Устройство для запуска газового двигателя с форкамерно факельным зажиганием
Устройство для запуска газового двигателя с форкамерно факельным зажиганием
Номер патента: 220672
Текст
220672 Союз Советоких Социалиотических РеопубликЗависимое от авт. свидетельстваЗаявлено 29.ЧН,1964 ( 914376/24-6)с присоединением заявкиПриоритетОпубликовано 07,Х,1971, Бюллетень3Дата опубликования описания ЗО.Х 1.1971 1 ПК Е 020 19/02Г 02 тп 21/02 Г 02 п 17/08 Комитет ио делай изобретений и открытий при Совете Миииотрое СССР21,433.3-3888.8) Авторыизобретени К, И, Генкин, Б, Н. Струнге, М. И. Лубченко и Д. Т. Аксен Заявители Всесоюзный научно-исследовательский институт природных газо Харьковский завод транспортного машиностроения им. Малыш ТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПУСКА ГАЗОВОГО ДВИГАТ С ФОРКАМЕРНО-ФАКЕЛЪНЪМ ЗАЖИГАНИЕМ 2 Извести двигателя нием, соде топливную вающий д висим ости коллекторь ы устройства для запу с форкамерно-факельнь ржащие регулятор числ аппаратуру и редуктор авление форкамерного от давления продувочн т форкамерного и цили тора ет в апан газося в аясь бра- няюаз из коллек н 10 поступа а б через кл иод сжатия ра 11 подает атия, смешив клапан 12, о ко воспламе да свечи 14 ет тягу 9. Г скной клапа з коллектор ру 13. В пер ь из цплинд к концу сж вшим через ю смесь, ле на электро ска га 1 м з а об , под газа ого во ндров зовогоажигаротов,держив заздуха,го гаедмет изобретени за.Предлагаемое устройство отличается от известных тем, что на входе в коллектор цилиндрового газа установлен редуктор, поддерживающий давление цилиндрового газа в зависимости от давления продувочного воздуха, в то время как регулятор числа оборотов полностью открывает проходное сечение клапана, В результате устраняется переобогащение газовой системы в цилиндре двигателя.На чертеже показано предлагаемое устройство.При достижении двигателем 1 пусковыоборотов включается зажигание, открывается вентиль 2 и газ, проходя через редуктор- регулятор 3 и 4 поступает в коллекторы 5 и б под необходимым давлением. В это время дозирующие органы 7 полностью открыты, так как всережимный регулятор оборотов 8 полностью вытягива 5 через газовпу цилиндр 11, а и 12 – в форкаме5 воздушная смес форкамеру 13 и с газом, поступ зует обогащенну щуюся от пскрь10 Устройство для запуска газового двигателя 1 ч с форкамерно-факельным зажиганием, содержащее регулятор числа оборотов, топливную аппаратуру и редуктор, поддерживающий давление форкамерного газа в зависимости от давления продувочного воздуха, коллекто ры форкамерного и цилиндрового газа, отличаюи 1 ееся тем, что, с целью устранения переобогащения газовой смеси, на воде в коллектор цилиндрового газа установлен редуктор, поддерживающий давление цилиндрово 25 го газа в зависимости от давления продувочного возд а.220672 Составитель ф. ЛевинТехред Т. Т, Ускова Редактор И. Грузова Корректор В. П, федулова Типография, пр. Сапунова, 2 Заказ 3414/8 Изд.1436 Тираж 473 ПодписноеЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий прп Совете Министров СССРМосква, Ж, Раушская наб., д. 4/5
Заявка
К. И. Генкин, Б. Н. Струнге, М. И. Лубченко, Д. Т. Аксенов, Всесоюзный научно исследовательский институт природных газов, Харьковский завод транспортного машиностроени Малышева
МПК / Метки
Код ссылки
Карбюраторный форкамерный двигатель внутреннего сгорания
Номер патента: 114378
. активных продуктов горения, вытекающих из форкамеры, и равномерный охват этим факедом основного заряда. Сопловые отверстия форкамеры находятся в наибольшем удалении от свечи, их пересекающиеся оси не направлены на свечу и вытекающая из цилиндра в форкамеру при ходе сжатия смесь не оказывает непосредственного воздействия на движение газа вблизи электродов свечи.Одной из основных частей форкамерного двигателя является клапан наката, автоматически отключающий подачи топлива и заменяющий ее продувкой форкамер воздухом на режимах принудительного холостого хода, например, после разгона автомобиля, или при спуске с гор, или при езде в накат. При этом прекращается воспламенение в форкамере и двигатель начинает работать на чистотам воздухе.
Форкамерный двигатель внутреннего сгорания
Номер патента: 128702
. В момент нахождения поршня 2 в нижней мертвой точке происходит закрывание клапана 8. При ходе поршня 2 вверх происхо128702дит с атие вбздуха в цилйндре 1 и одновременно с этим тактом происходит подфФ;ЩВЭйЖ форкамеру 4, так как одновременно с закрытием лавного лацкана 8 открывается клапан 7 откачки газов, поршень 0:всасываетиз форкьеры 4 воздух, создавая в ней вакуум. Примерно на половииелоуй Йор 1 цней 2 и 10 вверх открывается клапан 6 подачи топлива, а клапан 7 4 акрывается и определенная порция топлива попздаетфв форкамеру 4 и клапан 6 закрывается, к этому моменту поршнй 2 и 10 подходят к”верхним мертвым точкам. В цилиндре 1 создается высокое давление и температура (700 – 1000), открывается главный клапан 8 форкамеры 4 и происходит.
Форкамерный двигатель внутреннего сгорания
Номер патента: 699212
. торца к другому. Во вспомогательнойкамере 4 установлена свеча зажигания 1 О7 и клапан 8 для подачи обогащеннойсмеси, В основной камере сгорания 1устаноилены впускной 9 и выпускной 10клапаны.Пробка в зоне выхода канавок в основ ную камеру сгорания может иметь срез11, перпендикулярный плоскости расположения канавок,Поверхность канавок может быть снабжена жаростойким покрытием 12, теплопроводность которого меньше теплопроводности материала пробки.При работе двигателя на такте впускапроисходит продувка вспомогательной камеры переобогащенной смесью при перетекании газов из вспомогательной камеры в основную, а столкновение струй подострым углом приводит к дополнительномудроблению капель топлива, что особенноэффективно для непрогретого.
Способ работы форкамерного двигателя внутреннего сгорания
Номер патента: 889879
. способ осуществляется следующим образом,В начале такта, сжатия через управляемыйгазовый клапан впускают обедненную тонливовоздушную смесь в основную камеру сгорания, через неуправляемые автоматическиеклапаны подают обогащенную топливовоздушную смесь . в две форкамеры, тем самымочищают их от отработанных газов. Затемсмесь сжимают, затем последовательно выжигают обогащенную смесь в форкамерах искройот свечей зажигания, причем выжигание смеси в одной из форкамер производят со смещением на 2 – 4 по углу поворота коленчатоговала относительно другой, Факелами несгоревших частиц обогащенной смеси из форкамервоспламеняют обедненную смесь в основнойкамере сгорания, Смесь сгорает, и получающиеся в результате сгорания смеси.
Форкамерный двигатель внутреннего сгорания
Номер патента: 891980
. можно связыватьс плоскостью днища поршня 3, находящегося в ВИТ,891980 6Угол 27, образованный пересекающимися в плоскости линиями 20 и 28определяется необходимой турбулизацией входящего заряда, следующим5 образом.Для того, цтобы обогащенная смесь,выходящая из окна 14 соплового канала 3, не захватывалась закрученнойструей обедненной смеси, вытекающейО из впускного канала 8, необходимоудалить выходное окно соплового канала от периферийного вихревого потои ка. Наиболее оптимальное для этогослучая расположение центра 29 выход 5 ного окна 14 относительно впускногоклапана такое, когда угол 27 междулинией 20, соединяющей центры 6.1и 7.1 соответственно клапанов 6 и 7,и линией 28, соединяющей цент”О ры 29 и 22 соответственно выходного окна 14.
Рабочий цикл карбюраторного двигателя с предкамерно-факельным зажиганием
Для повышения экономичности работы четырехтактного карбюраторного двигателя на отечественных грузовых автомобилях применяться двигатели с предкамерно-факельным зажиганием смеси.
Экономичность работы карбюраторного двигателя может быть повышена сжиганием в его цилиндрах значительно обедненной горючей смеси, т. е, смеси, в которой на каждую часть топлива содержится в 1,5—2,0 раза больше воздуха, чем это необходимо для нормального сгорания топлива.
Повышение экономичности работы двигателя достигается в этом случае в результате полного сгорания всего топлива в смеси, лучшего использования выделяющегося тепла при этом, а также устранения возможности возникновения детонационного сгорания смеси. Некоторое возможное уменьшение мощности при работе на такой смеси не оказывает существенного влияния, так как автомобильный двигатель большую часть времени работает с неполными нагрузками.
Однако бедные смеси плохо воспламеняются, и поэтому для их зажигания требуется более интенсивный источник тепла, чем электрическая искра.
В двигателе с предкамерно-факельным зажиганием, кроме основной камеры сгорания, располагаемой над поршнем, имеется дополнительная небольшая камера (предкамера) ,сообщаемая с основной камерой одним или несколькими каналами.
Предкамера снабжена дополнительным впускным клапаном, управляемым от общего механизма газораспределения, и имеет свечу зажигания.
Основной и дополнительный впускные клапаны трубопроводами соединяются с карбюратором, который приготавливает раздельно для питания цилиндра бедную смесь различного состава, изменяющегося в соответствии с рабочим режимом двигателя, и для питания предкамеры обогащенную смесь, хорошо и быстро воспламеняющуюся от электрической искры.
При такте впуска, при движении поршня вниз, оба клапана открываются, и цилиндр двигателя заполняется бедной смесью, а предкамера — обогащенной. Затем смесь сжимается поршнем, двигающимся вверх. В конце такта сжатия в свече зажигания проскакивает электрическая искра, и находящаяся в предкамере обогащение смесь воспламеняется и быстро сгорает. При этом давление в предкамере возрастает, и газы, имеющие высокую температуру, и не успевшее сгореть топливо выбрасываются горящим факелом в основную камеру, пронизывая весь объем находящейся в ней сжатой бедной смеси, чем обеспечивается ее быстрое воспламенение. Смесь сгорает, и под действием давления газов происходит рабочий ход.
Как показали испытания, в случае применения предкамерно-факельного зажигания повышение экономичности работы двигателя доходит до 15%.
Существенным преимуществом таких двигателей является отсутствие в их отработавших газах продуктов неполного сгорания (окиси углерода), загрязняющих воздух в населенных пунктах.
Следует отметить, что двигатели с предкамерно-факельным зажиганием имеют несколько более сложную конструкцию механизма газораспределения и системы питания, чем обычные двигатели. Конструктивное оформление механизма подачи смеси в предкамеру имеет различные варианты.
Форкамерно-факельное зажигание в Ф1. Как у «Волги» ГАЗ-3102.
Фото: LAT Photographic
Необходимость извлекать максимальное количество мощности при минимально потраченной энергии побудила инженеров Формулы 1 обратиться к технологии, используемой на больших грузовиках. Технический эксперт AUTOSPORT Крэг Скарборо описал принцип работы форкамерно-факельного зажигания, который применили в Mercedes и Ferrari, и который ранее использовался на… правительственных “Волгах” в СССР.
Были времена, когда гонщика Ф1 запросто могли уволить за одно лишь сравнение машин Больших Призов с грузовиками. Но ирония состоит в том, что сейчас как минимум половина пелотона пользуется технологией повышения эффективности сгорания топлива, которая применяется на большегрузах…
С момента введения в гонках Гран При нового турбированного регламента в 2014 году вступило ограничение и на максимально доступное количество топлива на гонку – сейчас это 100 кг, а со следующего года будет 105 кг.
Это, в свою очередь, ограничило максимально допустимый мгновенный расход горючего и предельное давление, под которым топливо подается в камеру сгорания. Для инженеров подобные жесткие рамки стали настоящим вызовом – им необходимо было придумать способ в условиях этих ограничений добиться прежней выходной мощности силовых установок.
Но придумывать ничего не пришлось – специалисты вовремя вспомнили, что на больших грузовиках уже давно применяется технология форкамерно-факельного зажигания, позволяющая поджигать очень обедненную топливную смесь – практически неподжигаемую. Сегодня всё говорит о том, что именно к этой технологии обратились в Mercedes и Ferrari, а на подходе и остальные производители…
Традиционное зажигание
В двигателе с традиционной системой зажигания топливо впрыскивается непосредственно в камеру сгорания внутри цилиндра. По окончании сжатия и воспламенения топливно-воздушной смеси возникает эффект расширения объема, что обеспечивает ход поршня и очередной рабочий такт.
Этому принципу уже много десятков лет, и работает он прекрасно до тех пор, пока смесь можно поджечь свечой зажигания, то есть пока она в достаточной степени обеспечена топливом. Если же смесь становится обедненной, поджечь при помощи традиционной свечи ее становится проблематично, и двигатель теряет мощность.
Нынешние требования технического регламента ограничивают топливный поток в пределах 100 кг/час, а давление впрыска горючего не должно превышать 500 бар. А с учетом высоких оборотов и давления наддува современных силовых агрегатов Ф1 просто не хватает времени, чтобы естественным путем получить топливно-воздушную смесь, необходимую для эффективного сгорания.
Таким образом, требуется какой-то способ эффективного воспламенения смеси в рамках нынешних ограничений регламента, включающих в себя также наличие лишь одной свечи на цилиндр и единственной форсунки.
В какой-то момент показалось, что выходом в этой ситуации может быть использование технологии компрессионного воспламенения однородной смеси (HCCI). Это метод, при котором воспламенение топливной смеси осуществляется не только за счет искры от свечи зажигания, но и от высокой температуры и давления, подобно дизельным двигателям.
И хотя эта технология вполне применима в условиях Формулы 1, нашелся более легкий и простой способ увеличить КПД силовой установки. Всего три слова – форкамерно-факельное зажигание.
Что же такое форкамерно-факельное зажигание?
Форкамерно-факельное зажигание обычно используется на моторах большого объема. Эффективное заполнение богатой топливно-воздушной смесью больших цилиндров там затруднено, в связи с чем было решено разделить проблему надвое.
Была создана дополнительная маленькая камера сгорания, в которой и были установлены форсунка и свеча зажигания. В свою очередь эта камера была связана узким каналом с основной камерой сгорания цилиндра. Именно эта небольшая предварительная камера и получила название форкамеры.
А теперь разберемся, при чем тут факел.
В момент первого такта двигателя – впуск – значительно обедненная топливно-воздушная смесь впрыскивается при помощи форсунки в цилиндр, заполняя его слабовоспламеняемыми парами.
После этого небольшой объем форкамеры заполняется обогащенной смесью, достаточной для воспламенения свечой зажигания – непосредственно перед тактами сжатия и рабочего хода цилиндра.
Само воспламенение, как вы уже поняли, происходит не в основной камере, а во вспомогательной форкамере. Эту обогащенную смесь благодаря ее характеристикам поджечь не так сложно, а в результате этой реакции образуются языки пламени (а вот вам и факел!), которые проникают через отверстие в основную камеру и эффективно поджигают обедненную смесь.
Это можно сравнить с эффектом воспламенения обедненной смеси при помощи сразу нескольких свечей зажигания. Важно также и то, что при таком методе зажигания топливная смесь в основном цилиндре сгорает быстрее, увеличивая общий КПД двигателя.
Таким образом, форкамерно-факельное зажигание позволяет инженерам работать с обедненной топливно-воздушной смесью и не выходить за жесткие рамки технического регламента: форсунка одна, свеча зажигания одна – все правила соблюдены.
Применение технологии в Формуле 1
С учетом того, что эта технология довольно широко распространена, ни о каком грифе секретности здесь можно не говорить. За последние три года в Формуле 1 потребление топлива было снижено более чем на 30%, но инженерам этого мало, и они готовы покорять все новые и новые вершины технологической мысли.
И тогда как практически все специалисты сходятся во мнении, что в современных моторах Ф1 применяется технология форкамерно-факельного зажигания, никаких подтверждений этого факта в командах не давали.
Известно, что Ferrari сотрудничает с компанией Mahle и пользуется технологиями этого бренда, среди которых числится и форкамерное зажигание. Есть предположения о том, что значительный шаг в плане мощности итальянского двигателя в этом году обусловлен именно применением упомянутой технологии.
Команда Mercedes отказалась от комментариев по поводу использования обсуждаемой системы зажигания, отметив при этом, что они не пользуются наработками компании Mahle.
Но у Mercedes достаточно и своего опыта строительства больших коммерческих двигателей, так что они вполне могли справиться и своими силами. На прошлогоднем Гран При Италии команда не отрицала, что ей удалось сделать серьезный шаг в области работы двигателя, и есть предположение, что они намекали именно на применение системы форкамерно-факельного зажигания.
Теперь слово за мотористами Renault и Honda, которые в настоящий момент вряд ли используют нетрадиционную систему зажигания в своих силовых установках. К тому же, оба производителя заявили о готовящихся обновлениях мотора.
При этом французские мотористы опробовали новый силовой агрегат уже на прошедших на этой неделе тестах в Барселоне – и вполне вероятно, что они испытывали именно эту новинку. А японцы собираются представить обновленный двигатель уже в Канаде…
А ВЫ ЗНАЛИ, ЧТО.
. в советском легковом автопроме технология форкамерно-факельного зажигания впервые была применена на автомобиле «Волга» ГАЗ-3102? Разработанный на основе автомобиля ГАЗ-24 «Волга», ГАЗ-3102 должен был стать её преемником.
Однако по целому ряду политических и экономических причин данный автомобиль выпускался мелкой серией (около трех тысяч машин в год), вместо массового производства, исключительно как служебная машина советской номенклатуры среднего звена – для заместителей министров, директоров крупных трестов и предприятий, руководителей известных театров, генералов, видных академиков-лауреатов, редакторов изданий и режиссёров.
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Предкамерный двигатель и форкамера
Форкамера (предкамера) представляет собой специальную полость, которая расположена в головке цилиндров ДВС. Данная полость конструктивно сообщается с основной камерой сгорания в надпоршневом пространстве посредством одного и более каналов. Предкамерный (форкамерный) двигатель может быть как бензиновым, так и дизельным.
ДВС подобного типа представляет собой конструкцию, в которой смесеобразование и наполнение цилиндров происходит следующим образом:
- топливно-воздушная смесь подается в предкамеру;
- далее происходит частичное воспламенение смеси;
- в результате сгорания давление в форкамере нарастает;
- под действием такого давления разогретые пары топлива и газы от частичного сгорания в форкамере проникают в основную камеру сгорания в надпоршневом пространстве;
Для чего нужна форкамера в двигателе
Предкамера является предварительной камерой сгорания, в которую подается часть от общего заряда топливно-воздушной смеси, где происходит воспламенение топлива. Объем форкамеры составляет около 30% от общего объема основной камеры сгорания. Назначением данного решения выступает улучшение наполнения цилиндров, более эффективная организация газовых потоков в основной камере, а также повышение качества смесеобразования.
Моторы с форкамерой работают мягче и полноценно сжигают топливно-воздушную смесь, уменьшается токсичность выхлопа, повышается КПД и снижается расход горючего.
Система форкамерно-факельного зажигания
Наличие форкамеры означает, что рабочая камера сгорания в таком двигателе разделена на составные части: предкамеру и основную камеру. Давайте рассмотрим принцип работы системы на примере карбюраторной модели ГАЗ «Волга» с предкамерным ДВС.
В предкамеру смесь поступает по специальному каналу, который выполнен во впускном коллекторе и ГБЦ. Смесь в форкамеру подается переобогащенной, для чего в карбюраторе присутствует отдельная секция. Предкамера также имеет отдельный впускной клапан. Далее происходит поджиг указанной смеси при помощи искры от свечи зажигания. В этот момент открывается впускной клапан основной камеры сгорания, который приводится в действие распредвалом ГРМ. В основную камеру поступает топливно-воздушная смесь. Порция этой смеси обедненная.
Предкамера соединяется с основной камерой специальными сопловыми каналами, через которые в основную камеру прорывается пламя, газы и пары горючего из форкамеры. От контакта с ними обедненная смесь в основной камере также воспламеняется. Получается, форкамера представляет собой своеобразный механический «подвпрыск», отдаленно напоминая принцип двухступенчатой работы современных дизельных инжекторных форсунок.
Плюсы и минусы предкамерных двигателей
Внедрение предкамеры в устройство бензинового ДВС не получило широкого распространения. Определенные сложности конструкции и недостаточная эффективность работы системы во время реальной эксплуатации привели к отказу от схемы форкамерно-факельного зажигания.
Что касается дизельных моторов, предкамерные дизели встречаются чаще. Форкамерные дизельные двигатели имеют низкое давление впрыска сравнительно с другими дизельными агрегатами. Использование форкамеры в дизеле позволило снизить дымность силовой установки на разных режимах работы агрегата. Еще одним плюсом предкамеры на дизельном моторе выступает меньшая требовательность таких двигателей к качеству дизтоплива.
Главным недостатком предкамерного дизеля считается затрудненный пуск холодного мотора. Дело в том, что для уверенного пуска необходим качественный прогрев форкамеры. Использование электрических калильных свечей для эффективного нагрева воздуха в полости предкамеры не всегда обеспечивает облегченный пуск двигателя.
Черный цвет выхлопа дизельного двигателя. Сажа из выхлопной трубы дизеля, причины неполного сгорания топлива. Определение основных неисправностей.
Особенности и отличия оппозитного двигателя от других поршневых ДВС. Преимущества оппозитного мотора, минусы данной конструкции, нюансы обслуживания.
Почему топливно-воздушная смесь детонирует в камере сгорания. Причины, вызывающие детонацию. Последствия детонационного сгорания топлива в цилиндрах ДВС.
Разновидности ДВС и принцип действия теплового двигателя. Рабочий цикл и такты, преимущества и недостатки. Основные и альтернативные виды топлива.
Как найти номер двигателя на самом силовом агрегате или в других местах под капотом автомобиля. Место расположения номера мотора на популярных моделях авто.
Доступные способы ремонта автомобильного глушителя. Как отремонтировать глушитель при помощи холодной сварки, ремонт глушителя без сварки и т.д.
Форкамера не прижилась
На рынке предложили «Волгу» с форкамерно-факельным зажиганием. Что это за система?
На рынке предложили «Волгу» с форкамерно-факельным зажиганием. Что это за система?
Владислав О., г. Одесса
Конструктивная особенность форкамерно-факельной системы зажигания заключается в том, что камеру сгорания разделили на две части – основную и так называемую форкамеру. Богатая смесь по отдельному каналу во впускном коллекторе и головке блока от своей секции карбюратора через свой же впускной клапан поступает в форкамеру, где с помощью свечи поджигается. Одновременно в основную камеру через впускной клапан, приводимый от общего коромысла, подается обедненная топливо-воздушная смесь. Так как форкамера соединена с основной камерой сгорания сопловыми каналами, то через них с большой скоростью выбрасывается пламя, которое поджигает обедненную смесь основной части камеры. Данная конструкция – попытка «газовцев» снизить расход топлива и токсичность отработавших газов. Чего же добились конструкторы? По заверениям «ГАЗа», расход топлива был снижен на 10–15%, а выброс вредных веществ – на 20–75%. В то «довпрысковое» время для прожорливой и архаичной по конструкции «Волги» это действительно было неплохо.
Некоторая сложность конструкции и малая ее отдача в реальной жизни стали причиной отказа от форкамерно-факельного зажигания.
Форкамерно-факельная система зажигания
Форкамерно-факельную (или предкамерно-факельную) систему зажигания пытались внедрить на советские машины достаточно давно. Вспомним хотя бы не ставший серийным полноприводный грузовик ГАЗ-62 или мотор ГАЗ-51Ф, который так и не появился под капотом ГАЗ-52. Единственной удачной попыткой стал двигатель ЗМЗ-4022-10 автомобиля «Волга» ГАЗ-3102, выпуск которого начался в 1982 году. Он, по сути, был модификацией агрегата ЗМЗ-402 машины ГАЗ-2410. Разница лишь в узлах и деталях, непосредственно связанных с форкамерно-факельной системой зажигания. В частности, это другая головка блока цилиндров с дополнительными форкамерами, направляющими впускных клапанов форкамер и каналами подачи горючей смеси к форкамерам. Изменилась система газораспределения: внедрены клапаны форкамер и другие коромысла привода впускных клапанов с бобышкой и винтом привода клапана форкамеры. Установлены конструктивно новый карбюратор К-156 с дополнительной форкамерной секцией и впускной коллектор с допканалами форкамерной части.
Подготовили Юрий Дацык, Руслан Храпак, Олег Полажинец
Источники:
http://patents.su/2-220672-ustrojjstvo-dlya-zapuska-gazovogo-dvigatelya-s-forkamerno-fakelnym-zazhiganiem.html
http://aboutavtobus.ru/predkamerno-fakelnoe-zazhiganie/
http://autosport.com.ru/features/32824-forkamerno-fakelnoe-zazhiganie-v-f1-kak-u-volgi-gaz-3102
http://krutimotor.ru/forkamernyj-dvigatel/
http://www.autocentre.ua/opyt/poleznye-sovety/forkamera-ne-prizhilas-279450.html