2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как переключать коробку робот

Как правильно ездить на коробке робот: что нужно знать

Сегодня автомобили с роботизированной коробкой передач (РКПП, АМТ) составляют серьезную конкуренцию классическому гидромеханическому автомату АКПП и вариатору CVT по целому ряду причин. Прежде всего, коробка робот дешевле в производстве, также РКПП позволяет обеспечить высокую топливную экономичность, что особенно актуально с учетом жестких экологических норм и стандартов.

При этом на первый взгляд может показаться, что роботизированная трансмиссия не отличается от привычной АКПП, однако это не так. С учетом определенных особенностей и конструктивных отличий, необходимо знать, как пользоваться коробкой робот, чтобы добиться максимального комфорта при езде и продлить срок службы агрегата.

Как правильно пользоваться роботизированной коробкой передач

Прежде всего, роботизированная КПП фактически представляет собой МКПП, в которой управление сцеплением, а также выбор и включение/выключение передач осуществляется автоматически. Другими словами, коробка робот это все та же «механика», только передачи переключаются без участия водителя.

  • Как и на АКПП, имеется режим «N» (нейтраль). В этом режиме крутящий момент на колеса не передается. Указанный режим нужно включать при простое с заведенным двигателем, в том случае, если выполняется буксировка авто и т.д. Режим «R» (реверс) означает движение назад.
  • Также коробка робот имеет режимы А/М или Е/М, что является аналогом режима D (драйв) для движения вперед. Такое обозначение свойственно простым «однодисковым» РКПП, то есть коробка имеет только одно сцепление. При этом следует отметить, что роботизированные коробки передач с двойным сцеплением (например, DSG) имеют режим, обозначенный литерой D (драйв), как и на обычных АКПП.
  • Что касается режима М, это значит, что коробка переведена в режим ручного управления (аналогично Типтроник), а обозначения «+» и «-» указывают, куда нужно двигать селектор для повышения или понижения передачи. Еще добавим, что на коробках типа DSG управление ручным режимом может быть выполнено в виде отдельной кнопки на селекторе.

Эксплуатация роботизированной коробки передач: нюансы

Итак, если в автомобиле стоит роботизированная коробка автомат (робот), как пользоваться такой КПП, мы рассмотрим ниже. Казалось бы, данная коробка похожа на АКПП по принципу работы и не сильно отличается от аналога. Другими словами, нужно только перевести селектор в то или иное положение, после чего автомобиль начнет движение, причем дальнейшая езда будет похожа на машину с классической АКПП.

Сразу отметим, РКПП сильно отличается от автомата с гидротрансформатором. По этой причине нужно знать, как управлять коробкой робот, а также правильно эксплуатировать такую КПП.

  • Начнем с прогрева, то есть нужно ли прогревать коробку робот зимой. Как известно, для АКПП предварительный погрев обязателен, так как трансмиссионное масло (жидкость ATF) должно немного разжижиться. При этом для роботизированной коробки требования менее жесткие.

В любом случае, как для МКПП, так и для РКПП независимо от типа, общие правила похожи. Важно понимать, что за время простоя масло в коробке стекает и густеет при низких температурах. Это значит, что двигатель должен поработать определенное время на холостых, чтобы прогрелся сам ДВС, а также масло успело растечься по полостям коробки передач.

При этом, в отличие от АКПП, селектор в разные режимы переводить не нужно, то есть достаточно включить нейтраль N. Дальнейшее движение должно быть в щадящем режиме, без резких стартов, на невысокой скорости. Помните, масло в коробке греется намного дольше, чем в двигателе. Чтобы трансмиссионная жидкость полностью прогрелась и вышла на рабочие температуры, необходимо проехать, в среднем, около 10 км.

  • Езда на подъемах и спусках с коробкой робот также является моментом, который заслуживает отдельного внимания. Существует много моделей с РКПП (как правило, в бюджетном сегменте), которые не имеют системы помощи при старте на подъем.

Это означает, что трогаться на подъем с роботизированной коробкой нужно точно так же, как и на механике. Простыми словами, потребуется использовать ручник (стояночный тормоз). Сначала следует затянуть ручник, затем включается режим A, после этого водитель нажимает на педаль газа и параллельно снимает машину с ручника. Указанные действия позволяют тронуться в гору без отката.

Что касается спусков, в этом случае отпадает необходимость каких-либо дополнительных действий. Водитель просто переводит селектор в режим A или D, отключает стояночный тормоз и начинает движение. При езде под уклон будет проявляться эффект торможения двигателем.

  • Остановка на светофоре, движение в пробке и длительная стоянка. Сразу начнем с кратковременных остановок и пробок. Прежде всего, если стоянка короткая (около 30-60 сек.), например, на светофоре, нет необходимости переводить селектор из режима А или D в N. Однако более длительный простой все же потребует перехода на нейтраль.

Дело в том, что когда на роботе включен режим «драйв» и водитель останавливает автомобиль при помощи тормоза, сцепление остается выжатым. Становится понятно, что если машина находится в пробке или подолгу стоит на светофоре, нужно переключаться на «нейтралку», чтобы уберечь сцепление и продлить срок службы данного узла.

  • Дополнительные режимы коробки робот. Следует отметить, что роботизированная коробка также может иметь такие режимы как S (спортивный) или W (winter, зимний), причем последний часто обозначается в виде «снежинки».

Не вдаваясь в подробности, в зимнем режиме коробка передает крутящий момент на колеса «мягко», чтобы избежать пробуксовок на заснеженной дороге или на льду. Как правило, автомобиль в этом режиме трогается с места на второй передаче, а также плавно переходит на повышенные. В спорт режиме коробка робот переходит на повышенные передачи на высоких оборотах, что улучшает приемистость и разгонную динамику. При этом расход топлива также увеличивается.

Еще добавим, что во время езды роботизированная коробка позволяет переключаться из автоматического режима в ручной и обратно. Это значит, что водитель может прямо на ходу повышать и понижать передачи. Однако получить полный контроль над работой КПП не получится, так как режим полуавтоматический.

Такая особенность является «защитой», так как понижение передач на две ступени вниз может привести к тому, что обороты двигателя «упрутся» в отсечку, момент переключения будет сопровождаться ударом, сильной нагрузкой на трансмиссию и т.д. Другим словами, включение той или иной передачи возможно только в том случае, если диапазон допустимых оборотов и скорость ТС, прописанные в ЭБУ, позволяют включить выбранную водителем передачу.

Советы и рекомендации

Как правило, водители, которые ранее эксплуатировали автомобили с классической АКПП, отмечают определенные особенности и отличия простых роботизированных коробок с одним сцеплением.

Данная коробка (однодисковый робот), может «затягивать» включение передач, отличается «задумчивостью» при понижении или повышении передачи и т.п. Также РКПП может работать не совсем корректно при резких нажатиях на акселератор и больше подходит для спокойной езды.

Также для РКПП характерны легкие толчки при переключении передач. Все дело в том, что толчок появляется в момент, когда сцепление «смыкается». Избежать таких толчков можно, интуитивно угадывая, когда электроника инициирует переключения, и немного сбрасывая газ перед таким переключением.

В случае с роботом, электроника попросту не «умеет» учитывать такой износ, что приводит к отклонению от запрограммированной точки схватывания, то есть происходит нарушение калибровки точно настроенных исполнительных механизмов. По этой причине один раз в 10-15 тыс. км необходимо выполнять инициализацию (обучение) коробки робот, так как игнорирование данного правила может привести к тому, что коробка падает в аварийный режим.

Что в итоге

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что среди всех роботизированных коробок оптимальным вариантом можно считать преселективный робот с двумя сцеплениями (например, DSG или аналоги).

Данные коробки передач лишены многих недостатков однодисковых РКПП, а также обеспечивают максимум комфорта и высокую топливную экономичность. Также следует отметить, что робот с двойным «мокрым» сцеплением при грамотном обслуживании и эксплуатации имеет больший срок службы по сравнению с аналогами

Напоследок отметим, что в случае с DSG и аналогами, особенно если ТС имеет систему помощи при старте на подъеме, особой разницы между АКПП и РКПП водитель не заметит. Основной рекомендацией в этом случае остается только необходимость переводить коробку из «драйва» в «нейтраль» при простоях больше 1-2 минут.

Коробка передач DSG (ДСГ): конструкция, принцип работы, отличительные особенности. Надежность, ресурс DSG, виды роботизированных коробок DSG, советы.

Коробка передач АМТ: устройство и работа роботизированной коробки передач, виды коробок-робот. Преимущества и недостатки роботизированной трансмиссии.

Устройство и принцип работы роботизированной КПП. Отличия роботизированных коробок передач от гидротрансформаторной АКПП и вариатора CVT.

Чем отличается “классическая” АКПП с гидротрансформатором от роботизированной коробки передач с одним сцеплением и преселективных роботов типа DSG.

Выбор самой дешевой машины с автоматом: новые и подержанные автомобили с АКПП, рейтинг, цены. Что нужно учитывать, различия автоматических трансмиссий.

Что такое КПП в автомобиле: назначение коробки передач, виды коробок передач, принцип работы, отличительные особенности трансмиссий.

Как управлять роботизированной коробкой передач

На современных автомобилях используется несколько видов коробок передач – механическая, автоматическая, вариаторная. Механическая коробка отличается своей надежностью, но требует от водителя навыков управления. Автоматическая же значительно проще в управлении, но более «капризна» в техническом плане. Недавно же конструкторы выпустили еще один тип КПП – роботизированная. В ней они постарались соединить воедино надежность «механики» с удобством «автомата». И это у них получилось – все больше автопроизводителей комплектуют свои авто роботизированной коробкой передач.

Немного об устройстве

Суть такой коробки достаточно проста – имеется механическая КПП и электронный блок ее управления. У РКПП все функции, которые должен был выполнять водитель с механической коробкой (выжим сцепления, перевод рычага коробки в нужное положение) выполняется актуаторами – сервоприводами электронного блока.

Благодаря этому надежность КПП возросла за счет использования классической «механики» и возросло удобство ее пользования. Водителю всего лишь необходимо переводить селектор в нужное положение (как в автоматической КПП) и наслаждаться ездой, а электронный блок позаботится о том, чтобы выполнялось переключение передач.

При всем этом многие роботизированные коробки оснащаются еще и ручным управлением, что позволяет управлять водителю коробкой самостоятельно, с единственным отличием – нет необходимости выжимать сцепление.

Особенности управления

Некоторые режимы работы РКПП получила от автоматической коробки, а именно:

  • «N» — нейтраль. Режим, при котором крутящий момент на колеса от КПП не передается. То есть двигатель работает, на коробку передается вращение, но из-за положения шестерен на колеса оно не передается. Используется при длительной стоянке авто, перед началом движения, после остановки;
  • «R» — движение задним ходом. Здесь все просто, водитель переводит селектор в это положение и авто движется назад.

Другие же режимы роботизированной коробки имеют свое обозначение:

  • «А/М» или «Е/М» — движение вперед. Этот режим соответствует режиму «D» автоматической коробки, то есть автомобиль движется вперед, а КПП производит переключение передач. В режиме «М» выполняется ручное управление. Переводом селектора в определенный паз выбирается необходимый режим;
  • «+», «-» — переключатель передач. Кратковременные переводы селектора в сторону «+» или «-» обеспечивают переключение передачи при ручном режиме управления «М».

Требуется ли прогрев коробки?

Вроде все просто, и ничего сложного в управлении такой коробки нет – достаточно перевести селектор в нужное положение, и начать движение. И все же следует знать, как управлять коробкой робот, чтобы она работала без проблем.

Начнем с интересного вопроса – нужно ли прогревать КПП перед началом движения зимой? Для автоматической коробки в зимний период прогрев обязателен и выполняется он кратковременным переводом селектора во все положения.

Роботизированная коробка, по сути, механическая и не требует прогрева. И все же зимой перед началом движения прогреть РКПП следует, хотя это не совсем прогрев. Во время стоянки масло в коробке стекает вниз и из-за мороза загустевает. Поэтому рекомендуется зимой после запуска мотора дать время, чтобы масло скорее не прогрелось, а просто растеклось по элементам коробки, снижая между ними трение. Достаточно просто постоять пару минут с заведенным мотором, при этом селектор переводить в разные режимы не нужно, достаточно держать его в положении «N». После этого движение нужно начинать плавно, без резких рывков и проехать так хотя бы 1 км, что обеспечит полный прогрев масла.

Читать еще:  Моменты затяжки шатунных болтов

Начало движения на подъем, его преодоление, спуск

Многие автомобили с РКПП не оборудованы системой помощи старта на подъем, поэтому правильно начинать движение нужно научиться самому водителю. При старте на подъем с роботизированной коробкой необходимо поступать, как и с «механикой». Для начала движения селектор переводится в режим «А», плавно нажимается акселератор и одновременно авто снимается с ручника. Такое действие исключит откат авто назад. Одновременно жать на газ и снимать с ручника следует потренироваться, чтобы водитель чувствовал двигатель и понимал, когда сцепление начало включаться и можно снимать с ручника.

При начале движения на подъем в зимний период лучше использовать ручной режим, при этом устанавливать первую передачу. Сильно газовать не стоит, чтобы не было пробуксовки колес.

При движении на подъем при выбранном автоматическом режиме коробка самостоятельно начнет переходить на пониженные передачи, что является вполне логичным, ведь при повышенных оборотах преодолеть подъем легче. Такая КПП оснащена гироскопом, который определяет положение автомобиля, и если датчик показывает подъем, то коробка буде работать соответственно. Можно совершать движение и в ручном режиме, зафиксировав определенную передачу. Важно понимать, что РКПП не даст двигаться в натяг, поэтому при подъеме обороты двигателя должны быть не меньше 2500 об/мин.

При спуске же никаких действий от водителя не требуется. Достаточно перевести селектор в положение «А», и снять ручник. При этом авто будет производить торможение мотором.

Остановка, парковка

И третий немаловажный вопрос – правильность парковки и остановки. После полной остановки авто, селектор необходимо перевести в нейтраль «N», поставить на ручник и после заглушить двигатель. При кратковременных остановках перевод селектора в нейтраль необязателен, вполне можно оставаться и на режиме «А». Но стоит учитывать, что при остановке сцепление остается выжатым. Поэтому в пробке или на светофорах, когда остановка затягивается по времени, все же следует переходить на нейтраль.

Другие режимы

Это основные правила, как управлять роботизированной коробкой. Но есть и другие особенности, к примеру, некоторые РКПП имеют дополненные режимы – спорт и зимний, так называемая «снежинка».

«Снежинка» направлена на то, чтобы как можно плавнее и без пробуксовок начать движение на обледенелой дороге. Все что она делает, это обеспечивает начало движения сразу со второй передачи и более плавные переходы на повышенные передачи.

Режим «спорт» производит переход на повышенные передачи при больших оборотах, чем в обычном режиме. Это позволяет быстрее ускоряться. То есть, если при обычном режиме переход на 2 передачу выполнялся, к примеру, при 2500 об/мин, то в режиме «спорт» этот переход будет осуществляться при 3000 об/мин.

Теперь о возможности перехода из автоматического режима в ручной и обратно во время движения. Роботизированная коробка без проблем позволяет это делать. Также позволяется самостоятельно понижать или повышать передачу для изменения скорости движения. Но стоит учитывать, что полностью управление коробкой электронный блок не передаст, он будет постоянно контролировать работу.

Поэтому если водителю вздумается перейти, к примеру, на две передачи вниз, то электронный блок сделать это даст, но при этом проконтролирует обороты двигателя и если они не будут соответствовать выбранной передачи, электроника самостоятельно выполнит переход на допустимую передачу – сработает так называемая «защита от дурака».

Здесь все просто – электронный блок запрограммирован так, что каждой передаче соответствует определенный диапазон оборотов двигателя. И если выбранная вручную передача соответствует своему диапазону, то коробка выполнит переключение, а если нет – включит необходимую скорость.

Полезные советы

Напоследок некоторые рекомендации по эксплуатации и обслуживанию роботизированной коробки.

Такая коробка «не терпит» резких нажатий на педаль газа, поэтому лучше осуществлять движение в спокойном режиме. Даже при необходимости ускориться — лучше жать на акселератор плавно, при этом стоит перейти в ручной режим. А при торможении следует наоборот – переходить в автоматический режим.

Особенностью РКПП является наличие небольших толчков при переключении передач. От них можно избавиться достаточно просто – при переключении передач сбрасывать обороты двигателя, то есть действовать по аналогии с обычной механической коробкой.

Наличие ручного режима позволяет даже выполнять выезд «враскачку» в случае, если авто застряло в сугробе. Но при этом на пользу КПП это не пойдет, так как буксовать на РКПП не рекомендуется, это может привести к декалибровке исполнительных механизмов. Поэтому застрявшее авто все же лучше извлекать с привлечением сторонней помощи.

Обязательно при каждом ТО делать инициализацию и проводить диагностику состояния РКПП, что позволит устранить все неисправности коробки еще на раннем этапе.

Есть и другие мелкие особенности таких коробок, которые зависят от изготовителя. Ими лучше сразу поинтересоваться, чтобы в дальнейшем не возникло недоразумений с эксплуатацией роботизированной коробки.

Правильная езда на роботизированной коробке передач

Любой из автолюбителей, сделавший выбор в пользу авто с роботизированной коробкой переключения передач, почти сразу задается вопросом: как управлять роботизированной коробкой передач?

Следует понимать, что роботизированная КПП – это, по большому счету, классическая механическая коробка, в состав которой включен небольшой электроблок, что осуществляет управление переключением передач и сцеплением.

Такие коробки роботизированного типа обладают рядом примечательных преимуществ: они надежны, комфортны и легки в эксплуатации, а также характеризуются низким расходом топлива.

На сегодняшний день практически каждый из производителей автомобилей имеет в своем модельном ряду виды, укомплектованные роботизированными КП. При этом любым заводом-изготовителем используются своя собственная уникальная технология и особое наименование.

Итак, чтобы разобраться, как правильно ездить на «роботе», и как осуществляется управление роботизированной коробкой, рассмотрим её более детально.

Устройство роботизированной КПП

Следует понимать, что «робот» — это ветвь в истории эволюции механических КП. Специалисты также называют роботизированные коробки передач гибридом механической КП и автоматической. Благодаря тому, что роботизированный механизм, автоматизированный электроблоком, начал управляться актуаторами-сервоприводами, некоторые характеристики таких КПП возросли.

Существуют роботизированные КП с ручными режимами. Некоторые разновидности «роботов» вообще позволяют эксплуатацию в 3-х различных режимах: автоматическом, полумеханическом, ручном. В первом случае вмешательство водителя в процесс переключения передач не требуется. Во втором случае водитель сможет самостоятельно контролировать сцеплением. В третьем же случае все управление ложится на плечи водителя.

Если вы обожаете быструю езду и ярый поклонник драйва, то идеальным вариантом будет выбор «кулачковой» роботизированной КП, так как она является наиболее быстрой из всех других «роботов». Скорость переключения одной передачи составляет порядка 0,1-0,15 сек. Автомобили с такого вида коробкой снабжаются педалью сцепления, хотя её применение требуется только для того, чтобы тронуться с места. Дальше процесс переключения происходит аналогично процессу переключения в гоночных мото, то есть без использования сцепления.

Роботизированные коробки оснащаются электро- или гидроприводами сцеплений. Для первого в роли составных элементов выступают электродвигатели или сервомеханизмы. Во втором случае элементами выступают гидравлические цилиндры.

Приводами на гидроцилиндрах оснащаются автомобили следующих марок: Peugeot, Fiat, Renault, BMW, Volkswagen, Citroen и многие иные марки. На основе электропривода характерными представителями являются: Nissan, Opel, Mitsubishi и другие.

Для полного понимания вопроса, как ездить на роботизированной коробке передач, потребуется осветить ряд вопросов.

Прогрев роботизированной коробки переключения передач и особенности эксплуатации

Многим из владельцев такого типа коробок переключения передач или тем, кто их совсем недавно открыл для себя впервые, интересен вопрос: необходим ли предварительный прогрев роботизированной коробки в условии низких или экстремально низких температур?

Хотя по уверениям конструкторов и с чисто эксплуатационной точки зрения прогрев такому виду коробки передач не нужен, однако стоит учитывать важный момент – температуру масла и то, как оно ведет себя при низких температурах. Ведь некоторые разновидности масел при небольших температурах начинают густеть и скапливаться в нижней части коробки передач.

Стандартная процедура прогрева заключается в том, чтобы на несколько минут оставить машину в заведенном виде, а во время прогрева селектор оставить в покое. При этом трогаться лучше плавно и спокойно, избегая рывков и толчков. Следите за оборотами: их уровень должен быть на минимуме в районе около одного километра.

В любом случае, подобную процедуру можно и даже рекомендуется проводить и в летнее время, что позволит всем элементам трансмиссии и коробки передач получить достаточно жидкую смазку.

Такие меры перед непосредственным началом движения сыграют очень положительную роль в сроке службы любого авто и предотвратят истирание и износ отдельных элементов.

Для того, чтобы избежать преждевременного выхода из строя как составных частей коробки переключения передач, так и трансмиссии в целом, рекомендуется соблюдать ряд определенных правил:

  1. Категорически не рекомендуется буксовать при низких температурах. В таких условиях букс становится губительным для системы исполнения в целом и может привести к разкалибровке.
  2. Также важно избегать заснеженных участков дороги, так как существует определенная вероятность просто-напросто застрять, что приведет к нежелательным пробуксовкам.
  3. «Липучки» лучше не покупать, а выбрать сразу же резину с шипами.
  4. В моменты долгих простоев или когда машина просто «ночует» во дворе вашего дома, её лучше оставить на передаче со значением «Е». Разумеется, при условии выключенного двигателя.
  5. В случае, когда дорожное покрытие ненадлежащего качества, рекомендуется трогаться, не газуя, со второй передачи.

Стартуем правильно: движемся на возвышенность, преодолеваем её и спускаемся

Всем тем, кто выбрал роботизированную коробку переключения передач, или тем, кто только собирается это сделать, следует учесть одну важную деталь: некоторые из автомобилей, содержащих её в составе своей трансмиссии, часто не оснащаются дополнительной функцией помощи при старте на возвышении. Именно поэтому крайне важно выучиться самостоятельно осуществлять передвижение при условии движения по наклонной дороге.

Поведение водителя в данной ситуации должно быть аналогично поведению при использовании механической коробки переключения передач, поэтому тем, кто на «роботов» перебрался с «механики», будет проще. Опишем процесс детальнее: селектор переводим в положение «А», затем легонько и равномерно нажимаем на акселератор; в это же время не спеша снимаем машину с ручника.

Если условия, в которых осуществляется подъем на возвышенность, характеризуются низкой температурой и повышенной влажностью, то может потребоваться ручное управление или режим «М1». Важно при этом помнить о том, чтобы давление на газ было допустимо возможным, такая мера предотвратит образование ситуации с пробуксовкой.

При наличии в автомобиле гироскопа, когда выбран авторежим, роботизированная коробка самостоятельно начнет выбирать нужные передачи и, соответственно, переключать их. При условии такого движения переключение будет осуществляться преимущественно на понижение. Опытным водителям в зависимости от ситуации можно выбрать функцию «М» при фиксации текущей скорости. В случае, когда водитель решил выбрать скоростной режим самостоятельно, ему рекомендуется выбрать её и соблюдать обороты в диапазоне 2500-5000, не ниже и не выше. Это табу!

Что касается движения по спуску, то делать ничего особенно не потребуется, кроме как перевести селективный рычаг в положение «А» и отключить ручной тормоз.

устройство коробки передач робот

Эксплуатация роботизированной коробки передач в городских условиях

Среди специалистов и заядлых автолюбителей распространено убеждение, что городские условия вкупе с пробками часто пагубно влияют на срок службы роботизированной коробки переключения передач. Чтобы избежать такого пагубного эффекта, при полной остановке автомобиля рекомендуется выставлять селективный рычаг в положение «N», после чего активировать ручной тормоз и заглушить двигатель. В случае же, когда остановки носят кратковременный характер, применение положения «N» не потребуется, можно остаться в положении «А».

Стоит также учитывать, что в пробках длиною более минуты мотор скорее всего потребуется заглушить.

НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.

Читать еще:  Инструкция по эксплуатации и настройке сигнализации Старлайн А93

В целом и общем

Итак, тонкости и нюансы езды на роботизированной коробке передач мы рассмотрели, осталось освоить немного полезных правил, которые будут особенно полезны новичкам и неопытным водителям, в частности тем, кто сталкивается с роботизированной коробкой переключения передач впервые:

  1. При осуществлении старта не стоит нажимать до упора на газ, при желании набрать скорости её следует топить уверенно, но вместе с тем и равномерно, плавно.
  2. Для того, чтобы избежать характерные для роботизированной коробки переключения передач рывки и подёргивания, специалисты и просто заядлые автовладельцы с «роботами» рекомендуют регулярно осуществлять процесс инициализации в специальных сервисных центрах.
  3. При наборе скорости и особенно интенсивном ускорении рекомендуется применять навыки работы с механическими коробками (разумеется, при условии, что вы ранее на ней ездили самостоятельно).

Также следует помнить и учитывать тот факт, что существуют некоторые дополнительные положения, кроме рассмотренных нами.

Некоторые из роботизированных коробок имеют режимы вроде «зимний» или «спорт». Первый режим устроен так, что дает плавность и контроль при езде по зимней дороге. Второй же дает возможность перейти на повышение передачи при условии больших оборотов, а это делает возможным быстрое ускорение.

Заключение

Итак, перед тем, как выбрать роботизированную коробку передач как основу трансмиссии вашего будущего автомобиля, внимательно ознакомьтесь с особенностями и тонкостями работы и езды на ней, чтобы избежать большинства ошибок, допускаемых новичками, а также сохранить все её элементы в целости и сохранности на долгие годы. Удачи на дорогах!

Как правильно ездить на роботизированной коробке передач

На легковых автомобилях используют несколько видов ступенчатых трансмиссий, предусматривающих переключение передач в ручном или автоматическом режиме. На части автомашин встречается роботизированная коробка, созданная на базе механической, но с автоматическим переключением скоростей и управлением сцеплением. Водителю необходимо знать, как ездить на роботе, поскольку от правильной эксплуатации зависит ресурс сцепления и механической части коробки скоростей.

Устройство роботизированной КПП

Роботизированная коробка представляет собой механическую ступенчатую трансмиссию, дополненную электронным блоком управления. Управление муфтой сцепления и переключение скоростей производится исполнительными сервоприводами (электрическими или гидравлическими). Для начала движения водителю необходимо поставить селектор в положение A (перемещение вперед) или R (движение назад), а затем отпустить педаль тормоза.

Блок управления переключает скорости в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и сопротивления движению. В конструкции контроллера предусмотрен специальный датчик, фиксирующий угол наклона автомашины. В зависимости от положения автомобиля корректируется работа роботизированной коробки.

В конструкции коробки предусмотрен режим ручного переключения, обозначаемый литерой M. Для выбора скорости необходимо нажимать на селектор вперед или назад, повышая или понижая передачу. Электронный контроллер отслеживает режим работы двигателя и скорость движения, в памяти устройства зашиты допустимые соотношения скоростей и оборотов силового агрегата. Например, блок не допустит попытки тронуться с 3-й передачи или перекрутить коленчатый вал мотора ошибочным включением пониженного передаточного отношения при движении на трассе.

Обслуживание роботизированной коробки заключается в проведении компьютерной диагностики, позволяющей определить остаточную толщину фрикционных накладок сцепления. При неаккуратном обращении с трансмиссией происходит ускоренный износ накладок муфты сцепления. Изменение размерных цепей негативно влияет на работу исполнительных механизмов, проходящих калибровку в заводских условиях.

При проведении ежегодного обслуживания автомашины или через каждые 10-15 тыс. км выполняется адаптация конструкции, позволяющая компенсировать износ накладок. Пренебрежение процедурой адаптации приводит к некорректной работе агрегата и его переходу в аварийный режим. В механической части трансмиссии производится замена масла на жидкость, рекомендованную изготовителем. Периодичность обслуживания агрегата зависит от производителя, рекомендации приведены в сервисной книжке автомобиля.

Как ездить на коробке робот

Роботизированная коробка предназначена для спокойного движения, резко нажимать на педаль газа не следует даже при активации спортивного режима.

Для обеспечения динамичного разгона рекомендуют перевести селектор в режим ручного управления и плавно ускоряться на каждой передаче. При замедлении необходимо вернуть рычаг в положение автоматического выбора передачи. Допускается буксировать автомобиль с роботом в случае поломки силовой установки или узлов подачи топлива. При поломке трансмиссии рекомендуют перемещать автомашину на эвакуаторе.

При переключении скоростей на роботе происходит толчок, что не является проблемой или признаком неисправности. Для уменьшения эффекта можно отслеживать моменты переключения и снижать обороты двигателя. Если машина застряла в грязи или снежной каше, допускается раскачивание автомобиля путем переключения коробки из режима А в режим R. Но длительное буксование приводит к нарушению работы исполнительных механизмов. Для восстановления работоспособности требуется выполнить компьютерную калибровку сервоприводов.

Особенности вождения с роботизированной коробкой

Поскольку робот является компромиссным вариантом конструкции, следует учитывать некоторые особенности управления автомобилем. Например, роботизированный агрегат не всегда корректно переключает скорости, что приводит к падению интенсивности разгона. При резком нажатии на педаль газа передачи переключаются вниз с запаздыванием. Эту особенность следует учитывать при совершении обгона на трассе, особенно с выездом на полосу встречного движения.

Требуется ли прогрев

При прогреве двигателя не требуется устанавливать селектор коробки в различные положения по аналогии с гидромеханическими агрегатами. После начала движения рекомендуют проехать 1-2 км на пониженной скорости, чтобы снизить нагрузки на трущиеся поверхности. Поскольку картер коробки находится на удалении от силового агрегата, нагрев масла в трансмиссии происходит через 10-15 км пути.

Начало движения на подъем его преодоление спуск

В конструкции роботизированных агрегатов не используется ассистент старта в гору. Исключение составляют некоторые марки автомобилей.

Чтобы начать двигаться в гору на автомашине с коробкой робот, необходимо перевести рычаг в положение A, одновременно удерживая автомобиль стояночной тормозной системой. Затем водитель отпускает рычаг тормоза и увеличивает частоту вращения двигателя.

Для снижения отката автомашины водителю необходимо поймать момент включения сцепления и одновременно отпустить рычаг ручного тормоза. Перед началом эксплуатации автомобиля рекомендуют выполнить несколько пробных попыток старта на горке, чтобы понять момент начала работы сцепления. В зимнее время коробка переключается в режим ручного выбора ступени, что снижает пробуксовку в начале движения. После разгона скорости переключаются принудительно или селектор переводится в положение автоматической работы.

При увеличении скорости коробка будет повышать передачи, но если частота вращения мотора упадет, трансмиссия перейдет на пониженную скорость в автоматическом режиме. При движении на спусках рычаг остается в положении А, педаль газа отпускается для торможения двигателем.

Остановка и парковка

Автомобиль с роботизированным агрегатом останавливается при помощи штатных тормозов. Затем водитель устанавливает рычаг коробки в нейтральное положение и включает стояночный тормоз. Педаль тормоза отпускается, водитель может заглушить двигатель и вынуть ключ из замка. При остановках, например, на светофоре, допускается оставлять селектор в положении движения вперед. При длительной стоянке необходимо перевести рычаг в нейтральную позицию, поскольку в выжатом положении сцепление изнашивается.

Другие режимы

Роботизированные коробки передач поддерживают дополнительные режимы работы:

  1. Режим, обозначаемый пиктограммой в виде снежинки, предназначен для передвижения в зимнее время. Контроллер коробки обеспечивает старт со второй передачи и меняет алгоритм переключения скоростей, снижая пробуксовку колес на скользком дорожном покрытии.
  2. Функция «спорт» позволяет переключать передачи при повышенной частоте вращения коленчатого вала, что обеспечивает динамичный разгон.
  3. Ручной режим, позволяющий принудительно управлять коробкой передач.

Эксплуатация роботизированной коробки передач в городских условиях

Езда на автомобиле с роботизированной коробкой в городе требует переключения в нейтральное положение при остановках дольше 20-30 секунд.

Если удерживать автомашину на тормозе, то сцепление находится в разомкнутом состоянии. Из-за этого изнашиваются детали привода фрикционной муфты, теряется эластичность пружинных элементов. Дополнительных требований к эксплуатации роботизированного узла нет.

то что НИКОГДА нельзя делать с роботизированной коробкой передач.

Мы уже делали статьи-“то что никогда не надо делать с механической коробке передач” (прочитать ее можно, кликнув тут ) и “То что никогда нельзя делать на автоматической коробке передач” (прочитать эту стать можно ,кликнув тут ). Теперь мы решили завершить серию этих рекомендаций для разных видов коробок передач роботизарованной коробкой передач. Эти советы помогут вам сохранять вашу коробку в рабочем состоянии более длительное время. Приятного и увлекательного чтения.

1.Частое передвижение в пробках на драйве.

Есть миф ,что когда вы стоите в пробке ,то нужно обязательно включать нейтраль и при начале движения снова включать D (драйв). Связанно это с тем , что люди думают ,что когда вы стоите в D(драйве) на тормозе , то диски сцепления трутся и быстрее изнашиваются. Но это не совсем так , на самом деле, современные “роботы” при нажатии тормоза на D(драйве), в пробке или когда вы стоите, автоматически размыкают сцепление и диски сцепления не изнашиваются. Вот что действительно нельзя делать ,так это постоянно так проезжать в пробке по паре сантиметров. Так после того как вы отпустили тормоз на D (драйве) диски сцепления получили нагрузку и нагрелись , и если делать это часто в пробке ,проезжая незначительный участок и снова останавливаясь , то ваши сцепления в коробке быстро износятся. Поэтому лучшей рекомендацией будет, дождаться пока поток впереди вас проедет более значительное расстояние ,хотя бы метров 5.

2.Резкое торможение при езде накатом.

Это не относится к экстренным ситуациям ,только к таким ,где у вас есть возможность плавно остановиться. Допустим вы едите накатом ,при этом ваше сцепление еще жестко связано с маховиком и когда вы резко тормозите,резко останавливаются и ведущие колеса, при таких обстоятельствах ,”робот” не успевает расцепить сцепление и коробка принимает на себя удар. Из-за такого “маневра” может начаться дрожание при трогание и другие проблемы с коробкой ,так что если хотите продлить жизнь коробке и ездить комфортно ,то в случаях когда экстренная остановка не нужна ,тормозите плавно ,чтобы коробка успела разомкнуть сцепления.

3.Неправильное использование ручного режима.

Во многих роботизированных коробках передач можно включить ручной режим переключения и он тоже может нанести вред автомобилю. Работает он следующим образом , если вы повышаете обороты ,коробка готовится ,что вы повысите передачу ,если понижаете ,то наоборот,понизите на передачу вниз. Так вот ,если вы делаете все наоборот ,то есть,допустим, повышаете обороты но включаете на передачу вниз , то сцеплению приходится принимать удар на себя ,чтобы выполнить вашу команду , также если вы снижаете число оборотов и включаете передачу вниз. Поэтому не стоит повышать обороты перед переключением передачи вниз и понижать обороты перед переключением передачи вверх. В последствии такое использование может проявиться в тех же самых стуках и дрожи.

2.Старт с двух педалей.

Многие любят делать “быстрый старт”. Делается он следующим образом : зажимается педаль тормоза и педалью газа поднимаются обороты ,после чего резко отпускается тормоз. На многих “роботах” сделана “защита от дурака” и при нажатии на тормоз сцепление не будет соприкасаться с маховиком,но не на всех. Поэтому если вы не хотите убить свою коробку , то просто не пытайтесь стартовать с двух педалей. Если вы хотите быстро “стартануть” , то просто резко нажмите на газ.Но и этим злоупотреблять не стоит , так как от частых нагрузок коробка также может выйти из строя.

1.”Гонять” на “роботах” с сухими сцеплениями.

Если у вас автомобиль изначально не спортивный и при этом коробка передач “робот”, то скорее всего у вас именно сухое сцепление.Что это значит ? Это значит ,что ваша коробка дополнительно не охлаждается и не может выдержать частые большие нагрузки. Поэтому если у вас не спортивный автомобиль ,а обычный городской ,то не стоит часто гоняться на нем , это убьет вашу роботизированную коробку передач.

avtoexperts.ru

Наверняка многие водители заметили в последние годы тенденцию отказа от классических автоматических трансмиссий и замену их на «роботы» или вариаторы. В России, где гидромеханическая АКПП считается самым лучшим вариантом двухпедальной машины, все расстраиваются, но жизнь такова. Производители все больше находятся под гнетом экологических норм и мириться с большим расходом, а значит и большими выбросами, АКПП не хотят.

Читать еще:  Хендай туссан отзывы владельцев

Да и в мире ситуация с топливом иная. Это в России с ценой бензина 42-45 рублей за литр дополнительный расход у АКПП не выглядит критично, а когда бензин стоит 110-130 рублей (как в Европе), начинаешь считать каждый грамм. Посему даже корейцы из Kia-Hyundai, которые, казалось бы, активно «топят» за классический АКПП переходят на «роботы». Например, у нового Kia Seltos «автомат» будет только у самого слабого мотора, а топового турбодвигателя – «робот». А некоторые концерны типа VAG давно сделали ставку на роботизированные коробки и сворачивать с этого пути похоже не собираются.

Как известно, «роботы» бывают с одним или с двумя сцеплениями. Однодисковый робот это фактически механическая коробка передач, к которой приделали два электромоторчика: один выжимает сцепление, второй переключает передачи. То есть делает все то же, что и водитель, только повинуясь электронному алгоритму. А вот двухдисковые коробки это уже не механика в чистом виде. Да, там такой же принцип передачи крутящего момента, вот только сама конструкция сильно сложнее: два первичных вала, два сцепления и совсем иной принцип работы. Между собой два типа «роботов» тоже сильно отличаются в эксплуатации.

Однодисковый «робот» наверняка скоро совсем отправится на свалку истории. Да, АвтоВАЗ его еще предлагает для Granta (а для Vesta уже нет), но, в целом, мировой автопром от такой трансмиссии отказался – ее никто не смог довести до ума. А вот двухдисковые «преселективы» набирают все большую популярность. И когда мы пишем, что РКПП вытесняют АКПП, то имеем в виду именно их.

Раз уж нашествие «роботов» неминуемо, то нужно научиться их готовить. Касаемо РКПП есть много мифов, большинство водителей просто не понимает особенностей трансмиссии и эксплуатирует ее кто как привык – либо как простую «механику», либо как обычный «автомат». Но на самом деле РКПП – ни то, ни другое. И ездить с такой коробкой нужно понимая именно ее особенности. В этой статьей мы собрали рекомендации как лучше всего эксплуатировать машину с РКПП, чтобы продлить ей жизнь.

1. Не переключаться в нейтраль на светофорах

Этот вопрос для владельцев машин с «роботом» самый холиварный. Вы только почитайте в интернете там же бои на эту тему идут. Обычно те, кто пересел с АКПП «топят» за то, что переключать не нужно, мол в конструкции все и так рассчитано,чтобы стоять с включенной передачей, а владельцы машин с «механикой» приводят «железобетонный» аргумент известный еще с автошколы: стоишь на светофоре с выжатым сцеплением – убиваешь выжимной подшипник. Так кто прав?

Все зависит от типа коробки. Для однодискового «робота» постулат о нагрузке на выжимной подшипник верный, ведь по умолчанию сцепление у него сомкнуто, значит, когда мы стоим на светофоре, нажав на педаль тормоза, то система размыкает его и держит в таком состоянии. Подшипник постоянно работает, что, понятное дело, пользы коробке не приносит.

Иное дело двухдисковый «робот». Там по умолчанию сцепления разомкнуты, а смыкаются они только когда реально нужно ехать, поэтому никакого смысла в переводе на нейтраль нет. Любой блок управления робота «включает» нейтраль при выжатой педали тормоза, а у нормальных производителей такое происходит и при поднятом ручнике: даже в режиме «D» если воспользоваться стояночным тормозом сцепление разомкнется. Посему выключать передачу на «преселективах» нужно только лишь во время долгих стоянок, да и то в основном для того, чтобы нога не устала давить на тормоз.

2. Не трогаться ради нескольких метров

Если в вопросе включения нейтрали конструкция коробки имеет значение, то в этом вопросе «роботы» одинаковы – любое трогание это износ сцепления и лучше по возможности сократить их количество. Строго говоря, процесс трогания он и на «механике» изнашивает сцепление, но там с износом все гораздо проще – водитель лучше понимает момент схватывания и может компенсировать износ более длинным ходом педали, у робота же есть настройки и любые отклонения приводят к сбоям. Вот почему ресурс сцепления для «робота» очень больной вопрос, тогда как на «механике» у умелого водителя оно ходит сотни тысяч километров.

Понятное дело, что не трогаться вообще не получится, мы же ездим в сложной городской среде с перекрестками и светофорами, но разумно сократить количество таких операций очень даже можно. Например, отказавшись от соблазна проехать несколько метров после того как предыдущая машина в пробке чуть подвинулась. На самом деле практического смысла от этого нет, а ресурс сцепления это немного сбережет.

Есть отдельная рекомендация по движению в пробках для ряда «преселективов», например DSG. У них для экономии топлива алгоритм работы настроен так, что переход с первой передачи на вторую происходит очень быстро, практически сразу. Даже в сильных заторах, когда машины продвигаются за раз на 10-20 метров, коробка может успеть переключиться на вторую передачу, а потом снова вернуться на первую. Вполне очевидно, что такие скачки не продляют жизнь трансмиссии, поэтому есть простой совет – в глухих пробках либо переходить в ручной режим и принудительно ползти на первой передаче, либо хотя бы переключиться в спортивный режим, в него зашито переключение на более высоких оборотах, поэтому в пробках машина чаще всего также будет оставаться на первой скорости и не метаться между передачами.

3. Логично использовать ручной режим

Для однодискового «робота» использование ручного режима (если он у него есть) не очень критично – там все равно все передачи переключаются последовательно. Да, нужно думать головой и включать скорости так, чтобы обороты двигателя не улетели в отсечку, но у большинства производителей и так есть защита от дурака на этот счет – передача просто-напросто не включится.

Двухдисковые «роботы» в этом вопросе не такие. У них при работе передачи на одном сцеплении вторая уже включена на другом и просто ждет когда на нее перебросят момент. Важный вопрос, а куда она включена вверх или вниз? Это зависит от режима движения. Если идет неспешный разгон, то система управления готовит повышающие передачи: машина немного разогналась на третьей, а потом плавно перешла на четвертую и так далее. Другое дело, когда педаль газа нажата сильно, тут система понимает, что сейчас нужно ехать быстро и на втором сцеплении готовит передачу пониже, чтобы добавить динамики.

Пока ЭБУ управляет передачами – все логично. Но вот резкое вмешательство водителя может внести сумятицу. Например, блок управления заготовил повышенную передачу, а тут водитель раз – и отдал в ручном режиме команду на переключение вниз. Роботу приходится не просто перекидывать момент с одного сцепления на другое, но еще и срочно переключать передачу на втором диске. Не трудно догадаться, что такие экстренные переключения даром для коробки не проходят. Если уж водитель захотел взять вопрос переключения передач в свои руки, то нужно стараться это делать по возможности безболезненно для коробки.

4. Не тормозить резко при движении накатом

Механическая природа передачи крутящего момента позволяет всем роботизированным коробкам отлично тормозить двигателем. Это и безопасно, и экономично, потому что подача бензина в таком случае отключается. Вот только в этом режиме движения не рекомендуется резко замедляться штатной тормозной системой. Дело в том, что в таком режиме движения коробка и колеса жестко соединены друг с другом и если вдруг резко остановить колеса, то на сцепление придет большая нагрузка, ведь колеса вдруг резко затормозили, а двигатель еще по инерции вращается. На «механике» такой проблемы нет, потому что этот вопрос решается одновременным выжимом сцепления, который разрывает жесткую связь колес и мотора, а вот с «роботом» так не получается – мы сначала тормозим, а потом сцепление размыкается.

Совет может показаться странным: как же это не тормозить, ведь безопасность превыше всего. Естественно, речь идет не о критических ситуациях, а о вырабатывании привычки плавно подъезжать к светофору. Многие водители, завидев красный свет, сначала просто сбрасывают газ, а приблизившись к крайней машине резко останавливаются, тогда как правильнее сразу же начать притормаживать, чтобы потом, при остановке, не было резкого удара по трансмиссии. Стоит привыкнуть – и «роботу» будет легче жить.

5. Не ехать в «D» на крутых спусках

Еще один совет, связанный с торможением двигателем, еще более неочевиден, то он тоже может продлить «роботу» жизнь. В режиме «D» многих из них автомобиль поддерживает очень низкие обороты двигателя даже когда машина движется накатом. В затяжных спусках это не полезно. Получается, что колеса как бы обгоняют мотор, который слабо раскручен, что тоже создает повышенную нагрузку на сцепление. На «механике» любой разумный водитель при торможении двигателем с горы будет поддерживать относительно высокие обороты, поэтому этот негативный момент сгладится, а мозг типичного «робота» не способен понять, что происходит. Выход простой – либо тормозить в ручном режиме, переключая передачи как на «механике», либо хотя бы перейти в «S», где сам «робот» будет поддерживать более высокие обороты.

6. Чаще пользоваться «ручником» на «преселективах»

Стояночный режим реализован у машин с однодисковым и двухдисковым «роботом» по-разному. Однодисковый «робот» ничем не отличается от «механики» – сцепление при выключении зажигания остается сомкнутым, поэтому режим «паркинг» у однодискового «робота» равен тому, что и оставить машину на передаче с «механикой». Двухдисковый «робот» такой связи в выключенном положении не имеет, зато имеет специальный блокиратор, который должен обездвиживать автомобиль. Получается, что без использования «ручника» «недвижимость» машины с однодисковым «роботом» осуществляется за счет силы трения всех частей мотора и трансмиссии, а с «преселективом» за счет отдельного механизма, который у многих коробок имеет не самый большой ресурс. Конечно, пользоваться стояночным тормозом полезно и на однодисковом «роботе» (да и на «механике» чего уж там, на некоторых моторах от таких стоянок может даже перескочить цепь), но для «преселектива» это гораздо более важная привычка – с ней не будет изнашиваться блокиратор, из-за поломки которого можно попасть на дорогой ремонт.

Кстати, такая разница в конструкции приводит к забавным отличиям в эксплуатации, например, вполне логично, что машины с коробками типа DSG нельзя завести с «толкача», а вот однодисковые «роботы» во многих случаях можно. Например, АвтоВАЗ для своей АМТ вполне официально разрешает данную процедуру, причем она технически выглядит так же, как и на «механике»: нужно чуть разогнать автомобиль, включить режим «D» и мотор заведется.

Мы не стали добавлять в этот перечень такие банальные вещи как: не стартовать с двух педалей, не буксовать без особой необходимости, давать остывать коробке после «отжигов» – думаем такие уж вещи должны быть понятны любому владельцу, тем более что это актуально не только для «роботов», а вообще для всех типов коробок передач.

Вообще, количество рекомендаций может неприятно поразить – мы вроде покупаем машину с современной коробкой, но вынуждены под нее подстраиваться и ездить не так как хочется. Увы, но да. Однако в чужой монастырь со своим уставом не ходят – если уж купили машину с «роботом» нужно не только понимать плюсы, но и ограничения по сравнению с другими видами трансмиссий. Ничего сильно криминального тут нет – зачастую нужно лишь немного подкорректировать свои водительские привычки. И да, наши рекомендации не сделают «робот» вечным, он все равно будет изнашиваться и когда-нибудь сломается, однако если думать о его ресурсе, то это произойдет гораздо позже, может даже уже после того, как вы продадите автомобиль.

Источники:

http://krutimotor.ru/kak-pravilno-ezdit-na-korobke-robot/
http://autoleek.ru/korobka-peredach/rkpp/kak-upravlyat-robotizirovannoj-korobkoj-peredach.html
http://akppgid.ru/vse-ob-akpp/robotizirovannaj-korobka-peredach.html
http://topvariator.ru/robot/ezdit-na-robote
http://zen.yandex.ru/media/id/5ae03f59dd248462ec6cc922/5b28cc8e1846ec00a8552f14
http://avtoexperts.ru/article/kak-ezdit-na-robotizirovannoj-korobke-peredach-chtoby-ona-ne-slomalas/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: