тренд рынка могут только программы субсидирования спроса со стороны государства. Таким образом, дальнейшая динамика рынка новых автомобилей будет определяться тем, готово ли правительство предложить дополнительные меры для стимулирования спроса. При сохранении программ поддержки рынка в текущем объеме можно прогнозировать умеренное снижение рынка.
Рост цен на новые машины отразился и на рынке подержанных автомобилей: средняя стоимость авто с пробегом достигла 635 тысяч рублей, что на 4% больше по сравнению с показателем годичной давности. Сильнее всего удорожание коснулось бюджетных моделей – на 7,2%, представители премиум сегмента стали дороже на 4,5%.
Кстати, продажи на вторичном авторынке тоже упали: за 7 месяцев на 0,5%. Дело в том, что рынок новых автомобилей и с пробегом взаимосвязаны – при покупке нового автомобиля потребитель, как правило, сдает свой предыдущий в трейд-ин, и тот, в свою очередь, поступает на вторичку. Таким образом, рост рынка новых автомобилей стимулирует вторичный рынок. И наоборот.
Основной тенденцией рынка автомобилей с пробегом остается увеличение доли дилерского сегмента. Значительная часть потенциальных покупателей подержанных машин сегодня готова рассматривать только предложения от официальных дилеров, справедливо полагая, что только у дилеров можно найти в одном месте большой выбор проверенных автомобилей с пробегом с гарантией юридической чистоты сделки. Алексей Баринов, директор подразделения по продаже автомобилей с пробегом компании «Рольф»
Что будет с рынком России дальше?
Как считают эксперты, распространение действия программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» на машины ценой даже до 1,5 – 1,8 млн рублей способно переломить негативные тенденции на рынке. Хорошим подспорьем было бы возвращение программы утилизации, поскольку в стране очень возрастной парк, и стимулирование его обновления позволит решить много вопросов. По опыту прежних лет, запуск таких программ субсидирования спроса не только способен существенно улучшить результаты рынка, но и оказывается выгоден для государства, так как затраты возвращаются в бюджет в виде налоговых отчислений.
Однако пока эти меры не приняты, ждать чуда не стоит. В конце июля РОАД скорректировали прогноз по рынку в 2019 году. Если в начале года эксперты прогнозировали рост автомобильной отрасли, оговариваясь, что первое полугодие будет отрицательным, то теперь ожидают падения на уровне 3-4%.
«Золотой» осени дилерам ожидать тоже не приходится. Покупательская способность россиян оставляет желать лучшего, а цены на автомобили вновь могут взлететь вверх.
Скорее всего, осенью текущего года продажи машин расти не будут в связи с увеличением цен на автомобили – в сентябре отменяют компенсации импортных пошлин на иностранные запчасти со стороны государства. Марки, имеющие локализованное производство в России, чувствуют себя увереннее, соответственно. Руководитель проектов по бизнес-процессам ГК «АвтоСпецЦентр» Константин Авакян
Именно они являются лидерами рынка на данный момент – Lada, на которую приходится 24,4% всех продаж. В ТОП-10 также входят Toyota (10,1%), Kia (6,7%), Hyundai (6,4%), Nissan (5,3%), Renault (4,9%), Volkswagen (4,6%), Chevrolet (3,7%), Ford (3,5%) и Mitsubishi (2,9%)».
Какие автомобили меньше всего теряют в цене?
В связи с недавним падением рубля россияне зачастую покупали автомобили не как средство передвижения, а с целью вложения накопленных денег. Эксперты составили рейтинг моделей, которые с возрастом и увеличением пробега меньше всего теряют в цене. Как выяснилось, помимо традиционно ликвидных «японок» лучше всего сохраняют остаточную стоимость адаптированные для России иномарки, а также популярные в последнее время кроссоверы.
Чем старше — тем дешевле
Как известно, новый автомобиль обесценивается сразу примерно на 10%, как только выезжает из автосалона, и продолжает дешеветь с каждым пройденным километром. При этом скорость обесценивания машины во многом зависит от динамики цен на рынке новых автомобилей. По словам гендиректора маркетингового агентства GiPA Russia Александра Груздева, обычно самая большая потеря происходит на первом году владения машиной, что объясняется именно утратой статуса «новый автомобиль». Последующие несколько лет снижение стоимости происходит медленно, зато после окончания гарантии машина может резко подешеветь. Немаловажную роль играет и товарный вид автомобиля, а также количество аварий, в которых он побывал и степень полученных в них повреждений.
«С возрастом дешевеет любая машина, однако каждый автомобиль теряет в цене по-разному, — рассуждает Александр Груздев. — Тут играет роль множество разных факторов, в их числе — имидж марки в плане надежности ее автомобилей, класс, к которому принадлежит машина, ее популярность на рынке, стоимость обслуживания и многое другое».
Согласно недавнему исследованию PwC, автомобили В-класса и компактные кроссоверы теряют в цене медленнее машин других классов — в среднем менее 25% за три года. А сильнее всего обесцениваются трехлетние автомобили бизнес-класса и полноразмерные внедорожники свыше 3 млн руб. — на 38% и 47% соответственно.
«Традиционно, чем дороже и выше класс автомобиля, тем ниже его остаточная стоимость, но во всех правилах есть исключения, — говорит директор компании „ПодборАвто“ Денис Еременко. — Например, многие модели Toyota, Mitsubishi, Suzuki даже в возрасте трех лет можно продать почти по их изначальной цене, ввиду большой популярности на вторичном рынке и постоянного повышения цен на новые автомобили этих моделей». Если новых машин каких-то ходовых моделей нет в наличии у дилеров, то аналогичное годовалое авто может стоить практически как новое, добавляет директор подразделения по продаже автомобилей с пробегом Blue Fish ГК «Рольф» Алексей Баринов.
Выгодное вложение капитала
Chevrolet Spark (MY 2013)
Аналитики «Автостата» составили рейтинг самых ликвидных моделей на автомобильном рынке нашей страны. Сопоставив стоимость нового автомобиля в 2011 году и цену при его продаже в конце прошлого года, эксперты рассчитали индексы остаточной стоимости моделей более чем 40 марок легковых машин, представленных в различных сегментах российского авторынка.
Рейтинг моделей автомобилей по остаточной стоимости (массовый сегмент)
Источник: агентство «Автостат»
В сегменте субкомпактных автомобилей меньше всего теряет в цене Chevrolet Spark — за три года эксплуатации эта модель сохраняет 79,2% первоначальной стоимости. Среди автомобилей В-класса наилучший показатель у хэтчбека Renault Sandero — 90,9%. В гольф-классе лидером по сохранности остаточной стоимости является Toyota Corolla (82,9%), а на рынке автомобилей бизнес-класса — Volkswagen Passat (82,3%).
«Главным фактором, определяющим остаточную стоимость автомобиля, является качество продукта. Именно качественный автомобиль, отвечающий требованиям повышенной безопасности и комфорта, пользуется доверием со стороны клиента, — отмечают в пресс-службе Volkswagen. — Кроме того, на ликвидность модели влияет технологичность продукта, а также разнообразие предлагаемых опций, позволяющих каждому клиенту с легкостью найти подходящий вариант».
Любопытно, что наиболее высокий процент от первоначальной стоимости сохраняют иномарки, локализованные в России, — Renault Sandero, Volkswagen Polo sedan и Hyundai Solaris. Высокую ликвидность своего хэтчбека Sandero в компании Renault, в частности, объясняют адаптацией модели к климатическим и дорожным условиям эксплуатации в России, надежностью и прочностью автомобиля, известного сверхпрочной подвеской и высоким клиренсом, а также доступностью запасных частей и технического обслуживания.
1368690610_usa06_bpr04_
Что касается кроссоверов и внедорожников, которые сейчас наиболее популярны у россиян, среди компактных SUV лидирует отечественная Lada 4×4 — в трехлетнем возрасте эта модель сохраняет при перепродаже 85,2% своей первоначальной цены. Самым ликвидным кроссовером С-класса признан Kia Sportage (79,7%), среди моделей среднеразмерных внедорожников лидирует Toyota Highlander (83,9%), а в сегменте E-SUV — Volkswagen Touareg (81,4%).
«Высокая ликвидность Lada 4х4 обусловлена отсутствием конкуренции не только на первичном, но и на вторичном рынке (Chеvrolet Niva — более дорогая, а УАЗ является автомобилем несколько иного класса), сравнительно невысоким объемом производства, хорошей ремонтопригодностью и живучестью конструкции, — комментируют в пресс-центре АВТОВАЗа. — Кроме того, нужно учитывать классический стиль Lada 4х4 — полюбившийся миллионам дизайн бережно сохраняется АВТОВАЗом, благодаря чему новый и б/у автомобили не имеют кардинальных отличий во внешности, хотя некоторые детали периодически обновляются (зеркала, светотехника, отделка салона, колесные диски)».
Стоит отметить, что в общем зачете среди массовых брендов лидером рейтинга стала Toyota, чьи модели Corolla, Hilux и Highlander признаны лучшими по сохранению остаточной стоимости в своих сегментах. «Автомобили Toyota сохраняют более высокую остаточную стоимость благодаря высокой репутации бренда Toyota как производителя надежных автомобилей. За счет таких потребительских свойств, как качество, надежность и долговечность, для покупателя Toyota с пробегом практически не отличается от новой машины. Эта тенденция выражается в высокой остаточной стоимости автомобилей Toyota на вторичном рынке, что и подтверждает исследование „Автостата“, — констатируют в пресс-службе „Тойота Мотор“.
Премиум-класс по доступной цене
evq_12my_prestige_loc_150910_01
На рынке автомобилей премиум-класса лучшими по сохранности остаточной стоимости в своих сегментах стали Audi A4 (70,7%), BMW 5-й серии (73,8%) и Lexus LS (70,2%). Давно замечено, что машины более высокого класса теряют в цене быстрее, чем менее дорогие и престижные автомобили.
«Индекс остаточной стоимости автомобиля определяется скорее покупательской способностью рынка. Также серьезную роль играет тот факт, что многие модели премиум-сегмента продаются с высокой долей стоимости опций в общей стоимости нового автомобиля, тогда как расчет коэффициента остаточной стоимости часто ведется в привязке к стоимости модели либо без учета опций, либо с небольшой их долей в цене автомобиля», — комментируют в пресс-службе Audi, которая, кстати, стала победителем в общем зачете по сохранности остаточной стоимости среди премиум-марок.
Среди премиальных SUV лидерами в своих сегментах стали Range Rover Evoque (82,0%), Audi Q5 (79,8%) и Porsche Cayenne (75,3%). Кстати, компания Jaguar Land Rover в конце прошлого года провела собственное исследование по остаточной стоимости автомобилей, в котором аналитики, в частности, проследили, как с каждым годом меняется цена моделей Jaguar и Land Rover в возрасте до трех лет. К примеру, тот же Range Rover Evoque отличается высоким показателем остаточной стоимости в первый год (89,14%), минимальным снижением во второй (81,93%) и практически полным отсутствием падения в третий (79,05%). Исключением из правил стал новый Range Rover Sport, который показывает не снижение, а рост остаточной стоимости во второй год — с 88,85 до 89,32%. Эксперты объясняют это большим количеством «премьерных» машин на вторичном рынке, что, в свою очередь, подрывает цены на автомобили предыдущего поколения. А вот завершение продаж внедорожника Defender, как ожидают в компании, может значительно повысить остаточную стоимость этой модели в России.
Автомобили
АвтоРынок
Цены на машины поехали вниз
Автопроизводители резко снижают цены
Укрепляющийся курс рубля, угроза потери дилерской сети и невыполненные планы продаж привели к тому, что ряд автопроизводителей резко понизили цены на свои машины. Ценники переписали Renault, Opel, Peugeot, Daewoo. Эксперты уверены, что в ближайшее время также подешевеют Volkswagen, BMW, Mercedes-Benz и Audi.
Автопроизводители, резко поднявшие цены на свои машины с приходом кризиса в прошлом году, вынуждены вновь перейти к политике их снижения. Причинами стало как укрепление рубля к курсу иностранных валют, так и рухнувший спрос на подорожавшие автомобили: россияне стали бойкотировать даже наиболее популярные модели. Ранее в беседе с корреспондентом издания «Газета.Ru» руководители крупнейших автокомпаний уверяли, что в случае укрепления рубля они обязательно снизят цены на модели. В частности, об этом говорили глава Kia Motors Rus Ким Сонг Хван и президент «ММС Рус» Такаи Наоя. «Газета.Ru» выяснила, какие автобренды уже снизили ценники и почему, а также то, какие машины могут подешеветь в ближайшее время.
Renault Duster: колебания курсов
С 19 февраля российское подразделение компании Renault снизило стоимость популярного кроссовера Duster на 3%.
Так, если Duster стоил от 609 тыс. руб., то сейчас цена базовой комплектации снизилась на 18 тыс. руб. и составила 590 тыс. руб.
Подробнее:
Российский авторынок сократился по итогам года на 10%
Известно, что снижение цен не носит характер временного и распространяется на модели 2015 года выпуска. Как пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе Renault, снижение цены на Duster связано с валютными колебаниями на рынке. «У нас гибкая ценовая политика, которая может меняться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения». Однако планы на ценовую политику в компании комментировать отказались.
Отметим, что, по данным объединения аудиторско-консалтинговых компаний PwC, с сентября прошлого года по февраль текущего цены на автомобили Renault повысились на 26%.
Opel: откат назад после резкого подорожания
Компания Opel также снизила стоимость своих автомобилей. Изначально программа «Специальные цены на автомобили Opel 2014 года выпуска» действовала до 28 февраля, однако, как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе компании, акция продлена до 31 марта, «так как есть интерес покупателей».
Отметим, что в среднем цены снижены на 10–18%.
Так, стоимость базовой версии Opel Antara составляет 1 304 500 руб., Opel Insignia — 1 192 000 руб. (–230 тыс. руб.), Opel Mokka — 1 010 000 руб. (–150 тыс. руб.), Opel Meriva — 960 000 руб. (–140 тыс. руб.), Opel Zafira Tourer — 1 259 000 руб. (–135 тыс. руб.).
Самыми доступными моделями стали Opel Astra и Astra Family, стоимость которых составляет соответственно 799 900 руб. (–114 тыс. руб.) и 710 000 руб. (–155 900 руб.). Причиной снижения цен могло стать, в частности, резкое падение продаж автомобилей этой марки в январе текущего года. Так, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в России были приобретены 1073 машины Opel — на 75% меньше, чем в январе 2014-го.
Daewoo: падение спроса
Компания Daewoo в России установила специальные цены на модели Matiz (от 299 тыс. рублей) и Gentra (от 419 тыс. рублей), об этом сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе компании. В настоящее время снижение цен проводится в рамках «антикризисного предложения» из-за резкого падения спроса.
«Цены удалось скорректировать в сторону снижения, так как поставщики компонентов нашли возможность предоставить более мягкие условия поставки комплектующих и оптимизировать их стоимость, — сообщили в пресс-службе. — Что будет дальше происходить с ценой на автомобили, зависит от общих условий рынка.
Peugeot: падение спроса
Из-за резкого спада спроса на автомобили Peugeot в прошлом году компания была вынуждена снизить цены на ряд своих моделей.
В итоге французские автомобили подешевели примерно на 200 тыс. руб. в зависимости от модели.
Подробнее:
Российские продажи автомобилей составили менее 3% от объема мирового авторынка в 2014 году
Кроме того, автопроизводитель участвует в программах trade-in и утилизации. Согласно ценам, опубликованным на сайте Peugeot, самый доступный седан Peugeot 408 стоит от 784 тыс. руб., цена кроссовера Peugeot 2008 стартует с 919 тыс. руб., а базовая версия Peugeot 3008 обойдется покупателям в 1 млн 209 тыс. руб. Новый хетчбэк Peugeot 308 стоит от 1 109 000 руб. — цена на эту модель не изменилась.
Между тем ряд компаний, чьи продажи на российском рынке далеки от желаемых цифр, не намерены бороться за покупателей при помощи снижения цен.
К примеру в Ford, чьи продажи по итогам 2014 года рухнули на 38%, сообщили «Газете.Ru», что планов по понижению цен у производителя нет.
Спасение дилеров и поддержание продаж
Вице-президент Российской ассоциации дилеров (РОАД) Андрей Петренко отмечает, что
стимулом для снижения цены в нынешних условиях может стать то обстоятельство, если автомобиль не покупают вообще либо продажи не оправдали заложенных ожиданий.
Подробнее:
Силовикам урежут средства на автопарк
«В настоящее время на конкурентном рынке цена автомобиля — это та, по которой ее покупают, — говорит Петренко «Газете.Ru». — В случае с Renault Duster французы подстраховались на тот случай, что курс евро пойдет еще выше. Но рост европейской валюты по отношению к рублю в какой-то период остановился, поэтому они и подкорректировали цену. Если говорить про Daewoo, то если сейчас не продать автомобили 2012 года по любой цене, то потом сделать это уже не получится никогда. В случае с Opel можно сказать, что в конце прошлого года настолько подняли цены по отношению к остальным, что даже декабрьский ажиотаж обошел их стороной. В итоге им, конечно же, пришлось снизить планку».
По оценке эксперта, снизить цены будут вынуждены те автопроизводители, которые терпят катастрофические убытки. Это будет сделано для сохранения дилерской сети. Так произошло с Peugeot.
«Чтобы дилерская цель не развалилась, Peugeot пришлось таким образом поддержать своих дилеров, — говорит Петренко. — У них в Калуге свой завод, широкая сеть, и если она развалится, то реанимировать ее в прежнем объеме будет невозможно».
Рассуждая о тех производителях, которые потенциально могут снизить цены в ближайшее время, эксперт назвал корейские компании. Однако, по его словам, многое будет зависеть от их желания следовать своей стратегии захвата рынка в период кризиса.
Директор по развитию автокредитования Локо-банка Андрей Ермаков уверен, что снижение цен связано больше с маркетинговым планом автопроизводителей.
«В конце 2014 года и начале этого года все производители, включая российских и иностранных с локализованным производством в России, заявляли о повышении цен на свою продукцию, — говорит Ермаков «Газете.Ru».
— На фоне резкой девальвации рубля многие автопроизводители закладывали в цену намного большие валютные риски.
Сейчас ситуация более или менее стабилизировалась, и появилась возможность заявить о снижении цен. Причины прежние: несмотря на все проблемы, связанные с волатильностью на валютном рынке, необходимо работать над ростом уровня продаж. Работать в убыток себе, конечно, никто не станет, но на определенные уступки сейчас идти необходимо».
В свою очередь, руководитель аналитического департамента ФК AForex Артем Деев считает, что вскоре вслед за Peugeot и Opel будут понижать цены и другие бренды, в частности Volkswagen, BMW, Mercedes-Benz и Audi.
«Весьма опрометчиво со стороны автопроизводетилей задирать цены на товары длительного пользования тогда, когда покупательские возможности населения падают, — говорит Деев «Газете.Ru».
— При адекватной ценовой политике дилеры все равно сохранят достаточные показатели рентабельности бизнеса. Разумеется, они не получат привычной сверхприбыли, но сейчас и не то время, чтобы гнаться за ней».
Напомним, что падение продаж новых машин в России по итогам 2014 года составило 10,3%, притом что в декабре благодаря обвалу рубля авторынок обновил абсолютный рекорд продаж. Прогноз на текущий год куда хуже: по оптимистичным ожиданиям, рынок обвалится на 24% и вернется к показателям 10-летней давности, а сами производители считают, что падение может превысить 50%.
Как падают в цене подержанные машины
Остаточная стоимость трехлетних автомобилей на вторичном рынке за последний год немного снизилась, но скоро она опять устремится вверх из-за сокращающегося спроса на рынке новых машин. При этом в рейтинге марок, которые лучше всего сохраняют цены после трехлетней эксплуатации, на первые места вырвались корейские бренды. Такие данные приводятся в недавнем исследовании онлайн-сервиса «Правильная цена» и аналитической компании «Автостат Инфо».
Трехлетние автомобили массового сегмента на вторичном рынке по итогам первых трех кварталов 2019 года потеряли в среднем 28% от своей первоначальной цены, утверждают авторы исследования (копия есть у “Ъ”). Оно охватывало 21 марку и 87 моделей массового сегмента автомобильного рынка и 13 марок и 75 моделей премиального сектора. Аналитики, сравнив прайс-листы на новые машины в 2016 году с их ценами на вторичном рынке в настоящее время, сделали выводы о том, как изменилась стоимость подержанных автомобилей за последний год, и выяснили, какие марки и модели машин сейчас меньше теряют в цене.
Затишье перед ростом
По данным исследования, по итогам первых трех кварталов 2019 года остаточная стоимость трехлетних автомобилей с пробегом в России немного упала: снижение к показателям прошлого года составило 0,2%. «Связано это с тем, что по большинству марок рост цен на новые автомобили в 2016 году происходил не такими высокими темпами, как в конце 2014-го и в 2015-м»,— говорит генеральный директор проекта «Правильная цена» Татьяна Абрамова.
Аналитики вспоминают, что еще два года назад ситуация была совсем другой. «В 2017 году мы наблюдали резкий рост остаточной стоимости трехлетних автомобилей в России, тогда выборка нашего исследования охватывала машины 2014 года выпуска,— рассказывает госпожа Абрамова.— Осенью 2014-го автобизнес столкнулся с резким скачком цен на новые машины из-за роста курса валют. Этот скачок не мог не отразиться на вторичном рынке, на котором вслед за ценами на новые автомобили поднялись и цены на машины с пробегом. В результате люди, которые обновили свой автопарк в первые три квартала 2014 года по цене до подорожания, не просто не потеряли при перепродаже автомобилей с пробегом, но и заработали. По некоторым модификациям остаточная стоимость трехлетних автомобилей в 2017 году превышала 100%».
Сейчас ситуация иная: остаточная стоимость автомобилей медленно снижается. «Тенденция изменилась в 2018-м, когда мы работали с выборкой новых автомобилей 2015 года выпуска,— продолжает госпожа Абрамова.— Анализируя данные по автомобилям 2015 года выпуска, мы наблюдали заметное снижение остаточной стоимости трехлетних автомобилей с пробегом относительно результата прошлогоднего исследования для большинства моделей в рейтинге. Это связано с тем, что в 2015-м цены на новые машины росли менее агрессивно. По итогам же исследования в текущем году мы видим, что остаточная стоимость предсказуемо выравнивается и колебания в целом уже не столь амплитудны».
Впрочем, тренд к сокращению остаточной цены подержанных автомобилей в ближайшее время, скорее всего, изменится, их стоимость на вторичном рынке будет расти. «В случае снижения объема продаж новых автомобилей в ближайшие годы и, как следствие, уменьшения сегмента “молодых” автомобилей с пробегом в перспективе трех-пяти лет есть вероятность, что остаточная стоимость трехлетних автомобилей может подрасти за счет превышения на вторичном рынке спроса над предложением»,— считает госпожа Абрамова.
«Повышение стоимости новых автомобилей, а также снижение покупательной способности вынуждают часть потребителей отказываться от приобретения нового автомобиля в пользу относительно свежего с пробегом,— соглашается президент Росгосстрах-банка Алексей Токарев.— Таким образом, рост спроса в этом сегменте ожидаемо провоцирует повышение цены».
Корейцы — в лидерах
Список подержанных трехлетних машин с самой высокой остаточной стоимостью в текущем году возглавили корейские марки: за три года эксплуатации эти машины сохраняют в среднем 78,13% от начальной цены. Японские бренды, остаточная стоимость которых в текущем году составила 73,96%, опустились на второе место. Третью позицию (70,69%) традиционно занимают российские автомобильные марки. Далее идут европейские и американские бренды (68,23% и 68,19%), а замыкают список китайские автомобили, которые за три года службы теряют более трети начальной стоимости (67,03%).
«На наш взгляд, корейские бренды очень удачно выступили во время кризиса 2014 года, заморозив цены на новые автомобили и не повышая их, как другие производители,— объясняет успех лидера госпожа Абрамова.— Таким образом, популярность “корейцев” начала расти за счет соотношения “цена-качество”, и в результате им удалось за последние несколько лет удвоить свою долю на рынке. Рост популярности корейских марок у российских покупателей закономерно повысил их ликвидность на вторичном рынке и, соответственно, показатель остаточной стоимости».
«В лидерах вторичного рынка действительно остаются такие корейские марки, как Hyundai и Kia,— продолжает генеральный директор компании GetTransfer Александр Сапов.— Объясняется это тем, что корейские модели при своей изначально доступной цене сохраняют высокую остаточную стоимость. Например, популярность Solaris на вторичном рынке во многом объясняется тем, что автомобиль является бестселлером на первичном: модель уже восемь лет производится в России и хорошо знакома покупателям. Правда, при покупке подержанных Solaris или Rio есть риск нарваться на машины из такси, поэтому надо обращать внимание на пробег: у частного владельца он обычно составляет не более 15–20 тыс. км в год».
Нужно отметить, что европейским автопроизводителям статистику по остаточной стоимости сильно портят плохие показатели французских марок Peugeot и Citroen, а к «китайцам» потребитель все еще относится с недоверием. «Китайские автомобили — это в первую очередь неизвестность: как они будут себя вести даже через год-два после покупки, поэтому при равной цене на вторичном рынке покупатель скорее предпочтет ту же отечественную Lada»,— отмечает исполнительный директор компании «CTRL Лизинг» Александр Усов.
Расплата за роскошь
Рассматривая самые ликвидные на вторичном рынке конкретные модели, можно увидеть, что первые места здесь также занимают корейские машины: шесть позиций из первых десяти. В частности, на первом месте находится Hyundai Solaris, который за три года потерял в цене всего чуть более 10% (89,69%), на втором месте идет Kia Soul (88,38%). А вот на третье место взобрался японский кроссовер Mazda CX-5 с остаточной стоимостью 87,43%. Из европейских марок лучшие показатели ликвидности у таких моделей, как Skoda Rapid и Skoda Octavia, которые попали соответственно на 6-е и 12-е места (85,22% и 81,27%). Также в первой двадцатке самых ликвидных трехлеток оказалась марка Renault с моделями Sandero Stepway и Kaptur, которые с остаточной стоимостью 81% и 80,59% попали на 13-е и 15-е места.
В премиальном сегменте подержанные автомобили традиционно гораздо существеннее теряют в цене на вторичном рынке по сравнению с машинами массового класса. Здесь наилучшую остаточную стоимость удерживают уже японские бренды (Lexus и Infiniti), которые за три года в среднем сохраняют 70,73% стоимости. У европейских же марок особенно высокие показатели сохранности стоимости оказались у Volvo (77,73%), Porsche (75,59%), Mini (75,2%). А корейская премиальная марка Genesis оказалась на последнем месте с показателем всего 44,21% (см. таблицу 3). «Для премиум-марок важную роль играет история бренда, которая у Genesis пока еще не столь богата по сравнению с конкурентами — этим объясняется пока низкая остаточная стоимость этих автомобилей»,— комментирует Алексей Токарев.
Что же касается самых ликвидных моделей премиального сектора, то вверху рейтинга тут неожиданно оказалась модель Volvo V40 Сross Country, остаточная стоимость которой достигла 87,98%, далее идут Audi Q7 (83,4%%) и Lexus RX. «Высокие показатели остаточной стоимости для модели V40 Сross Country связаны с выходом в 2016 году рестайлинговой версии,— объясняет Татьяна Абрамова.— Стоимость обновленной модели была выше задействованной в нашем исследовании модели в дорестайлинговом кузове почти на 30%. Соответственно, как и в примере с кризисом 2014 года, цена на вторичном рынке на дорестайлинг поползла вверх, что и обеспечило очень высокий уровень остаточной стоимости модели в исследовании. В следующем году в выборку попадет уже обновленный кузов модели V40 Сross Country, рыночная стоимость которого будет сравниваться с изначально более высокой стоимостью нового автомобиля. Это дает основания утверждать, что в 2020 году остаточная стоимость Volvo V40 Сross Country будет заметно ниже результата 2019 года».
Автомобили в России продолжили дорожать, несмотря на резкое падение продаж
Цена на новые автомобили в России выросли с начала года на 3,5%—10%, несмотря на продолжающееся снижение продаж. В начале года большинство брендов в России повысили цены в пределах 5%, общий рост цен за 10 месяцев текущего года достиг 9-10%, сообщил «Коммерсанту» директор по развитию «Рольфа» Владимир Мирошников. Директор по маркетингу «Автоспеццентра» Алексей Ермилов сообщил, что с начала года автомобили в среднем подорожали на 3,5–7%. По словам главы «Фаворит Моторс» Владимира Попова, цены на автомобили повышают все бренды, не опасаясь падающего рынка.
Автодилер «Авилон» подсчитал, что с 15 июня по 5 ноября автомобили Hyundai Solaris подорожали на 5000 рублей, Elantra — на 10 000 рублей, Sonata — на 20 000 рублей. Цены автомобилей Jeep и Fiat выросли за этот период на 2% и 1,5% соответственно, третья серия BMW подорожала на 2%, пятая и шестая серии (Gran Turismo) — на 1,5%, кроссоверы X7 — на 2,5%, Х1 и X5 — на 1,5%, X3 и X4 — на 1%. Модель Volkswagen Polo планово выросла в цене на 20 000 — 22 000 рублей.
Автомобили Volvo с начала года подорожали в среднем на 2,5%, рассказал изданию коммерческий директор Volvo Car Russia Алексей Тарасов. Представитель Infiniti подтвердил, что ценовая политика была пересмотрена в начале года в зависимости от модели и сегмента. Концерн GM повысил цены на свои автомобили в России в начале года в среднем на 2% из-за роста НДС.
Повышали цены на автомобили и автоконцерны, производство которых в России локализовано. Их представители сообщили изданию, что рост цен на автомобили Mitsubishi с декабря 2018 года по ноябрь 2019 года составил 3,5–4,5%, модели Kia (Picanto, Ceed, K900, Rio, Sorento, Optima) подорожали с начала года на 4%, автомобили Nissan с начала года выросли в цене в среднем на 3–4% в связи с повышением НДС и инфляцией, а в начале октября подорожали еще на 0,5–1,5% из-за новых условий ввоза автокомпонентов. Кроссовер Renault Kaptur подорожал с начала года на 1,4%. В Toyota отметили, что среди их автомобилей цены выросли только на кроссовер RAV4 в связи с выходом новой модели.
Также подорожали, по данным «Автостата», Chevrolet Niva (на 7000–9000 рублей), Skoda Rapid (на 12 000–18 000 рублей), Peugeot 408 и большинстве комплектаций Citroen C4 (на 12 000 рублей), все модели УАЗа (на 5000–20 000 рублей). Чуть выше — на 20000 — 30 000— выросли в цене отдельные комплектации Kia Cerato. Volkswagen поднял цену на 3100–14 100 рублей на универсалы Caddy и Caddy Maxi. Снижение цены «Автостат» фиксировал у Nissan X-Trail — ряд его комплектаций подешевел на 10 000 — 31 000 рублей, Nissan Qashqai и Terrano (на 10 000-24 000 рублей).
Porsche подчеркнул, что цены на свои автомобили в России в этом году не менял.
Владимир Попов пояснил изданию, что на продаже автомобиля стоимостью 1,5 млн рублей, произведенного в России, производитель зарабатывает не более 3%. И поэтому лишь повышение цен помогает автопроизводителю удержаться на плаву на фоне недозагрузки мощностей. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» также напомнил, что сейчас в России автозаводы недозагружены и концерны поддерживают нормальную маржинальность за счет повышения цен.
Продажи автомобилей в России снижаются с начала года. В сентябре 2019 года, по данным «Автостата», продажи новых автомобилей сократились по сравнению с сентябрем прошлого года на 0,2%. В октябре — сразу на 5,2%. Всего за 10 месяцев 2019 года в России было продано 1 423 449 легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 2,4% меньше, чем за тот же период 2018 года.
Как падают в цене подержанные машины
Остаточная стоимость трехлетних автомобилей на вторичном рынке за последний год немного снизилась, но скоро она опять устремится вверх из-за сокращающегося спроса на рынке новых машин. При этом в рейтинге марок, которые лучше всего сохраняют цены после трехлетней эксплуатации, на первые места вырвались корейские бренды. Такие данные приводятся в недавнем исследовании онлайн-сервиса «Правильная цена» и аналитической компании «Автостат Инфо».
Трехлетние автомобили массового сегмента на вторичном рынке по итогам первых трех кварталов 2019 года потеряли в среднем 28% от своей первоначальной цены, утверждают авторы исследования (копия есть у “Ъ”). Оно охватывало 21 марку и 87 моделей массового сегмента автомобильного рынка и 13 марок и 75 моделей премиального сектора. Аналитики, сравнив прайс-листы на новые машины в 2016 году с их ценами на вторичном рынке в настоящее время, сделали выводы о том, как изменилась стоимость подержанных автомобилей за последний год, и выяснили, какие марки и модели машин сейчас меньше теряют в цене.
Затишье перед ростом
По данным исследования, по итогам первых трех кварталов 2019 года остаточная стоимость трехлетних автомобилей с пробегом в России немного упала: снижение к показателям прошлого года составило 0,2%. «Связано это с тем, что по большинству марок рост цен на новые автомобили в 2016 году происходил не такими высокими темпами, как в конце 2014-го и в 2015-м»,— говорит генеральный директор проекта «Правильная цена» Татьяна Абрамова.
Аналитики вспоминают, что еще два года назад ситуация была совсем другой. «В 2017 году мы наблюдали резкий рост остаточной стоимости трехлетних автомобилей в России, тогда выборка нашего исследования охватывала машины 2014 года выпуска,— рассказывает госпожа Абрамова.— Осенью 2014-го автобизнес столкнулся с резким скачком цен на новые машины из-за роста курса валют. Этот скачок не мог не отразиться на вторичном рынке, на котором вслед за ценами на новые автомобили поднялись и цены на машины с пробегом. В результате люди, которые обновили свой автопарк в первые три квартала 2014 года по цене до подорожания, не просто не потеряли при перепродаже автомобилей с пробегом, но и заработали. По некоторым модификациям остаточная стоимость трехлетних автомобилей в 2017 году превышала 100%».
Сейчас ситуация иная: остаточная стоимость автомобилей медленно снижается. «Тенденция изменилась в 2018-м, когда мы работали с выборкой новых автомобилей 2015 года выпуска,— продолжает госпожа Абрамова.— Анализируя данные по автомобилям 2015 года выпуска, мы наблюдали заметное снижение остаточной стоимости трехлетних автомобилей с пробегом относительно результата прошлогоднего исследования для большинства моделей в рейтинге. Это связано с тем, что в 2015-м цены на новые машины росли менее агрессивно. По итогам же исследования в текущем году мы видим, что остаточная стоимость предсказуемо выравнивается и колебания в целом уже не столь амплитудны».
Впрочем, тренд к сокращению остаточной цены подержанных автомобилей в ближайшее время, скорее всего, изменится, их стоимость на вторичном рынке будет расти. «В случае снижения объема продаж новых автомобилей в ближайшие годы и, как следствие, уменьшения сегмента “молодых” автомобилей с пробегом в перспективе трех-пяти лет есть вероятность, что остаточная стоимость трехлетних автомобилей может подрасти за счет превышения на вторичном рынке спроса над предложением»,— считает госпожа Абрамова.
«Повышение стоимости новых автомобилей, а также снижение покупательной способности вынуждают часть потребителей отказываться от приобретения нового автомобиля в пользу относительно свежего с пробегом,— соглашается президент Росгосстрах-банка Алексей Токарев.— Таким образом, рост спроса в этом сегменте ожидаемо провоцирует повышение цены».
Корейцы — в лидерах
Список подержанных трехлетних машин с самой высокой остаточной стоимостью в текущем году возглавили корейские марки: за три года эксплуатации эти машины сохраняют в среднем 78,13% от начальной цены. Японские бренды, остаточная стоимость которых в текущем году составила 73,96%, опустились на второе место. Третью позицию (70,69%) традиционно занимают российские автомобильные марки. Далее идут европейские и американские бренды (68,23% и 68,19%), а замыкают список китайские автомобили, которые за три года службы теряют более трети начальной стоимости (67,03%).
«На наш взгляд, корейские бренды очень удачно выступили во время кризиса 2014 года, заморозив цены на новые автомобили и не повышая их, как другие производители,— объясняет успех лидера госпожа Абрамова.— Таким образом, популярность “корейцев” начала расти за счет соотношения “цена-качество”, и в результате им удалось за последние несколько лет удвоить свою долю на рынке. Рост популярности корейских марок у российских покупателей закономерно повысил их ликвидность на вторичном рынке и, соответственно, показатель остаточной стоимости».
«В лидерах вторичного рынка действительно остаются такие корейские марки, как Hyundai и Kia,— продолжает генеральный директор компании GetTransfer Александр Сапов.— Объясняется это тем, что корейские модели при своей изначально доступной цене сохраняют высокую остаточную стоимость. Например, популярность Solaris на вторичном рынке во многом объясняется тем, что автомобиль является бестселлером на первичном: модель уже восемь лет производится в России и хорошо знакома покупателям. Правда, при покупке подержанных Solaris или Rio есть риск нарваться на машины из такси, поэтому надо обращать внимание на пробег: у частного владельца он обычно составляет не более 15–20 тыс. км в год».
Нужно отметить, что европейским автопроизводителям статистику по остаточной стоимости сильно портят плохие показатели французских марок Peugeot и Citroen, а к «китайцам» потребитель все еще относится с недоверием. «Китайские автомобили — это в первую очередь неизвестность: как они будут себя вести даже через год-два после покупки, поэтому при равной цене на вторичном рынке покупатель скорее предпочтет ту же отечественную Lada»,— отмечает исполнительный директор компании «CTRL Лизинг» Александр Усов.
Расплата за роскошь
Рассматривая самые ликвидные на вторичном рынке конкретные модели, можно увидеть, что первые места здесь также занимают корейские машины: шесть позиций из первых десяти. В частности, на первом месте находится Hyundai Solaris, который за три года потерял в цене всего чуть более 10% (89,69%), на втором месте идет Kia Soul (88,38%). А вот на третье место взобрался японский кроссовер Mazda CX-5 с остаточной стоимостью 87,43%. Из европейских марок лучшие показатели ликвидности у таких моделей, как Skoda Rapid и Skoda Octavia, которые попали соответственно на 6-е и 12-е места (85,22% и 81,27%). Также в первой двадцатке самых ликвидных трехлеток оказалась марка Renault с моделями Sandero Stepway и Kaptur, которые с остаточной стоимостью 81% и 80,59% попали на 13-е и 15-е места.
В премиальном сегменте подержанные автомобили традиционно гораздо существеннее теряют в цене на вторичном рынке по сравнению с машинами массового класса. Здесь наилучшую остаточную стоимость удерживают уже японские бренды (Lexus и Infiniti), которые за три года в среднем сохраняют 70,73% стоимости. У европейских же марок особенно высокие показатели сохранности стоимости оказались у Volvo (77,73%), Porsche (75,59%), Mini (75,2%). А корейская премиальная марка Genesis оказалась на последнем месте с показателем всего 44,21% (см. таблицу 3). «Для премиум-марок важную роль играет история бренда, которая у Genesis пока еще не столь богата по сравнению с конкурентами — этим объясняется пока низкая остаточная стоимость этих автомобилей»,— комментирует Алексей Токарев.
Что же касается самых ликвидных моделей премиального сектора, то вверху рейтинга тут неожиданно оказалась модель Volvo V40 Сross Country, остаточная стоимость которой достигла 87,98%, далее идут Audi Q7 (83,4%%) и Lexus RX. «Высокие показатели остаточной стоимости для модели V40 Сross Country связаны с выходом в 2016 году рестайлинговой версии,— объясняет Татьяна Абрамова.— Стоимость обновленной модели была выше задействованной в нашем исследовании модели в дорестайлинговом кузове почти на 30%. Соответственно, как и в примере с кризисом 2014 года, цена на вторичном рынке на дорестайлинг поползла вверх, что и обеспечило очень высокий уровень остаточной стоимости модели в исследовании. В следующем году в выборку попадет уже обновленный кузов модели V40 Сross Country, рыночная стоимость которого будет сравниваться с изначально более высокой стоимостью нового автомобиля. Это дает основания утверждать, что в 2020 году остаточная стоимость Volvo V40 Сross Country будет заметно ниже результата 2019 года».
Источники:
http://zen.yandex.ru/media/id/593672b98e557d35dc6154e9/5d666676028d6800c57ab7fd
http://www.zr.ru/content/articles/769663-kakie-avtomobili-menshe-vsego-teryayut-v-cene/
http://www.gazeta.ru/auto/2015/03/03_a_6433793.shtml
http://www.kommersant.ru/doc/4163064
http://www.forbes.ru/newsroom/biznes/387091-avtomobili-v-rossii-prodolzhili-dorozhat-nesmotrya-na-rezkoe-padenie-prodazh
http://www.kommersant.ru/doc/4163064