10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Споттер для кузовного ремонта

Споттер: что это такое и зачем он нужен?

Работы, связанные с рихтовкой автомобиля, не всегда сводятся к базовым навыкам в работе с инструментами. Часто требуется точность, знание конструкции и геометрических особенностей деталей кузова. Даже при наличии знаний потребуется вспомогательный, специализированный инструмент, им выступает споттер. Что такое споттер и как он работает, рассмотрим далее.

Споттер, что это такое

Каждый рихтовщик знает, что такое споттер, он незаменим для большинства работ по восстановлению кузова. Споттер для кузовного ремонта – это устройство, которое способствует предотвращению полного демонтажа элементов кузова при проведении работ по рихтовке. Поверхность на авто с помощью устройства выводится в любых местах независимо от доступности.

Spotter обладает важным достоинством – способствует восстановлению сложной геометрии на любых деталях кузова. Устройство особенно эффективно в местах, где нет доступа к внутренней части элемента. Работать споттером не сложно, это и способствовало распространению устройства. Дополнительно мощные аппараты применяются вместо сварки точечного типа.

Прибор универсальный и позволяет рихтовать различные детали кузова: дверь, капот, крыло, порог и т. д. Основное отличие устройства – создание выпрямляющих усилий с фиксацией к наружной стороне кузовной детали.

Профессиональный кузовной ремонт не может обойтись без использования споттера

Устройство и принцип работы

Работа споттером подразумевает нагревание небольшого участка кузовного элемента, влияние приносит минимальные повреждения автомобилю.

Алгоритм работ по свариванию включает этапы:

  1. К месту повреждения приваривается крепежный элемент.
  2. За фиксатор зацепляется обратный мотолоток.
  3. Вытягивание выполняется вручную, но нередко используются и вспомогательные инструменты.

Рихтовка споттером выполняется без больших усилий, это позволяет выполненять ремонт в условиях любого гаража.

Схема элементарного агрегата:

  • корпус;
  • кабель;
  • стаддер (насадка);
  • электрод (можно заменить острым крутом).

Любая коробка выполняет роль корпуса, к которой крепятся все компоненты устройства аппарата.

Основным элементов конструкции является пистолет сварочного аппарата. Самодельный вариант не позволяет добиться длительной работы и несколько уступает по характеристикам, но пригоден для работ с небольшими объёмами рихтовки. Долговременная работа реализуется в фабричном устройстве.

Самое большое преимущество споттера — это то, что усилие прикладывается только к внешней стороне поверхности поврежденной детали

Виды оборудования

Существует две основных разновидности аппаратов: трансформаторные и инверторные. На основании сферы и способа использования выделяют ещё две группы: для рихтовки и сваривания кузова контактным методом. Рихтовочные спотеры – это маленькие аппараты для ручной работы.

В них всегда устанавливается обратный молоток и дополнительные детали для ремонта. В конструкции присутствуют особые клещи. Большинство устройств являются маломощными. Из-за невысокой точности сварных работ и быстрого перегрева споттер не способен обеспечить качественное сваривание.

Еще споттеры классифицируют по требуемому напряжению сети питания. Стандартные аппараты рассчитаны на 220 В, а мощные 380 В.

Как работать споттером

Работа споттером авто рихтовка отточена многими специалистами, но особой сложности методика не представляет для начинающих рихтовщиков. С помощью аппарата удаётся выровнять вмятину на любом участке, независимо от места расположения.

На электрод поступает ток от сварочной установки, так выполняется соединение с деформированной областью. Для выпрямления используется обратный молоток, может заменяться особым упором. Механические воздействия продолжают до момента полного выравнивания поверхности. После завершения работ участок зачищают, так как на нём остаются шлаки от электрода.

Чтобы научиться пользоваться споттером, не нужно идти на специальные курсы

Алгоритм использования споттера для рихтовки:

  1. Подготовка поверхности. Независимо от материала корпуса (алюминий или железо), с поверхности удаляют все покрытия: лакокрасочный слой, шпаклёвку, грунтовку.
  2. Подключение «минуса». С кузовом соединяется клемма «минус» для заземления.
  3. Установка крепежа. Привариваются фиксаторы (любые зацепы, петли или крючки) к деформированному участку корпуса. Для соединения используют сварку по точкам.
  4. Подготовка инструмента. Выполняют сцепление основного инструмента и подготавливают вспомогательные конструкции. Удобно использовать пуллер – устройство для облегчения восстановления деталей.
  5. Правка детали. Вытягивание кузовного элемента до восстановления первоначального вида и формы.
  6. Демонтаж крепежа. Для удаления фиксаторов подойдёт болгарка.
  7. Шлифовка. Окончательный этап – зачистка поверхности и работы по подготовке к окрашиванию.

Чтобы профессионально пользоваться инструментом, необходимы минимальные навыки обращения со сварочной установкой. Специалист легко определит тип необходимой насадки для споттера и её размер. Большой комплект насадок позволит работать с силовыми элементами без разбора.

Устранение маленьких вмятин

Принципиальных отличий выравнивания небольших и масштабных вмятин существует несколько:

  • фиксируется всего один зацеп для вытягивания;
  • зачистка проводится исключительно на деформированном участке, остальное ЛКМ не трогают;
  • деталь по периметру обклеивается малярным скотчем, чтобы предотвратить разрушение краски;
  • рекомендуется выполнять рихтовку аккуратно, не прикладывая сильных усилий, чтобы избежать деформирования всей детали.

Алгоритм работы остаётся прежним, но дополнительно используются небольшие насадки.

Если взять в сравнение обычный сварочный аппарат, то можно сказать, что споттер на много безопаснее, так как от него не летят искры и не нагревается металл

Работа с серьезными повреждениями

Для устранения больших повреждений потребуется масштабная работа:

  • приваривается много фиксаторов вдоль вмятины, преимущественно в местах самых глубоких повреждений;
  • вытягивать следует понемногу каждый элемент – и так по кругу до полного восстановления. Если сразу выровнять один участок, в момент рихтовки второго может нарушиться состояние предыдущего места;
  • пригодится относительно большой обратный молоток, но сильных ударов все равно стоит избегать, иначе появляется риск повреждения крепления элемента кузова.

Функциональность споттеров серийных моделей

Споттеры, изготовленные в условиях производства, отличаются многофункциональностью. Среди полезных возможностей:

  • создают условия для использования ремонтных шайб;
  • поддерживают соединение с электродом из металла для последующего вытягивания;
  • сочетаются с графитными электродами: они полезны благодаря выполнению осадки железа (как нагрева, так и охлаждения);
  • лёгкость обслуживания и комфорт использования;
  • поддерживают два режима работы: длительный и кратковременный. При работе в постоянно активном режиме устанавливают углеродный тип электрода. Работа в непродолжительном режиме полезна для установки электрода из металла или ремонтных шайб. Длительность работы устанавливается тумблером на корпусе;
  • система охлаждения. Конструкция имеет встроенный термостат, который контролирует температуру споттера и выполняет экстренное отключение устройства в случае перегрева. При охлаждении конструкция снова включается.

Крепежные шайбы можно использовать на несколько раз, так как при сварке, они не плавятся

Характеристики споттеров, выпускаемых серийно

Существует немало технических параметров споттеров, которые стоят на серийном производстве. Основные характеристики:

  • тип электросети для работы (2 варианта) – 220 В или трёхфазная сеть 380 В;
  • частота переменного тока – от 50 до 60 Гц;
  • предельная мощность – 10 кВт;
  • максимальный ток при сваривании – 1300 А;
  • напряжение на вторичной обмотке – 8-9 В;
  • таймер, позволяет задавать время в диапазоне от 0,1 до 1,2 с;
  • переключение между несколькими режимами сваривания: точечным (активируется таймером) и постоянным (поддерживает работы по свариванию и темперированию);
  • изменение производительности аппарата в зависимости от режима работы. При активации точечного режима привлекается максимальная мощность. В режиме угольной сварки активируется минимальная выходная мощность;
  • усилие на разрыв с помощью электрода из железа – свыше 100 кг;
  • при монтаже шайбы формируется тяговое усилие – свыше 100 кг.

Как выбрать споттер?

Немаловажную роль играет, стоимость споттера, это зависит от силы тока (?тока потребления), мощности и функциональности. Чем больше каждый параметр, тем выше стоимость.

Существуют важнейшие критерии, влияющие на стоимость споттера:

  • тип преобразователя. Инверторные встречаются реже, но показывают себя хорошо в точечной сварке. Чаще применяются трансформаторные, так как они более надёжны и стоят дешевле;
  • производительность. Встречаются модели стандартных показателей мощности, они применимы только для рихтовки отдельных элементов корпуса. Варианты с повышенной мощностью используются для сваривания по точкам и работы с более прочными деталями;
  • тип формирования сварки. Самый простой вариант – сварка с одной стороны посредством электрода. Эффективнее и дороже аппарат с двусторонней сваркой, она выполняется особыми клещами, которые раскрываются с обратной стороны вручную или пневматикой и сразу создают зацеп.

Заключение

Без споттеров в рихтовке уже не обойтись, так как они сокращают время на восстановление поверхностей и увеличивают качество работ. Лучший вариант рихтовки – это производственная модель аппарата, но существует возможность создать устройство вручную из сварочной установки.

Споттеры для кузовного ремонта в Балашихе

Споттер для кузовного ремонта RedHotDot HAMMER TT

Захват «JTC», для кузовных работ, однофункцио.

Полукруглая утолщенная поддержка для кузовных работ Tro.

Пуллер для быстрой правки кузова GARWIN GP-QP

Набор для кузовных работ UNITRAUM UN70401S

GYS GYSPOT PRO 230 Споттер по стали 3800А 27кг 220В

Споттер старт м1. ХИТ

Рихтовочный набор для кузовных работ RedHotDot TH06005

Набор гидравлического инструмента для кузовного ремонта.

Споттер для точечной сварки Redhotdot HAMMER TТ

Рубанок для кузовного ремонта 350мм 67917100 AIST

Зажим для кузовных работ 5/2 т 67915225 AIST

Зажим для кузовных работ AE330001 Jonnesway, 47778

Рихтовочное оборудование Сорокин Набор для правки кузов.

Споттер для кузовного ремонта по стали Hammer TT RedHot.

Споттер для точечной сварки Циклон ТИКС-1000

Споттер GS-9000 с аксессуарами, 5800А GARWIN GS-9000

Споттер для точечной сварки Nordberg WS6

Споттер для точечной сварки Top Weld TW-7000

Споттер для точечной сварки Nordberg WS9

Споттер для кузовного ремонта RedHotDot HAMMER TT

Приспособление для кузовных работ JTC

Споттер для кузовного ремонта RedHotDot HAMMER TT

Обратный молоток для кузовного ремонта с набором насадо.

Плоская тонкая поддержка для кузовных работ Trommelberg.

Полотно рихтовочное для кузовных работ 350 мм AG010024-.

Споттер TopWeld TW-60, 1680 Дж

Читать еще:  Как преодолеть страх вождения автомобиля 16 советов

Споттер для точечной сварки Redhotdot ALUMINIUM TU-95

Споттер для точечной сварки ТСС SW-1600

Набор гидравлический ЗУБР «эксперт» портативн.

GYS Споттер для стали GYSPOT 2702 14кг 220В 200*320*180.

Набор инструментов для кузовных работ профессиональный.

Споттер для точечной сварки Redhotdot HAMMER IT

Споттер для кузовного ремонта RedHotDot HAMMER TT

Гидравлический набор для кузовных работ JTC 1-HB210

Набор для рихтовки 12предм. АвтоДело с обратным молотко.

Споттер для точечной сварки PEI-POINT FAST SPOTTER 3,5.

Зажим для кузовных работ AE330005 Jonnesway, 47782

Споттер WIEDERKRAFT WDK-7000

Споттер для точечной сварки WIEDERKRAFT WDK-5000

Набор для кузовного ремонта с обратным молотком, 13 пре.

Рихтовочный набор для кузовных работ WIEDERKRAFT WDK-65.

Зажим для кузовных работ 2-5 т AE330002 JONNESWAY 47779

Споттер для точечной сварки Redhotdot HAMMER T-38

Споттер WIEDERKRAFT WDK-7000

Гидравлический рихтовочный набор для кузовного ремонта.

Споттер для точечной сварки WIEDERKRAFT WDK-6000

Набор для кузовного ремонта (обратный молоток и 9 насад.

Зажим для кузовного ремонта 5 т AEROFORCE

Полотно рихтовочное для кузовных работ 350мм 9 зубьев х.

OHT918M Набор гидравлического инструмента для кузовного.

Приспособление для кузовных работ JTC JTC-8P117

Споттер для рихтовки Волна 1200 и комплект Стандарт

Споттер мини Волна 1000 ПНЦ инверторный и комплект Стан.

Споттер для точечной сварки GARWIN GS-9000

Обратный молоток для кузовного ремонта с набором насадо.

Как выбрать споттер для кузовного ремонта автомобиля? Обзор характеристик, производителей и принципа работы оборудования.

Споттер – это оборудование, предназначенное для кузовного ремонта автомобиля за счет использования технологии точечной сварки. Такой аппарат позволяет выравнивать вмятины и прочие кузовные повреждения с внешней стороны без необходимости разреза металлической конструкции кузова или отдельной детали авто.

Технология, которая используется в споттере – это сварка сопротивлением. Все управление оборудованием происходит с помощью микропроцессора, к которому подключена панель с регуляторами настроек.

Если говорить простыми словами, то споттер для кузовного ремонта – это один из подвидов сварочных аппаратов. Основное его отличие от классической сварки заключается в том, что импульс сварочного тока формируется за счёт разряда конденсатора большой ёмкости и действует в течение очень короткого промежутка времени, настолько короткого, что даже краска с обратной стороны не успевает обгореть.

Для чего нужен споттер? С помощью данного устройства вытягивают двери авто, крышу, бампера и прочие кузовные элементы, и при этом, не тратя время на их снятие, разборку и выравнивание с обратной стороны. В любой автомастерской, которая занимается кузовными работами без качественного спотта не обойтись. Такой аппарат ускоряет ремонтные работы.

Настройки, которые присутствуют на корпусе споттера, задаются исходя из следующих параметров:

  • толщины металла детали.
  • тип насадки.
  • временного интервала проведения работ.
  • мощности.

Из дополнительных приспособлений, которые используются вместе со споттером, выделяют:

  • струбцины.
  • точечные крепежи споттера.
  • электроды.
  • приспособления для удаления вмятин.
  • элементы для вытягивания ребер.
  • насадки в виде полумесяцев и шпилек.

Применяя данный аппарат, вы сохраните заводские швы, и при этом результат будет высокого качества.

Классификация оборудования

Споттеры разделяют на два типа:

От направленности ремонта такое сварочное оборудование разделяют на несколько категорий:

  • для рихтовки кузова и отдельных деталей автомобиля. Это компактный ручной инструмент, в комплекте с которым поставляется обратный молоток и набор насадок.
  • для контактной сварки кузовных панелей с использованием клещей. В эту группу включают маломощные споттеры которые направлены на контактное точечное сваривание.

В зависимости от рабочего напряжения данные аппараты разделяются на подключение к:

  • 220В.
  • 380В.

Работают они примерно одинаково, но некоторые мастера говорят, что более качественные швы получаются именно от споттеров подключенных к 380В.

В основной комплект поставки такого оборудования входят:

  • крепежные элементы. Петли, волнистая проволока и прочее.
  • обратный молоток.
  • клещи пневматического типа.

Все дополнительные комплектующие, для осуществления сложного кузовного ремонта, можно найти в любом интернет магазине профильного направления. Старайтесь не экономить на оборудовании, ведь от качества его изготовления зависит и тот уровень работ, который вы будете предлагать клиенту.

Как работать со споттером?

Вы вполне можете проводить ремонтные работы с помощью споттера своими руками, нужно лишь изучить теорию и немного попрактиковаться на тестовых поверхностях.

Алгоритм работы тут будет следующий:

  1. Зачистка обрабатываемой поверхности. Вам нужно с помощью шлифовальной машинки и наждачной бумаги снять слой ЛКП с поврежденного участка кузова, где вы будете приваривать шайбы для вытягивания вмятин.
  2. К детали, которую ремонтируем, подключаем заземление. Важно! Если вы будете выравнивать деталь прямо на кузове авто, без снятия, то обязательно снимите клеммы аккумулятора, чтобы избежать замыкания электроники.
  3. Используя споттер, в местах вмятин и повреждений привариваем крепежные элементы, за которые в итоге будем тянуть металл, к его исходной форме. К таким крепежным элементам относят: шайбы, шпильки, треугольники, «змейки».
  4. Применяя обратный молоток, который обычно поставляется в комплекте со споттером, вытягиваем поврежденные участки кузова. Помимо обратного молотка можно использовать цепи, тросы, стапель, лом и прочие приспособления, с помощью которых можно тянуть металл.
  5. После выравнивания снимаем крепежные элементы путем их выкручивания.
  6. Зачищаем место сварки и приступаем к этапу обезжиривания и шпаклевания поверхности детали.

На этом ремонтные кузовные работы завершены, и далее уже будет идти этап нанесения нового ЛКП.

Видео примеры работы с таким оборудованием.


Как выбрать споттер для кузовного ремонта?

На рынке сейчас много предложений, есть как известные и дорогие производители, так и более дешевый ценовой сегмент. Широко развит и рынок б/у споттеров.

На данный момент можно выделить несколько основных торговых марок:

  1. Споттеры Holex, которые производятся немецкой компанией Хоффман. Это качественное оборудование, которым пользуются авторитетные автомастерские.
  2. Французский производитель Gys. Пример их аппаратов Gyspot, которые используются для сварки звезд и колец, вытягивания небольших вмятин, сварки волнистой проволокой для рихтовки округлых поверхностей.
  3. Китайские споттеры марки Solary. Невысокая цена и оптимальное качество, делают это оборудование очень востребованным на рынке среди новичков.
  4. Итальянское оборудование фирмы Deca. Имеет встроенный микропроцессор, который позволяет осуществлять автоматические настройки в различных условиях работы, напрмиер от толщины металла.
  5. Украинские споттеры «Темп». Доступная цена и неплохая комплектация.

А каким споттером пользуетесь вы? Напишите марку и краткий отзыв о работе с данным оборудованием. Заранее спасибо за ответ. Такой совет будет полезным для начинающих мастеров.

Что такое споттер для кузовного ремонта

Существует определенный принцип работы, который применяется, если к комплектующим авто, имеющим вмятины, очень сложно подобраться с обратной стороны повреждения. Часто такой принцип работы используется, чтобы исправить арку, дверь или же заднее крыло. Основывается он на том, что необходимая работа совершается лишь с внешней стороны. Делается эта работа споттером — техникой для точечной сварки.

Методика работы такого устройства основана на сварке сопротивлением. Споттер управляется при помощи микропроцессора, который оснащается контрольной панелью. Процесс сопровождается охлаждением споттера при помощи воздуха.

Регулировка параметров работы споттера

На панели споттера вы имеете возможность отрегулировать параметры ремонта в зависимости от следующих параметров:

  • толщины листа металла;
  • вида споттера и насадки к нему;
  • времени ремонта;
  • силе аппарата.

Такое приспособление, как споттер, призвано уменьшить конечную стоимость ремонта, так как он исключает недешевые арматурные работы, предусматривающие замену деталей. Также работа таким аппаратом экономит время мастера, однако требует от него умения обращаться с предметом.

Он должен знать, для чего используются:

  • зажимы для работы на кузове;
  • точечные крепежи споттера;
  • приспособления для исправления вмятин;
  • электроды;
  • оснастки для вытяжения ребер;
  • насадки на споттер в виде шпилек, полумесяцев.

Расходники к споттеру

Такая технология ремонта дает возможность сохранить на автомобиле заводское покрытие, защищающее от образования коррозии, а также изначальные панельные швы.

Виды оборудования

Различают 2 типа споттеров:

  • инверторные;
  • трансформаторные.

В зависимости от особенностей ремонта авто споттеры делятся на такие группы:

  • для рихтовки кузовных деталей. В этой группе используется небольшой по размерам ручной аппарат. В своей комплектации он содержит обратный молоток, а также небольшой набор деталей, которые понадобятся вам во время ремонта авто;

Споттер для ремонта кузова автомобиля

  • для контактной сварки панелей кузова при помощи клещей. В этой группе предлагается маломощный споттер. Он осуществляет контактное точечное сваривание. В комплектации поставляются специальные клещи. Иногда споттер не обеспечивает высококачественное сваривание ввиду невысокой точности приборов или перегреванием клещей, хотя стоит немало.

Производственный споттер для контактной сварки

Ручной споттер, скорее всего, будет доступен вам в двух вариантах рабочего напряжения. В зависимости от напряжения он может работать с:

Стоит отметить, что разница в работе изделий не наблюдается, за исключением того, что каждая модель адаптируется под то, сколько изначально рабочего напряжения в сети. Некоторые специалисты, впрочем, считают, что добиться более качественного шва сварки вы сможете, работая споттером, питающимся от сети 380 В.

В комплекте споттер содержит:

  • крепежи, к ним относят такие детали, как волнистую проволоку, петли и прочее;
  • обратный молоток;
  • клещи пневматического типа.

Набор для кузовного ремонта автомобиля

Если вам нужны дополнительные комплектующие, вы всегда сможете приобрести их отдельно в том же магазине, что и сам споттер. Преимущество использования аппарата налицо: он не требует разборки обшивки дверей или багажника, так как рабочий процесс происходит лишь снаружи автомобиля.

Принцип работы

Споттер (spotter) имеет следующий принцип функционирования. Аппарат медленно проходит по всей поврежденной поверхности, постепенно исправляя образованные вмятины и придавая поверхности исходное положение.

Читать еще:  Сцепления на Камаз

Во время сварки выделяется огромное количество тепловой энергии, которая образуется при поступлении тока. Это позволяет при помощи упора или специального молотка выровнять поврежденные части кузова.

После того как недостаток в ходе починки был устранен, следует избавиться от точек, образованных в ходе сварки. Во время выравнивания подобной техникой всегда проводится заземление на корпус, а от батареи отсоединяют отрицательную клемму. Это позволяет обеспечить безопасность не только для кузова авто, но и для работающего с ним человека.

Очень глубокие деформации на поверхности можно исправить споттером так:

  • на поврежденное место прикрепить пластину;
  • прикрепить при помощи споттера пластину по контуру при помощи насадки в виде полумесяца.

Технологический процесс при обычных работах выглядит таким образом:

  • участок, который подвергся деформации споттером, нужно зачистить до основы (металла);
  • прочно прикрепить к кузову контакт для заземления;
  • приварить точечным методом составляющие крепежа (шпильки, треугольники);
  • захватить составляющую крепежа. После этого нужно, используя инструменты для правки (молоток, стяжки и растяжки), вернуть детали изначальный вид, произведя ее вытяжку;
  • удалить приваренную деталь, вращая ее руками;
  • по завершении процесса рихтовки зачистить и подготовить поверхность к нанесению покрытия.

Вытягивание повреждений с помощью споттера

Особенности работы

Специалисты дают следующие советы по использованию споттера:

  • если ваше авто имеет алюминиевый корпус, то недопустимым является использование обратного молотка. Исправление дефектов должно совершаться более плавно;
  • чтобы совершить приваривание шайбы, не стоит прилагать большие физические усилия;
  • чем большей является сила тока, тем меньшим — цикл задержки времени, а вместе с ним и степень нагревания составных частей аппарата;

Споттер что это? Назначение, характеристики, виды и выбор

В делах кузовного ремонта исправление вмятин – это повседневное занятие.

С того момента, как выяснилось, что такой дефект проще устранить вытягиванием металла наружу, появился особый аппарат, получивший название споттер.

Его использование сокращает продолжительность восстановления формы листового металла, а потому полезность и эффективность подобного оборудования в кузовном цехе остается на высшем уровне.

Интересно, что это название обозначает любой аппарат контактной сварки, но лишь в странах СНГ споттерами называют аппараты точечной сварки, предназначенные именно для восстановления кузова авто.

Назначение споттера

Споттер представляет собой аппарат для точечной контактной сварки, который применяется при восстановлении кузовных панелей транспортных средств.

Вообще принцип действия, как и у многих других сварочников, заключается в выделении тепловой энергии в месте контакта свариваемых материалов за счет прохождения тока.

Кузовной ремонт – основное назначение споттера.

Особенно это касается объемных деталей, к которым сложно, либо же невозможно подобраться с обратной стороны.

Прибор позволяет в этом случае выполнять рихтовку материала без необходимости демонтировать всю деталь с автомобиля, то есть прямо на месте.

Тут применяется так называемый метод вытягивания, когда к поврежденной плоскости приваривается крепежный элемент, за который и вытягивается вмятина.

Кузовные панели, как правило, изготавливаются толщиной до 1,5 мм, по этому их рихтовка вытягиванием не вызывает проблем.

Некоторые споттеры используют для нагревания листового металла, что позволяет исправить повреждение очень быстро, не прибегая к вытягиванию, когда материал самостоятельно осаживается без какого-либо механического воздействия.

Устройство и характеристики

Споттер состоит из модуля сварочника для контактной сварки, причем это может быть вариант как на постоянном, так и на переменном токе.

К этому блоку примыкает провод массы (заземления) и кабель, заканчивающийся специальным сварочным пистолетом.

На конце последнего, в зависимости от особенностей работы, закрепляются различные насадки.

На лицевой панели сварочника находятся элементы управления для настройки различных сварочных режимов, мощности, силы тока, а продвинутые агрегаты имеют еще и дисплей, отображающий реальные рабочие параметры, позволяющий выполнить тонкую отстройку оборудования и контролировать ход процесса.

Работа споттера выглядит следующим образом:

  • Из автомобиля извлекается аккумулятор.
  • Провод заземления фиксируется на кузове.
  • Пистолет с насадкой подносится к участку ремонта.
  • Электрическая цепь замыкается посредством нажатия курка, что приводит к подаче тока.
  • В месте контакта насадки с кузовом происходит повышение температуры до того момента, когда электрод приваривается к металлу, но при этом исключается перегрев детали и ее сквозной прожиг.
  • Селедующим действием вмятину вытягивают.

Материал

Начинка современных споттеров спрятана в корпусе из листового металла или алюминия, иногда используются отдельные элементы, полностью изготовленные из ударопрочного пластика, вроде задней крышки и ручки для переноски.

Лицевая панель металлическая, подстроечные ручки также могут быть изготовлены из металла или пластика.

На днище сварочника крепятся ножки с резиновыми накладками, что повышает его устойчивость.

Визуально аппарат сильно напоминает сварочный инвертор.

Некоторые модели для удобства их перемещения по мастерской собираются на основе вертикальной металлической тележки с колесиками.

Размеры и вес

В зависимости от конструкции, вес споттера может колебаться в широких пределах.

Переносные варианты имеют массу в среднем 14 – 25 кг, а модели, собранные на тележке, могут весить вплоть до 90 – 100 кг.

Как правило, габариты споттера находятся в следующих пределах:

  • для переносных вариантов (мм) – 210 — 390х 260 — 360 х 155 — 240
  • для моделей с тележкой (мм) – 1000 — 1800 х 500 — 600 х 700 — 950

Режимы работы и мощность

Современные споттеры оснащаются электронным управлением, которое позволяет просто выбрать из имеющихся режимов функционирования и выставить требуемое время контакта, по истечении которого аппарат самостоятельно прекратит подавать напряжение на пистолет.

Режимы работы устройства нумеруются и дополнительно обозначаются соответствующими значками.

Различают следующие основные рабочие режимы:

  1. Сварка выполняется обратным молотком или пуллером, а сам режим предназначен для устранения вмятин малого диаметра и небольшой глубины. Учитывая, что подобное повреждение встречается крайне часто, именно в данном режиме выполняется больший объем работы, тем более, что современные материалы, из которых изготавливаются кузова авто, легко возвращают первоначальную форму за счет упругости.
  2. Посредством специальных электродов выполняется приварка к металлу какого-либо тянущего элемента. За счет этого можно исправить значительные дефекты, например, восстанавливать замятые ребра и пороги.
  3. Применяется омедненный электрод малой длины, которым осаживаются выпуклости, образованные, например, клеммой массы.
  4. Применяется для разогрева приличной площади поверхности посредством угольного электрода. Если вытягивать большую поврежденную поверхность, образуется так называемый “хлопун”, который в этом режиме и устраняется за счет осаживания металла.
  5. В процессе ремонта часто приходится удалять крепления, например, молдингов. По завершению работ их необходимо приварить, для чего используются омедненные электроды.
  6. Режим подходит для вытягивания металла крюками и кольцами посредством молотка обратного типа весом 2,5 кг, но основное его назначение – приварка шайбы крепления клеммы массы.
  7. Применяется омедненный электрод, имеющий магнит, посредством которого удерживается привариваемый болт. Он используется для приварки болтов, установки клемм массы, тормозных трубок.

Одна из главных характеристик споттера – его мощность.

Речь идет о силе тока на выходе, максимлальное значение которого в идеале не должно быть ниже 3 тыс. ампер.

Для выполнения различных задач требуется своя сила тока:

  • Приваривание колец и треугольников – 800 – 1000 А.
  • Приваривание волнистой проволоки – 1 – 1,2 тыс. А.
  • Работа медным электродом – 1,4 тыс. А.
  • Работа графитовым электродом для разогрева поверхности – 2,2 тыс. А.

Насадки для споттера

Споттер работает посредством следующих основных аксессуаров:

  • Обратный молоток – съемная часть пистолета, для функционирования которой используются различные наконечники.
  • Пуллер – предназначен для экспресс-вытяжки, то есть позволяет исправить небольшие повреждения плавным выравниванием поверхности. Конструктивно состоит из рычажного механизма.

Вмятины можно вытягивать за иглу или насадку-звездочку, которые вставляются в обратный молоток, и напрямую привариваются к детали.

Также часто используется крючок, но его не приваривают напрямую, а зацепляют за ранее приваренные шайбы.

Виды споттеров и их цена

Аппарат точечной сварки по конструкции может относится только к одной из двух групп:

Инверторные

Балгодаря преобразователю, позволяющему получать энергию от любого напряжения, эти модели используют для выполнения многозадачных работ.

Они обладают компактными размерами, обеспечивают высокое качество сварки, так как в процессе работы отсутствует падение силы тока.

Цена – от 25 тыс. рублей.

Трансформаторные

Питаются от электросети переменного тока, предназначены для выполнения простых операций.

Самыми широкими возможностями тут обладают модели, работающие от трех фаз питания, за счет повышенной мощности.

Среди недостатков следует отметить тот факт, что подобные модели не способны работать с оцинкованными поверхностями.

Цена – около 15 тыс. рублей.

Некоторые народные умельцы используют так называемый аккумуляторный споттер, который состоит непосредственно из аккумулятора и втягивающего реле.

Этот самодельный аппарат обойдется значительно дешевле заводских вариантов любого плана, при работе не требует подключения к сети, но естественно имеет серьезные недостатки:

  • Непродолжительное время работы, необходимость заряжать АКБ.
  • Отсутствие временного реле.
  • Отсутствие возможности регулировать основные рабочие параметры, вроде силы тока.

Аппараты для точечной контактной сварки можно разделить еще на 2 группы, в зависимости от типа материала, с которыми они способны работать:

По стали

Предназначены для рихтовки обычных стальных кузовов.

По алюминию

Используются для рихтовки алюминиевых деталей, так как алюминий обладает совершенно другими свойствами.

Многофункциональные

По количеству выполняемых типов работ существуют действительно многофункциональные споттеры, способные не только выравнивать поверхности, но и производить точечную сварку, а также пайку металла угольными электродами.

Кстати говоря, сварочный споттер по способу формирования сварочной точки бывает:

  • Для односторонней точечной сварки посредством специального электрода.
  • Для двухсторонней точечной сварки специальными клещами с ручным или пневматическим приводом.
Читать еще:  Заперли на парковке

Мини-споттер

Кроме полноценных сварочных установок весом более 10 кг в продаже можно встретить мини-споттер для односторонней сварки и выравнивания поверхностей с максимальным сварочным током около 1,5 тыс. ампер и весом всего 4 – 5 кг.

Поставляются подобные портативные варианты в удобных кейсах, размерами сравнимы с паяльником пистолетного типа, а их стоимость в среднем составляет 20 — 40 тыс. рублей.

Какой споттер выбрать?

Выбирая аппарат для кузовного ремонта, необходимо ориентироваться на следующие советы:

  • Для профессиональной деятельности лучше покупать сразу споттер с максимальным функционалом и широким выбором рабочих режимов. Такое оборудование позволит выполнять большую часть рихтовочных работ силами одной модели.
  • Для работы с металлом, толщина которого превышает 1,5 мм, потребуется модель, способная выполнять сварку с двух сторон. Если толщина кузовных элементов менее 1,5 мм, с задачей справится односторонний споттер.
  • Выбирая модель для дома, нет смысла покупать профессиональное оборудование с полным комплектом рихтовочных приспособлений. На первых порах подойдет аппарат средней мощности, при помощи которого можно будет выполнять несложную работу, вроде выравнивания вмятин на плоских поверхностях.
  • Трансформаторные модели обладают более высокими КПД и мощностью, однако, энергии они расходуют также намного больше, нежели конвертерные варианты. Первые подходят для систематической работы, а вторые – для периодической.

Выбирая споттер, предпочтение лучше отдать цифровым моделям, в конструкции которых предусмотрена электроника, способная самостоятельно управлять режимами сварки, автоматически дозировать сварочный импульс.

Чем отличается споттер от инвертора?

Не смотря на внешнее сходство и некоторую аналогичность в принципе работы, споттер от инверторного сварочного аппарата отличается прежде всего намного большей выходной силой тока, которая у некоторых моделей может превышать 5000 А, по сравнению с 600 А.

Кроме того, электроника способна полностью контролировать процесс сварки, исключая возможность прожига даже самого тонкого металла.

Что нужно знать о споттерах?

Качество работы споттером напрямую зависит от опыта оператора. Соблюдение нескольких правил позволит обезопасить мастера от неприятностей:

  • Комфорт работы можно обеспечить, очистив зачищенный участок кузова от пыли, так как в противном случае возможно образование большого количества искр. Как следствие, повышается расход наконечников.
  • Клемму массы следует устанавливать на минимально возможном расстоянии от точки приварки.

Запрещается фиксировать клемму массы на соседней детали.

  • В процессе работы необходимо следить за качеством контакта массы и в точке крепления инструмента. Если контакт будет плохим, это обязательно приведет к поломке места крепления инструмента, а также пробою.
  • Вытягивать материал на поврежденном участке необходимо по спирали, двигаясь от периферии к центру. Такой способ сэкономит время, так как исключит избыточную растяжку материала и появление провалов вокруг центра вмятины.

Подключать аппарат к розетке следует посредством проводки с сечением минимум 2,5 кв.мм.

Если планируется использовать удлинитель, то сечение кабеля должно быть выше, исходя из длины.

Производители споттеров

Среди компаний, занимающихся изготовлением споттеров, ведущими считаются:

  • Garwin серии GS – популярны среди мастеров кузовного ремонта, комплектуются набором дополнительного инструмента и отличаются приемлемой стоимостью.
  • Hammer серии ТТ – французские аппараты с микропроцессорным управлением и повышенной безопасностью. Дешевле предыдущих, но и обладают меньшей мощностью.
  • Karcher – аппараты на тележках Kraft с пуллерами. За счет высокой стоимости их эксплуатация оправдывается только в мастерских сервисах.

Также внимания заслуживают модели от Aurora, Telwin, Nordberg, Holex, Русский мастер.

Что такое споттер и как им работать? Какой аппарат выбрать?

Споттер – это один из наиболее современных и технологичных инструментов, ориентированных на точечную сварку. Основное его назначение – кузовной ремонт, восстановление металлических элементов транспортных единиц.

Принцип действия идентичен остальным сварочным аппаратам, он заключается в том, что он выделяет тепловую энергию в точке, где контактируют между собой свариваемые материалы. Выделяется энергия при прохождении электрического тока.

Споттер позволяет вести работу со всеми кузовными деталями, но наиболее эффективен он при манипуляциях с объемными элементами, доступ к обратной стороне которых затруднен. Преимущество устройства в данном случае сводится к тому, что материал можно выправить без демонтажа.

В такой ситуации используется методика вытягивания. На дефектной плоскости фиксируется крепеж, благодаря которому и удается вытянуть вмятину.

Средняя толщина металла кузовных панелей составляет полтора миллиметра, а потому с реализацией данной технологии никаких проблем не возникает.

Конструктивные особенности и рабочие параметры

Итак, споттер. Что это такое? Разберемся более подробно.

Устройство сформировано следующими модулями:

  • аппарат, благодаря которому ведется контактная сварка;
  • заземляющий кабель;
  • кабель подачи тока, на конце которого закреплен сварочный пистолет – основной рабочий элемент.

Пистолет может оснащаться насадками различных типов, которые подбираются в зависимости от того, какие именно операции предстоит выполнить.

На фронтальной панели сварочного аппарата располагаются органы управления, благодаря которым удается корректировать мощность, силу тока.

Наиболее современные модификации оснащаются жидкокристаллическими дисплеями, позволяющими видеть текущие рабочие показатели, держать весь процесс под контролем.

Основные разновидности

Устройства представлены следующими категориями:

1. Инверторные.

Данное оборудование оснащено преобразователями, благодаря которым они функционируют вне зависимости от напряжения. Это упрощает работу, а также расширяет список задач, доступных для реализации.

Аппараты компактны, позволяют вести сварку с высокой точностью и скоростью, сила тока остается стабильной на протяжении всего процесса.

2. Трансформаторные. Такие споттеры подключаются к сетям переменного тока, они дешевле инверторных аналогов, их функций вполне достаточно для того, чтобы выполнять простые операции.

Наиболее функциональными моделями данной категории считаются трехфазные приборы, что объясняется повышенной мощностью. Главный недостаток трансформаторной техники заключается в том, что она не подходит для работы с металлом, покрытым слоем цинка.

Допускается классификация и по материалам, с которым ведутся операции:

3. Споттер по стали. Наиболее распространенное устройство, позволяющее проводить операции со стальными кузовными элементами.

4. Модели, ориентированные на работу с алюминием. Данный металл обладает совершенно другими характеристиками, в сравнении со сталью, а потому работать с ним необходимо соответствующими приборами.

Смотрите полезное видео, что такое споттер и работы с помощью него:

Особенности работы

Теперь разберемся, как работать споттером, на какие моменты обращать основное внимание.

Первым делом, дефектная плоскость зачищается. Далее ставится масса, фиксирующаяся специальным зажимом или приваривающаяся при помощи контакта.

Привариваемый элемент подбирается в соответствии с разновидностью повреждения, глубиной и площадью вмятины.

Допускается приваривание следующих элементов:

  • шайбы;
  • небольшие крючья;
  • проволока в форме волны;
  • шпильки;
  • торец, имеющий насадку от обратного молотка.

Особенности рабочей технологии зависят от того, с какими вмятинами предстоит иметь дело:

1. Мелкие вмятины. Наиболее простой и распространенный метод сварки споттером заключается в применении обратного молотка.

Он подходит для того, чтобы уверенно справиться почти со всеми повреждениями. Торец инструмента приваривается к дефектной плоскости, после чего она рихтуется легкими ударами внутренней рукоятки.

Чтобы добиться идеального результата, манипуляция выполняется по всей площади повреждения, в процессе сварки между точками выдерживается расстояние в 5-8 миллиметров.

Небольшой негативный момент – после воздействия споттера на поверхности остаются небольшие отметины, но устранить их легко при помощи шлифовальной машинки.

2. Вмятины большого размера. Если дефектная плоскость имеет габариты более 10 сантиметров, то рекомендуется пользоваться приспособлениями не с точечным воздействием, а теми, что обеспечивают нагрузку сразу на длинный участок.

Допускается использование различных элементов для выпрямления, в том числе волнистой проволоки, шпилек или крючьев.

Чтобы достичь желаемого результата, крепить вспомогательный элемент следует на всю длину дефекта. Плоскость выравнивается идеально, так как интенсивность воздействия равна на всем протяжении вмятины.

Нивелирование дефектов от ударов об крупные предметы происходит посредством обратных присосок. Этот элемент мгновенно корректирует положения значительной площади металла, а оставшиеся мелки вмятины доделывают уже по отдельности, классическим методом.

Если удар спровоцировал сильные деформации корпуса, иногда приходится использовать технологию предварительного нагрева металла, что позволяет снять часть напряжения с него, упрощает дальнейшую работы.

Споттер (spotter) используется не только для того, чтобы исправить дефекты.

Устройство хорошо подходит для соединения друг с другом металлических пластин, например, при креплении порогов на кузов. Такая технология сварки исключает необходимость в сильном нагреве, а это сводит к минимуму вероятность температурных деформаций.

Узнайте из этого видео, как правильно работать споттером, секреты от профи:

Принципы выбора

Чтобы выбрать споттер, который окажется по-настоящему полезным и функциональным, необходимо руководствоваться следующими моментами:

  • Для профессионального использования лучше выбирать максимально функциональное устройство, с обилием режимов работы. Оно позволит вести целый спектр работ по рихтовке, избавит от покупки дополнительных инструментов.
  • Работа с листами металла толщиной более 1.5 миллиметров подразумевает использование моделей с двусторонней сваркой. Если указанное значение меньше, то достаточно и одностороннего варианта.

Для домашней эксплуатации хватит и простой модели со средним показателем мощности. Ее вполне хватит для того, чтобы выравнивать не слишком глубокие вмятины.

Изучим также краткий рейтинг споттеров:

  1. Серия GS от бренда Garwin. Достаточно демократичная цена и функциональный набор, вполне соответствующий даже профессиональной эксплуатации.
  2. Серия TT от компании Hammer. Высокий уровень безопасности, цифровое управление, позволяющее с максимальной точностью контролировать рабочие параметры. Мощность вполне достаточна для домашней эксплуатации.
  3. Gyspot. Качественная техника французского производителя.

Смотрите видео-отзыв человека использующего споттер — RedHotDot HAMMER ТT:

Полезный видео-обзор французского Spottera GYSpot 2700 для кузовного ремонта:

Отзывы также дают понять, что неплохо себя зарекомендовали устройства от Русского мастера, иностранных фирм Holex, Aurora, Telwin.

Источники:

http://mensdrive.ru/instrumenty-i-materialy/chto-takoe-spotter
http://balashiha.yavitrina.ru/spottery-dlja-kuzovnogo-remonta
http://krasimauto.com/oborydovanie/spotter-dlya-kuzovnogo-remonta-avto.html
http://okuzove.ru/materialy-i-instrument/chto-takoe-spotter-dlya-kuzovnogo-remonta.html
http://instrumentn.ru/svarochno-payalnyj-razdel/spotter-naznachenie-vidy-i-vybor
http://plavitmetall.ru/oborudovanie/spotter-chto-eto.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector