14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Комментарий к Правилам дорожного движения Российской Федерации

ПДД РФ 2019

Постановление Правительства РФ «О правилах дорожного движения» (N 1090 от 23.10.1993) — законодательный акт, регулирующий правила дорожного движения (обычно, данный акт именуется просто как ПДД).

Данное постановление является основополагающим документом целой сферы права — сферы автотранспортных правоотношений. Основной ролью ПДД является, как следует из самого названия, разъяснение правил и особенностей дорожного движения. Также ПДД устанавливает и другие, так сказать, вспомогательные правоотношения, например, требования к техническим характеристикам автотранспортных средств, требования к дорожной разметке и прочее.

ПДД устанавливают правила и для таких категорий транспорта, как мопеды и велосипеды, хотя некоторые считают, что это не так и водители данных средств не обязаны знать особенности дорожного движения. На самом деле, для них установлены даже штрафы за определённые нарушения. Также к наказанию могут быть привлечены пешеходы, то есть лица, не управляющие транспортом, но являющиеся участниками данных правоотношений (например, неправильный переход дороги, создание опасной дорожной ситуации и прочее).

Следует учитывать, что ПДД не устанавливает правонарушения и наказания за них. Нарушения ПДД предусмотрены в соответствующих актах (за административные правонарушения — гл. 12 КОАП, за уголовные преступления — гл. 27 УК), поэтому данные документы неизбежно взаимосвязаны и также обязательны к изучению (по крайней мере, в сфере автомобильных правонарушений) абсолютно каждым автолюбителем.

В 2015 году на рассмотрение правительства был внесён интересный законопроект относительно ПДД, в числе изменений которого есть предложение о предоставлении бесплатного техосмотра водителям, у которых отсутствуют правонарушения в течение прошедшего года. Принятие подобного проекта может стать отличной мотивацией не только для законопослушных граждан, но и для водителей, периодически нарушающих ПДД, что в итоге должно сказаться на статистике автотранспортных правонарушений.

ПДД не только полезно, но и обязательно знать абсолютно каждому водителю транспортного средства. Перед выдачей водительского удостоверения гражданин обязан пройти соответствующую процедуру, подтверждающую его знания данных правил, что ещё раз подчёркивает важность данного документа.

Также правила дорожного движения, причём желательно полностью, следует знать и другим гражданам — велосипедистам, пешеходам, то есть всем, кто хоть косвенно может быть связан с дорожным движением. Ведь именно поэтому даже в школах детей учат основам ПДД, а на различных предприятиях и организациях висят плакаты и стенды, посвящённые этому вопросу.

«Комментарий к Правилам дорожного движения Российской Федерации» (под ред. С.И. Гирько)

Подготовлен для системы

Согласно этим Правилам к регистрационным документам на ТС относятся свидетельства о регистрации транспортных средств или ранее выдававшиеся технические паспорта транспортных средств (если не произведена их замена в установленном порядке). Паспорта транспортных средств или паспорта шасси транспортных средств, введенные в действие Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. N 477 «О введении паспортов транспортных средств» , к регистрационным документам не относятся.
———————————
С изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1445 «О выдаче паспортов транспортных средств таможенными органами Российской Федерации» и от 31 июля 1998 г. N 866 «О внесении изменений и дополнений в решения Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения» (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.11.1999 N 1227, от 15.12.1999 N 1396).
О других документах, которые обязан иметь водитель в случаях, прямо предусмотренных законодательством (посл. абзац п. 2.1.1 ПДД).
Это следующие документы: путевой лист, документы на перевозимый груз, лицензионная карточка, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов («Особые условия перевозки. грузов»), наряду с другими документами, перечисленными в этом пункте Правил, в установленных случаях водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать их для проверки.
Путевой лист является первичным документом по учету работы автотранспорта.
В путевом листе, помимо обязательных реквизитов и штампа организации, выдавшей путевой лист, указываются марка, модель транспортного средства, государственный регистрационный знак, фамилия, имя и отчество водителя, серия и номер его водительского удостоверения, делаются отметки об исправности автомобиля перед выездом, дате и времени выезда, а также задание водителю. В раздел путевого листа «Особые отметки» заносятся сведения об изменении задания, о сопровождающих лицах и т.п. В случае, когда перевозятся товарно-материальные ценности, в путевой лист вписываются номера товарно-транспортных документов и прилагается один экземпляр этих документов. Ответственность за правильное заполнение путевого листа несут руководители организации, а также лица, отвечающие за эксплуатацию автомобилей и участвующие в заполнении документа.
Наличие путевого листа обязательно и для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих автомобильные перевозки. Формы путевых листов для индивидуальных предпринимателей утверждены Приказом Минтранса России от 30.06.2000 N 68 «О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте» (зарегистрирован в Минюсте России 3 июля 2000 г., регистрационный N 2298). Приказом Минтранса России от 22 сентября 2003 г. N 191 (зарегистрирован в Минюсте РФ 6 июня 2003 г. N 5150) внесены изменения и дополнения в Приказ Минтранса России от 30 июня 2000 г. N 68. Так, при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с перевозками, в путевых листах в строках «Водитель», «Номер водительского удостоверения» указываются данные водителей, работающих по путевому листу. Ранее в этих графах указывались данные водителей, работающих только по найму .
———————————
См.:

К лицензии прилагаются лицензионные карточки на каждое транспортное средство, цвет которых соответствует виду деятельности:
красный — перевозка пассажиров на коммерческой основе (стандартная лицензия);
синий — перевозка собственных работников предприятий, учреждений и организаций для производственных (служебных) целей (ограниченная лицензия).
Форма лицензионной карточки, являющейся документом строгой отчетности, утверждается Минтрансом России (см. пункт 2 Основных положений). Передача лицензии или лицензионной карточки другому юридическому или физическому лицу запрещается.
Основные требования к деятельности организаций и водителей-предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, регламентируются Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (далее — Положение).
———————————
Утверждено Приказом Минтранса России от 09.03.95 N 27, зарегистрировано в Минюсте России 09.06.95, регистрационный N 868.
В Положении предусмотрено, что организация, осуществляющая перевозку, обязана обеспечить условия для питания и отдыха водителей на маршрутах регулярных перевозок, предусмотреть время и место отдыха водителей в пути при направлении в дальние рейсы, обеспечить водителя необходимыми путевыми документами (путевыми листами, документами на перевозимый груз, графиками движения установленной формы).
На каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок должны быть составлены паспорт и схема маршрута с указанием опасных мест и особенностей дорожных условий.
Комментарий к пункту 22.1
Правила требуют наличия у водителя удостоверения категорий «С» или «С» и «D», причем категория находится в прямой зависимости от числа перевозимых людей. Непременным условием допуска водителя к осуществлению пассажирских перевозок на грузовых автомобилях является также и стаж управления транспортными средствами категории «С» не менее 3 лет.
Во всех случаях водители, осуществляющие перевозку людей, должны знать и выполнять условия лицензии, хорошо знать маршрут движения и его особенности.
Порядок допуска военных водителей к перевозке людей на грузовых автомобилях устанавливается Министерством обороны Российской Федерации. Действующий порядок предусматривает, что для допуска к перевозке людей военные водители, имеющие водительское удостоверение категории «С», должны пройти подготовку и сдать теоретический и практический экзамены. Военнослужащим, сдавшим экзамены, выдается удостоверение о допуске к самостоятельному управлению грузовым автомобилем конкретной марки, оборудованным для перевозки личного состава. Указанное удостоверение действительно только на период воинской службы» .
———————————
См.: Комментарий к ПДД. М.: За рулем, 2003. С. 194.
Комментарий к пункту 22.2
Требования к оборудованию грузового автомобиля с использованием его для перевозки людей изложены в пункте 4 Основных положений. При оборудовании грузовых автомобилей с бортовой платформой для перевозки людей следует учитывать, что расстояние от сиденья до верхнего края борта должно быть не менее 0,3 м.
Следует по возможности избегать перевозки детей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, так как данный вид перевозок сопряжен с повышенной опасностью для пассажиров и требует от них соблюдения элементарной осторожности и дисциплины (пункт 5.2 ПДД).
Организованная перевозка группы детей, как это установлено пунктом 22.6 ПДД, должна осуществляться только на автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, обеспечивающим защиту детей от падения.
Комментарий к пункту 22.3
От соблюдения требований данного пункта зависят удобство пассажиров при перевозке и, как следствие, их безопасность в процессе движения.
Расположение и количество мест для сидения в кузове грузового автомобиля Правилами не регламентированы, однако общая масса перевозимых пассажиров не должна превышать грузоподъемность транспортного средства. Как правило, сиденья располагают поперек кузова и закрепляют их за борта платформы.
Комментарий к пункту 22.4
При перевозке пассажиров в кузове грузового автомобиля ответственность за соблюдение правил перевозки, посадки и высадки пассажиров также возлагается на водителя.
Водитель перед началом движения должен лично убедиться в том, что все его указания пассажирами выполнены, а количество пассажиров не превышает числа мест для сидения в кузове.
В процессе движения водитель, по возможности, должен контролировать поведение пассажиров в кузове.
Комментарий к пункту 22.5
Основным условием перевозки лиц, сопровождающих груз, является наличие мест для сидения, расположенных ниже уровня бортов, по числу находящихся в кузове людей. Лица, сопровождающие груз, должны быть предупреждены о порядке посадки и высадки из кузова автомобиля.
При перевозке людей в груженом транспортном средстве груз должен быть надежно закреплен от перемещения.
Следует указать, что перевозка людей, не связанных с получением или сопровождением груза, в грузовом автомобиле, не оборудованном для перевозки людей, запрещается.
Комментарий к пункту 22.6
Требование о необходимости установки опознавательных знаков «Перевозка детей» (см. пункт 8 Основных положений) введено для выделения в транспортном потоке грузовых автомобилей и автобусов, перевозящих детей. При остановке таких автомобилей водители других транспортных средств должны снизить скорость и при необходимости остановиться, чтобы пропустить детей, переходящих дорогу (см. пункт 14.7 ПДД).
В соответствии с пунктом 19.4 и 19.5 ПДД транспортные средства, осуществляющие организованные перевозки групп детей, при движении должны включать ближний свет фар или противотуманные фары. Порядок осуществления перевозок пассажиров, в том числе и детей на автобусах, регулируется Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами .
———————————
Утверждено Приказом Минтранса России от 08.01.97 N 2, зарегистрировано в Минюсте России 14.05.97, регистрационный N 1302.
Комментарий к пункту 22.7
Посадка и высадка пассажиров до полной остановки транспортного средства представляют опасность и могут привести к получению травм пассажирами.
Движение автобусов с открытыми дверьми может привести к выпадению пассажиров. Всякие попытки сесть на ходу в движущееся ТС также могут привести к самым отрицательным последствиям.
Комментарий к пункту 22.8
Пассажиров разрешается перевозить только в кабине ТС, в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или кузове-фургоне, а также на мотоцикле. При этом число людей не должно превышать количества, установленного инструкцией предприятия-изготовителя ТС. Так, например, на сиденье рядом с водителем автомобиля КАМАЗ-5320 можно перевозить двух пассажиров. Дети до 12 лет могут перевозиться сверх указанного числа пассажиров. При этом масса пассажиров не должна превышать нагрузку, установленную предприятием-изготовителем транспортного средства в качестве максимально допустимой.
Перевозка детей до 12 лет на заднем сиденье мотоцикла, а также переднем сиденье легкового автомобиля без специальных детских удерживающих устройств запрещена.
23. Перевозка грузов
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ (с посл. измен. и дополн., см. также и раздел 22 ПДД «Перевозка людей»), Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. N 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит (как и перевозка людей) перевозка грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Порядок лицензирования грузовых перевозок определяется Положением о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации» .
———————————
См. комментарий к разделу 22 Правил.

Читать еще:  Фильтр воздушный камаз

Выдача лицензий на грузовые перевозки находится в ведении Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации и осуществляется в том же порядке, что и лицензий на пассажирские перевозки.
Комментарий к пункту 23.1
При определении значений рассматриваемых параметров следует руководствоваться технической характеристикой ТС, перевозящего груз. Характеристика ТС определяется предприятием-изготовителем с указанием:
грузоподъемности — максимально допустимой массы перевозимого груза;
снаряженной и разрешенной максимальной массы транспортного средства (см. комментарий к термину «разрешенная максимальная масса» в пункте 1.2 Правил);
распределения снаряженной и разрешенной максимальных масс по осям.
Одним из важнейших показателей технической характеристики ТС является значение нагрузки на ось.
Комментарий к пункту 23.2
Правильное размещение груза, его надежное крепление, учет свойств и состояние груза — залог обеспечения безопасности дорожного движения при грузовых перевозках. О перевозке груза сказано в пункте 23.3 Правил. Однако при перевозке определенных видов грузов могут предъявляться дополнительные повышенные требования, регулируемые соответствующими нормативными документами (см. также комментарии к пункту 23.5 ПДД).
Водитель обязан знать способы крепления и размещения различных грузов, особенности их перевозки и контролировать его размещение, крепление и состояние, как перед началом движения, так и в процессе перевозки.
Комментарий к пункту 23.3
При размещении груза необходимо контролировать сохранение обзора не только спереди, а также сбоку и сзади, вплоть до установки при необходимости дополнительного зеркала заднего вида справа.
Необходимо равномерно распределять груз на ТС, причем так, чтобы центр тяжести транспортного средства с грузом находился как можно ниже.
В легковом автомобиле груз не должен мешать водителю в пользовании рулевым управлением, тормозной системой, сигнальными и осветительными приборами.
Кроме того, груз не должен закрывать внешние световые приборы. Если в пути выйдут из строя приборы световой сигнализации, то для подачи сигналов можно воспользоваться услугами пассажира, сидящего в кабине автомобиля.
Грузы, создающие шум, образующие пыль, загрязняющие дорогу и окружающую среду, должны перевозиться специализированными транспортными средствами или с использованием специальной тары.
Комментарий к пункту 23.4
«В габариты транспортного средства не входят съемные элементы (наружные зеркала и т.п.). За установленные габариты по ширине могут выступать шины вблизи контакта с дорогой, детали индикаторов давления в шинах; приспособления противоскольжения, надетые на колеса; боковые указатели поворотов и габаритные фонари (не более чем на 50 мм); устройства для закрепления таможенных пломб на грузе; резиновые накладки кузова, резиновые брызговики колес (не более чем на 50 мм на сторону).
При замере выступающего вперед или назад груза необходимо учитывать указанные выше допущения. Габаритную ширину груза следует измерять от края

ПДД РФ 2020 — Правила дорожного движения

Действующие Правила утверждены Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения». Новая редакция содержит все последние изменения в ПДД от 21.12.2019, которые вступили в силу cо 2 января 2020 года (Постановление Правительства РФ № 1747).

ПДД РФ

Приложение 1. Дорожные знаки

Приложение 2. Дорожная разметка и ее характеристики

Эксплуатация ТС / Перечень неисправностей ТС

Незнание Правил Дорожного Движения не освобождает от ответственности и ведет к правонарушениям и преступлениям!

Даже на этом же сайте есть закладка «Комментарии к ПДД» , но она пустая, кроме заголовка ничего нет

v_kogan@mail.ru . спасибо

П.8 ПДД Начало движения, маневрирование
Там прямо не дано определение термина «маневр», но такие понятия как поворот, разворот, движение задним ходом, перестроение и др, обозначены как маневры.

В сети есть несколько типографических изданий с комментариями к ПДД, Вы можете купить или скачать любое из них. Но в суд, думаю, целесообразней будет предоставить официальный ответ ГИБДД. Запрос можно сделать онлайн https://гибдд.рф/letter/я

Официальные комментарии к ПДД поясняют следующее:

П.1 Общие положения
Перестроение — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения. По смыслу приведенного определения перестроение является маневрированием. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

П.8 Начало движения, маневрирование
Поворотом является маневр транспортного средства, выполняемый с целью выезда на другую дорогу или съезда с дороги на прилегающую к ней территорию. Разворот же выполняется для изменения направления движения на противоположное.

ПДД РФ 2020 — Правила дорожного движения

Действующие Правила утверждены Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения». Новая редакция содержит все последние изменения в ПДД от 21.12.2019, которые вступили в силу cо 2 января 2020 года (Постановление Правительства РФ № 1747).

ПДД РФ

Приложение 1. Дорожные знаки

Приложение 2. Дорожная разметка и ее характеристики

Эксплуатация ТС / Перечень неисправностей ТС

Незнание Правил Дорожного Движения не освобождает от ответственности и ведет к правонарушениям и преступлениям!

Читать еще:  Замена сцепления на Рено Логан-Replacing the clutch to Reno

Даже на этом же сайте есть закладка «Комментарии к ПДД» , но она пустая, кроме заголовка ничего нет

v_kogan@mail.ru . спасибо

П.8 ПДД Начало движения, маневрирование
Там прямо не дано определение термина «маневр», но такие понятия как поворот, разворот, движение задним ходом, перестроение и др, обозначены как маневры.

В сети есть несколько типографических изданий с комментариями к ПДД, Вы можете купить или скачать любое из них. Но в суд, думаю, целесообразней будет предоставить официальный ответ ГИБДД. Запрос можно сделать онлайн https://гибдд.рф/letter/я

Официальные комментарии к ПДД поясняют следующее:

П.1 Общие положения
Перестроение — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения. По смыслу приведенного определения перестроение является маневрированием. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

П.8 Начало движения, маневрирование
Поворотом является маневр транспортного средства, выполняемый с целью выезда на другую дорогу или съезда с дороги на прилегающую к ней территорию. Разворот же выполняется для изменения направления движения на противоположное.

Комментарий к Правилам дорожного движения Российской Федерации

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками , , , , а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы , считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

В соответствии с п. 9.2 Правил на дорогах с возможностью движения в обе стороны, имеющих 4 полосы или более, запрещается выезжать на сторону, предназначенную для встречного движения. Такая дорога должна быть размечена на соответствующие полосы, а части, предназначенные для противоположных потоков, разделены двойной сплошной линией.

В связи с изложенным практический интерес представляет следующее дело. С. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующими пп. 9.2, 9.3 и 9.6 Правил в той части, в которой они признают разворот и поворот налево выездами на сторону (полосу) встречного движения, а пересечение встречных трамвайных линий при развороте или повороте — выездом на трамвайные пути встречного направления.

Однако суд указал, что оспариваемые заявителями положения пп. 9.2, 9.3 и 9.6 ПДД не противоречат действующему федеральному законодательству. Пунктом 9.2 предусмотрен запрет на выезд на встречные полосы на дорогах с двусторонним движением. Согласно п. 9.3 Правил, на дорогах с двусторонним движением, имеющих 3 полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), выезд на среднюю полосу, использующуюся для движения в обоих направлениях, разрешается только для выполнения обгона, объезда, поворота налево или разворота; выезд на крайнюю левую полосу запрещен. Пунктом 9.6 Правил предусмотрено, что разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом п. 8.5 Правил; при этом не должно создаваться помех трамваю. Выезд на трамвайные пути встречного направления запрещен. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки

или , движение по трамвайным путям через перекресток запрещено.

Суд, проанализировав положения указанных пунктов Правил, пришел к следующему выводу: из их содержания следует, что в них отсутствуют положения, предусматривающие признание разворота и поворота налево выездами на сторону (полосу, трамвайные пути) встречного движения. Данные пункты являются общими, устанавливают запрет на выезд на сторону (полосу) дороги, предназначенную для встречного движения, и должны применяться в совокупности с другими нормами Правил, регулирующими порядок маневрирования. Суд не согласился с утверждением заявителя о том, что оспариваемые им пункты противоречат иным положениям, которые обязывают водителя выполнить требования дорожных знаков и разметки, предписывающих совершить из крайней левой полосы разворот или поворот налево, так как общие нормы не отменяют и не изменяют действия специальных норм, разрешающих разворот или поворот налево в местах, обозначенных соответствующими дорожными знаками и разметкой.

Суд, рассматривая указанное дело, сделал вывод о том, что заявитель по сути просит раскрыть содержание понятия «выезд на сторону (полосу) встречного движения», оспаривая смысл, придаваемый ему в судебной практике при применении норм об административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения, что не может быть предметом судебной проверки в порядке гл. 24 ГПК РФ(СНОСКА).

(СНОСКА: Определение Верховного Суда РФ от 26 декабря 2006 г. № КАС06-520 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ ОТ 02.11.2006 г. № ГКПИ06-913, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 9.2, 9.3 и 9.6 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090».)

9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаками или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для обгона , поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т — только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.

Движение транспортных средств по одной полосе со скоростью большей, чем по соседней полосе, не считается обгоном.

9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево, разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5 или , движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, оговоренных в пунктах 12.1, 24.2 Правил). Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Читать еще:  Классификация автомобилей по типу кузова

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.

9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.

Комментарий к Правилам дорожного движения Российской Федерации

Т е м п е р а т у р а в ы ш е — ц е н ы н и ж е !

Правила дорожного движения Российской Федерации (ПДД РФ)

Комментарии к ПДД РФ

Настоящие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации

№ 316 от 10 мая 2010 года и опубликованы в Российской газете 20 мая 2010 года.

Данная редакция Правил Дорожного Движения вступает в силу с 20 ноября 2010 года.

Внесенные изменения выделены в тексте красным цветом.

8. ПДД РФ — Начало движения, маневрирование

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.

Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.

Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

В соответствии с п. 8.8 Правил при повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления. Стоит учитывать, что в п. 8.11 Правил указаны случаи, когда запрещено производить разворот.

Кроме того, запрет на разворот может следовать из указаний соответствующего знака и (или) разметки.

Квалификация нарушений данного пункта правил достаточно часто вызывает споры на практике. Приведем следующий пример. Из постановления инспектора роты дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, базирующейся в г. Туапсе, от 28 января 2005 г. следует, что Ч. управлял автобусом MAN CY 263, принадлежащим ОАО «Сургутнефтегаз». Двигаясь по улице К. Маркса в г. Туапсе, в районе Главпочтамта, Ч. на перекрестке стал осуществлять поворот вправо и при совершении маневра не уступил дорогу автомобилю ВАЗ, двигавшемуся в попутном направлении по правой полосе дороги, в результате чего произошло столкновение передними частями транспортных средств в нарушение пп. 8.5, 8.7, 8.9 Правил дорожного движения.

В то же время вышестоящие судебные инстанции сделали вывод о том, что данная квалификация действий Ч. не согласуется с требованиями закона по следующим основаниям. Согласно ч. 2 ст. 12.15 КоАП РФ, предусмотрена ответственность за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги встречного разъезда или обгона без выезда на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, а равно пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней. А в соответствии с ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 12.13 и ст. 12.17 КоАП РФ.

Поскольку Ч. во время маневра не уступил дорогу автомобилю ВАЗ, имевшему преимущественное право на движение в попутном направлении, его действия содержат состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ и не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.15 КоАП РФ(СНОСКА).

(СНОСКА: Постановление Верховного Суда РФ от 18 мая 2007 г. № 18-АД06-19.)

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

8.10. При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней.

При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

8.11. Разворот запрещается:

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах расположения остановок маршрутных транспортных средств.

8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.

Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил.

Источники:

http://stpddrf.ru/
http://www.lawmix.ru/commlaw/1646
http://xn——6kccsaeozbsgoedln8v.xn--p1ai/%D0%BF%D0%B4%D0%B4/
http://xn——6kccsaeozbsgoedln8v.xn--p1ai/%D0%BF%D0%B4%D0%B4/
http://avtopraktika.ru/pddrf9.php?id=2
http://avtopraktika.ru/pddrf8.php?id=8

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector