Классификация подвижного состава пассажирского автомобильного транспорта
Классификация подвижного состава пассажирского автомобильного транспорта
Страницы работы
Содержание работы
11 Классификация подвижного состава пассажирского автомобильного транспорта.
Подвижной состав автомобильного транспорта – это автомобили, прицепы или полуприцепы.
Автомобили делятся на:
а. транспортные б. специальные в. спортивные
Транспортные делятся на грузовые и пассажирские, а пассажирские делятся на легковые и автобусы.
Особая группа – грузопассажирские автомобили.
Автобусы предназначены для массовой перевозки пассажиров. Важнейшая характеристика – вместимость. По вместимости и длине различают автобусы:
– особо малый до 5 м, до 10 человекомест;
– малый 6-7,5 м, до 20-35 человекомест;;
– средний 8-9,5 м, до 35-60 человекомест;
– большой 10,5-12 м, до 60-100 человекомест; или
– большой 10-16,5 м, до 100-110 человекомест;
– особо большой ³16,5 м, до 160-190 человекомест;
В зависимости от назначения автобусы / на:
– местного сообщения (курсируют между небольшими городами)
Городские- должны иметь многоместный кузов вагонного типа. Особенность – способность интенсивного разгона. Должны иметь широкие проходы, двери не менее двух площадку для стоящих пассажиров; количество сидений = 30% от вместимости.
Пригородные – работают на маршрутах, связывающих город и пригород. Предназначены для перевозки сидячих пассажиров.
Междугородние – предназначены для перевозки пассажиров на значительные расстояния. Требования: высокая скорость, большие удобства, багажные отделения.
Туристические- аналогичны междугородним. Автобус имеет место для экскурсовода.
Экскурсионные имеют большую остекленность.
Школьные – используют для перевозки школьников по сельской местности. На этих автобусах должны быть установлены трафареты.
Легковые автомобили (вместимость до8 человек, включая водителя)
по назначению делятся на 4 группы:
Легковой автотранспорт делят на классы по рабочему объему цилиндра:
– особо малый £ 1,2 л (ОКА)
– малый 1,2-1,8 л (Жигули)
– средний 1,8-3,5 л (Волга)
– большой ³ 3,5 л (ин-ка)
– высший (не регламентируется) (лимузин)
Закрытые кузова для автомобилей:
2 и 3 класса с двумя рядами сидений – седан
3 класса с тремя рядами сидений – лимузин открывающиеся кузова – кабриолет открытые – фаэтон
Классификация подвижного состава пассажирского автомобильного транспорта
Подвижной состав автомобильного транспорта: назначение и классификация.
Подвижным составом автомобильного транспорта называют автомобили, автомобильные поезда, прицепы и полуприцепы. Подвижной состав служит для выполнения транспортных и нетранспортных работ: перевозки грузов, пассажиров и специального оборудования для производства различных операций.
Подвижной состав общего назначения служит для выполнения различных транспортных перевозок, специализированный — только и для определенных транспортных перевозок, а специальный —для производства разнообразных нетранспортных работ.
Пассажирский подвижной состав предназначен для перевозки людей. К нему относятся легковые автомобили и автобусы. Легковые автомобили служат для индивидуальной перевозки пассажиров (от 2 до 8 человек).
Легковые автомобили общего назначения имеют закрытые и открытые кузова. Специализированные легковые автомобили предназначены для перевозки пассажиров определенных категорий. К специализированным относятся автомобили скорой помощи,такси и др.
Специальные легковые автомобили служат для выполнения нетранспортных работ. Они выпускаются на базе шасси легковых автомобилей и оборудуются специальными устройствами, аппаратурой и т.п. К специальным относятся лабораторные,полицейские автомобили и др.
Автобусы служат для массовой перевозки пассажиров. Автобусами общего назначения являются городские, пригородные и междугородные автобусы. К специализированным относятся санитарные, туристические и школьные автобусы.
Автобусы имеют кузова вагонного и капотного типов и обычно выполняются на базе агрегатов грузовых автомобилей. Широкое распространение получили микроавтобусы, которые выпускаются на базе легковых автомобилей.
Специальные автобусы выполняются на базе шасси автобусов общего назначения, могут иметь специальные кузова и оборудуются специальными устройствами, приборами, аппаратурой и др. К таким автобусам относятся подвижные технические станции, кинолаборатории, санитарно-ветеринарные автобусы и др.
Грузовой подвижной состав служит для перевозки грузов различных видов. К нему относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, автопоезда, прицепы и полуприцепы. Грузовые автомобили могут быть общего назначения, специализированными и специальными.
Грузовые автомобили общего назначения предназначены для перевозки всех видов грузов, кроме жидких (без тары). Они имеют грузовые кузова в виде бортовых платформ.
Специализированные грузовые автомобили служат для перевозки грузов только определенных видов. Они имеют приспособленные для таких перевозок кузова и оборудуются специальными устройствами и приспособлениями для погрузки и разгрузки. К специализированным относятся автомобили-самосвалы, цистерны, фургоны, рефрижераторы, самопогрузчики.
Специальные грузовые автомобили предназначены для выполнения разнообразных нетранспортных работ и операций. Они оборудованы специальными приспособлениями, механизмами, устройствами, изготавливаются на базе шасси грузовых автомобилей и могут иметь специальные кузова. К специальным грузовым автомобилям относятся коммунальные (мусороуборочные, снегоуборочные, поливочные и др.), пожарные, ремонтные мастерские, автокраны, автовышки, автокомпрессоры, автобетономешалки.
Автопоезда позволяют увеличить производительность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок. Так, в одинаковых условиях эксплуатации себестоимость перевозок автопоездом на 25… 30 % ниже, а производительность в среднем в 1,5 раза выше, чем у одиночного автомобиля.
Автопоезда состоят из автомобилей-тягачей, прицепов и полуприцепов. Автопоезда подразделяются на прицепные, седельные и роспуски.
Прицепной автопоезд состоит из грузового автомобиля и одного или нескольких прицепов. Седельный автопоезд состоит из седельного автомобиля-тягача и полуприцепа, передняя часть которого закреплена на тягаче.
Автопоезда-роспуски состоят из грузового автомобиля и прицепа-роспуска, оборудованного опорными балками (кониками) для крепления длинномерных грузов (леса, труб, сортового металла и др.).
Прицепной подвижной состав включает в себя прицепы и полуприцепы, которые, как и автомобили, могут быть общего назначения, специализированными и специальными. Кроме того, прицепы могут быть легковыми и грузовыми.
Различие между грузовыми прицепами и полуприцепами состоит в том, что прицепы соединяются с автомобилем-тягачом тягово-сцепным устройством типа крюк—петля или шкворень — петля, а полуприцепы — опорным седельно-сцепным устройством.
Конструкции прицепов и полуприцепов очень разнообразны. Они могут быть одноосными, двухосными и многоосными в зависимости от того, для перевозки каких грузов предназначены
Кроме того, прицепы и полуприцепы также могут быть как с активным приводом, так и без него. При активном приводе прицепы и полуприцепы имеют ведущие колеса, к которым подводятся мощность и момент от двигателя автомобиля-тягача, а без активного привода — не имеют ведущих колес.
Проходимость подвижного состава (способность двигаться по плохим дорогам и вне дорог) различна в зависимости от его типа и назначения. В основу подразделения подвижного состава по проходимости положена колесная формула, выражающая цифровым индексом общее количество колес автомобиля и количество ведущих колес.
Автомобили ограниченной проходимости предназначены для движения по дорогам с твердым покрытием и сухим грунтовым дорогам. Эти автомобили имеют два моста, один из которых ведущий (передний или задний). Колесная формула автомобилей ограниченной проходимости обозначается индексом 4×2, где первая цифра (4) означает общее число колес, а вторая цифра (2) показывает число ведущих колес. Если ведущие колеса автомобиля двухскатные (сдвоенные), то колесная формула обозначается также индексом 4×2.
Автомобили повышенной проходимости предназначены главным образом для сельской местности. Их можно эксплуатировать как на грунтовых дорогах, так и на дорогах с твердым покрытием. Эти автомобили способны двигаться даже вне дорог и преодолевать при этом заболоченные, глинистые и заснеженные участки, а также водные преграды и крутые подъемы. Автомобили повышенной проходимости имеют несколько ведущих мостов. Их колесные формулы — 4×4, если у автомобиля два моста и оба ведущие, и 6х4, если автомобиль имеет три моста, из которых средний и задний являются ведущими.
Автомобили высокой проходимости способны преодолевать рвы, ямы и другие подобные препятствия. Это автомобили со всеми ведущими мостами, число которых три и более. Колесные формулы автомобилей высокой проходимости — 6×6 и 8×8.
Безопасность подвижного состава.
Подвижной состав должен иметь высокую конструктивную безопасность: активную, пассивную и экологическую.
Активная безопасность — свойство автомобилей предотвращать дорожно-транспортные происшествия.
Активную безопасность автомобиля обеспечивают его высокие тягово-скоростные и тормозные свойства, хорошие устойчивость и управляемость, высокая плавность хода, хорошие обзорность и комфортабельность, резко снижающие утомляемость водителя и создающие условия длительной безаварийной работы.
Пассивная безопасность (внутренняя и внешняя) — свойство автомобилей уменьшать тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий. Пассивную безопасность автомобилей обеспечивают высокая прочность пассажирского салона, практически исключающая его деформации при авариях, ремни безопасности, быстронадувные подушки безопасности, травмобезопасное рулевое управление, подголовники, безопасные стекла, безопасное внутреннее оборудование кузова, уменьшающее травмирование водителя и пассажиров, безопасная внешняя форма кузова, уменьшающая травмирование пешеходов.
Экологическая безопасность — свойство автомобилей снижать вред, наносимый в процессе эксплуатации пассажирам, водителю и окружающей среде.
«Читайте далее-Грузовой подвижной состав»
«Классы легковых автомобилей»
«Седельный тягач»
Классификация подвижного состава пассажирского автомобильного транспорта
Подвижной состав автомобильного транспорта
Рис. 2. Примерная схема классификации подвижного состава автомобильного транспорта
К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы для перевозки грузов различных видов.
К пассажирскому подвижному составу относятся автобусы, легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы.
К специальному подвижному составу относятся автомобили, прицепы, полуприцепы, предназначенные для выполнения различных, преимущественно специализированных работ и имеющие соответствующее оборудование или специальные кузова (поливомоечные, автомастерские, автокраны, пожарные и др.).
Грузовой подвижной состав. Основной частью грузового подвижного состава являются грузовые автомобили, которые можно классифицировать следующим образом (рис. 3).
Рис. 3. Классификация грузовых автомобилей
По назначению их разделяют на автомобили общего назначения и специализированные.
Автомобили общего назначения имеют кузова в виде платформы с бортами и применяются для перевозки грузов всех видов, кроме жидкости (без тары).
Специализированные автомобили оборудованы кузовами, приспособленными для перевозки грузов определенного вида. Это автомобили с саморазгружающимися кузовами (самосвалы), автомобили-цистерны для цемента, нефтепродуктов, молока, автомобили с кузовами для перевозки животных и т. д.
По проходимости, т. е. по степени приспособления к работе в тех или иных дорожных условиях, различают автомобили дорожной (обычной), повышенной и высокой проходимости. Автомобили дорожной (обычной) проходимости используют главным образом на дорогах с усовершенствованным (асфальтобетонным) покрытием. Автомобили повышенной проходимости и автомобили высокой проходимости предназначены в основном для работы в тяжелых дорожных условиях и по бездорожью. Наиболее распространенными являются автомобили дорожной проходимости.
У автомобилей число ведущих колес характеризуется колесной формулой. Например, 4 × 2 означает, что общее число колес 4, из них ведущих — 2. При колесной формуле 6 × 4 — общее число колес — 6, из них ведущих — 4.
При этом спаренные колеса, устанавливаемые с каждой стороны автомобиля на задней и средней осях, считаются как одно колесо.
По приспособленности к климатическим условиям автомобили делят для эксплуатации в условиях умеренного, холодного (северного) и жаркого (тропического) климата.
Для умеренного климата выпускают автомобили массового спроса в серийном исполнении. На их базе создают автомобили в северном и тропическом исполнениях.
По характеру использования различают одиночные автомобили и автомобили-тягачи для буксирования прицепов и полуприцепов.
Одиночные автомобили используют без прицепов и полуприцепов.
Автомобиль-тягач или грузовой автомобиль с одним или несколькими прицепами образует автопоезд.
Применение автопоездов позволяет увеличить производительность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок. Автомобильные поезда по типу соединения тягача с прицепными звеньями разделяют на прицепные, седельные и роспуски.
Прицепные автопоезда состоят из автомобиля, оборудованного бортовой платформой или специальным кузовом, и одного или нескольких прицепов. В качестве тягачей в прицепных автопоездах используются грузовые автомобили дорожной, повышенной и высокой проходимости.
Седельные автопоезда состоят из седельного автомобиля-тягача и полуприцепа.
Автопоезда-роспуски состоят из автомобиля-тягача и прицепа-роспуска, оборудованного опорными балками (кониками) для крепления длинномерных грузов (труб, сортового проката, леса и др.).
Принципиальное различие между прицепами и полуприцепами состоит в том, что прицепы соединяются с автомобилями-тягачами тягово-сцепным устройством, а полуприцепы — опорным седельно-сцепным устройством.
Прицепы и полуприцепы различают по назначению (типу кузова) и числу осей (грузоподъемности), а также по приводу осей.
По назначению они могут быть общего назначения и специализированные.
Прицепы и полуприцепы общего назначения используются для перевозки грузов всех видов, кроме жидких (без тары).
Специализированные (панелевозы, контейнеровозы и др.) — для перевозки грузов определенного вида.
По числу осей прицепы и полуприцепы различаются на одно-, двух- и многоосные.
Рис. 4. Прицепной подвижной состав
Широкое распространение получили одноосные и двухосные прицепы и полуприцепы общего назначения (рис. 4, а, б, в) с кузовами в виде платформ, используемые для перевозки различных тарных и сыпучих грузов, а также полуприцепы с закрытым кузовом типа фургон для перевозки промышленных и продовольственных грузов в том числе, требующих защиты от воздействия атмосферных осадков. Значительная часть таких прицепов и полуприцепов выпускается для сельского хозяйства. Их специализированные кузова приспособлены для перевозки скота, птицы, кормов и т. д.
Многоосные низкорамные прицепы большой габаритной длины (рис. 4, г) используются для транспортировки тяжелых неделимых грузов, а прицепы-роспуски (рис. 4, д) — для перевозки длинномерных строительных грузов.
По приводу осей прицепы и полуприцепы различаются с активным приводом и без активного привода.
Наибольшей проходимостью и управляемостью обладают прицепы и полуприцепы с активным приводом, т. е. с ведущими осями (колесами), которые приводятся в действие от двигателя автомобиля-тягача или автономного двигателя, установленного на прицепе.
Активный привод осей прицепа может быть механическим, гидравлическим, электрическим или смешанным. Тип привода выбирается в зависимости от состава автопоезда (прицепной, седельный), его длины и районов применения.
Прицепы и полуприцепы, у которых отсутствует активный привод к осям, называются прицепами и полуприцепами без активного привода. Эти прицепы не имеют ведущих колес.
Все прицепы и полуприцепы независимо от привода должны иметь колесные тормозные системы с гидравлическим, пневматическим или комбинированным приводом. Тормозные механизмы прицепных звеньев должны срабатывать одновременно с тормозами автомобиля-тягача или самостоятельно в случае отрыва прицепа.
Одним из важных условий эффективного использования автопоездов является взаимосцепляемость — это возможность сцепки автомобиля-тягача с теми или иными типами прицепных звеньев (прицепами и полуприцепами).
Каждой модели базового грузового автомобиля присваивается классификационный индекс, состоящий из четырех цифр.
Первая цифра классификационного индекса означает класс грузового автомобиля по полной массе (см. табл. 1).
Таблица 1. Классификация грузовых автомобилей по полной массе.
Классификация подвижного состава
Подвижной состав автомобильного транспорта классифицируется в зависимости от вида применяемого топлива для двигателя, а также от характера использования автомобилей в народном хозяйстве.
В основном на автомобили устанавливают поршневые двигатели внутреннего сгорания.
В зависимости от вида применяемого топлива двигатели внутреннего сгорания, а следовательно, и автомобили, на которых они установлены, подразделяются на карбюраторные — топливом является бензин, дизельные — топливом является дизельное топливо, газобаллонные — топливом являются сжатые или сжиженные горючие газы.
По характеру использования подвижной состав разделяется на транспортный (грузовой и пассажирский) и специальный. Транспортный подвижной состав предназначен для перевозки грузов или пассажиров, специальный — для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ, производимых с помощью установленного на нем оборудования.
К транспортному подвижному составу относятся грузовые автомобили, седельные тягачи с полуприцепами, грузовые прицепы, легковые автомобили, автобусы и пассажирские прицепы, а к специальному — пожарные автомобили, автокраны, машины для уборки городских территорий, передвижные ремонтные мастерские, автомагазины и т. п.
Транспортный подвижной состав в свою очередь делится на подвижной состав общего назначения и специализированный (по виду и характеру перевозок).
Для каждого вида грузовых и пассажирских перевозок должен выбираться подвижной состав с техническими характеристиками, соответствующими свойствам перевозимых грузов и характеру перевозок.
Грузовые автомобили классифицируются по грузоподъемности и по типу кузова.
По грузоподъемности (т. е. полезному грузу, перевозимому в кузове) автомобили подразделяются на:
Особо малой грузоподъемности …………………………..от 0,3 до 1,0 т
Малой грузоподъемности ………………………………….от 1,0 до 3,0 т
Особо большой грузоподъемности ……………………….….. 8 т и более
По типу кузова как грузовые автомобили, так и прицепы и полуприцепы разделяются на автомобили и прицепы общего назначения с кузовом «грузовая платформа» и специализированные.
Кузова специализированных грузовых автомобилей, полуприцепов и прицепов приспособлены для перевозки грузов определенного вида. Из специализированного подвижного состава наибольшее распространение получили: автомобили-самосвалы, автомобили-цистерны, автомобили-фургоны, автомобили со сменными кузовами.
Автомобили-самосвалы, полуприцепы и прицепы могут разгружаться за счет опрокидывания кузова назад или в сторону.
Автомобили, полуприцепы и прицепы-фургоны имеют закрытые кузова, внутри которых находятся приспособления, необходимые для перевозки определенного вида грузов. Они широко применяются для перевозки промышленных товаров, продовольствия, могут быть использованы для походных мастерских, лабораторий, автолавок.
Автомобили, полуприцепы и прицепы-цистерны используются для перевозки жидких наливных грузов: различных видов топлива, молока, кислот и т. д.
Особое значение приобретают автомобили, на которых применяются сменные кузова, что сокращает до минимума сроки погрузки и разгрузки и дает возможность использовать автомобили для различного вида работ. Время погрузки при этом состоит из времени постановки кузова на автомобиль, время разгрузки — из времени снятия кузова с автомобиля.
Для увеличения массы перевозимого груза за одну ездку большое значение приобретают автопоезда. Автопоездом называется автомобиль-тягач с одним и более полуприцепом или прицепом.
Автомобили-тягачи могут быть двух типов: седельные и буксирные. Седельные работают в сочетании с полуприцепами, часть нагрузки которых передается на шасси автомобиля-тягача. Для того чтобы воспринимать это усилие и обеспечивать сцепку с полуприцепом, на шасси автомобиля-тягача устанавливается опорно-сцепное устройство — седло. Буксирные работают в сочетании с прицепами, они выполняются на базе двух — или трехосных шасси грузовых автомобилей, которые и буксируют прицепы. Буксирный автомобиль-тягач может сам тоже нести нагрузку. Для соединения автомобиля-тягача с прицепом, последний имеет сцепное устройство.
Пассажирские автомобили в зависимости от вместимости, конструкции и назначения разделяются на легковые автомобили и автобусы.
Легковые автомобили подразделяются по рабочему объему цилиндров двигателя и по конструкции кузова.
По рабочему объему цилиндров двигателя легковые автомобили могут быть:
Особо малого класса ……………..до 1 2 л
Малого …………………………….от 1,2 до 1,8 л
Среднего …………………………..от 1,8 до 3,5 л
Большого …………………………….свыше 3,5 л
По конструкции кузова легковые автомобили могут иметь кузов:
седан — закрытый, четырехдверный, с двумя или тремя рядами сидений;
лимузин — закрытый, четырехдверный, с двумя или тремя рядами сидений и перегородкой позади переднего сиденья;
купе — закрытый, двухдверный, с одним или двумя рядами сидений;
кабриолет — с открывающимся верхом, двух или четырехдверный, с двумя или тремя рядами сидений;
пикап — кабина закрытая, задняя часть, предназначенная для груза, открыта или открывающаяся, может иметь откидные скамейки и дверь в задней стенке;
фургон — закрытый, трехдверный, с одним рядом сидений;
универсал — закрытый, имеет два ряда сидений, пятидверный; вместо багажника — место для груза.
Автобусы классифицируются по длине кузова, определяющей вместимость, и по назначению.
По длине автобусы подразделяются на:
Особо малого класса ………….до 5 м
Малого класса . ……….. 6 — 7,5 м
Среднего . ………………..8 — 9,5 м
Большого . ………….. 10,5 — 12,0 м
По назначению автобусы подразделяются на: городские и пригородные; местного сообщения; междугородные; туристские и экскурсионные.
Подвижной состав автомобильного транспорта по степени приспособленности к работе в различных условиях подразделяется на:
автомобили обычной проходимости, предназначенные для эксплуатации по благоустроенным дорогам;
автомобили повышенной проходимости, предназначенные для эксплуатации по неблагоустроенным дорогам и в отдельных случаях по бездорожью.
По общему числу колес и числу ведущих колес автомобили условно обозначают формулой, где первая цифра — общее число колес, а вторая число ведущих колес.
Пример: 4Х2 — автомобиль имеет четыре колеса (две оси), из них ведущих — два (одна ось). Такая формула характерна для автомобиля обычной проходимости.
6Х6— автомобиль имеет шесть колес (три оси) и все ведущие. Эта формула характерна для автомобилей повышенной проходимости.
Классификация автомобильного транспорта
Состав из автомобиля и буксируемого им прицепа или полуприцепа называется автопоездом.
Автомобильный транспорт делится на грузовой, пассажирский и специальный.
К грузовому автотранспорту относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы.
К пассажирскому автотранспорту относятся легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы.
Автомобили вместимостью до восьми человек (включая водителя) относятся к легковым, свыше восьми человек — к автобусам.
К специальному автотранспорту относятся автомобили, прицепы и полуприцепы для выполнения нетранспортных работ, оснащенные соответствующим оборудованием, — машины для уборки улиц, пожарные, автокраны и т. п.
Использование прицепов позволяет увеличить производительность транспортных работ и снизить себестоимость перевозок. К прицепному автотранспорту относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.
Одноосные прицепы (рис. 1.2, а) соединяются с автомобилем с помощью дышла. При хранении прицепа используются передняя и задняя опоры.
От двухосного прицепа (рис. 1.2, б) вертикальные нагрузки на автомобиль не передаются.
Прицепы-роспуски (рис. 1.2, в) применяются для перевозки длинномерных грузов. Они имеют поворотный конник 3, представляющий собой опорную поворачивающуюся балку, которая обеспечивает правильное размещение груза.
Дышло 2 прицепа-роспуска выполняется раздвижным, что позволяет перевозить грузы различной длины.
Полуприцепы (рис. 1.2, г) передней частью опираются на седельное устройство автомобиля, которое расположено на раме вместо кузова. Такие автомобили называются седельными тягачами. Часть нагрузки от массы полуприцепа и массы перевозимого им груза распределяется на раму седельного тягача. Отсоединенный от тягача полуприцеп опирается на поддерживающую опору 4.
Рис. 1.2. Виды прицепного автотранспорта: а — одноосный прицеп; б — двухосный прицеп; в — прицеп-роспуск; г — полуприцеп; / — подставка; 2 — дышло; 3 — поворотный конник;
Обозначение отечественного подвижного состава состоит из названия завода-изготовителя и четырехзначных цифр, где первая цифра обозначает класс автомобиля, вторая — вид автомобиля, а две последние — порядковый номер модели автомобиля.
Виды автомобилей и их обозначения:
- 1 — легковые;
- 2 — автобусы;
- 3 — грузовые;
- 4 — тягачи;
- 5 — самосвалы;
- 6 — цистерны;
- 7 — фургоны;
- 8 — резерв;
- 9 — специальные.
Легковые автомобили делят на пять классов в зависимости от рабочего объема двигателя:
Класс Рабочий объем двигателя, л
Особо малый. До 1,099
Большой. 3,5 и более
Высший. Не регламентируется
Автобусы делят на пять классов в зависимости от длины:
Особо малый. До 5
Особо большой. 16,5—24
Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы в зависимости от их полной массы (в тоннах) делятся на следующие классы: менее 1,2; 1,2-2; 2-8; 8-14; 14-20; 20-40; более 40 т.
Таблица 1.1 иллюстрирует цифровую классификацию отечественных автомобилей.
Пятая цифра в обозначении — модификация базовой модели. В обозначение машин экспортного исполнения добавляется шестой знак: экспортному исполнению присваивается цифра 6, тропическому исполнению — 7.
Для прицепов, полуприцепов и роспусков предусмотрены следующие классы: 8 — прицепы; 9 — полуприцепы и роспуски. Вид обозначается второй цифрой, которая соответствует виду автомобиля, например, 1 — прицеп или полуприцеп к легковым автомобилям, 2 — к автобусам и т. д.
Таблица 1.1. Индексы автомобильных подвижных составов в зависимости от класса
Классификация пассажирских перевозок и подвижного состава, предназначенного для перевозки пассажиров
Все выполняемые пассажирские автомобильные перевозки принято подразделять и классифицировать но целому ряду признаков.
По виду подвижного состава пассажирские автомобильные перевозки подразделяются на автобусные и перевозки легковыми автомобилями.
По принадлежности подвижного состава выделяют перевозки транспортом общего пользования (принадлежащим Министерству транспорта РФ или муниципалитетам), ведомственными автомобилями (принадлежащими другим министерствам, ведомствам, предприятиям), легковыми автомобилями индивидуальных владельцев (личного пользования) и легковыми автомобилями па условиях проката.
По виду сообщений перевозки могут быть городскими, пригородными, местными (сельскими или внутрирайонными), междугородными, международными.
По назначению автомобильные пассажирские перевозки бывают экскурсионными, туристскими, служебными, школьными, вахтовыми и специальными.
Но форме организации пассажирские автомобильные перевозки разделяют на маршрутные, заказные и прямые смешанные.
Автобусные перевозки пассажиров получили большое распространение в городах, в подавляющем большинстве малых городов и поселках городского типа. В сельской местности они, как правило, являются единственным видом транспорта. Все шире перевозки пассажиров автобусами применяются в пригородном, междугородном и международном сообщениях.
Ведущее положение среди видов городского транспорта занимает автомобильный. Транспортная классификация автомобилей представлена на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Транспортная классификация автомобилей
Согласно транспортной классификации все автомобили подразделяются на две основные группы: транспортные и специальные. К транспортным относятся автомобили для перевозки грузов и пассажиров по сети дорог общего пользования. К специальным — автомобили специального назначения, не предназначенные для выполнения транспортных работ (пожарные, автокраны, коммунальные, автомобили скорой помощи и пр.), а также наиболее тяжелые автомобили, не предназначенные для эксплуатации на дорогах общего пользования (например, карьерные самосвалы).
Транспортные автомобили и автопоезда могут быть грузовыми и пассажирскими. Пассажирские делятся на автобусы (пассажирский автомобиль, предназначенный для перевозки девяти и более человек) и легковые автомобили.
Автобусы но конструктивной схеме могут быть одиночными и сочлененными (тягач и полуприцеп с поворотным кругом, дающим возможность свободного перемещения из салона тягача в салон прицепа). Одиночные автобусы могут быть исполнены в виде одноэтажного, полутора- и двухэтажного транспортного средства.
По типу кузова автобусы бывают копотными и вагонными.
По расположению двигателя — с передним расположением, задним расположением и размещением под полом автобуса.
По размерности автобусы подразделяются на пять групп в зависимости от их длинны: I — особо малые автобусы (микроавтобусы), II — малые, III — средние, IV — большие и V — особо большие автобусы. Для работников автомобильного транспорта более удобно различать автобусы нс по длине, а по вместимости, выраженной числом пассажирских мест. В зависимости от назначения вместимость одинаковых по длине автобусов может быть различной. В табл. 3.1 приведены данные но длине и вместимости всех пяти групп автобусов [1] .
Но виду перевозок и, следовательно, назначению согласно определенным условиям эксплуатации автобусы могут быть городскими, пригородными, междугородными, местных (внутрирайонных, сельских) сообщений, туристскими, экскурсионными, школьными.
- [1] Пассажирские автомобильные перевозки : учебник / В. Л. Гудков, Л. Б. Миротин,А. В. Вельможии, С. А. Ширяев ; иод ред. В. А. Гудкова. М.: Горячая линия — Телеком, 2004.С. 79.
Источники:
http://vunivere.ru/work42326
http://autotehnica.ru/%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%82%D1%80%D0%B0/
http://studfile.net/preview/7392133/page:3/
http://vuzlit.ru/982861/klassifikatsiya_podvizhnogo_sostava
http://studref.com/314427/tehnika/klassifikatsiya_avtomobilnogo_transporta
http://studme.org/289429/logistika/klassifikatsiya_passazhirskih_perevozok_podvizhnogo_sostava_prednaznachennogo_perevozki_passazhirov