Круиз-контроль в машине
Что такое круиз контроль в автомобиле
Современный автомобиль оснащается большим количеством вспомогательных систем, которые облегчают процесс управления автомобилем. Причем количество этих систем постоянно увеличивается, но есть и те, которые появились достаточно давно, среди них и круиз-контроль. Но не смотря на это, далеко не все знают, что это за система и для чего она нужна. Все потому, что особой популярности круиз-контроль в европейских странах не сыскал, и далеко не все производители его устанавливают. И все же разберемся, что такое круиз-контроль в автомобиле, для чего он нужен и как им пользоваться.
Для чего нужен круиз контроль в автомобиле
Изображение круиз контроля на приборной панели
Круиз-контроль – вспомогательная система автомобиля, основная задача которой – поддержание заданной скорости движения. Она является полезной при длительных поездках по загородным трассам, в городе же от нее никакой пользы нет.
Если авто выехало на длинный участок трассы, водитель просто устанавливает определенный скоростной режим, и система его поддерживает независимо от дорожных условий (подъем, спуск). При этом водителю нет необходимости жать на педаль акселератора, что позволяет ему более комфортабельно расположиться и расслабить ноги. В итоге, водитель в меньшей степени устает от длительных переездов.
Данная система далеко не новинка, ей уже почти полвека. Изобретена она была в США, и там она более востребована. Устанавливаться круиз-контроль может на автомобили с любыми типами двигателей и трансмиссий (АКПП, механика).
Пассивный круиз контроль
Существует два типа круиз-контроля: пассивный и адаптивный. Пассивный круиз-контроль – простая по конструкции система, которая способна поддерживать только заданный скоростной режим. Состоит она обычно из блока управления, нескольких датчиков и привода дроссельной заслонки.
Работает пассивная система достаточно просто – водитель, при достижении скорости, которую считает оптимальной, включает в работу круиз-контроль. Электронный блок посредством датчиков фиксирует скоростной режим и положение дроссельной заслонки. При изменении условий движения (подъем, спуск), датчики сигнализируют об этом, и блок управления подает сигнал на привод дроссельной заслонки, который и осуществляет необходимые действия с дросселем (открывает, закрывает), чтобы поддерживать заданный скоростной режим.
Читайте также: Что такое климат контроль в автомобиле и чем он отличается от кондиционера.
Адаптивный круиз контроль
Датчики адаптивного круиз контроля
Адаптивный круиз контроль – новое поколение круиз-контроля. Она уже не только поддерживает заданный режим движения, но еще и учитывает дорожную ситуацию. Для этого в систему включают дополнительные датчики, радары, камеры.
Благодаря такой системе существует возможность «привязать» свое авто к идущему впереди. Такой круиз-контроль «следит» за впереди идущем автомобилем, и полностью подстраивается под ее скоростной режим, удерживая при этом безопасную дистанцию между авто.
Вот для этого в конструкцию и включены дополнительные датчики, камера и радар. Они позволяют привязаться к другому авто и поддерживать его скорость движения. Если «ведущий» автомобиль изменит скорость, датчики «уловят» это и передадут сигнал на ЭБУ круиз-контроля, а тот в свою очередь задействует привод, чтобы установить необходимый режим.
Некоторые виды адаптивной системы могу также брать в расчет и дорожную разметку, то есть, круиз-контроль будет следить за тем, чтобы автомобиль не покинул выбранную полосу движения.
Отметим, что круиз-контроль не является системой, которая работает в автоматическом режиме. Чтобы его задействовать, водителю необходимо его включить.
Читайте также: Чем отличается вариатор от автомата и что лучше.
Видео о круиз контроле
Читайте также: Что такое ЭБУ в автомобиле и какие функции он выполняет.
Как пользоваться круиз контролем
Блок кнопок для управления круиз контролем
Для удобства работы с системой, блок ее управления располагается на рулевом управлении. При этом, с его помощью можно не только включать и выключать систему, но еще и изменять условия ее работы.
Блок управления круиз-контролем обычно состоит из нескольких клавиш:
- «ON/OFF» — клавиша включения и выключения системы (может и отсутствовать).
- «SET/ASSEL» — клавиша установки скоростного режима. При разовом нажатии, система начинает поддерживать скорость, с которой авто двигалось на момент нажатия. Повторное нажатие увеличивает скорость на определенное значение, к примеру, на 1 или 2 км/ч.
- «COAST» — клавиша уменьшения скоростного режима. При нажатии скоростной режим уменьшается на определенное значение.
- «RESUME» — возврат к раннее заданному скоростному режиму.
Дополнительно, для управления работой круиз контроля используется и педаль тормоза, а также педаль сцепления – у автомобиля с механическая КПП. Любое, даже незначительное нажатие на эти педали отключает круиз-контроль, то есть авто переходит на ручное управление акселератором и заданный скоростной режим уже не поддерживается.
В системах, у которых отсутствует клавиша «ON/OFF», включение осуществляется нажатием на «SET/ASSEL», а выключение – нажатием на тормозную педаль.
При отключении круиз-контроля, к примеру, при небольшом притормаживании, достаточно нажать на «RESUME», чтобы снова включить, причем он вернется к режиму, который был задан до отключения. Но стоит отметить, что круиз-контроль не способен долго хранить данные по скоростному режиму, поэтому возврат к нему при помощи «RESUME» может быть только при кратковременных отключениях.
В целом, круиз-контроль – достаточно полезная система, но только при длительных поездках. В городе от нее толку будет мало, особенно учитывая, что она обычно не работает на скоростях ниже 40 км/ч.
Круиз-контроль в автомобиле: что это такое, плюсы и минусы
Немногие водители знают, что такое круиз-контроль в автомобиле. А между тем это старая система, которая ранее могла только лишь поддерживать скорость движения автомобиля, и водителю при этом не приходилось держать педаль газа. Данная система обеспечивала дополнительное удобство и комфорт при езде на трассах и автомагистралях. В результате использования круиз-контроля водитель за рулем устает меньше. Также в теории это помогает снизить расход топлива, так как двигатель при использовании системы работает равномерно, и его обороты не прыгают.
Для чего нужен круиз-контроль в автомобиле?
Эта система нужна для обеспечения дополнительного удобства при поездках на большие расстояния. К примеру, если водителю нужно добраться из одного города в другой, преодолев при этом 500-600 километров, то на автомобиле без данной системы ему придется в течение 5-6 часов (в зависимости от скорости движения) держать педаль газа, что фактически равно держанию правой ступни в неудобном положении. В течение всего времени путешествия хочется сменить положение ноги, но делать этого нельзя. Кажется, что это мелочь, но держать педаль газа 5-6 часов на самом деле очень сложно.
Активировав функцию круиз-контроля в автомобиле, водитель может позволить себе отпустить педаль газа. Система будет подавать топливо в камеры сгорания не через педаль газа, а через специальные пневматические приводы. Регулировать скорость движения водитель сможет с помощью кнопок, которые располагаются на руле (обычно есть 5 кнопок).
Управление системой
Теперь, когда мы поняли, что это такое – круиз-контроль в автомобиле, можно разобраться с тем, как он работает. Обычно для управления данной системой есть 5 кнопок на руле:
- Кнопка On/Off, которая активирует и деактивирует систему.
- Переключатель фиксации скоростного режима и увеличения скорости. То есть после разгона до требуемой скорости водитель может переключателем зафиксировать текущую скорость движения и отпустить педаль газа. Последующие нажатия на эту кнопку будут увеличивать скорость движения на 1 км в час.
- Если во время использования круиз-контроля водителю пришлось резко разогнаться или затормозить, нажав на педаль газа или тормоза, то параметры данной системы сбрасываются. Чтобы быстро активировать круиз-контроль и вернуться к скорости движения, установленной ранее, водителю нужно нажать кнопку Resume.
- Кнопка снижения скорости Coast. Каждое нажатие на кнопку снижает скорость движения на 1 км. В некоторых моделях шаг снижения и прибавления скорости составляет 1.5 км.
- Кнопка Cancel деактивирует систему.
В зависимости от модели автомобиля эта система может быть представлена и другими кнопками, шаг набора и сбавления скорости может отличаться. Но принцип выглядит именно так, как описано выше.
Всего существует несколько видов круиз-контроля в автомобиле. Что означает пассивный или активный тип? В первом случае водитель имеет возможность лишь установить скорость движения машины. Однако второй тип предполагает использование сложных электронных устройств, которые сканируют пространство перед машиной, что открывает дополнительные возможности управления транспортным средством в зависимости от условий движения.
Пассивный тип (PPC)
Как мы уже выяснили, пассивный круиз-контроль позволяет держать заданную скорость, что удобно при длительных поездках на большие расстояния. За счет неизменного скоростного режима работы двигателя обеспечивается экономия топлива.
Выключение контроля осуществляется при слабом нажатии водителя на педаль газа. Конструкция такой системы имеет специальный пневматический привод, который регулирует поступление в камеру сгорания воздушно-топливной смеси через дроссельный клапан. Это исключает необходимость использовать педаль газа.
Активный (или адаптивный) тип
Адаптивный круиз-контроль представляет собой усовершенствованную версию активного типа. Кроме возможности поддержания скоростного режима без нажатия на педаль газа автомобили с адаптивным круиз-контролем могут просчитывать расстояние до впереди идущей машины, а также снижать или прибавлять скорость в зависимости от сложившейся на дороге ситуации. То есть если система определяет, что расстояние до идущей впереди машины снижается, то и система сбавляет скорость движения. Сбавление скорости осуществляется до того момента, пока промежуток между автомобилями, по мнению системы, не станет оптимальным. Если датчик перестает видеть препятствие впереди, то машина набирает скорость и держит данный скоростной режим.
Безопасность
Адаптивная установка круиз-контроля на автомобиле является достаточно умной, она обеспечивает не только комфорт при движении на трассах и магистралях, но и безопасность водителя, который может слишком расслабиться на дороге.
К тому же эта система может производить не только экстренное торможение, но и маневры уклонения. Это в значительной степени увеличивает безопасность при движении, и часто такие системы сохраняли жизнь людей и целостность самого автомобиля при различных ситуациях на дорогах.
Отметим, что адаптивный (или активный) круиз-контроль тесно связан с работой систем ABS и ESP (системы стабилизации и антибуксировки), и если хотя бы одна из них перестает работать, то активировать круиз-контроль также нельзя.
Динамический тип
Кроме адаптивного и пассивного круиз-контроля есть еще и динамический. Он представляет собой одну из разновидностей пассивного типа. Особенностью этой системы является контроль работы двигателя, что позволяет экономить топливо и ресурс мотора.
К примеру, при подъеме на горку система притормаживает и сбавляет скорость, что оберегает мотор от излишних нагрузок. Также скорость снижается и при возникновении каких-либо неполадок с двигателем и при вхождении автомобиля в повороты. После прохождения поворота прежняя скорость восстанавливается.
Теперь мы разобрались, что это такое – круиз-контроль в автомобиле. Определим его основные преимущества и недостатки.
Плюсы
Преимущества этой системы очевидны каждому водителю. В первую очередь это удобство при езде и снижение нагрузок на спину за счет отсутствия необходимости держать ногу на педали газа. Некоторые водители отмечают экономию топлива как достоинство подобной системы. В теории экономия достигается за счет обеспечения равномерности работы мотора и отсутствия перепадов на впрыске топлива. К тому же если установлен адаптивный круиз-контроль, то он обеспечивает еще и дополнительную безопасность движения транспортного средства.
Недостатки
Основной недостаток – это дороговизна системы. Автомобили с системами круиз-контроля являются дорогими и недоступны большинству потребителей. Впрочем, машины с обычными пассивными системами уже доступны среднему классу потребителей.
Если верить отзывам некоторых водителей, активно использующих эту систему, экономия топлива отсутствует полностью, а в некоторых случаях имеет место даже повышенной расход. Еще одним серьезным недостатком является небезопасность использования системы из-за того, что водитель может слишком расслабиться за рулем автомобиля. Постоянно держа ступню на педали газа, сильно расслабиться не получится.
Следующим недостатком является невозможность использования системы на дорогах с частыми спусками и поворотами, а также на трассах с интенсивным автомобильным потоком. Про использование системы в городе вообще говорить не приходится.
Многие водители не рекомендуют применять данную систему на дорогах после или во время дождя, так как при торможении водителю нужно чувствовать автомобиль. В противном случае это может привести к ДТП. Подходит эта система только тем водителям, которые часто путешествуют из города в город. При городском движении функция практически бесполезна, поскольку в городе отсутствуют длинные участки трассы, где можно было бы долго держать стабильную скорость.
Заключение
Теперь мы окончательно понимаем, что это такое в автомобиле – круиз-контроль. Подобная система действительно полезна и нужна – она должна быть в каждой машине. Постепенно такие системы появляются и в машинах среднего и даже бюджетного класса, но пока что это всего лишь пассивные разновидности. К тому же установить эту систему можно даже на автомобиль, в котором заводом-производителем не предусмотрена данная технология. Специальные установки продаются в автомагазинах.
На этом можно ставить точку. Мы разобрались, что это такое – круиз-контроль в автомобиле. Технология – полезная в ряде случаев, но увлекаться ею не стоит, так как водителю нельзя терять концентрацию на дороге.
Круиз-контроль в машине — что это и как работает?
Современный автомобиль оснащается большим количеством вспомогательных систем, которые облегчают процесс управления автомобилем. Причем количество этих систем постоянно увеличивается, но есть и те, которые появились достаточно давно, среди них и круиз-контроль. Но не смотря на это, далеко не все знают, что это за система и для чего она нужна. Все потому, что особой популярности круиз-контроль в европейских странах не сыскал, и далеко не все производители его устанавливают. И все же разберемся, что такое круиз-контроль в автомобиле, для чего он нужен и как им пользоваться.
ЧТО ТАКОЕ КРУИЗ КОНТРОЛЬ?
Круиз контроль — это устройство, поддерживающее постоянную скорость автомобиля, автоматически прибавляя газ при снижении скорости движения и уменьшая при её увеличении, к примеру, на спусках, без участия водителя.
Чаще всего, круиз контроль используют во время движения по трассам. В городских условиях, где скорость движения автомобиля непостоянная, круиз контроль не очень нужен. В целях безопасности круиз контроль отключается, как только вы нажимаете на педаль тормоза, он неактивный на скорости менее 40 км/ч.
Для чего нужен круиз контроль в автомобиле
Круиз-контроль – вспомогательная система автомобиля, основная задача которой – поддержание заданной скорости движения. Она является полезной при длительных поездках по загородным трассам, в городе же от нее никакой пользы нет.
Если авто выехало на длинный участок трассы, водитель просто устанавливает определенный скоростной режим, и система его поддерживает независимо от дорожных условий (подъем, спуск). При этом водителю нет необходимости жать на педаль акселератора, что позволяет ему более комфортабельно расположиться и расслабить ноги. В итоге, водитель в меньшей степени устает от длительных переездов.
Данная система далеко не новинка, ей уже почти полвека. Изобретена она была в США, и там она более востребована. Устанавливаться круиз-контроль может на автомобили с любыми типами двигателей и трансмиссий (АКПП, механика).
ВИДЫ КРУИЗ-КОНТРОЛЯ
В автомобиле с круиз-контролем имеется небольшая компьютерная система, которая управляет машиной, собирает данные, анализирует их и подаёт сигналы. Компьютер соединяется с дросселем и сенсорными датчиками.
Если в автомобиле установлена качественная система, то водитель не будет ощущать рывков при изменении скоростного режима, на который не будут оказывать влияния неровности дорожного полотна и габариты машины. Эта система не единственная, существует разновидности, которые стоит рассмотреть более детально:
- Пассивный КК рассчитывает скорость в соответствии с тремя показателями — пропорцией, расстоянием и ускорением.
- Адаптивный тип системы берёт во внимание скорость, с которой движется впереди едущий автомобиль. Таким образом, ваш автомобиль будет всегда находиться на безопасном расстоянии, при котором вероятность столкновения минимальна. В автомобиле скорость будет автоматически снижаться при замедлении машины, которая движется впереди. При освобождении дороги скорость будет восстановлена до фиксированного значения.
Второй тип системы является наиболее современным, продуманным и безопасным. Такой круиз-контроль способен на экстренное торможение в том случае, если водитель не реагирует на звуковое и визуальное оповещение, а вероятность образования аварии возрастает.
Как работает круиз-контроль
Принцип работы круиз-контроля несложен. В самом простом случае он состоит из сервопривода (привод с отрицательной обратной связью для возможности управления механической системой), который соединен посредством троса или тяги с механизмом, отвечающим за подачу газа в карбюратор или инжектор (для бензиновых двигателей). То есть, когда автомобиль двигается с постоянной скоростью, то педаль акселератора находится под одним фиксированным углом. Соответственно, угол наклона педали акселератора тоже будет постоянным. Если в этот момент водитель включает круиз-контроль, то ЭБУ запоминает его положение. При этом также фиксируется скорость.
Если же в процессе движения скорость начинает падать, например, на подъеме (об этом ЭБУ сообщают соответствующие датчики), электронный блок подает команду на сервопривод с тем, чтобы он изменил угол наклона сектора газа и увеличил подачу топлива. Угол наклона напрямую зависит от сигнала рассогласования. Так будет происходить до тех пор, пока скорость движения не начнет расти.
Если скорость в пути увеличивается (на спуске), то электронный блок подает сигнал на сервопривод о том, чтобы изменить угол сектора газа для уменьшения подачи топлива. Это может произойти вплоть до того момента, когда произойдет механический упор на холостом ходу. Это естественным образом вызовет торможение двигателем. Однако тут возможны два варианта, которые зависят от типа установленного круиз-контроля.
Если круиз-контроль установлен на механической коробке передач, то сектор может упереться в ограничительный упор. В таком случае водителю рекомендовано будет переключить передачу. Если же речь идет об АКПП, то этот процесс произойдет автоматически. Как только скорость достигнет заданного уровня, сервопривод прекратит движение, и сектор газа останется в фиксированном положении.
Если установлен круиз-контроль на машине с МКПП, то водителю необходимо будет самостоятельно притормаживать в случае необходимости. Если в автомобиле стоит АКПП, то возможен переход на более низкую передачу для уменьшения скорости. Однако если на машине стоит адаптивный круиз-контроль, то весь процесс торможения происходит автоматически в полном объеме. Теперь подробнее расскажем о типах используемых систем.
ЧТО ДЕЛАТЬ С НЕРАБОТАЮЩЕЙ СИСТЕМОЙ
Что делать водителю, если не работает круиз-контроль, что выражается в отсутствии управления автомобилем и снижении скорости, несмотря на активную систему и установку фиксированного значения? Нужно проверить, действительно ли не работает круиз-контроль и проблема заключается именно в нём, или же нужно искать причину в другой области. Для этого потребуется выполнить следующие действия:
- Включить зажигание в автомобиле и активировать круиз-контроль посредством нажатия на соответствующую кнопку (ON). В результате этих действий должен засветиться соответствующий индикатор. Если этого не произошло, не стоит огорчаться, возможно, лампочка просто отслужила своё и требует замены.
- Ищем RES+ — это может быть кнопка или переключатель. Держим этот элемент управления включённым 3 секунды. Индикатор должен загореться на три секунды и потухнуть на две. Если действительно не работает круиз-контроль, индикатор оповестит про наличие неисправности.
ЕСЛИ НЕТ КРУИЗ-КОНТРОЛЯ, НО ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ
Не каждый автомобиль, даже иностранного происхождения, оборудован круиз-контролем. Не менять же машину из-за этого. Можно решить проблему двумя способами: купить готовую систему или собрать круиз-контроль своими руками. Первый вариант обойдётся в круглую сумму, а второй способ сделать свой автомобиль более комфортным и безопасным будет стоить недорого, но заставит серьёзно поломать голову. Круиз-контроль своими руками устанавливается по-разному в зависимости от модели автомобиля и его технических характеристик.
К примеру, в случае с Mazda3 установка КК осуществляется только на модели с двухлитровыми моторами. Причина скрывается в типе дросселя, который должен быть электрическим, а не механическим, как в случае с двигателями на 1,6 литра.
Обладателям Renault Fluence и Megane3 установить круиз-контроль своими руками будет проще. Эта система будет исправно работать на автомобиле любой комплектации, даже тип трансмиссии не имеет особого значения. Правда, есть один нюанс: если на панели приборов не предусмотрены индикаторы, отображающие работу трансмиссии, то управление будет осуществляться вслепую. Такое неудобство не омрачит преимуществ, которые скрывает в себе КК.
Установить круиз-контроль можно самостоятельно, купив готовый механизм или собрав его с нуля. Этот процесс длительный, сложный и связан с тонкостями, которые определяются для каждой модели ТС в индивидуальном порядке. Но КК стоит того, чтобы потратить время и поломать голову.
ЧТО ТАКОЕ АДАПТИВНЫЙ КРУИЗ КОНТРОЛЬ?
Разрабатывается новый круиз контроль адаптивного типа, который будет следить за скоростью движения впереди идущего автомобиля и корректировать скорость движения вашего автомобиля, чтобы сохранить безопасную дистанцию между автомобилями. Такой тип круиз контроль еще называют активным. Традиционный круиз контроль называется пассивным.
Автомобильные компании ведут разработки активного круиз контроля. Он будет поддерживать постоянную скорость автомобиля и в дополнение регулировать скорость автомобиля в зависимости от скорости впереди идущего автомобиля, поддерживая безопасную дистанцию между ними. Данная возможность появится благодаря дополнительной установке радара и цифрового процессора сигнала.
Разберем пример работы активного круиз контроля на автомобилях Mercedes. Он работает, когда Вы пристроились за впереди идущей машиной и с помощью видеокамеры наводится на номерной знак автомобиля-лидера. Тогда ваш автомобиль будет следить за лидером как привязанный, если тот не станет менять полосу движения, а дорога не горный серпантин с крутыми поворотами.
Данный активный круиз-контроль работает на скоростях от 30 до 200 км/ч. И главное условие его использование — нельзя ни в коем случае снимать руки с руля, иначе он отключится. Встречаются также варианты активного круиз-контроля, когда автомобиль следить за дорожной разметкой и двигается в пределах полосы, а не ищет другую машину.
Если впереди идущий автомобиль замедляет ход, то система посылает сигнал на снижение скорости. Когда дорога впереди пустая, система дает сигнал на восстановление скорости.
Система активного круиз контроля призвана помогать водителю избегать столкновения с впереди идущим транспортом. Если система не успевает снизить скорость и есть вероятность столкновения, то она подает водителю сигнал нажать на тормоза или уйти в сторону от столкновения. В продвинутых системах, она способна самостоятельно затормозить без участия водителя.
Что такое круиз-контроль и для чего он нужен?
Круиз-контроль был призван решить проблему утомления водителя при частых поездках на дальние расстояния. Постоянная езда вынуждает водителя на протяжении нескольких часов работать педалью газа, что может привести к утомлению. Круиз-контроль решает эту проблему, поддерживая скорость автомобиля постоянной. Когда необходимо, водитель может включить его и, с помощью простых манипуляций, установить необходимую скорость, с которой автомобиль будет двигаться самостоятельно. При нажатии на педаль газа система отключится автоматически.
Какой бывает круиз-контроль?
На данный момент в автомобилях применяется два типа круиз-контроля. Пассивный, который может только поддерживать скорость автомобиля на одном уровне, и адаптивный, способный еще и удерживать автомобиль в полосе, не давая ему столкнуться с другими объектами.
Пассивный круиз-контроль
Пассивный круиз-контроль является более простым по своему устройству, ведь выполняет гораздо меньше функций, чем адаптивный. Работает по следующей схеме:
1. Информация о частоте вращения колес, снятая специальным датчиком, отправляется на электронный вычислительный блок 2. Электронный блок, обработав эту информацию, посылает сигнал на устройство, которое регулирует степень открытия дросселя. 3. При нажатии на любую педаль система моментально отключается.
Несмотря на то, что пассивный контроль неплохо разгружает водителя, назвать его полноценным автопилотом нельзя, и водителю все равно приходится тщательно следить за дорогой.
Адаптивный круиз-контроль
Адаптивный контроль позволяет полностью расслабиться водителю, ведь автомобиль будет ехать сам, основываясь на данных дополнительных устройств, которые следят за дорожной разметкой и другими автомобилями в потоке. Как правило, для этих целей используются лидары или, более дорогие и эффективные, радары. Радар излучает радиоволну, которая, отражаясь от других объектов, помогает понять их местоположение компьютеру. Он же, в свою очередь, контролирует передвижение автомобиля.
В современные автомобили для повышения эффективности работы круиз-контроля устанавливается сразу несколько радаров разной дальности, например, 150 метров и 30. Самые современные версии круиз-контроля позволяют водителю выбрать автомобиль в потоке, за которым нужно передвигаться, например, в пробке. Система следит за передвижением другой машины и, на основе этих данных, управляет автомобилем.
Круиз-контроль в машине — что это и как работает?
Современный автомобиль оснащается большим количеством вспомогательных систем, которые облегчают процесс управления автомобилем. Причем количество этих систем постоянно увеличивается, но есть и те, которые появились достаточно давно, среди них и круиз-контроль. Но не смотря на это, далеко не все знают, что это за система и для чего она нужна. Все потому, что особой популярности круиз-контроль в европейских странах не сыскал, и далеко не все производители его устанавливают. И все же разберемся, что такое круиз-контроль в автомобиле, для чего он нужен и как им пользоваться.
ЧТО ТАКОЕ КРУИЗ КОНТРОЛЬ?
Круиз контроль — это устройство, поддерживающее постоянную скорость автомобиля, автоматически прибавляя газ при снижении скорости движения и уменьшая при её увеличении, к примеру, на спусках, без участия водителя.
Чаще всего, круиз контроль используют во время движения по трассам. В городских условиях, где скорость движения автомобиля непостоянная, круиз контроль не очень нужен. В целях безопасности круиз контроль отключается, как только вы нажимаете на педаль тормоза, он неактивный на скорости менее 40 км/ч.
Для чего нужен круиз контроль в автомобиле
Круиз-контроль – вспомогательная система автомобиля, основная задача которой – поддержание заданной скорости движения. Она является полезной при длительных поездках по загородным трассам, в городе же от нее никакой пользы нет.
Если авто выехало на длинный участок трассы, водитель просто устанавливает определенный скоростной режим, и система его поддерживает независимо от дорожных условий (подъем, спуск). При этом водителю нет необходимости жать на педаль акселератора, что позволяет ему более комфортабельно расположиться и расслабить ноги. В итоге, водитель в меньшей степени устает от длительных переездов.
Данная система далеко не новинка, ей уже почти полвека. Изобретена она была в США, и там она более востребована. Устанавливаться круиз-контроль может на автомобили с любыми типами двигателей и трансмиссий (АКПП, механика).
ВИДЫ КРУИЗ-КОНТРОЛЯ
В автомобиле с круиз-контролем имеется небольшая компьютерная система, которая управляет машиной, собирает данные, анализирует их и подаёт сигналы. Компьютер соединяется с дросселем и сенсорными датчиками.
Если в автомобиле установлена качественная система, то водитель не будет ощущать рывков при изменении скоростного режима, на который не будут оказывать влияния неровности дорожного полотна и габариты машины. Эта система не единственная, существует разновидности, которые стоит рассмотреть более детально:
- Пассивный КК рассчитывает скорость в соответствии с тремя показателями — пропорцией, расстоянием и ускорением.
- Адаптивный тип системы берёт во внимание скорость, с которой движется впереди едущий автомобиль. Таким образом, ваш автомобиль будет всегда находиться на безопасном расстоянии, при котором вероятность столкновения минимальна. В автомобиле скорость будет автоматически снижаться при замедлении машины, которая движется впереди. При освобождении дороги скорость будет восстановлена до фиксированного значения.
Второй тип системы является наиболее современным, продуманным и безопасным. Такой круиз-контроль способен на экстренное торможение в том случае, если водитель не реагирует на звуковое и визуальное оповещение, а вероятность образования аварии возрастает.
Как работает круиз-контроль
Принцип работы круиз-контроля несложен. В самом простом случае он состоит из сервопривода (привод с отрицательной обратной связью для возможности управления механической системой), который соединен посредством троса или тяги с механизмом, отвечающим за подачу газа в карбюратор или инжектор (для бензиновых двигателей). То есть, когда автомобиль двигается с постоянной скоростью, то педаль акселератора находится под одним фиксированным углом. Соответственно, угол наклона педали акселератора тоже будет постоянным. Если в этот момент водитель включает круиз-контроль, то ЭБУ запоминает его положение. При этом также фиксируется скорость.
Если же в процессе движения скорость начинает падать, например, на подъеме (об этом ЭБУ сообщают соответствующие датчики), электронный блок подает команду на сервопривод с тем, чтобы он изменил угол наклона сектора газа и увеличил подачу топлива. Угол наклона напрямую зависит от сигнала рассогласования. Так будет происходить до тех пор, пока скорость движения не начнет расти.
Если скорость в пути увеличивается (на спуске), то электронный блок подает сигнал на сервопривод о том, чтобы изменить угол сектора газа для уменьшения подачи топлива. Это может произойти вплоть до того момента, когда произойдет механический упор на холостом ходу. Это естественным образом вызовет торможение двигателем. Однако тут возможны два варианта, которые зависят от типа установленного круиз-контроля.
Если круиз-контроль установлен на механической коробке передач, то сектор может упереться в ограничительный упор. В таком случае водителю рекомендовано будет переключить передачу. Если же речь идет об АКПП, то этот процесс произойдет автоматически. Как только скорость достигнет заданного уровня, сервопривод прекратит движение, и сектор газа останется в фиксированном положении.
Если установлен круиз-контроль на машине с МКПП, то водителю необходимо будет самостоятельно притормаживать в случае необходимости. Если в автомобиле стоит АКПП, то возможен переход на более низкую передачу для уменьшения скорости. Однако если на машине стоит адаптивный круиз-контроль, то весь процесс торможения происходит автоматически в полном объеме. Теперь подробнее расскажем о типах используемых систем.
ЧТО ДЕЛАТЬ С НЕРАБОТАЮЩЕЙ СИСТЕМОЙ
Что делать водителю, если не работает круиз-контроль, что выражается в отсутствии управления автомобилем и снижении скорости, несмотря на активную систему и установку фиксированного значения? Нужно проверить, действительно ли не работает круиз-контроль и проблема заключается именно в нём, или же нужно искать причину в другой области. Для этого потребуется выполнить следующие действия:
- Включить зажигание в автомобиле и активировать круиз-контроль посредством нажатия на соответствующую кнопку (ON). В результате этих действий должен засветиться соответствующий индикатор. Если этого не произошло, не стоит огорчаться, возможно, лампочка просто отслужила своё и требует замены.
- Ищем RES+ — это может быть кнопка или переключатель. Держим этот элемент управления включённым 3 секунды. Индикатор должен загореться на три секунды и потухнуть на две. Если действительно не работает круиз-контроль, индикатор оповестит про наличие неисправности.
ЕСЛИ НЕТ КРУИЗ-КОНТРОЛЯ, НО ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ
Не каждый автомобиль, даже иностранного происхождения, оборудован круиз-контролем. Не менять же машину из-за этого. Можно решить проблему двумя способами: купить готовую систему или собрать круиз-контроль своими руками. Первый вариант обойдётся в круглую сумму, а второй способ сделать свой автомобиль более комфортным и безопасным будет стоить недорого, но заставит серьёзно поломать голову. Круиз-контроль своими руками устанавливается по-разному в зависимости от модели автомобиля и его технических характеристик.
К примеру, в случае с Mazda3 установка КК осуществляется только на модели с двухлитровыми моторами. Причина скрывается в типе дросселя, который должен быть электрическим, а не механическим, как в случае с двигателями на 1,6 литра.
Обладателям Renault Fluence и Megane3 установить круиз-контроль своими руками будет проще. Эта система будет исправно работать на автомобиле любой комплектации, даже тип трансмиссии не имеет особого значения. Правда, есть один нюанс: если на панели приборов не предусмотрены индикаторы, отображающие работу трансмиссии, то управление будет осуществляться вслепую. Такое неудобство не омрачит преимуществ, которые скрывает в себе КК.
Установить круиз-контроль можно самостоятельно, купив готовый механизм или собрав его с нуля. Этот процесс длительный, сложный и связан с тонкостями, которые определяются для каждой модели ТС в индивидуальном порядке. Но КК стоит того, чтобы потратить время и поломать голову.
ЧТО ТАКОЕ АДАПТИВНЫЙ КРУИЗ КОНТРОЛЬ?
Разрабатывается новый круиз контроль адаптивного типа, который будет следить за скоростью движения впереди идущего автомобиля и корректировать скорость движения вашего автомобиля, чтобы сохранить безопасную дистанцию между автомобилями. Такой тип круиз контроль еще называют активным. Традиционный круиз контроль называется пассивным.
Автомобильные компании ведут разработки активного круиз контроля. Он будет поддерживать постоянную скорость автомобиля и в дополнение регулировать скорость автомобиля в зависимости от скорости впереди идущего автомобиля, поддерживая безопасную дистанцию между ними. Данная возможность появится благодаря дополнительной установке радара и цифрового процессора сигнала.
Разберем пример работы активного круиз контроля на автомобилях Mercedes. Он работает, когда Вы пристроились за впереди идущей машиной и с помощью видеокамеры наводится на номерной знак автомобиля-лидера. Тогда ваш автомобиль будет следить за лидером как привязанный, если тот не станет менять полосу движения, а дорога не горный серпантин с крутыми поворотами.
Данный активный круиз-контроль работает на скоростях от 30 до 200 км/ч. И главное условие его использование — нельзя ни в коем случае снимать руки с руля, иначе он отключится. Встречаются также варианты активного круиз-контроля, когда автомобиль следить за дорожной разметкой и двигается в пределах полосы, а не ищет другую машину.
Если впереди идущий автомобиль замедляет ход, то система посылает сигнал на снижение скорости. Когда дорога впереди пустая, система дает сигнал на восстановление скорости.
Система активного круиз контроля призвана помогать водителю избегать столкновения с впереди идущим транспортом. Если система не успевает снизить скорость и есть вероятность столкновения, то она подает водителю сигнал нажать на тормоза или уйти в сторону от столкновения. В продвинутых системах, она способна самостоятельно затормозить без участия водителя.
Круиз-контроль в авто: принцип работы, как установить своими руками
Всем привет! Сегодня поговорим с вами о том, что такое круиз-контроль в современном автомобиле, зачем он нужен и как осуществляется его установка на машины своими руками.
Про основную суть и назначение круиз-контроля (КК) мы уже говорили в предыдущем материале. Потому я оставлю вам ссылку , а вы сможете по ней перейти и почитать интересную и полезную информацию. Из него вы узнаете, что значит круиз-контроль, каким он бывает и в чем его ключевые особенности.
В этом же материале акцентируем внимание на механике. То есть поговорим, насколько это возможно оснастить руль специальными кнопками и выполнить подключение оборудования для работы круиза, если у вас стоит механика.
Многие считают, что система поддержания заранее заданной скорости на машине — это сугубо прерогатива АКПП. Но вы ошибаетесь. Даже в штатный мозг автомобиля с МКПП реально поставить пусть и не активный, но хотя бы простейший круиз-контроль. Схема довольно сложная, если разобраться, как работает устройство, работу можно выполнить даже своими руками.
Механика и круиз-контроль
Не все имеют возможность купить автомобиль вроде Тойота Камри последнего поколения, где устанавливается адаптивный круиз-контроль вместе с автоматической трансмиссией. Кому-то досталась и обычная Веста на ручке. Но все равно оборудовать авто функцией поддержания заранее заданной водителем скорости очень хочется.
Неправильно считать, что подключение к машинам на механике круиза это нечто фантастическое и невозможное. Если разобраться и как следует постараться, функция появится практически на любом автомобиле. Только вы должны для начала решить, нужна вам такая система, либо никто ею в действительности пользоваться не будет. Не спешите тратить деньги на то, что вам не понадобится. Хотя окончательное решение в любом случае принимать вам. Ваш автомобиль — ваши правила.
Некоторые системы, такие как ГЛОНАСС , уже предусмотрены на многих авто в штатной заводской комплектации. А вот камеры заднего вида или те же автомобильные навигаторы часто приходится покупать и монтировать отдельно. Вопрос их необходимости в машине такой же актуальный, как и в случае с круиз-контролем.
Не спорю, что схема подключения КК на машины с АКПП намного проще. Автопроизводители еще с завода предусмотрели возможность установки системы. А потому для подключения достаточно купить оборудование и поставить согласно штатным местам.
А вот когда мы говорим про МКПП, здесь дела обстоят несколько сложнее. Если КК не предусмотрен заводом, все равно поставить девайс можно. Для этого своими руками или руками мастеров монтируется универсальное оборудование. Опытные автовладельцы советуют отдавать предпочтение немецким системам. Их цена выше, но зато вы получаете агрегат повышенной надежности. Переплата себя оправдывает. Только при покупке тщательно проверяйте все комплектующие и возможность вернуть товар, если он не подойдет.
Технически вам предстоит установить дополнительный кронштейн и подвески к педали газа специальный трос, обеспечивающий возможность поддержания скорости на заданных значениях. Плюс монтируется кнопки снизу дефлектора для управления. Но она будет выключаться всякий раз, когда вы будете давить на педаль газа. А потому придется повторно нажимать кнопку для активации круиза.
Вероятность полноценной работы
В функциональном плане установленный на машину КК мало чем будет отличаться от аналогичной системы на автомобилях с АКПП. Потому не сложно разобраться, как включить или как пользоваться новшеством.
Вопрос только в том, для чего нужен вам круиз. Некоторые только со временем понимают, что это была ошибка ставить на машину такую систему. Если вы регулярно передвигаетесь по шоссе и трассам, где можно длительное время держать одну скорость, то дополнительный рычаг, отвечающий за круиз-контроль, точно не помешает. А вот при езде по городу в условиях плотного трафика и постоянных остановок круиз теряет свою актуальность и становится совершенно ненужным элементом.
Это как в случае с предпусковыми подогревателями для двигателя. Водители понимают, что они им совершенно не нужны, поскольку такие системы актуальны лишь для наиболее суровых климатических регионов с холодной зимой. Хотя против тех же противотуманных фар ничего не имею. Реально полезный помощник при плохой видимости на дороге.
Если вам нужен КК, его можно поставить довольно быстро. При этом управление не будет вызывать никаких сложностей. Уточните в автосервисе, можно ли установить круиз конкретно в вашем случае. Но практика показывает, что это возможно практически на любом авто.
Но также учтите, что здесь есть свои нюансы. А именно:
- Выезды в подъем. При таком движении в подъем машина не будет самостоятельно переходить на пониженную передачу при КК на механике. Это придется делать вручную;
- Чтобы заехать в горку на 5 передаче, нужно нажимать самостоятельно педаль газа. Иначе в подъем вы не выберитесь;
- При постепенном снижении текущей скорости движения машины (в том же подъеме) КК автоматически будет «вырубаться» на отметке 40 километров в час;
- Если есть кнопка RES, сбросить скорость водитель может за счет нажатия на нее 2 раза. Если ее нет, потребуется жать на педаль газа и определять новую требуемую скорость для КК пусковой кнопкой.
Как видите, свои нюансы здесь есть. Но они не критичные.
Потому все чаще можно встретить в сети видео инструкции, где гаражные мастера рассказывают об особенностях самостоятельной установки дополнительного оборудования. В случае с круиз-контролем я бы советовал обращаться к проверенным специалистам и в сертифицированные мастерские.
Инструменты и материалы
Прежде чем устанавливать КК, обязательно проверьте на предмет неисправностей все узлы и системы безопасности вашей машины. В противном случае не удивляйтесь, что круиз не включается, либо автомобиль ведет себя неадекватно при попытке перехода на поддержание заданной скорости.
Набор инструментов для выполнения такой задачи будет состоять из:
- фигурной отвертки;
- острых ножниц или шила;
- ножа;
- подходящих по размеру головок;
- гаечных прочных ключей;
- саморезов или хороших шурупов;
- тросика для подключения системы;
- универсального оборудования КК;
- специального кронштейна.
Кронштейн требуется, если на машине установлен датчик, регулирующий положение педали, отвечающей за набор скорости (педаль газа). Тогда к нему подсоединяется кронштейн. А вот трос в некоторых случаях уже идет в комплекте к круиз-контролю. Потому проверьте комплектацию, а затем уже собирайте все необходимые дополнительные инструменты и материалы.
Поэтапный монтаж
Вообще на монтаж обычно уходит не более 2-3 часов. Некоторые умельцы справляются даже за час. Но учтите, что затем вам предстоит проверить работу системы, исправить выявленные неточности и убедиться в правильности всех настроек.
Поэтапно это выглядит следующим образом:
- Выбор места для КК. Большинство автовладельцев устанавливают оборудование возле топливного фильтра, поскольку так агрегат легко соединяется с тормозным шлангом. Выбирайте любое место, но обязательное сухое и с возможностью подведения к этой точки троса от педали газа. Никаких сильных изгибов быть не должно;
- Подключение к педали газа второго троса. Только не режьте излишки сразу. Для начала установите нужное положение на установленном датчике контроля текущего положения акселлераторной педали специальный кронштейн, и уже после этого отмеряйте требуемую длину тросика. Теперь отрезайте. Второй конец подводится и подключается к самому КК;
- Для правильного подключения системы к машине отыщите проводку от тахометра, к которой подсоединяют универсальный КК. К проводу вашего тахометра нужно подключить проводок зеленого цвета, отходящего от ЭБУ КК. Проводок же красного цвета необходим для соединения со стопами;
- Установки кнопку для включения и выключения системы. Для нее будет отвечать двойной проводок серого цвета. Чтобы кнопка работала правильно, обязательно подключается масса (она проходит по черному проводку);
- Ручка управления КК располагается на руле, потому его предстоит самостоятельно разобрать. При наличии подушек безопасности их нужно заранее отключить и снять. Ручка ставится на руль, и он собирается в обратной последовательности.
Теперь проверьте работоспособность всей системы. Если возникают сложности, повторно пройдитесь по каждому этапу. Возможно, вы где-то допустили ошибку или упустили какой-то важный момент.
Если же все хорошо, то настает время для дорожных испытаний. Выезжайте на пустую длинную дорогу и начинайте со скорости не более 40 километров в час. Будьте готовы, что в любой момент придется брать управление на себя, если круиз не сработает.
При успешных испытаниях могу лишь поздравить вас с завершением процедуры установки.
Всем спасибо за внимание! Не забывайте оставлять комментарии и задавать вопросы! Мы всегда с удовольствием на них ответим!
(Пока оценок нет)
Источники:
http://avtonov.com/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B8%D0%B7-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%D0%B2-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5/
http://www.syl.ru/article/345250/kruiz-kontrol-v-avtomobile-chto-eto-takoe-plyusyi-i-minusyi
http://seite1.ru/obzory-i-sovety/kruiz-kontrol-v-mashine-chto-eto-i-kak-rabotaet/.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5c611c115deb9800afcbabab/5cc7d3faa8ac8300b3491d18
http://seite1.ru/obzory-i-sovety/kruiz-kontrol-v-mashine-chto-eto-i-kak-rabotaet/.html
http://pricep-vlg.ru/auto-gadget/kruiz-kontrol-v-avto/