Требования к автостоянке
Паркуемся по-новому: требования к парковкам для юрлиц и ИП с 2020 года
С 1 января 2020 года вступил в силу приказ Минтранса России от 17 мая 2018 г. № 199 (далее – приказ № 199), которым утверждены новые требования к парковкам (парковочным местам) для обеспечения стоянки транспортных средств (далее – ТС), принадлежащих юрлицам и ИП. Они касаются перевозчиков, осуществляющих коммерческие перевозки или перевозки для собственных нужд в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Изменение правил парковки связано с поправками, внесенными в Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ “Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон № 220-ФЗ) Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 480-ФЗ. Документом, в частности, была исключена статья, регламентирующая порядок организации стоянки ТС, используемого для осуществления регулярных перевозок, в ночное время. Вместо этого введена норма, обязывающая юрлиц и ИП, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, обеспечивать стоянку ТС во внерабочее время на парковках, соответствующих установленным Минтрансом России требованиям.
Как изменилась сфера регулирования приказа?
На протяжении нескольких лет (с 15 июля 2016 года по 1 января 2020 года) в целях регулирования порядка организации парковок для перевозчиков применялся приказ Минтранса России от 19 апреля 2016 г. № 108. Документ касался только стоянки в ночное время ТС, используемых для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в отсутствие водителя. Новый же приказ распространяет свое действие не только на послесменный (по окончании смены водителя), но и на междурейсовый (по возвращении из рейса) период.
Кроме того, уточнены виды перевозок, которые затрагивают обновленные правила, – если ранее специальные требования распространялись только на ТС, используемые для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, то теперь – и на коммерческие перевозки, и на перевозки (перемещение лиц или материальных объектов) для собственных нужд, осуществляемые без заключения договоров перевозки или фрахтования.
Также введена оговорка в части места организации специальных парковок – в действующей редакции приказа речь идет о парковках в границах городских поселений, округов и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. До этого указаний относительно территориального расположения парковок не было.
Какие требования сохранены?
В новом приказе сохранились общие требования, касающиеся:
- организации въездов ТС на парковки и выезда с них, а также движения ТС на парковках – они должны осуществляться в соответствии с проектами организации дорожного движения (однако следует учитывать, что на смену приказу Минтранса России от 17 марта 2015 г. № 43, устанавливающему правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения, пришел новый приказ Минтранса России от 26 декабря 2018 г. № 480 “Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения”);
- освещения парковок в темное время суток – здесь по-прежнему учитываются нормы п. 7.47 и п. 7.48 СП 52.13330.2011 “СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение”, утв. приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. № 783;
- устроения парковок на площадке, имеющей капитальный, облегченный или переходный тип дорожной одежды, соответствующий требованиям, предусмотренным п. 8.1-8.5, 8.7-8.14, 8.16, 8.17, 8.19-8.38 СП 34.13330.2012 “СНиП 2.05.02-85 “Автомобильные дороги”, в случае их размещения вне здания или сооружения, за исключением парковок для трамваев.
Какие новые требования введены?
Главным нововведением приказа № 199 является установление запрета на создание парковок на территории общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. Это означает, что перевозчики не могут устраивать парковки на дворовых территориях жилых домов.
Помимо этого, теперь при размещении парковок перевозчиками – юрлицами и ИП должны учитываться требования, касающиеся разрыва от сооружений для хранения легкового автотранспорта до объектов застройки. Речь идет о расстоянии (в метрах) от парковок до фасадов жилых домов, включая торцы жилых домов без окон, территорий школ, детских учреждений, профтехучилищ, техникумов, площадок для отдыха, игр и спорта, а также территорий больниц, открытых спортивных сооружений общего пользования, мест отдыха населения (садов, скверов, парков). Соответствующие значения отражены в таблице 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов”, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. № 74.
Какие требования исключены?
В новых требованиях нет указаний на необходимость организации въезда на парковку (выезда с парковки) ТС с использованием средств, ограничивающих проезд (шлагбаум, ворота), а также оборудования камерами видеонаблюдения или стационарными постами охраны. Равно, как нет и оговорки о размещении на территории парковки по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения: туалета; помещения для уборочной техники, отдыха обслуживающего персонала, охраны; противопожарного инвентаря и средств пожаротушения; пунктов общепита, оказания первой медпомощи; объектов дорожного сервиса; контейнеров-мусоросборников, а также помещений для проведения предрейсового контроля технического состояния ТС, предрейсового и послерейсового медосмотра водителей ТС.
Какова ответственность за нарушение требований?
Согласно разъяснениям Минтранса России, опубликованным на его официальном сайте 24 октября 2019 года, ответственность за нарушение обновленных правил парковки для юрлиц и ИП еще не установлена.
Отметим, в КоАП пока осталась норма об ответственности за стоянку в ночное время автобуса, трамвая или троллейбуса, используемых для осуществления регулярных перевозок пассажиров, вне установленных мест (она предусматривает штраф для водителя в размере 5 тыс. руб., для должностных лиц – 10 тыс. руб., для юрлиц – 20 тыс. руб.) (ч. 3 ст. 11.33 КоАП РФ). Однако, поскольку ст. 33 Закона № 220-ФЗ, предусматривавшая обязанность осуществлять стоянку ТС, используемого для осуществления регулярных перевозок, в ночное время на парковках, соответствующих требованиям Минтранса России, с 29 декабря 2017 года утратила силу, то и норма об ответственности за неисполнение этой обязанности на практике не применяется.
Минтранс России подчеркнул, что вопросы дальнейшего применения норм, устанавливающих требования к парковкам для транспорта юрлиц и ИП, в том числе введения административной ответственности за их нарушение, будут рассматриваться в рамках проводимой работы по формированию новой модели правового регулирования и планируемого переиздания КоАП РФ. “Эта работа направлена на формирование современной эффективной системы регулирования, основанной на выявлении наиболее значимых общественных рисков и их снижении до приемлемого уровня. Данная задача решается в том числе путем выбора адекватных способов воздействия на риски и установления таких обязательных требований, которые в наибольшей степени позволяют предотвратить негативные последствия их реализации”, – резюмировали представители министерства.
Несмотря на то, что новые требования вступили в силу с начала текущего года, пока никаких корректировок в КоАП РФ в этой части внесено не было. Но все же целесообразно соблюдать установленные требования уже сегодня.
Требования к автостоянке
Автостоянки – это целый комплекс конструкций, сооружений, огражденных участков, плавучих дебаркадеров. Подробнее о типах автостоянок можно узнать на данной странице.
Требования к ним определяются СП 113.13330.2012/СНИП 21-02-99* и зависят от типа стоянки, ее объема и расположения.
Нормативная база
С полным перечнем нормативных документов, который может понадобиться при строительстве стоянки для автомобилей, можно ознакомиться здесь.
- СП 113.13330.2012. Этим документом учтены требования большинства нормативов.
- ФЗ РФ №52 о благополучии населения.
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, пункт 18, определяющих СЗЗ.
- Свод правил 59.13330 – определяет обустройство парковочных мест для маломобильной категории населения.
- Свод правил 42.13330 нормирует расчет площади участка под автостоянку.
- Для стоянок под землей важным моментом является соблюдение требований по СанПиНу 2.1.2.2645.
Размещение автомобильных стоянок
Парковки для автомобилей обычно носят наземный характер и строятся с учет временного, не долгосрочного пребывания автомобилей (например, на время посещения клиентом магазина). Требования к ним минимальны. Парковки располагаются на территории, прилежащей тому или иному заведению.
С автомобильными стоянками (АС) дела обстоят гораздо сложнее.
- На уровне земли (при этом площадка ограждается и специальным образом оборудуется).
- В сооружениях иного назначения (ограничения по пожаро-опасности сооружений можно найти в СНиП 21-01 и НПБ 105). При этом стоянка размещается на уровне земли (в цоколе, нижних этажах над землей), ниже уровня (подвал, подземные этажи).
- Подземные стоянки для автомобилей строят под территорией, на которой не планируется возведение зданий и сооружений (парковая зона, скверы, под уличное пространство, в том числе под проездами).
- Их оборудуют даже на плавучих конструкциях (дебаркадерах).
Стоянки могут быть:
- открытого (с навесами и без) и закрытого типа;
- с парковкой непосредственно водителем или посредством механического приспособления;
- с наличием индивидуальных боксов и с отсутствием таковых;
- отапливаемые и неотапливаемые.
Еще один не маловажный пункт при планировании автомобильной стоянки – это тип транспорта, для хранения которого они предназначены:
- легковой;
- микроавтобусы;
- автобусы;
- грузовые автомобили крупных габаритов;
- строительная техника;
- средства для транспортировки ГСМ.
На первый план при обустройстве таких объектов выходят противопожарные требования. Санитарные нормы в основном касаются расстояний от разного рода сооружений, конструкций площадок (по СанПиНу 2.2.1/2.1.1.1200-03, пункт 18).
Если стоянка рассчитана на 50 и более мест для ТС, требуется обустройство КПП, бытовых помещений для персонала (обязательно должны быть туалетные комнаты) и комнат для хранения инвентаря для уборки и оборудования для обеспечения ППБ.
Автостоянки встроенно-пристроенного типа можно размещать не во всех зданиях и сооружениях (п 4.10 свода правил 113.13330.2012). При строительстве автостоянок надо учитывать, что можно возводить сооружения до 9 этажей (включительно) при наземных конструкциях, и до 5 этажей (включительно) для подземных.
Санитарные требования к автостоянкам
Эти требования зависят от количества машино-мест и назначения сооружений, возле которых они обустраиваются. Расстояние до объектов рассчитывается согласно специальной таблице и может варьировать от 10 до 50 м.
- типа сооружения (расстояние до ДОУ, школ, других детских заведений и ЛПУ больше, чем до жилых и общественных зданий);
- того, какое максимальное расстояние требуется соблюдать при обустройстве стоянки от 300 машино-мест.
- того, собираетесь ли вы обустраивать стоянку открытого типа для машин в количестве свыше 500 шт. на территории жилого комплекса. Это запрещается и можно делать только на территориях, предназначенных под промиспользование.
Расстояние от проезда до места хранения машин любого типа не может быть меньше 7 м. Если автопарковка выполнена под землей (зданием), выбросы ее вентиляционной системы организуются на высоте от 1,5 метров над коньком кровли здания. Требования, применяемые к подземному типу стоянкам и гаражам, применимы и к обвалованным стоянкам.
Требования пожарной безопасности
Эти требования очень вариативны и зависят от количества машино-мест и типа обустройства стоянки. Категорию пожаробезопасности здания с обустроенным местом хранения автомобилей определяют согласно СП 12.13130, чаще всего это B1-B4 (кроме автосредств с двигателем на газовом топливе). Если места для хранения автомашин обустраиваются в здании с иным назначением, они отделяются от основной конструкции перегородками 1 типа.
Газовые ТС нельзя хранить в помещениях:
- с боксами без индивидуального выезда на улицу;
- в цоколе и подземной части автостояночного комплекса;
- на стоянках, расположенных над землей, если они закрыты, встроены в сооружение или закрыты и не имеют изолированных рамп.
Кроме этого, нормируются параметры машино-места. Например для легкового транспорта предусмотрено 530×250 см/для инвалидов 600х360 см. Габариты места для ТС рассчитываются с учетом зазоров безопасности.
Специальные требования к АС разного типа оговорены п. 5.2. свода правил 113.13330.2012
Требования к инженерным сетям
Все конструкции данных сетей монтируется с учетом сводов правил:
Все инженерные сети, монтируемые на автомобильных стоянках встроенно-пристроенного типа:
- делаются автономными;
- монтируются с элементами, которые будут проходить через перекрытия, в металле (трубах).
Электропроводка выполняется в защитном оборудовании с огнестойкостью не ниже EI 150. Во встроенных либо пристроенных автостоянках (АС) должен быть водопровод для тушения пожара, рассчитанный на определенное количество струй по СП 10.13130. Этот же свод правил описывает способ монтажа системы пожаротушения водой в не отапливаемых АС.
Внутренний водопровод можно не делать, если:
- АС отдельно стоящая;
- отвечает требованиям п. 5.2.12;
- имеет отдельные боксы.
Если стоянка рассчитана на хранение менее 50 машин, встроена в иное здание, инженерные сети стоянки для ТС и сооружения можно не разносить, кроме вентиляции. При монтаже противопожарной части водопровода и насосного оборудования, между ними встраивают клапаны обратного давления.
Если вы проектируете отапливаемое помещение для хранения машин, нужно предусмотреть систему, которая не допускает охлаждение помещения до +5 о С (исключительно) и ниже. Вентиляционная система закрытых АС нормируется ГОСТом 12.1.005 и оборудуется приточным и вытяжным элементами. При этом свод правил 7. 13130 требует в АС как надземного, так и подземного типа оборудовать специальную вентиляционную систему для удаления газов из изолированных рамп и боксов.
Защитная система против дыма описана сводами правил 7. 13130 и 60.13330 и включает требования к:
- воздуховодам;
- встроенным вентиляторам;
- собственно вентиляционным шахтам;
- дымоприемникам и пр.
Все клапаны данной системы должны отвечать ГОСТу Р 53301 по сопротивлению газо-дымной смеси. Если АС обустраивается в жилом доме, ее вентсистема оборудуется шумопоглотителями с учетом необходимости поддерживать требуемый в жилом доме уровень шумов в ночное время.
Сводом правил 52.13330 определяются требования к осветителям и в целом системе освещения. На случай пожара предусматривается аварийная подсветка с обязательным освещением эвако-выходов и путей движения ТС, а также мест расположения средств тушения пожара.
Надежность установок электрообеспечения ППЗ (защиты от пожаров) обеспечивается по I классу. При наличии лифтовых систем и механизации движения ТС – эти системы обеспечиваются по II классу. Все остальное электрическое оборудование разрешено отнести к III классу.
Для запитки средств ППЗ используют отдельные кабельные линии, выводимые на щитки. В АС закрытого типа на входе монтируется розетка на 220В по I категории электроснабжения для запитки оборудования ППЗ.
Автоматика: АПС и тушение пожаров
Требования к данным системам обоснованы размерами и видом стоянок, типом ТС, хранимых на такой стоянке. Все устройства ППЗ должны быть сертифицированы. Тип установки для борьбы с пожаром в “автомате” определяется техрегламентом (ФЗ РФ N o 123).
АСПТ (автоматизированное тушение пожара) обязательно для:
- одноэтажных сооружений надземного типа I- III ст. огнестойкости, при площадях ор 7000 квадратов;
- всех подземного типа АС;
- всех надземных АС, имеющих от 2 этажей;
- механизированных АС любого типа;
- стоянках под мостами;
- во встроенно-пристроенных конструкциях;
- в любых АС, предназначенных для хранения ТС, перевозящих ГСМ.
Если на АС с боксами, в каждом боксе имеется выезд наружу, можно у каждого бокса не монтировать автоматическую систему тушения пожара. При условии, что здание АС имеет не более 2-х этажей.
Подземные АС обязательно требуют установки оповещателей разного типа, в зависимости от количества машино-мест:
- IV-V типа для АС с числом хранимых машин от 200 шт.;
- III типа для Ас, рассчитанных на 50-200 ТС;
- II типа, если стоянка предназначена для содержания до 50 автомобилей.
Перед обустройством стоянки для автомобилей, уточните в местных органах пожарного надзора нет ли удобных нормативных актов регионального типа.
Пожарная безопасность автостоянки (паркинга и стоянки автомобилей)
Статистика происшествий показывает, что угоны, поджоги, вандализм в отношении автомобилей, принадлежащих гражданам, являются ежедневными событиями. Учитывая стоимость автомобилей, затраты на ремонт после противоправных действий злоумышленников, важной проблемой становится безопасное хранение транспортных средств.
Для владельцев автомашин, проживающих в многоквартирных домах, существует два варианта решения этой задачи:
- Приобретение индивидуального гаражного бокса.
- Хранение автомобиля на автостоянке, в здании паркинга, отвечающих требованиям строительных норм и противопожарных правил.
Виды автостоянок
По определению СП 113.13330.2016, автостоянками, называемыми также парковками, паркингами, гаражами-стоянками, считают строительные объекты, а также их выделенные части, пожарные отсеки, помещения; или оборудованные открытые площадки, что специально предназначены для хранения легковых автомашин, микроавтобусов, других видов транспорта с мотором/двигателем – мотороллеров, мотоциклов, мотоколясок, мопедов, скутеров.
Следует отметить, что велосипеды, за возможность невозбранного хранения которых на автостоянках, в зданиях паркингов, наравне с вышеперечисленными транспортными средствами, ратуют многие граждане-владельцы, в этот нормативно утвержденный список не попали.
Согласно указаниям свода правил хранение легковых автомашин, другого личного транспорта на автостоянках, в паркингах, на закрепленных за каждым владельцем местах, может быть постоянным, длительностью больше 12 часов; или временным – на стоянках общественного, платного пользования.
Среди многообразия разновидностей стоянок для хранения автомобилей выделяют три основных вида, включающих все типы, зависящие от места размещения, обустройства, строительного исполнения, способов заезда, расстановки личного транспорта.
Открытые
Стоянки открытого типа для временной парковки, длительного хранения легкового автотранспорта бывают следующих типов:
- Внутри дворовыми – для жителей многоквартирных зданий, гостей, посетителей.
- Общественными, расположенными в административной, общественно-деловой части населенного пункта.
- Объектовыми, обустраиваемыми для хранения легкового автотранспорта работников производственных предприятий, складских комплексов.
- Перехватывающими – для временного размещения автомобилей граждан, следующих в центры крупных городов, что обустраивают вблизи станций метрополитена, железной дороги, остановок наземного городского электротранспорта.
Открытые автостоянки, паркинги также могут быть:
- Платными, обустроенными, постоянно обслуживаемыми организациями, оказывающими такой вид услуг населению, или общественными – бесплатными.
- Охраняемыми и без организации охраны.
- Имеющими ограждение для ограничения свободного доступа помимо ворот, калиток, как правило, в виде легко просматриваемых металлических конструкций, сеток, или без него.
- Обвалованными – наземными или заглубленными автостоянками с обвалованием грунтом, выступающим больше чем на 50% от уровня земли.
- Открытыми стоянками, обустраиваемыми на эксплуатируемых кровлях строительных объектов, без установки навесов.
Кроме того, СП 113.13330, к наземным стоянкам открытого типа относит автостоянки, размещаемые в строительных объектах, в которых не меньше 50% поверхности наружного ограждения на любом этаже/ярусе составляют открытые проемы, без какого-либо заполнения, а остальное – парапеты.
А также, как в гаражах автопредприятий, гаражах-стоянках организаций, на территории открытых стоянок допускается размещение постов технического сервиса, текущего ремонта легковых автомобилей.
Пожарная безопасность открытых автостоянок в основном обеспечивается:
- Наличием, не захламлением, запретом хранения сгораемых материалов, своевременной уборкой растительного мусора в противопожарных разрывах до жилых, общественных, производственных строительных объектов.
- Обеспечением сквозных основных поездов по территории, в том числе для свободного следования, подъезда автотехники пожарных подразделений к месту возгорания.
- Строгим соблюдением противопожарного режима, в том числе категорическим запретом курения, сливо-наливных операций с горючими жидкостями.
- Регулярным обходом территории на охраняемых автостоянках.
- Обязательным оборудованием территории автостоянок переносными, передвижными огнетушителями, с организацией хранения в холодный период в отапливаемых помещениях.
Подземные
Такими стоянками считают строительные объекты, в которых все этажи имеют отметку пола помещений для расстановки, хранения легкового автотранспорта больше, чем на 50% высоты, ниже планировки отметки земли вокруг сооружения.
Подземные паркинги строятся как одно-, так многоэтажными, в зависимости от потребностей населения, рельефа местности, качества геологических пород, наличия грунтовых вод в местах возведения.
Существуют как традиционные подземные автостоянки, где владельцы легкового транспорта сами маневрируют, размещают машины на выделенных местах, так и автоматизированные, полумеханизированные паркинги, в которых транспортировка осуществляется водителем с помощью устройств, механизмов, или вовсе без его участия.
Подземная парковка Фотограф: Jaymantri
В подземных паркингах допускается:
- Манежное хранение автомашин, когда они размещаются в общем помещении, имея свободный выезд на внутренний проезд каждого этажа.
- Боксовое хранение легковых автомашин, когда они находятся в отдельных боксах, обеспеченных выездом наружу, во внутренний проезд.
Боксовое хранение, с разделением машиномест даже противопожарными перегородками, не допускается требованиями пункта 5.2.6 СП 154.13130.2013 во встроенных подземных автостоянках.
Допустимо устройство сетчатого ограждения, выполняемого из негорючих материалов, веществ, чтобы выделять места постоянного хранения автомобилей.
Пожарная опасность подземного паркинга обусловлена как высоким уровнем пожарной нагрузки на единицу площади, так и коротким периодом заполнения токсичными летучими продуктами горения всех помещений, что снижает вероятность безопасной эвакуации людей, находящихся на этажах, сильно затрудняет разведку места возникновения очага возгорания, тушение пожара.
Для успешного преодоления этих серьезных проблем подземные паркинги для размещения личного автотранспорта должны в обязательном порядке оборудоваться стационарными системами пожаротушения, дымоудаления, оповещения людей.
Встроенные
Такие автостоянки, что встраиваются или пристраиваются к строительным объектам другого функционального назначения могут быть как подземными, так и надземными сооружениями.
Требования пожарной безопасности к таким автостоянкам специфические, довольно жесткие как в части проектных решений по строительным конструкциям, объему, планировкам, так и к инженерным системам таких объектов.
Это не удивительно, так как встроенно-пристроенные автостоянки являются частью жилых многоквартирных домов, общественных объектов с массовым нахождением покупателей, посетителей.
Требования пожарной безопасности
Пункт 249 «ППР в РФ» запрещает на открытых автостоянках, под навесами для хранения транспорта, в помещениях паркинга, гаража-стоянки:
- Размещать автотранспорт в количестве, что превышает предусмотренное проектными решениями для данного защищаемого объекта, нарушать план расстановки, в том числе уменьшая расстояния между автомашинами.
- Допускать загромождение ворот, проездов.
- Выполнять огнеопасные работы, связанные с термической обработкой, сваркой, резкой металлов, столярные, малярные виды работ; промывать детали, используя горючие, легко воспламеняемые жидкости.
- Допускать утечку, проливы топлива, смазочных масел, не закрытие горловин топливных баков.
- Сливоналивные работы с топливом.
- Хранение любых нефтепродуктов, а также тары из-под топлива, смазочных материалов.
- Производить подзарядку аккумуляторных батарей, не снимая с автомобилей, так как при этом выделяются горючие газы. Исключение – гибридные и электромобили.
- Разогревать двигатели, пользоваться для освещения любыми источниками открытого огня.
- Устанавливать автотранспорт, что предназначен для транспортировки горючих газов, жидкостей, ЛВЖ.
Кроме того, для каждого основного вида автостоянок, паркингов существуют отдельные требования:
- СП 113.13330, СП 154.13130.
- СП 300.1325800.2017 о правилах проектирования струйной вентиляции, систем дымоудаления из крытых, подземных стоянок для хранения автомобилей.
- ГОСТР 53300-2009 о методиках испытаний противодымной защиты строительных объектов при сдаче-приемке, периодическом обслуживании.
Открытого паркинга
Стоянки автомобилей открытого вида проектируют в части определения размера земельных участков по требованиям СП 42.13330.2016 о планировке, застройке населенных пунктов, а противопожарные разрывы до зданий жилого, общественного назначения принимают по указаниям СП 4.13130.2013 об ограничении развития пожаров на защищаемых объектах.
Подземной стоянки
По указаниям СП 5.13130.2009 о проектировании установок сигнализации о пожаре, систем пожаротушения:
- Подземные, надземные автостоянки этажностью от 2 этажей, независимо от суммарных площадей, а также здания автоматизированных, механизированных паркингов, независимо от количества этажей, общей площади, оборудуются автоматическими установками пожаротушения.
- Надземные одноэтажные автостоянки закрытого типа I–III степеней стойкости к огню защищаются системами тушения пожаров, если общая площадь строительных объектов больше 7 тыс. м 2 , установками сигнализации о пожаре с датчиками дыма, если меньше 7 тыс. м 2 .
Встроенной автостоянки
Как подземные, так и надземные автостоянки, что пристраиваются к строительным объектам иного назначения, должны отделяться противопожарными стенами 1 типа.
Встраиваемые подземные паркинги не могут иметь больше 5 подземных этажей, при этом отделяются от пожарных отсеков строительных объектов противопожарными перекрытиями, стенами 1 типа.
В многоквартирных домах:
- Встроенные подземные паркинги допустимо отделять от жилых помещений техническим этажом, выделяемым противопожарными перекрытиями 2 типа.
- Следует предусматривать встроенные стоянки для легкового автотранспорта исключительно для индивидуальных владельцев, закрепляя постоянные места.
В одноквартирных жилых домах, включая таунхаусы, возможно встраивать автостоянки независимо от степени стойкости к огню, класса пожарной опасности строительного конструктива объекта, при этом выделяя гараж противопожарными преградами с пределом стойкости EI 45.
Во встроенных подземных паркингах категорически запрещена стоянка, хранение легковых автомобилей, микроавтобусов с двигателями, что работают на сжатом природном, сжиженном нефтяном газе.
Ответы на вопросы
Хранение велосипедов
Какие требования ПБ при хранении велосипедов в паркинге?
Никаких, так как велосипеды не входят в нормативно утвержденный список транспорта, хранящегося на автостоянках, в паркингах.
Вопреки мнению многих владельцев, считающих выделенное место для хранения автомобиля своей «крепостью», пункт 5.2.6 СП 154.13130 категорически запрещает там хранение горючих, легко воспламеняемых жидкостей, авторезины; других видов горючих предметов, а также негорючих – в сгораемой упаковке.
Под определение этих запрещенных предметов вполне попадают велосипеды, принадлежащие владельцам машиномест во встроенных подземных паркингах.
Прямого же запрета на хранение велосипедов на открытых автостоянках, в отдельно расположенных надземных, подземных паркингах в противопожарных нормативных документах не существует.
Однако учитывая, что подобными действиями загромождаются проходы на местах стоянки – между, вокруг автомобилей, где и так, как правило, немного свободного пространства, то ни правлением, ни общими собраниями собственников автостоянок, требования владельцев велосипедов обычно не поддерживаются.
Хранение резины и шин
Какие требования ПБ при хранении колес, шин (резины) в паркинге?
Строго запретительные, на основании требований 5.2.6 СП 154.13130 в отношении хранения авторезины во встроенных подземных автостоянках.
Обычно администрация, правление, общие собрания собственников любых видов таких объектов, прекрасно понимая, что при массовом хранении как минимум сезонных комплектов шин резко увеличится пожарная нагрузка; не в восторге будут представители любых проверяющих органов, включая сотрудников федерального пожарного надзора, на корню пресекают такие желания.
Установка ящиков
Допускается ли установка ящиков (шкафов, включая металлические) для хранения различных предметов?
Прямого запрета в противопожарных нормах нет. Единственное исключение – это запрет на хранение в металлических ящиках, шкафах горючих материалов, в том числе все тех же автошин, тары с ГЖ, ЛВЖ.
6.11. Требования к автомобильным стоянкам
6.11.1 Автостоянки могут размещаться в зданиях ниже и/или выше уровня земли, состоять из подземной и надземной частей (подземных и надземных этажей, в том числе с использованием кровли этих зданий), пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них, в том числе располагаться под этими зданиями в подземных, подвальных, цокольных или в нижних надземных этажах, а также размещаться на специально оборудованной открытой площадке.
К подземным этажам зданий или сооружений автостоянок следует относить этажи при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещения.
6.11.2 Противопожарные расстояния от надземных и надземно-подземных зданий или сооружений автостоянок до жилых и общественных зданий должны соответствовать требованиям раздела 4 настоящего свода правил.
Противопожарные расстояния от жилых и общественных зданий до границ открытых площадок для хранения легковых автомобилей должны приниматься:
- от зданий I, II, III степеней огнестойкости класса С0 – не менее 10 м;
- от зданий II, III степеней огнестойкости класса С1, а также IV степени огнестойкости классов С0, С1 – не менее 12 м;
- от зданий других степеней огнестойкости и классов пожарной опасности – не менее 15 м.
Автостоянки грузовых автомобилей и автобусов размещаются в производственных зонах городов и на территориях промышленных предприятий.
6.11.3 Противопожарные расстояния от открытых площадок (в том числе с навесом) для хранения автомобилей до зданий и сооружений на предприятиях по обслуживанию автомобилей (промышленных, сельскохозяйственных и др.) должны приниматься:
а) до производственных зданий и сооружений:
- I, II и III степеней огнестойкости класса С0 со стороны стен без проемов – не нормируется;
- то же, со стороны стен с проемами – не менее 9 м;
- IV степени огнестойкости класса С0 и С1 со стороны стен без проемов – не менее 6 м;
- то же, со стороны стен с проемами – не менее 12 м;
- других степеней огнестойкости и классов пожарной опасности – не менее 15 м;
б) до административных и бытовых зданий предприятий:
- I, II и III степеней огнестойкости класса С0 – не менее 9 м;
- других степеней огнестойкости и классов пожарной опасности – не менее 15 м.
Расстояние от площадок для хранения автомобилей до зданий и сооружений I и II степеней огнестойкости класса С0 на территории станций технического обслуживания легковых автомобилей с количеством постов не более 15 со стороны стен с проемами не нормируется.
6.11.4 Хранение автомобилей для перевозки огнеопасных жидкостей и горюче-смазочных материалов (ГСМ) следует предусматривать на территориях промышленных предприятий и организаций на открытых площадках или в отдельно стоящих одноэтажных зданиях не ниже II степени огнестойкости класса С0. Допускается такие автостоянки пристраивать к глухим противопожарным стенам 1-го или 2-го типа производственных зданий I и II степеней огнестойкости класса С0 (кроме зданий категорий А и Б) при условии хранения на автостоянке автомобилей общей вместимостью перевозимых ГСМ не более 30 м3.
На открытых площадках хранение автомобилей для перевозки ГСМ следует предусматривать группами в количестве не более 50 автомобилей и общей вместимостью ГСМ не более 600 м3. Расстояние между такими группами, а также до площадок для хранения других автомобилей должно быть не менее 12 м.
Расстояние от площадок хранения автомобилей для перевозки ГСМ до зданий и сооружений предприятия принимается в соответствии с таблицей 4, а до административных и бытовых зданий этого предприятия – не менее 50 м.
6.11.5 Требуемую степень огнестойкости, допустимые этажность и площадь этажа в пределах пожарного отсека для зданий или сооружений автостоянок следует принимать по СП 2 13130.
При использовании конструкций, имеющих непрерывный спиральный пол, каждый полный виток следует рассматривать как ярус (этаж).
Для многоэтажных автостоянок с полуэтажами общее число этажей определяется как число полуэтажей, деленное на два, площадь этажа определяется как сумма двух смежных полуэтажей.
6.11.6 Автостоянки легковых автомобилей допускается размещать в пристройках к зданиям других классов функциональной пожарной опасности, за исключением зданий классов Ф1.1, Ф4.1, а также Ф5 категорий А и Б. При этом, автостоянки (включая механизированные), должны быть отделены от этих зданий противопожарными стенами 1-го типа.
6.11.7 Автостоянки легковых автомобилей допускается встраивать в здания других классов функциональной пожарной опасности I и II степеней огнестойкости класса С0 и С1, за исключением зданий классов Ф1.1, Ф4.1, а также Ф5 категорий А и Б. При этом, автостоянки (включая механизированные), должны иметь степень огнестойкости не менее степени огнестойкости здания, в которое они встраиваются, и отделяться от помещений (этажей) этих зданий противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа.
В зданиях класса Ф1.3 встроенную автостоянку допускается также отделять техническим этажом. При этом технический этаж должен быть отделен от автостоянки и жилой части противопожарными перекрытиями 2-го типа. В указанные здания допускается встраивать автостоянки (кроме автостоянок открытого типа) только с постоянно закрепленными местами для индивидуальных владельцев.
В здания класса Ф1.4 автостоянки допускается встраивать независимо от их степени огнестойкости, и выделять противопожарными перегородками 1-го типа.
6.11.8 Для автостоянок встроенных или пристроенных к зданиям другого класса функциональной пожарной опасности (кроме зданий Ф1.4) в целях ограничения распространения пожара следует обеспечить расстояние от проемов автостоянки до низа ближайших вышележащих оконных проемов здания другого назначения не менее 4 м или в радиусе 4 м над проемом заполнение окон предусмотреть противопожарным; либо, предусмотреть над проемами автостоянки глухой козырек из материалов НГ шириною не менее 1 м.
6.11.9 В зданиях автостоянок легковых автомобилей при двух подземных этажах и более выходы из подземных этажей в лестничные клетки и выходы (выезды) в лифтовые шахты должны предусматриваться через поэтажные тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре. Въезд (выезд) из подземных этажей автостоянки через зону хранения автомобилей на первом или цокольном этажах не допускается.
В автостоянках, встроенных в жилые и общественные здания, сообщение между автостоянкой и частью здания другого функционального назначения, в том числе и выходы с этажей автостоянки в общие лифтовые шахты и лестничные клетки, следует предусматривать с устройством тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре. При этом, выходы из лифтовых шахт и лестничных клеток подземной автостоянки, допускается предусматривать только во входной вестибюль здания другого назначения. При необходимости сообщения подземной автостоянки со всеми этажами здания другого назначения следует предусматривать также и противодымную защиту общих лифтовых шахт и лестничных клеток.
6.11.10 Автостоянки закрытого типа для автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе, следует предусматривать в отдельно стоящих зданиях и сооружениях I, II, III и IV степеней огнестойкости класса С0. Рампы в таких автостоянках должны быть изолированные, а помещения для хранения газобаллонных автомобилей размещаться только в надземных этажах.
В отдельно стоящих автостоянках с автомобилями, работающими на бензине или дизельном топливе, помещения для хранения легковых газобаллонных автомобилей допускается размещать на верхних надземных этажах, а также в боксах, имеющих непосредственный выезд наружу из каждого бокса.
Расположение помещений для хранения газобаллонных автомобилей на этажах автостоянок открытого типа, а также в механизированных автостоянках (при условии обеспечения проветривания ярусов хранения) не нормируется.
6.11.11 Категории помещений и зданий для хранения автомобилей по взрывопожарной и пожарной опасности определяются в соответствии с требованиями СП 12.13130.
При отсутствии расчетов помещения для хранения легковых автомобилей (за исключением автомобилей с двигателями, работающими на сжатом или сжиженном газе) следует относить к категории В1, здания автостоянок легковых автомобилей – к категории В.
6.11.12 При необходимости устройства в составе автостоянки помещений или групп помещений для сервисного обслуживания автомобилей (постов ТО и ТР, диагностирования и регулировочных работ, мойки и т.п.) они должны быть отделены от автостоянки противопожарными стенами 2-го типа (перегородками 1-го типа) и перекрытиями 3-го типа. Указанные противопожарные преграды должны быть без проемов (за исключением помещений или групп помещений, в которых осуществляется только мойка автомобилей).
6.11.13 В зданиях автостоянок допускается предусматривать: служебные помещения для обслуживающего и дежурного персонала (контрольные и кассовые пункты, диспетчерская, охрана), технического назначения (для инженерного оборудования), санитарные узлы, кладовую для багажа клиентов, помещения для инвалидов.
Размещение торговых помещений, лотков, киосков, ларьков и т.п. непосредственно в помещениях хранения автомобилей не допускается.
6.11.14 В помещениях хранения автомобилей допускается предусматривать не более двух машино-мест для разгрузки (погрузки) автомобилей, обслуживающих предприятие, которому принадлежит автостоянка. При этом должна быть исключена возможность постоянного складирования грузов в этом месте автостоянки.
6.11.15 В автостоянках закрытого типа общие для всех этажей рампы, при двух и более этажах автостоянок, должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей, ТО и ТР, противопожарными преградами, воротами и тамбур-шлюзами с подачей воздуха при пожаре согласно таблице 43.
Пожарная безопасность закрытых паркингов и подземных автостоянок
Количество паркингов и автостоянок в нашей стране растет вместе с количеством автомобилей, поэтому задача обеспечения пожарной безопасности на этих объектах становится все более актуальной. При возникновении возгорания в салоне автомобиля, находящегося на парковке, пламя способно распространиться по салону за 8–10 минут, при этом, если не принять меры по ликвидации пожара, площадь возгорания начинает увеличиваться лавинообразно, за счет быстрого возгорания соседних автомобилей. А ведь на автостоянке в момент пожара могут находиться не только автомобили, но и владельцы, следовательно, возникает реальная угроза их здоровью и жизни.
Согласно постановлению Правительства РФ от 17 ноября 2001 года № 795 «Об утверждении правил оказания услуг автостоянок», и постановка, и хранение автомобиля на автостоянке должны производиться согласно противопожарным правилам, изложенным в законодательных актах РФ. Кроме того, статья 7 Федерального закона РФ от 17 декабря 1999 года № 212-ФЗ «О защите прав потребителей» гласит, что у каждого потребителя есть право на безопасность оказываемой услуги для его здоровья и жизни и отсутствия в результате ее оказания имущественного ущерба. Требования, обеспечивающие это право, устанавливаются законодательно.
Соответственно, требования к системам пожарной безопасности на любых автостоянках, включая закрытые и подземные, являются обязательными к выполнению и регламентируются несколькими документами:
· Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, утвержденным Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ;
· Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, принятыми постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390;
· Сводом правил «СП 113.13330.2016. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*»;
· Сводом правил «СП 154.13130.2013. Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности»;
· Сводом правил «СП 300.1325800.2017. Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования»;
· Сводом правил «СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
· СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74;
· специализированными сводами правил.
В силу особенностей конструкции, к подземным автостоянкам и закрытым паркингам предъявляются и особые требования.
Требования к планировочным и конструктивным решениям паркингов
По степени опасности развития пожара Приложение Б СП 5.13130.2009 относит автомобильные стоянки и паркинги ко 2-й группе помещений. Эта степень определяется по двум параметрам:
· удельной пожарной нагрузке сгораемых материалов (для автомобильных стоянок 181–1400 МДж/м 2 ).
Согласно СП 113.13330.2016, допустимое число этажей на стоянках, степень огнестойкости конструкции и площадь отдельного пожарного отсека определяют, руководствуясь требованиями нормативных документов, при этом наземные стоянки автомобилей не могут иметь более 9 этажей, а подземные многоуровневые автостоянки — более 5. Во внутренней отделке автостоянок и паркингов следует использовать огнеупорные материалы.
В наземных закрытых паркингах возможно хранение автомобилей в индивидуальных боксах, разделенных огнестойкими перегородками (предел огнестойкости R45). Ворота в таких боксах допускается изготавливать в виде ограждения из металлической сетки, а если в боксах применяются установки объемного пожаротушения, то разрешается использование глухих ворот.
Что касается подземных стоянок, то в них разделение машиномест на отдельные боксы полностью запрещено. Для отдельно стоящих на незастроенной территории подземных стоянок, количество этажей в которых не превышает двух, необходимо наличие на каждом этаже самостоятельных въездов-выездов.
В последнее время широкое распространение получили подземные встроенные парковки, расположенные в зданиях самого различного назначения, включая жилые дома. По требованиям пожарной безопасности автостоянки могут быть встроены в здания I и II степеней огнестойкости классов C0 и C1. Поскольку возгорание на встроенных парковках без своевременно принятых мер может перекинуться на основное строение, к ним предъявляются особенно строгие требования пожарной безопасности.
Эвакуационные выходы и пути в паркингах
На каждом этаже закрытой или подземной автостоянки необходимо оборудовать от двух и более эвакуационных выходов. В одноэтажных подземных паркингах эвакуацию допустимо производить через лестничные клетки, также оборудованные прямым выходом с паркинга. Ширина лестниц, по которым может производиться эвакуация, должна превышать 1 метр.
Максимальное расстояние от самого дальнего места парковки автомобилей до эвакуационного выхода определяют по СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
Таблица 1. Допустимое расстояние от места парковки до ближайшего эвакуационного выхода
На всех подземных паркингах и закрытых наземных автостоянках должны иметься световые указатели эвакуационных и аварийных выходов и путей эвакуации. Все они, а также указатели мест расположения наружных пожарных гидрантов, огнетушителей, пожарных кранов подключаются к аварийному освещению. Знаки, указывающие направление движения, размещаются на входах, въездах на этажи, поворотах, выходах на лестницу. Знаки с указанием направления движения располагают в зоне свободной видимости из любого места на путях эвакуации.
Следует отметить, что безопасные расстояния между паркингами и зданиями, сооружениями, объектами отдыха регламентируются в том числе и нормами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (см. табл. 2).
Таблица 2. Требования к минимальным расстояниям от открытых паркингов до зданий и территорий различного назначения
Системы противопожарного водоснабжения и тушения на закрытых автостоянках
Внутренний противопожарный водопровод на автостоянке должен соответствовать положениям свода правил «СП 10.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности». При этом, по требованиям СП 113.13330.2016 для внутреннего пожаротушения закрытых стоянок число струй воды и ее расход на каждую из них определяется площадью защищаемого помещения. При объеме этого помещения от 0,5 м до 5000 м требуется две струи по 2,5 л/с, а при объеме защищаемого помещения более 5000 м — две струи по 5 л/с.
В одноэтажных и двухэтажных стоянках боксового типа, каждый бокс которых имеет собственный выезд, разрешено обходиться без противопожарного внутреннего водопровода. Противопожарный водопровод в подземных многоэтажных стоянках, включая и встроенные, должен иметь наружные патрубки, чтобы при необходимости к ним можно было подсоединить передвижную пожарную технику. Полы таких стоянок необходимо оснастить устройствами водоотведения в ливневую канализацию, а сам противопожарный водопровод должен быть выполнен отдельно от других внутренних водопроводных систем.
Если автомобили на стоянке хранятся в несколько ярусов, размещение установок автоматического пожаротушения проектируют так, чтобы обеспечивать тушение на каждом ярусе хранения.
Рис. 1. Система пожарной безопасности паркинга
Вентиляция и противодымная защита паркингов
Закрытые наземные паркинги и подземные автостоянки оборудуются системами противодымной вентиляции, которые должны эффективно удалять дым из помещений. В 2017 году был разработан и 22 февраля 2018 года введен в действие новый свод правил «СП 300.1325800.2017. Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования», по которому должен составляться проект и изготавливаться система струйной и противодымной вентиляции именно на крытых и подземных автостоянках. Вентиляционная система автостоянки, согласно данному своду правил, должна состоять из трех частей:
1) приточно-вытяжной вентиляции;
2) противодымной вентиляции;
3) струйной вентиляции (см. рис. 1).
Приточно-вытяжная вентиляция отвечает за подачу в помещение стоянки свежего воздуха извне и удаления воздуха загрязненного. Она, свою очередь, состоит из двух систем: вытяжной вентиляции и приточной вентиляции.
В систему противодымной вентиляции входят вытяжная вентиляция с вентиляторами дымоудаления и приточная противодымная вентиляция с приточными вентиляторами. Побуждение тяги в системах должно быть механическим. Все вентиляторы системы дымоудаления должны эффективно и безаварийно работать 2 часа при температуре газов в помещении, равным 400 °С. Приточные вентиляторы устанавливают так, чтобы они были способны полноценно возмещать объем удаленных дымовых газов.
Схему и параметры вентиляционной системы выбирают на основе ее способности максимально быстро и безопасно обеспечить эвакуацию людей через свободные от дыма выходы, а также обеспечить параметры воздуха на стоянке, соответствующие требованиям ПДК СО (по ГОСТ 12.1.005-88) — около 70 мг/м 3 .
Проектирование и монтаж вентиляционной установки производится согласно требованиям отраслевых нормативных документов.
Пожарная безопасность электротехнических устройств на стоянках
Электротехнические устройства на автостоянках проектируют и монтируют согласно требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ и Правилами устройства электроустановок (ПУЭ).
В первую очередь надежным электроснабжением следует обеспечить электроустановки первой категории, применяемые в противопожарной защите: системы автоматического пожаротушения и сигнализации, системы оповещения, противодымной защиты и прочие. Ко второй категории относят электроприводы лифтов и прочих механизмов для перемещения автомобилей, аварийное освещение стоянок, а к третьей — все остальные потребители электроснабжения технологического оборудования автомобильных стоянок (пункт 6.4.2 СП 113.13330.2016).
В местах прохождения электропроводок инженерных систем и кабельных линий через строительные конструкции, имеющие нормируемый предел огнестойкости, необходимо предусмотреть кабельные проходки с соответствующим пределом огнестойкости.
Рис. 2-1. Спринклерная система пожаротушения в подземном паркинге
Системы автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации
Требования к системам автоматического пожаротушения (АУПТ) и автоматической пожарной сигнализации (АУПС) изложены в «СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
АУПТ обязательна для закрытых наземных паркингов, имеющих два и более этажей. Кроме того, если автомобили расположены в индивидуальных боксах, подобными системами должны быть оснащены следующие одноэтажные наземные парковки:
· площадью от 7000 м 2 , I–III степени огнестойкости;
· площадью от 3600 м 2 , IV степени огнестойкости;
· площадью от 2000 м 2 , класса конструктивной пожарной опасности С1;
· площадью от 1000 м 2 , классов конструктивной пожарной опасности С2 и С3.
Подземные паркинги, включая встроенные, независимо от этажности стоянки и класса ее пожароопасности, оборудуют АУПТ. Тип огнетушащего вещества для автомобильных стоянок выбирают исходя из характеристик объекта пожаротушения и руководствуясь вышеупомянутым Сводом правил. Для автостоянок закрытого типа, как наземных, так и подземных, при температуре воздуха в них выше 0 °С обычно используют порошковые, аэрозольные или водяные системы пожаротушения (см. рис. 2-1 и 2-2).
Рис. 2-2. Спринклерная система пожаротушения в подземном паркинге
АУПС оснащают следующие объекты:
· одноэтажные закрытые наземные стоянки площадью менее 1000 м 2 или с количеством машиномест до 25 единиц;
· отдельные автомобильные боксы, в которых применяются самосрабатывающие модули пожаротушения.
В многоэтажных (не менее двух этажей) наземных закрытых стоянках, вмещающих до 100 автомобилей, должны быть установлены системы оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) первого типа, а на стоянках, вмещающих более 100 автомобилей — второго типа.
Подземные автомобильные паркинги вместимостью до 50 автомобилей оборудуются СОУЭ 2-го типа, от 50 до 200 — третьего типа, более 200 — четвертого типа.
Итак, выбор решения для пожаротушения автостоянки или паркинга зависит от их конструктивных особенностей, размера помещений, температурных условий. Работоспособность всех систем пожарной защиты ежегодно проверяется представителями Государственного пожарного надзора и сопровождается составлением соответствующего акта.
Обеспечить эту работоспособность на должном уровне под силу только специализированным компаниям. Альянс «Комплексная безопасность» возьмет на себя все работы по проектированию и оборудованию автоматизированными системами пожарной безопасности автомобильных стоянок любого типа под ключ. Обратившись в Альянс «Комплексная безопасность», вы также сможете заключить договор на сервисное обслуживание систем пожаротушения, пожарных сигнализаций и видеонаблюдения паркингов, и получить квалифицированные консультации по любым вопросам пожарной безопасности.
СНиП 21-02-99 Стоянки автомобилей
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящие нормы и правила распространяются на здания, сооружения и помещения для стоянки (хранения) автомобилей независимо от форм собственности и устанавливают основные положения и требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, а также к инженерному оборудованию таких зданий и их размещению на территории поселений.
Нормы не распространяются на здания, сооружения и помещения для стоянки (хранения) автомобилей, предназначенных для перевозки взрывчатых, ядовитых, инфицирующих и радиоактивных веществ.
В настоящих нормах применяются основные положения и общие принципы, установленные СНиП 21-01.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящих строительных нормах и правилах использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
НПБ 104-95 Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях
НПБ 105-95 Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности
НПБ 110-99 Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией
НПБ 250-97 Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования
НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования
ППБ 01-93* Правила пожарной безопасности в Российской Федерации
ОНТП 01-91 Росавтотранса. Общие нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта
ГН 2.2.4/2.1.8.562-96 Минздрава России. Допустимые уровни шума на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки
РД-3112199-98 Минтранса России. Требования пожарной безопасности для предприятий, эксплуатирующих автотранспортные средства на компримированном (сжатом) природном газе.
ВСН 01-89 Минавтотранса РСФСР «Предприятия по обслуживанию автомобилей».
(Измененная редакция. Изм. № 1).
3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
3.1 Стоянка для автомобилей (далее – автостоянка) — здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные только для хранения (стоянки) автомобилей.
3.2 Надземная автостоянка закрытого типа — автостоянка с наружными стеновыми ограждениями.
3.3 Автостоянка открытого типа — автостоянка без наружных стеновых ограждений. Автостоянкой открытого типа считается также такое сооружение, которое открыто, по крайней мере, с двух противоположных сторон наибольшей протяженности. Сторона считается открытой, если общая площадь отверстий, распределенных по стороне, составляет не менее 50% наружной поверхности этой стороны в каждом ярусе (этаже).
3.4 Автостоянки с пандусами (рампами) — автостоянки, которые используют ряд постоянно повышающихся (понижающихся) полов или ряд соединительных пандусов между полами, которые позволяют автомашине на своей тяге перемещаться от и на уровень земли.
3.5 Механизированная автостоянка — автостоянка, в которой транспортировка автомобилей в места (ячейки) хранения осуществляется специальными механизированными устройствами (без участия водителей).
4 РАЗМЕЩЕНИЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
4.1 Размещение автостоянок на территории городских и сельских поселений, размеры их земельных участков и расстояния до других зданий и сооружений следует предусматривать с учетом требований СНиП 2.07.01-89 и СНиП II-89-80*.
4.2 Автостоянки могут размещаться (с учетом требований настоящих норм) ниже и/или выше уровня земли, состоять из подземной и надземной частей (подземных и надземных этажей, в том числе с использованием кровли этих зданий), пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них, в том числе располагаться под этими зданиями в подземных, подвальных, цокольных или в нижних надземных этажах, а также размещаться на специально оборудованной открытой площадке на уровне земли.
К подземным этажам автостоянок следует относить этажи при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.
Подземные автостоянки допускается размещать также на незастроенной территории (под проездами, улицами, площадями, скверами, газонами и др.).
4.3 Автостоянки допускается размещать в пристройках к
зданиям другого функционального назначения, за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности (по СНиП 21-01-97) Ф 1.1, Ф 4.1, а также Ф 5 категорий А и Б (по НПБ 105).
4.4 Автостоянки допускается встраивать в здания другого
функционального назначения I и II степеней огнестойкости класса С0 и С1, за
исключением зданий классов Ф1.1, Ф4.1, Ф5 категорий А и Б. В здания класса Ф
1.4 автостоянки допускается встраивать независимо от их степени огнестойкости.
В здания класса Ф 1.3 допускается встраивать автостоянки легковых автомобилей, кроме
автостоянок открытого типа, только с постоянно закрепленными местами для
индивидуальных владельцев.
Под зданиями
класса Ф 1.1, Ф 4.1 располагать автостоянки не допускается.
(Измененная
редакция. Изм. № 1).
4.5 Автостоянки закрытого типа для автомобилей с
двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе,
встраивать в здания иного назначения и пристраивать к ним, а также располагать
ниже уровня земли не допускается.
4.6 Противопожарные расстояния от открытых площадок (в
том числе с навесом) для хранения автомобилей до зданий и сооружений
предприятий (по обслуживанию автомобилей, промышленных, сельскохозяйственных и
др.) должны приниматься: а) до производственных зданий и сооружений:
I, II и III
степеней огнестойкости класса С0 со стороны стен без проемов — не нормируется;
то же, со стороны
стен с проемами — не менее 9 м;
IV степени
огнестойкости класса С0 и С1 со стороны стен без проемов — не менее 6 м;
то же, со
стороны стен с проемами — не менее 12 м;
других степеней
огнестойкости и классов пожарной опасности — не менее 15 м;
б) до административных
и бытовых зданий предприятий:
I, II и III
степеней огнестойкости класса С0 — не менее 9 м;
других степеней
огнестойкости и классов пожарной опасности — не менее 15 м.
Расстояние от
площадок для хранения автомобилей до зданий и сооружений I и II степеней
огнестойкости класса СО на территории станций технического обслуживания
легковых автомобилей с количеством постов не более 15 со стороны стен с
проемами не нормируется.
4.7 Хранение автомобилей для перевозки горюче-смазочных материалов (ГСМ) следует, как правило, предусматривать на открытых площадках или в отдельно стоящих одноэтажных зданиях не ниже II степени огнестойкости класса С0. Допускается такие автостоянки пристраивать к глухим противопожарным стенам 1-го или 2-го типа производственных зданий I и II степеней огнестойкости класса С0 (кроме зданий категорий А и Б) при условии хранения на автостоянке автомобилей общей вместимостью перевозимых ГСМ не более 30 м 3 .
На открытых площадках хранение автомобилей для перевозки ГСМ следует предусматривать группами в количестве не более 50 автомобилей и общей вместимостью указанных материалов не более 600 м3. Расстояние между такими группами, а также до площадок для хранения других автомобилей должно быть не менее 12 м.
Расстояние от площадок хранения автомобилей для перевозки ГСМ до зданий и сооружений предприятия следует принимать по СНиП II-89-80* применительно к складам ЛВЖ, а до административных и бытовых зданий этого предприятия — не менее 50 м.
5 ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ
Общие требования
5.1 Надземные автостоянки могут предусматриваться высотой не более 9 этажей, подземные — не более 5 подземных этажей.
5.2 Парковка автомобилей может осуществляться:
с участием водителей — по пандусам (рампам) или с использованием грузовых лифтов;
без участия водителей — механизированными устройствами.
5.3 В зданиях автостоянок допускается предусматривать: служебные помещения для обслуживающего и дежурного персонала (контрольные и кассовые пункты, диспетчерская, охрана), технического назначения (для инженерного оборудования), санитарные узлы, кладовую для багажа клиентов, помещения для инвалидов, а также общественные телефоны и устройство лифтов для людей. Их необходимость, состав и площади определяются проектом в зависимости от размеров автостоянки и особенностей ее эксплуатации.
Размеры кабины одного из пассажирских лифтов должны обеспечивать транспортировку инвалидов, пользующихся креслами-колясками.
5.4 Категории помещений и зданий для хранения автомобилей по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять в соответствии с требованиями НПБ 105.
Помещения для хранения легковых автомобилей допускается относить к категориям В1 — В4, здания автостоянок легковых автомобилей — к категории В (за исключением автомобилей с двигателями, работающими на сжатом или сжиженном газе).
5.5 Автостоянки, пристраиваемые к зданиям другого
назначения, должны быть отделены от этих зданий противопожарными стенами 1-го
типа.
Автостоянки,
встроенные в здания другого назначения, должны иметь степень огнестойкости не
менее степени огнестойкости здания, в которое они встраиваются, и отделяться от
помещений (этажей) этих зданий противопожарными стенами и перекрытиями 1-го
типа.
В зданиях класса
Ф 1.3 встроенную автостоянку допускается отделять противопожарным перекрытием
2-го типа, при этом жилые этажи должны быть отделены от автостоянки нежилым
этажом (техническим).
В зданиях класса
Ф 1.4 выделение противопожарными преградами встроенной (пристроенной)
автостоянки, вмещающей одну легковую автомашину владельца дома, не
регламентируется.
Во встроенных в здание другого назначения или
пристроенных к нему автостоянках в целях предотвращения распространения пожара
следует обеспечивать расстояние от проемов автостоянки до низа ближайших
оконных проемов здания другого назначения не менее 4 м или противопожарное
заполнение оконных проемов (кроме зданий Ф 1.4).
(Измененная
редакция. Изм. № 1).
5.6
При
необходимости устройства в составе автостоянки (по заданию на проектирование)
помещений для сервисного обслуживания автомобилей (постов ТО и ТР,
диагностирования и регулировочных работ, мойки и т.п.) следует предусматривать
для этих целей отдельное здание, помещение или группу помещений. Такие
помещения могут предусматриваться в автостоянках (за исключением автостоянок
открытого типа и встроенных в жилые здания) и должны быть отделены от
автостоянки противопожарными стенами 2-го типа и перекрытиями 3-го типа. Входы
и въезды в эти помещения должны быть изолированы от входов и въездов в
автостоянку.
Состав и площади
помещений, предусматриваемых для выполнения отдельных видов или групп работ по
техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей, определяются
технологическими требованиями проведения соответствующих видов работ с учетом
требований ОНТП
01.
5.7 В помещениях зданий, в которые встроены
автостоянки, должен быть обеспечен уровень шума в соответствии с гигиеническими
нормативами Минздрава России (ГН
2.2.4/2.1.8.562).
5.8 В автостоянках, встроенных в здания другого
назначения, не допускается, как правило, предусматривать общие обычные
лестничные клетки и общие лифтовые шахты. Для обеспечения функциональной связи
автостоянки и здания другого назначения выходы из лифтовых шахт и лестничных
клеток автостоянки, как правило, следует предусматривать в вестибюль основного
входа указанного здания с устройством на этажах автостоянки тамбур-шлюзов 1-го
типа с подпором воздуха при пожаре. При необходимости сообщения автостоянки со
всеми этажами здания другого назначения следует предусматривать противодымную
защиту лифтовых шахт и лестничных клеток этого здания.
Сообщение
помещений для хранения автомобилей на этаже с помещениями другого назначения
(кроме указанных в 5.3) или смежного пожарного отсека допускается через
тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре или с устройством дренчерной завесы
над проемом со стороны автостоянки.
(Измененная
редакция. Изм. № 1).
5.9 Размещение торговых помещений, лотков, киосков,
ларьков и т.п. непосредственно в помещениях хранения автомобилей не
допускается.
В помещениях хранения
автомобилей допускается предусматривать не более двух машиномест для разгрузки
(погрузки) автомобилей, обслуживающих предприятие, которому принадлежит
автостоянка. При этом должна быть исключена возможность постоянного
складирования грузов в этом месте автостоянки.
В помещениях
хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, для выделения постоянно
закрепленных мест допускается применение сетчатого ограждения из негорючих
материалов.
(Измененная
редакция. Изм. № 1).
5.10 В многоэтажных зданиях автостоянок для перемещения
автомобилей следует предусматривать рампы (пандусы), наклонные междуэтажные
перекрытия или специальные лифты (механизированные устройства).
При
использовании конструкций, имеющих непрерывный спиральный пол, каждый полный
виток следует рассматривать как ярус (этаж).
Для многоэтажных
автостоянок с полуэтажами общее число этажей определяется как число полуэтажей,
деленное на два, площадь этажа определяется как сумма двух смежных полуэтажей.
5.11 Число рамп и соответственно количество необходимых
выездов и въездов в автостоянках определяются в зависимости от количества
автомобилей, расположенных на всех этажах, кроме первого (для подземных стоянок
— на всех этажах) с учетом режима использования автостоянки, расчетной
интенсивности движения и планировочных решений по его организации.
Как правило, тип
и число рамп могут приниматься при количестве автомобилей:
до 100 — одна
однопутная рампа с применением соответствующей сигнализации;
до 1000 — одна
двухпутная рампа или две однопутные рампы;
свыше 1000 — две
двухпутные рампы. Въезд (выезд) из подземных этажей автостоянки через зону
хранения автомобилей на первом или цокольном этажах не допускается.
(Измененная
редакция. Изм. № 1).
5.12 В автостоянках закрытого типа общие для всех этажей рампы должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей противопожарными преградами, воротами и(или) тамбур-шлюзами с подпором воздуха при пожаре согласно таблице 1.
Таблица 1. СНиП 21-02-99
Стоянки автомобилей
актуализированная действующая редакция
Предел огнестойкости ограждающих конструкций рампы (противопожарных преград), мин, не менее
Требования по необходимости устройства тамбур-шлюза
Источники:
http://www.garant.ru/news/1314210/
http://biznesplan-primer.ru/trebovania/avtostoyanka
http://fireman.club/statyi-polzovateley/pozharnaya-bezopasnost-avtostoyanki-avtomobiley-i-parkinga/
http://www.pogaranet.ru/qa/771.html
http://www.complex-safety.com/stati-o-pozharnoj-bezopasnosti/pozharotushenie-avtostoyanok-i-parkingov/
http://sniprf.ru/razdel-2/21-02-99