10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

На Ваз 2101 при включении зажигания не срабатывает стартер

Стартер молчит при повороте ключа зажигания — причины и методы их устранение

Отказ в работе того или иного узла/устройства автомобиля вынуждает владельца принять меры по устранению данной проблемы. От эффективности таких мер во многом зависит оперативное устранение неисправности. Для того чтобы не усугубить ситуацию и сэкономить время и деньги, диагностические меры в данном случае, не должны носить спонтанный и необоснованный характер.

Любая неисправность имеет ряд характерных симптомов и проявлений. Именно они должны послужить отправной точкой в решении конкретной проблемы. Рассмотрим комплексную процедуру диагностики в случае, когда стартер не реагирует на поворот ключа зажигания.

Разрядился аккумулятор

Система электропитания автомобиля во многом зависит от исправности аккумуляторной батареи. Чтобы поддерживать его в рабочем состоянии, необходимо соблюдать ряд требований и указаний. Если же, в силу каких-либо причин, уход за АКБ не производился, то рано или поздно, такое халатное отношение «аукнется» владельцу.

Наиболее выраженными симптомами неисправной АКБ являются:

  • слабая яркость ходовых огней;
  • затухание звукового сигнала;
  • наличие красного/белого индикатора на крышке АКБ;
  • отклонение стрелки бортового амперметра в сторону заряда при замыкании цепи стартера;
  • наличие сульфатации клемм АКБ.

Все эти признаки, так или иначе, сигнализируют о том, что АКБ нуждается в диагностике. Для начала следует проверить уровень и плотность электролита. После этого АКБ нужно зарядить при помощи зарядного устройства. Если АКБ старенький, зарядку следует производить на предельно низких значениях зарядного тока.

Во время этой процедуры крышки банок АКБ должны быть сняты. На протяжении всего времени зарядки необходимо убедиться в отсутствии саморазряда АКБ. Случается так, что во время зарядки одна или несколько банок начинают «закипать» раньше остальных. Такое явление указывает на то, что батарея, ввиду ненадлежащего ухода, исчерпала свой ресурс.

Проблема с замком зажигания

Работа некоторых устройств бывает сопряжена с частым перемещением рабочих элементов. Эта функциональная особенность приводит к их повышенному механическому износу. К таким устройствам можно отнести и замок зажигания.

В процессе длительной эксплуатации его рабочие элементы в какой-то момент могут перестать выполнять свои функции. Вызвана такая неисправность, в первую очередь, плохим прижатием контактной группы. Это приводит к тому, что двигатель никак не отзывается при замыкании цепи стартера.

Проблема с замком зажигания может выражаться следующим образом:

  • перебои в работе контрольных индикаторов;
  • рулевой вал не выходит из блокировки.

Ремонт контактной пары не требует высокопрофессиональных навыков. Его можно произвести самостоятельно. На изношенную поверхность, как правило, напаивают слой олова, и замок ещё служит верой и правдой достаточно длительное время.

Проводка

Зачастую трудности с запуском двигателя бывают вызваны механическими или электрическими повреждениями отдельных участков и сопутствующих элементов проводки в цепи стартера. Это приводит к тому, что стартер «молчит», как бы усердно водитель не замыкал цепь стартера ключом зажигания. Для выявления подобных сбоев следует воспользоваться тестером и контрольной лампой.

Диагностика подобного рода неполадок предполагает определенную последовательность действий:

  • ревизия контактов и соединительных клемм на наличие загрязнения/окисла/плохого соприкосновения поверхностей;
  • проверка проводов «на пробой» при помощи омметра;
  • ревизия проводов на наличие повреждения целостности изоляционного покрытия.

Контрольная лампа может пригодиться в том случае, если велика вероятность того, что вышла из строя статорная обмотка электродвигателя, или же щетки пришли в негодность.

Неисправность стартера

Как показывает практика, большая часть проблем, связанных с пуском двигателя имеет прямое отношение к поломке стартера.

Если при повороте ключа в положение «Start», стартер никак не проявляет себя, причиной тому может служить:

  • обрыв обмотки втягивающего реле;
  • потеря упругости возвратной пружины реле;
  • выход из строя реле стартера (при его наличии);
  • механическое повреждение втягивающего реле;
  • подклинивание вилки привода бендикса.

Устранение каждой из представленных причин требует демонтажа стартера с последующей разборкой и заменой соответствующих элементов. Дальнейшая последовательность сборки устройства должна производиться в обратной последовательности. Важно не перепутать местоположение подводных клемм.

Провод с толстым сечением подводится к клемме силового контакта стартера, тонкий провод – от замка зажигания к обмоткам «втягивающего». Второй «пятак» соединён со статорной обмоткой мотора.

Другие причины

Помимо представленных неисправностей, существует ряд факторов, которые могут стать причиной подобной неисправности.

  • обрыв предохранителя;
  • выход из строя реле стартера;
  • плохая масса.

Стоит обратить внимание, что реле стартера и тяговое или втягивающее реле – два разных устройства. Реле стартера – вспомогательное устройство, позволяющее преобразовывать допустимый для контактов замка зажигания ток, в ток большой мощности, необходимый для запуска стартера.

Способы запуска двигателя

Если подобная неприятность застала автолюбителя врасплох в дороге, есть ряд испытанных на практике методов и приёмов, которые позволят запустить двигатель в экстремальных условиях. Для этого потребуется минимум инструментов и максимум самоотверженности и сноровки водителя.

Среди них выделяют:

  • прямое воздействие на контакты стартера и втягивающее реле;
  • механические манипуляции при помощи рукоятки молотка;
  • смена положения силовых контактов стартера;
  • воздействие на приводную ось авто.

Первый вариант рассматривается в том случае, если вышел из строя замок зажигания или не подается питание на обмотку «втягивающего».

Суть его заключается в следующем: автомобиль ставиться на нейтраль, «взводится» ручной тормоз, включается зажигание, и при помощи любого металлического предмета, будь то отвертки или монтировки, замыкаются два питающих контакта. В их роли выступает силовой контакт от АКБ и подводной контакт, идущий к клемме втягивающего реле.

Как же быть, если что-то произошло с элементами привода бендикса? На помощь придёт проверенное запатентованное средство, не имеющее аналогов во всем мире — «молоток».

Если подклинивает вилка или шток привода бендикса, достаточно постучать по «втягивающему» рукояткой молотка несколько раз. Только не нужно проявлять агрессию и прикладывать по «нерадивой железяке» с чрезмерным усердием. Легкого постукивания будет более чем достаточно.

«Пятаки» имеют свойство подгорать, что препятствует прохождению тока к обмоткам стартера. В таком случае целесообразно поменять место прилегания контакта, провернув каждый из них на 90 0 . Для этого следует отсоединить подводные провода и, ослабив гайки крепления контактов, прокрутить их на указанный угол. После этого, контакты снова фиксируются, а провода ставятся на свои места.

Пожалуй, наиболее экстраординарный способ – воздействие на приводную ось авто. Но всё же он имеет право на существование. Для его осуществления потребуется домкрат, башмак и матерчатый трос или стропа.

Состоит он в следующем:

  1. под одно ведущее колеса укладывается башмак;
  2. при помощи домкрата вывешивается второе колесо ведущей оси;
  3. на рабочую поверхность колеса наматывается трос;
  4. рычаг КПП ставится в положение 3 или 4 передачи;
  5. «взводится ручник»;
  6. включатся зажигание;
  7. трос раскручивает колесо при помощи мускульной силы владельца;
  8. машина благополучно заводится;
  9. рычаг выставляется в нейтральное положение.

Межосевой дифференциал в данном случае не позволит авто «слететь» с домкрата, если конечно не включена блокировка.

Не стоит скептически относиться к такому методу. Если подобная поломка застанет автолюбителя врасплох на глухой зимней дороге, такой, на первый взгляд нелепый способ, может спасти ему жизнь.

Диагностика и устранение представленной неисправности стартера складывается из практических навыков, основой которым служит знание принципов работы и особенностей эксплуатации всех сопутствующих устройств и узлов автомобиля. Эффективное усвоение таких навыков позволяет повысить профессиональный уровень водителя и выйти победителем из самой сложной ситуации.

После поворота ключа зажигания стартер не работает

В процессе эксплуатации транспортных средств независимо от типа установленного двигателя распространенной неисправностью является отказ стартера, в результате чего не получается запустить мотор после включения зажигания. Другими словами, стартер автомобиля не реагирует на поворот ключа в замке зажигания. В таких ситуациях после поворота ключа вместо прокручивания коленвала ДВС стартер полностью молчит, жужжит или издает щелчки, но не крутит двигатель. Далее мы рассмотрим основные неисправности, когда стартер никак не реагирует на поворот ключа в замке зажигания, а также другие причины, которые могут вызывать неработоспособность стартера.

Почему стартер не работает

Стартер автомобиля представляет собой электродвигатель, который питается от АКБ и предназначен для запуска бензинового или дизельного мотора. По этой причине данному устройству свойственны как механические поломки, так и проблемы в электрических силовых цепях или неполадки в области контактов. Если стартер автомобиля не реагирует на поворот ключа в замке зажигания и не издает звуков (при определенных проблемах стартер щелкает или жужжит), тогда проверку следует начать со следующего:

  • определить полноту заряда аккумуляторной батареи (АКБ);
  • произвести диагностику контактной группы замка зажигания;
  • осуществить проверку тягового реле (втягивающего)
  • проверить работоспособность бендикса и самого стартера;

Контактную группу замка зажигания можно проверить очень быстро. Для этого достаточно вставить ключ и включить зажигание. Загорание лампочек на приборной панели четко укажет на то, что контактная группа находится в рабочем состоянии, то есть искать неполадки в замке зажигания следует только в том случае, если на приборной панели указанные лампочки после поворота ключа не горят.

В случае с подозрением на АКБ будет достаточно включить габариты или фары, после чего оценить горение лампочек на приборной панели и т.д. Если указанные энергопотребители горят очень тускло или вовсе не включаются, тогда высока вероятность глубокого разряда аккумулятора. Также следует проверить клеммы АКБ и крепление «массы» к кузову или двигателю. Недостаточный контакт или его отсутствие на клеммах или на проводе «массы» приведет к серьезным утечкам тока. Другими словами, стартеру не будет хватать питания от аккумулятора для запуска двигателя.

Чтобы проверить аккумулятор на автомобиле своими руками нужно снять минусовую клемму, после чего мультиметром замеряется напряжение на выходах АКБ. Показатель ниже 9В будет означать, что аккумулятор разряжен и его необходимо зарядить.

Присутствие характерных щелчков стартера при попытке запуска двигателя, которые также сопровождаются заметным снижением яркости или полным затуханием лампочек на приборной панели, говорит о том, что щелкает втягивающее реле. Указанное реле может щелкать как в случае с разряженным аккумулятором, так и в результате неисправностей самого втягивающего или стартера.

Читать еще:  Ремонт стоек амортизаторов

Другие причины, по которым стартер может не реагировать на включение зажигания

В отдельных случаях отмечаются сбои в работе автомобильных противоугонных систем (автосигнализаций, иммобилайзеров). Такие системы попросту блокируют подачу электрического тока на стартер после снятия режима охраны. При этом диагностика показывает полную работоспособность АКБ, силовых контактов и других элементов электрооборудования, которые задействованы при запуске мотора от стартера. Для точного определения необходимо напрямую подать питание от аккумулятора на стартер, то есть в обход других систем. Если стартер работает, тогда высока вероятность выхода из строя противоугонной системы или имммобилайзера автомобиля.

Следующим элементом для проверки является втягивающее реле. При его поломке стартер может:

  • полностью молчать, то есть не издавать никаких звуков после поворота ключа в положение «старт»;
  • жужжать и прокручиваться, но не крутить двигатель;
  • многоразово или однократно щелкать без прокрутки коленвала;

Бендикс и втягивающее

Указанные выше симптомы укажут на то, что неисправность локализуется во втягивающее реле или бендикс не входит в зацепление с маховиком. Отметим, что в случае с бендиксом более характерным признаком является то, что стартер хрустит и не крутит двигатель. Также распространенным признаком поломки стартера является то, что стартер жужжит, но не крутит двигатель.

Для проверки тягового реле следует осуществить подачу напряжения с АКБ на силовую клемму реле. Если двигатель начнет прокручиваться, тогда очевидна неисправность втягивающего стартера. Частой поломкой является подгорание пятаков контактов. Для устранения понадобится осуществить снятие реле для зачистки пятаков. После зачистки необходимо все равно быть готовым к скорой замене тягового реле, так как в заводских условиях контактные пятаки покрываются особой защитой, которая противостоит подгоранию в процессе эксплуатации. Зачистка будет означать, что указанный слой снимается, в результате чего сложно предугадать момент повторного подгорания пятаков втягивающего.

Теперь обратим внимание на бендикс стартера. Бендикс представляет собой шестеренку, через которую крутящий момент от электромотора стартера передается на маховик. Бендикс установлен на едином валу с ротором стартера. Для лучшего понимания необходимо понимать, как работает стартер. Принцип работы заключается в том, что после поворота ключа зажигания в положение «пуск» происходит подача тока на втягивающее реле. Втягивающее передает напряжение на обмотку стартера, в результате чего происходит зацепление бендикса (шестерни) с венцом маховика (венцовая шестерня маховика). Другими словами, происходит совмещение двух шестерен для передачи крутящего момента стартера на маховик.

Износ шестерни бендикса означает, что нормального соединения с венцом маховика не происходит. По этой причине может быть слышен треск во время запуска мотора, а также стартер может свободно крутиться без зацепления и жужжать. Аналогичная ситуация возникает в том случае, если сильно изношены зубья венца маховика. Ремонт предполагает разбор стартера для замены бендикса и/или снятие трансмиссии для замены маховика. Чтобы самостоятельно проверить бендикс, понадобится замкнуть два силовых контакта на тяговом реле. Электрический ток пойдет в обход реле, что позволит определить вращение стартера. В том случае, если стартер легко вращается и жужжит, следует проверять качество зацепления бендикса с маховиком.

Втулки стартера

Частой поломкой также является неисправность втулок стартера. Втулки стартера (подшипники стартера) находятся в передней и задней части устройства. Указанные подшипники необходимы для вращения вала стартера. В результате износа подшипников вала стартера тяговое реле щелкает, но стартер не крутится сам и не прокручивает двигатель. Такая неисправность заключается в следующем:

  • вал стартера не занимает правильного расположения по оси;
  • также происходит замыкание первичной и вторичной обмотки;

Подобная ситуация может привести к тому, что обмотки выгорают, силовые провода плавятся. Иногда возникает короткое замыкание в электроцепях автомобиля, которое вызывает возгорание. В том случае, когда стартер щелкает, но сам не крутится, нельзя длительно удерживать ключ в положении «старт». Рекомендуется осуществить несколько кратковременных попыток запуска, так как есть шанс, что вал сможет вернуться на свое место.

Если стартер не крутит на горячую или плохо крутит двигатель после прогрева, тогда необходимо:

  • проверить АКБ, клеммы аккумулятора и силовые контакты. Если аккумулятор исправен и перед поездкой был 100% заряжен, но после разрядился, тогда следует проверить реле регулятор генератора, ремень генератора, натяжной ролик и сам генератор. Это позволит исключить разряд аккумулятора и его последующий недозаряд в движении;
  • затем следует уделить внимание системе зажигания и системе топливоподачи, проверить свечи зажигания. Отсутствие замечаний к работе указанных систем, которое сопровождается тем, что плохо крутит стартер при заряженном аккумуляторе, укажет на неисправность стартера.

Обратите внимание, устройство сильно нагревается вместе с мотором в подкапотном пространстве. Нагрев стартера приводит к тому, что происходит тепловое расширение определенных элементов внутри устройства. После ремонта стартера и замены втулок указанное расширение происходит с подшипниками стартера. Ошибка при подборе нужных размеров втулок может приводить к подклиниванию вала, в результате чего стартер не крутится или крутится очень вяло на прогретом моторе.

Щетки и обмотка стартера

Так как стартер является электромотором, электродвигатель работает во время подачи напряжения на первичную обмотку от аккумулятора через щетки. Щетки выполнены из графита, в результате чего они стираются за довольно короткий промежуток времени.

Достаточно распространена схема, когда по достижении критического износа щеток стартера электричество не подается на втягивающее реле. В этом случае после поворота ключа зажигания стартер никак не будет реагировать, то есть водитель не услышит жужжания электромотора или щелчков тягового реле стартера. Для ремонта потребуется осуществить разбор стартер, после чего необходимо осмотреть щетки, которые могут отработать свой ресурс и требовать замены.

Подводя итоги хотлось бы отметить, что стартер можно крутить не более 5-10 сек, после чего обязательна пауза на 1-3 мин. Игнорирование этого правила приводит к тому, что неопытные водители умудряются посадить АКБ и быстро спалить полностью исправный стартер в том случае, если мотор долго не заводится. В подобной ситуации стартер зачастую необходимо менять, так как качественно перемотать сгоревшие обмотки стартера по цене выходит не намного дешевле, чем купить новый стартер.

Как снять блокировку запуска двигателя. Проверка случайной активации иммобилайзера и способы отключения. Диагностика возможных неисправностей сигнализации.

Стартер щелкает и/или жужжит, но мотор не крутится. Главные причины поломок стартера, диагностика и устранение неисправностей своими руками.

В чем заключается и для чего необходима разминусовка силового агрегата. Основные преимущества данного решения, установка дополнительной массы своими руками.

Почему двигатель может не заводиться при низких температурах: возможные причины и неисправности. Как правильно запускать промерзший мотор после стоянки.

Почему стартер нормально крутит, но двигатель не схватывает, не заводится. Основные причины неисправности, проверка систем топливоподачи, зажигания. Советы.

Как определить, почему бензонасос не качает или плохо работает. Давление в топливной рампе, диагоностика насоса. Проводка, реле, предохранители бензонасоса.

Не крутит стартер ВАЗ 2101

Для начала вы должны понимать, что на автомобили ВАЗ 2101, которые были выпущены до 1986 года, устанавливались стартеры, которые имели маркировку СТ-221. Его конструкция была построена на основе дистанционного управления и специальной обгонной муфте роликового типа. В более поздних моделях, уже ставили стартер с маркировкой 35.3708. Его конструкция отличалась тем, что предусматривала наличие торцевого коллектора и особого реле с двумя обмотками, которая выполняла функцию втягивания коллектора.

Устройство обоих видов стартеров автомобиля ВАЗ 2101

Стартер СТ-221 состоит из нескольких основных компонентов:
– якорь с системой привода;
– реле электромагнитного типа;
– две крышки;
– обмотки возбуждения, которые расположены в специальном корпусе из стали.

Видео. Ремонт стартера ВАЗ 2101 своими руками

Напомним, что на нашем сайте уже есть публикация про ремонт стартера ВАЗ 2101 своими руками. Возможно данные статьи немного похожи, но с ними стоит ознакомиться.

Стоит отметить, что крышки и корпус представляют собой единое целое. Они закреплены при помощи специальных шпилек. Внутри корпуса расположены 4 полюса, крепление которых осуществляется при помощи винтов. На полюса заведены катушки обмотки. Две из катушек являются параллельными по отношению к обмотке якоря, а еще две – перпендикулярными. Соединение между параллельными и перпендикулярными катушками выполнено последовательно. В итоге, СТ-221 обеспечивает смешанный процесс возбуждения стартера.

Если говорить о стартере 35.3708, то он совсем незначительно отличается от СТ-221. Суть изменений сводится к наличию коллектора торцевого типа, который выполнен из пластмассы. Благодаря данному элементу, стартер стал более надежным, а его вес значительно уменьшился. Еще одним изменением является наличие трех сериесных катушек и одной шунтовой.

Когда стоит разбирать стартер на автомобиле ВАЗ 2101?

Существует три основные причины, по которым следует заняться ремонтом стартера:

1. Поломка втулок. Если произошла данная поломка, то начинает происходить соприкосновение между якорем и стартером, что, в конечном счете, может привести к более серьезным проблемам, таким как выход из строя планетарного механизма или деталей маховика.
2. Перегрев обмотки. Данная проблема возникает в связи со слишком долгим вращением стартера. Если долго не обращать внимания на эту проблему, может расплавиться изоляция, что приведет к короткому замыканию.
3. Сбои в работе электрической цепи транспортного средства. Если система проводов автомобиля начинает работать неправильно, то вы должны срочно проверить всю электрическую проводку транспортного средства, так как выйти из строя может не только стартер, но и многие другие элементы машины.

Видео. Замена втулок стартера на ВАЗ 2101

Все описанные выше причины, не дают нормально работать стартеру – одному из самых важных элементов в «копейке».

Эксплуатация транспортного средства с ними, может привести к следующим типичным поломкам:

1. Реле, отвечающее за втягивание коллектора, начинает заедать, а сам стартер перестает крутиться. В этом случае, вам нужно демонтировать реле и проверить, насколько правильно двигается якорь.
2. Коленвал при начале работы стартера крутится слишком медленно. В этом случае, вам необходимо провести проверку наличия должного количества заряда в аккумуляторной батарее, а также проверить контакты батареи на предмет окисления. Если с аккумулятором все в порядке, то проведите чистку щеток и коллектора стартера, в подавляющем большинстве случаев проблема после этого устраняется.
3. После запуска мотора, стартер не перестает работать. В этом случае вам следует оценить подшипники на предмет износа и заменить по необходимости. Также, если с подшипниками все в порядке, то вам стоит провести замену обмотки катушек или же смену замка зажигания.
4. Коленвал не крутится во время вращения якоря. В этом случае вам следует провести добросовестную очистку коленчатого вала, а также смахать его моторным маслом. Если это не поможет, то придется разбирать, чистить и смазывать муфту свободного хода.

Читать еще:  Как снять ограничения и запреты на автомобиль

Отдельно стоит коснуться проблем, когда стартер совсем не подает признаков жизни.

На данную проблему может быть целых три причины:

1. Включатель системы зажигания транспортного средства не дает хорошего контакта. Нужно разобрать включатель и проверить контакты, по необходимости произвести замену.
2. Поломалось втягивающее реле. Самая частая причина такой беды – обрыв в обмотке. В этих случаях, вам следует перекрутить обмотку и заменить реле, ремонту оно не подлежит.
3. Нет контакта с цепью питания. В этом случае, вы должны проверить все узлы цепи, которые предшествуют стартеру, а также зачистить все контакты от продуктов окисления и ржавчины.

Как разобрать стартер на автомобиле ВАЗ 2101?

Чтобы точно определить, в чем проблема со стартером, вам следует разобрать его. Других способов точно выявить неисправность, просто нет.

Для этого, вначале, вы должны демонтировать сам стартер:

– снимаем воздушный фильтр с карбюратора;
– отвинчиваем гайки, которые соединяют двигатель со стартером;
– снимаем провода, отметив на листочке, как они были присоединены и продвинув стартер не много от себя, вытаскиваем его.

Стоит отметить, что в предыдущей статье мы рассматривали монтажный блок на ВАЗ 2115, расположение предохранителей и как определить сгоревший или нет.

После того, как стартер демонтирован, для диагностики неисправностей, его следует разобрать по следующей схеме:

– выкручиваем три винта крепления и болт, демонтируем пружину и снимаем втягивающий цилиндр;
– вытащите якорь, приподняв немного вверх и сняв его с зацепок;
– при помощи плоской и крестовой отверток, вам нужно снять кожух и открутить крышку стартера;
– отсоедините щетки от пластины держателя;
– снимите трубку изоляции;
– демонтируйте перемычку на щетках и вытащите их из держателя;
– далее вы должны выпрессовать втулку, ось и шплинт рычага привода при помощи отвертки.

Сборка стартера после ремонта производится в обратном порядке.

Стартер ВАЗ-2101: проблемы и способы устранения. Старая добрая «копейка»

Проблемы со стартером могут возникнуть независимо от того, какой марки у вас автомобиль и сколько ему лет. Что уж говорить о легенде советского автопрома ВАЗ «копейка» 2101, если последняя машина этой модели сошла с конвейера в 1984 году. Несмотря на почетный возраст, эти авто и сегодня колесят по дорогам бывшего Союза, а владельцы продолжают ремонтировать их в своих гаражах. В этой статье мы поговорим о том, что представляет собой стартер ВАЗ-2101, какие неисправности чаще всего у него возникают, а также рассмотрим методы их устранения.

Особенности конструкции «копеечного» стартера

Первые «копейки» оснащались пусковыми устройствами СТ-221. Их конструкция состояла из:

  • корпуса, являющегося одновременно статором с обмотками возбуждения;
  • двух торцевых крышек;
  • якоря (ротора) с коллектором и приводом;
  • втягивающего реле.

По сути, ССТ-221 – это классический четырехполюсный электродвигатель, потребляющий постоянный ток от аккумуляторной батареи. Особенностью этого устройства являлся коллектор с поперечно расположенными пластинами. В принципе, все электрические двигатели в то время имели такую конструкцию.

Со временем ССТ-221 заменил новый стартер ВАЗ-2101 модификации 35.3708. Он, кстати, выпускается и сегодня. Практически все ВАЗ «классика» комплектовались именно им. Конструктивно он отличается от предшественника лишь наличием дополнительной обмотки втягивающего реле, продольным коллектором и усовершенствованным статором. Все остальные элементы остались прежними, что позволяло и позволяет без проблем менять устаревшую модель устройства запуска на новую без каких-либо доработок.

Признаки неисправности стартера

Неисправный стартер ВАЗ-2101 при попытке запуска двигателя может подавать следующие признаки:

  • втягивающее реле не срабатывает (не щелкает), ротор не вращается;
  • реле работает, но якорь вращается слишком медленно;
  • тяговое реле срабатывает многократно, но якорь не крутит маховик;
  • реле работает, стартер крутит, но не вращает маховик;
  • работа пускового устройства сопровождается нехарактерным звуком;
  • стартер ВАЗ-2101 работает нормально, но при отпускании ключа зажигания не отключается.

Теперь рассмотрим каждый из признаков более детально.

Тяговое реле не срабатывает, якорь не вращается

Подобные симптомы могут свидетельствовать о том, что:

  • неисправен или полностью разряжен аккумулятор;
  • пропал контакт на полюсных выводах АКБ или на соединении наконечника плюсового провода и клеммы стартера;
  • произошло межвитковое замыкание или обрыв в обмотке (обмотках) втягивающего реле;
  • заедает якорь втягивающего устройства.

Реле работает, но якорь вращается слишком медленно

Если при запуске двигателя реле срабатывает, но стартер не развивает необходимые обороты, это может говорить о том, что:

  • аккумуляторная батарея разряжена;
  • имеет место окисление контактов на АКБ или на втягивающем реле;
  • подгорели пластины коллектора;
  • износились щетки;
  • какая-то из положительных щеток замыкает на «массу».

Реле срабатывает многократно, но якорь не вращается

Если втягивающее реле стартера ВАЗ-2101 срабатывает несколько раз подряд при повороте ключа, но якорь не вращает маховик, причиной этому может быть:

  • разряд аккумулятора;
  • падение напряжения в цепи из-за окисления контактов;
  • короткое замыкание или обрыв в удерживающей обмотке тягового реле.

Стартер работает, но маховик двигателя не вращается

В этом случае могут иметь место следующие неисправности:

  • сломан или сошел с оси рычаг включения муфты свободного хода;
  • пробуксовка муфты;
  • сломана буферная пружина;
  • повреждение поводкового кольца муфты свободного хода.

Пусковое устройство работает, но издает необычный шум

Работа стартера сопровождается нехарактерным звуком при:

  • ослабленном креплении и перекосе устройства;
  • повреждении крышки со стороны привода;
  • износе втулок подшипников или шеек вала;
  • нарушении крепления полюсов статора (контакт полюса с якорем);
  • повреждении зубьев привода или венца маховика.

Стартер вовремя не отключается

Причинами того, что стартер после запуска двигателя не отключается, могут быть:

  • заедание рычага привода;
  • ослабление пружин тягового реле или муфты свободного хода;
  • заедание якоря втягивающего реле;
  • заедание муфты на шлицах якорного вала.

Прежде чем приступить к ремонту

Обнаружив, что не крутит стартер ВАЗ-2101, не спешите ехать на станцию технического обслуживания или демонтировать устройство. Для начала следует убедиться, что причина именно в нем, а не в АКБ или проводке. Первым делом проверьте состояние выводных клемм аккумулятора. Если на них имеются следы окисления, снимите с них провода и тщательно очистите их. Чтобы проверить исправность проводки, возьмите отрезок многожильного кабеля и с его помощью соедините плюсовой вывод на стартере с соответствующей клеммой аккумулятора. Так вы напрямую подключите пусковое устройство к источнику питания. Делать это, естественно, нужно при включенном зажигании и выключенной передаче. Если стартер сработает, и ваш ВАЗ «копейка» нормально заведется, причину необходимо искать в проводке или замке зажигания. В ином случае пусковое устройство нужно будет демонтировать для дальнейшей диагностики и ремонта.

Снимаем стартер

Для снятия стартера в «копейке» поднимите капот, отсоедините клеммы от аккумулятора и демонтируйте шланг отбора теплого воздуха, идущий от двигателя к воздушному фильтру. Далее необходимо отсоединить теплоизоляционный щиток. Сам стартер во всех без исключения автомобилях ВАЗ «классика» крепится к картеру сцепления тремя болтами на 13. Отворачиваем их соответствующим ключом. После этого откручиваем гайку крепления плюсового провода к клемме пускового устройства. Теперь стартер можно извлекать, сдвинув его немного вперед.

Ремонт тягового реле

Первым делом откручиваем гайку на втягивающем реле, которая находится ближе к корпусу электродвигателя. Снимаем со шпильки вывод обмоток. После этого отворачиваем три гайки крепления реле, отсоединяем его от статора.

Открутив гайки на обеих шпильках, необходимо аккуратно отпаять два контакта обмоток, находящихся на задней крышке. После этого ее можно снимать. Внимательно осмотрите состояние всех элементов реле: пружины, контактной пластины, пятаков (контактных болтов). Последние, кстати, очень часто пригорают, поэтому их рекомендуется зачистить мелкой шкуркой до блеска. Также необходимо поступить и с пластиной. Если признаки неисправности стартера указывают на реле, обязательно проверьте (прозвоните) тестером его обмотки. Убедившись в работоспособности устройства, его можно собирать в обратной последовательности. В случае неисправности какой-либо из его деталей, потребуется ее замена либо же замена всей запчасти в сборе.

Если вы чувствуете, что не в силах самостоятельно починить реле стартера ВАЗ-2101, можете просто его заменить. Тем более что стоит оно около 500 рублей.

Разборка, диагностика и ремонт стартера

Переходим к самому стартеру. Чтобы его разобрать, открутите отверткой с крестовой битой два винта задней крышки. Сняв ее, аккуратно подденьте стопорное кольцо вала и шайбу. Далее откручиваем ключом на 10 два болта, которыми стянут корпус устройства. После этого отверткой нужно отвернуть четыре винта, которые крепят выводы обмоток статора. Теперь можно извлекать якорь. Сделав это, отсоедините крышку от статора.

Переходим к диагностике. Проведя ее, мы определимся, что нам предстоит: ремонт стартера ВАЗ-2101 или его замена. Начинаем со щеток. Они расположены в щеткодержателе задней крышки. Извлеките их из своих посадочных мест и оцените их состояние. При наличии трещин, сколов, следов короткого замыкания на их поверхностях, щетки нужно заменить. При помощи линейки или штангенциркуля замеряйте высоту каждой из этих деталей. Она не должна быть меньше 12 мм. Если хоть одна из них имеет износ, превышающий указанный показатель, необходимо заменить весь комплект щеток.

Читать еще:  Индийский автопром идет в Россию

Внимательно осмотрите медные ламели (пластины) коллектора. Они не должны иметь следов повреждений. В противном случае менять придется весь ротор.

Для проверки целостности обмоток статора нам потребуется омметр. Он подключается к общему выводу обмоток и корпусу стартера. При показаниях прибора сопротивления менее 10 кОм межвитковое замыкание налицо.

Если у вас под рукой не нашлось омметра, тест можно провести с помощью отрезка изолированного провода с вилкой под стандартную розетку и обычной лампы накаливания на 220 В. Напряжение подается через нее на общий вывод и на массу (корпус устройства). При исправных обмотках лампа гореть не будет. Естественно, этот тест небезопасен, поэтому его не рекомендуется проводить людям, незнакомым с основами электротехники.

Обратите внимание на детали привода стартера. Они не должны иметь следов износа или повреждений. Шестерня привода обязана легко вращаться в направлении проворачивания вала стартера. Напоследок осмотрите втулки крышек устройства. В случае их видимого износа, замените их новыми.

При обнаружении серьезных неисправностей, как, например, обрыв или замыкание обмоток, повреждение корпуса статора, чтобы не заморачиваться с ремонтом, который обойдется в круглую сумму, проще купить новый стартер ВАЗ-2101. Цена на устройство, в зависимости от его модификации и производителя, варьируется в пределах 3000-3500 рублей. Ну, а чтобы он не ломался, придерживайтесь правил его эксплуатации, предусмотренных заводом-изготовителем.

Неисправности стартера

Стартер (рис. 70) включается в работу при повороте ключом включателя зажигания. Ток от аккумулятор- 1 ной батареи, проходя через контактные болты 6 и 7 по тяговому реле 4 стартера, индуктирует магнитное поле, под действием которого сердечник 3 тягового реле втягивается, поворачивает рычаг 2. Рычаг своим нижним концом перемещает привод стартера 1 и вводит его шестерню 8 в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя. Затем контактный диск 5 тягового реле замыкает основные контакты тягового реле, по обмоткам стартера идет ток, якорь стартера начинает вращаться сам и одновременно вращает коленчатый вал двигателя. Чтобы зимой провернуть застывший коленчатый вал и сдвинуть с места поршни и прочие двигающиеся детали двигателя, стартеру необходим большой ток, поэтому продолжительность его включения не должна превышать 10 с, а повторное включение можно выполнять, лишь дав аккумуляторной батарее отдохнуть в течение 40—60 с.

Опыт подсказывает, что, несмотря на трудные условия работы, стартер СТ-221 надежно выполняет свои функции. В тех случаях, когда стартер отказывается работать, имеются существенные причины, в большинстве своем не зависящие от самого стартера, а именно:

1. При включении стартера якорь не вращается, тяговое реле не срабатывает. Неисправность такого рода может возникнуть по следующим причинам:

  • неисправна или полностью разряжена аккумуляторная батарея;
  • окислены полюсные выводы и клеммы проводов аккумуляторной батареи или недостаточно плотно затянуты клеммы проводов. Дефекты устраняют зачисткой, смазкой и подтяжкой крепления;
  • неисправен замок зажигания (не замыкается цепь между штекерами «30» и «50»), Неисправность устраняют зачисткой контактов либо заменой контактной пластины или в худшем случае замка зажигания;
  • отсоединился наконечник провода от штекера «50» тягового реле или замка зажигания. Дефект устраняется восстановлением цепи;
  • имеются межвитковое замыкание в обмотке тягового реле, замыкание ее на массу или ее обрыв. В этом случае меняют тяговое реле. Снять его можно, не демонтируя стартер, но зато достаточно сложно получить доступ к стартеру и его тяговому реле, так как мешают приемная труба глушителя, гофрированный бумажный шланг воздухоочистителя, экран стартера. Необходимо отвернуть гайку на нижнем контактном болте 7 (см. рис. 70) тягового реле и отсоединить вывод обмотки стартера. Затем отвернуть гайки крепления тягового реле и снять его.

2. При включении стартера якорь не вращается или вращается слишком медленно, тяговое реле срабатывает. Этот дефект возникает чаще всего, если неисправна аккумуляторная батарея или окислены и плохо закреплены клеммы. Случается, что окислены или плохо затянуты провода на контактных болтах тягового реле.

К другим причинам, вызывающим отсутствие или медленное вращение якоря, можно отнести:

  • нарушение контакта щеток с коллектором;
  • обрыв или межвитковое замыкание в обмотках якоря или статора.

Для устранения неисправностей стартер надо снять, и лучше это поручить специалистам, так как снимать его достаточно неудобно.

3. После отключения стартера замком зажигания стартер не выключается. Это происходит по вине замка зажигания, его штекеры «30» и «50» не размыкаются. Как добраться до контактной пластины замка, вы знаете. Зачистив контакты или заменив контактную пластину, вы устраните дефект.

Стартер ВАЗ 2101 – почему он не работает?

В тех случаях, когда ваша «копейка» никак не желает заводиться, высока вероятность того, что ее стартер вышел из строя.

Стартер ВАЗ 2101 – его устройство и особенности

До 1986 года на ВАЗ 2101 устанавливался стартер под маркировкой СТ-221. Он располагал дистанционным управлением и обгонной роликовой муфтой. Затем его заменили моделью 35.3708, в конструкции которой был предусмотрен коллектор торцевого вида и втягивающее реле с двумя обмотками.

СТ-221 представляет собой двигатель с четырьмя полюсами и решетками, работающий по смешанному типу возбуждения.

Его устройство достаточно простое. К основным компонентам СТ-221 относят: якорь с приводом; электромагнитное реле; две крышки; обмотки возбуждения в стальном корпусе. Корпус и крышки при помощи шпилек соединены воедино. Внутри этой конструкции размещены четыре полюса, которые крепятся к корпусу винтами. На указанных полюсах смонтированы катушки обмотки. Такое единое устройство образует статор интересующего нас элемента.

В нем две катушки из четырех располагаются по отношению к обмотке якоря параллельно, а другие две соединяются с ним последовательно. За счет этого процесс возбуждения стартера «копейки» именуют смешанным. Конструкция модели 35.3708 мало чем отличается от описанной выше.

В ней предусмотрено наличие пластмассового торцевого коллектора, который уменьшает общий вес стартера, а также обеспечивает более продолжительное и стабильное функционирование щеточного контакта. Кроме того, в модели 35.3708 обмотка располагает одной шунтовой и тремя сериесными катушками (схема соединения с якорем – последовательная).

В каких случаях требуется разборка и ремонт стартера ВАЗ 2101?

Как правило, необходимость ремонта стартера «копейки» возникает по нижеприведенным причинам: неисправность втулок – если втулка выходит из строя, якорь начинает соприкасаться со стартером, что приводит к поломке элементов маховика и планетарного механизма; нагрев обмотки – данное явление обусловлено тем, что стартер долго крутится, это становится причиной нагрева и разрушения изоляции; неполадки в электрической сети – если вы заподозрили наличие именно таких неполадок, необходимо срочно проверить всю цепь.

Именно из-за указанных явлений чаще всего не крутит стартер, не работает его втягивающее реле, наблюдаются другие неполадки, которые не позволяют эксплуатировать столь важное для машины устройство. К основным неисправностям стартера «копейки» относят такие явления:

  • Втягивающее реле заедает, стартер не крутит. Для решения проблемы следует обследовать якорь на предмет легкости и правильности его передвижения (втягивающее реле придется демонтировать, а затем устанавливать обратно).
  • Коленчатый вал при запуске стартера крутится очень медленно. Нужно проверить зарядку автомобильного аккумулятора, а также наконечники и выводы батареи на предмет их окисления. Возможно, что проблема кроется в щетках или коллекторе. Разборка и прочистка этих элементов обычно решает проблему.
  • Стартер не отключается при запуске двигателя. Потребуется разборка узла для замены подшипников, если они износились, замена обмотки реле или замка зажигания. Специалисты также советуют проверить привод на якорном валу и втягивающее реле.
  • Не крутит коленчатый вал при вращающемся якоре. В подобных ситуациях советуют проверить коленвал, тщательно его промыть, а затем обработать моторным маслом. Также причина может крыться в муфте свободного хода. Иногда она пробуксовывает, поэтому требуется ее разборка.

Если стартер не включается и не крутит, это может быть вызвано следующими причинами:

  • Включатель зажигания не дает качественного контакта. Данный элемент следует проверить (выполняется его разборка) и при необходимости установить новый контакт.
  • Из-за обрыва в обмотке вышло из строя втягивающее реле. Его придется снимать и монтировать новое.
  • В цепи питания отсутствует контакт. В подобной ситуации проверяется схема цепи, а также выполняется очистка всех наконечников от ржавчины.

Схема разборки стартера копейки

Разборка описываемого в статье механизма требуется во многих случаях, иначе просто-напросто нельзя определить, почему он не крутит. Схема снятия стартера приведена далее: с карбюратора ВАЗ 2101 демонтируется воздушный фильтр; откручиваются (при помощи ключа) гайки, которыми блок мотора соединен со стартером. После этого можно отбрасывать от стартера провода, продвинув его немного вперед (не забудьте, каким образом провода были подсоединены, иначе при сборке узла у вас стопроцентно возникнут проблемы).

В результате таких достаточно простых действий стартер можно легко извлечь и проверить на наличие тех или иных неисправностей (не крутит, заедает, не отключается и так далее). Понятно, что для осуществления указанной проверки потребуется разобрать стартер. Схема его разборки следующая:

  • демонтируется втягивающий цилиндр (откручивается болт и три крепежных винта, снимается пружина);
  • якорь поднимают вверх и вынимают из зацепления;
  • при помощи отвертки снимают кожух, который защищает стартер, а затем демонтируют с его корпуса крышку;
  • отсоединяют от пластин держателя щеток обмотки и демонтируют изолирующую трубку;
  • вынимают щетки из держателя (для этого необходимо снять специальную перемычку);
  • при помощи наставки выпрессовывают втулку, а отверткой производят снятие оси и шплинта рычага привода.

Затем убирают заглушку из резины, выводят из зацепления с муфтой привод и демонтируют его, что дает возможность снять рычаг привода, стопорное кольцо и шайбу. Далее схема разборки проста: муфта привода демонтируется с якорного вала; из крышки стартера осуществляют выпрессовку еще одной втулки.

Источники:

http://autovogdenie.ru/starter-molchit-pri-povorote-klyucha-zazhiganiya-prichiny-i-metody-ix-ustranenie.html
http://krutimotor.ru/starter-ne-reagiruet-na-zazhiganie/
http://vazgarage.ru/vaz2101/elektrooborudovanie2101/767-ne-krutit-starter-vaz-2101.html
http://fb.ru/article/266431/starter-vaz—problemyi-i-sposobyi-ustraneniya-staraya-dobraya-kopeyka
http://www.vazbook.ru/01/2101/main/malfunction/neispravnosti-startera
http://carnovato.ru/starter-vaz-2101-vtjagivajushhee-rele-remont/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector