2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто придумал колесо 1966

Кто придумал колесо?

Kto pridumal koleso?

Кто придумал колесо?

Kto pridumal koleso?

Кто придумал колесо?

Kto pridumal koleso?

    • Страна:
    • Советский Союз СССР
    • Год:
    • 1966
    • Жанр:
    • драма
    • Продолжительность:
    • 90 минут (1:30)
    • Режиссер:
    • Владимир Шредель
    • Сценарист:
    • Тенгиз Абуладзе
    • Анатолий Гребнев
    • .
    • Оператор:
    • Yakov Sklyansky
    • Yakov Sklyansky
    • Композитор:
    • Исаак Шварц

  • _
    • Рейтинг «Киномании»
    • Оценок: _
  • _
    • Рейтинг IMDb
    • Оценок: _
  • _
    • Рейтинг «КиноПоиска»
    • Оценок: _

Окончив школу, Сева Лосев устраивается на химкомбинат. Лирический фильм о первых опытах самостоятельной жизни и первой любви.

  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер
  • КИНО
  • ТРЕЙЛЕРЫ
  • ОБОИ

Удивительное путешествие доктора Дулиттла

Канада, Япония, США, 2020

Эма: Танец страсти

Германия, Франция, Великобритания, Польша, США, 2018

КТО ПРИДУМАЛ КОЛЕСО

Энциклопедия кино . 2010 .

Смотреть что такое «КТО ПРИДУМАЛ КОЛЕСО» в других словарях:

КТО ПРИДУМАЛ КОЛЕСО? — 1966, 83 мин., ч/б, ш/э, 2то. жанр: мелодрама. реж. Владимир Шредель, сц. Тенгиз Абуладзе, Анатолий Гребнев, Томаз Малиава (по мотивам повести Виктора Краковского “Возвращение к горизонту”), опер. Яков Склянский, худ. Василий Зачиняев, комп.… … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

Кто хочет стать миллионером — Кто хочет стать миллионером? Логотип (2009) Жанр Телевикторина Производство Красный квадрат и Оранжевая студия (с 2008) Ways Media (1999 2008) Ведущий Дмитрий Дибров (1 октября 1999 года 1 июня … Википедия

Кто хочет стать миллионером? — Эту страницу предлагается объединить с О, счастливчик! (телепередача). Пояснение причин и обсуждение на странице Ви … Википедия

Список фильмов СССР и СНГ на К — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия

АБУЛАДЗЕ Тенгиз Евгеньевич — (1 января 1924, Кутаиси 6 марта 1994, Тбилиси), грузинский кинорежиссер, народный артист СССР, народный артист Грузинской ССР (1966), лауреат Ленинской премии (1988, за фильм «Покаяние»), Государственной премии Грузинской ССР (1979). В 1943 1946… … Энциклопедия кино

АФАНАСЬЕВ Александр — актер. 1959 В твоих руках жизнь (см. В ТВОИХ РУКАХ ЖИЗНЬ) 1960 Анафема (см. АНАФЕМА) 1960 Люблю тебя, жизнь (см. ЛЮБЛЮ ТЕБЯ ЖИЗНЬ) 1963 Мандат (см. МАНДАТ) 1964 Жаворонок (см. ЖАВОРОНОК) 1964 Мать и мачеха (см. МАТЬ И МАЧЕХА) 1964 Фро (см … Энциклопедия кино

ВИЦИН Георгий Михайлович — (23 апреля 1918, Петроград 22 октября 2001, Москва), рассийский актер театра и кино, народный артист СССР (1990). Актерское образование Георгий Вицин получал в театральных училищах имени Щепкина (1933 1934), имени Вахтангова (1934 1935). Затем он … Энциклопедия кино

ВОЛКОВ Николай Николаевич (старший) — ВОЛКОВ Николай Николаевич (23 марта 1900, Обоянь, Курская губерния 25 октября 1985), российский актер театра и кино, заслуженный артист Украинской ССР (1956). Окончил Бакинскую театральную студию, работал в театрах Баку, Казани, Перми, Иванова. С … Энциклопедия кино

ГЛУЗСКИЙ Михаил Андреевич — (21 ноябрь 1918, Киев 15 июнь 2001, Москва), российский актер; лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1973 за участие в фильме «Пришел солдат с фронта»); народный артист СССР (1983). Окончил Школу киноактеров при… … Энциклопедия кино

ГРЕБНЕВ Анатолий Борисович — (2 ноября 1923, Тбилиси 19 июня 2002, Москва), российский сценарист; лауреат Ленинской премии (1982, «Карл Маркс. Молодые годы»), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1976, «Старые стены»). Окончил театроведческий… … Энциклопедия кино

Где и когда было изобретено колесо?

Изобретение колеса — величайшее событие, с которого началось взрывное развитие человеческой культуры и экономики. Ни ремесла, ни эффективное земледелие не были бы возможны без колеса.

Предшественники колеса — бревна-катки, использовавшиеся для перемещения тяжелых предметов, строительных материалов и лодок. Люди заметили, что катки с более тонкой серединой имеют большую устойчивость, и стали обтесывать и обжигать их. Со временем такая конструкция приобрела вид колеса и оси, сделанных из единого бревна. А потом, наконец, колесо стали изготавливать отдельно от оси.

Колесо появилось в бронзовом веке, в конце V тысячелетия до н.э. почти одновременно в нескольких не пересекающихся культурах.

Самой ранней считается находка в жудеце (области) Яссы в Румынии — это были глиняные колёсики для игрушечных повозок, датируемые примерно 4750 гг. до н.э. Также некоторые культуры (ольмеки, например) изготовляли глиняные и деревянные фигурки животных на колёсиках. Исходя из этого, можно предположить, что первое колесо появилось в качестве игрушки.

В польском роночице был найден керамический горшок со схематическим изображением повозок с запряжёнными в них быками, датируется возрастом 3635—3370 лет до н.э.

Следующие по времени модели колёс были обнаружены археологами в погребениях майкопской культуры на Северном Кавказе и в погребении новосвободненской культуры в Краснодарском крае (середина IV тысячелетия до н. э.).

В Люблянском барье в Словении найдено сделанное из ясеня колесо диаметром 72 см, возраст которого превышает пять тысяч лет. В Прессехаусе (Швейцария) было найдено колесо с квадратным отверстием для крепления оси, ось вращалась вместе с колёсами. Оно датируется 3200 годом до н. э.

Следующие упоминания о колесе встречаются в Древней Месопотамии в конце IV тысячелетия до н. э.

Все эти находки говорят в пользу того, что самое первое колесо появилось не на Ближнем Востоке, как было принято считать ранее, а в Европе.

Колесо было усовершенствовано развитыми цивилизациями, владевшими искусством выплавки металла. Большой скачок — изобретение колеса со спицами и ступицей, насаживающейся на ось — такое колесо легче, устойчивее, быстрее и маневреннее на поворотах, т.к. вращается со скоростью, необходимой именно для этой стороны повозки, в отличие от жестко закрепленных колес, вращавшихся вместе с осью. Самая ранняя находка такого колеса, между прочим, сделана на Южном Урале и датируется II тысячелетием до н.э.

Ставь палец вверх и подписывайся на мой канал.

Кто придумал колесо? Где? Зачем?

Колесо придумали не Древние египтяне, не древние Инды и не Шумеры. Первыми настоящие колёса, за ними следом повозки, колесницы и телеги, придумали. Сейчас расскажу.

Древний египет к примеру, не упирался в надобность колеса, потому что там вокруг были оазисы, ну тогда. Сейчас оазисов конечно меньше, высохли из за дурости людей. Так вот, между оазисами и тогда были пески. Колесо бесполезно. Основная связующая магистраль Древнего и современного Египта — конечно же Нил, потому Египет вытянут вдоль реки и так же не нуждался в колесе. В древности карта плотности населения по своей сути была такой же, хоть и людей было тогда меньше.

потому у столь развитого народа, не было казалось бы банального колеса, оно запоздало на тысячу лет по сравнению с первопроходцами.

Инды. тоже самое. Не стали изобретателями колеса, хоть потом и взяли его на вооружение. Но изначально им оно было не нужно остро. Присмотритесь в карте и всё станет понятно. В те годы, в регионе Индской культуры, было влажно, климат не иссушился и потому там была не просто речная сеть, а одна из лучших и самых полноводных и плотных речных систем в мире.

На этой карте гидро-системы, это ещё более очевидно. Плотность рек запредельна. В итоге те, кто придумал систему стандартов масс, длины и по сути протолкнул её в мир, те кто придумали печати индивидуальные для управленцев и торговли, те кто создали флот торговый и плавали на тысячи километров, обходились без колёс.

Читать еще:  Как правильно восстановить документы на машину

А придумали первые колёса в Европе. И додумались, когда закончился век охоты, 12 000 лет назад. В этот период климат потеплел, появились вместо Тундростепи прохладной жаркие степи. Вместо лесов пошла лесостепь. 10 000 лет назад, люди что бы не сдохнуть, додумались на Ближнем востоке до пшеницы, ржи и стали расселятся с этими знаниями по миру, заодно приручив и одомашнив коров и коз.

Когда эти первые пахари-фермеры дошли до Европы, они попали в удобные для кочевания степи, где было возможно ещё и хорошо выращивать зерновые. Но если охотникам хватало саней или рюкзаков, что бы переместить весь свой скарб, то земледельцы то строить начали первые амбары для зерна. А зерно это тяжёлая вещь. Плюс скотина — если ты пахарь, то ты должен её содержать и зимой, а это нужно везти сено. Что бы строить дома и амбары, нужно подвозить кучу материала — камни, песок, глину, дерево. На руках много не наносишься.

Охотники то строили либо временные полуземлянки, либо вообще жили в подобиях юрт и типи, как индейцы, башкиры, монголы. Земледельцы почти сразу стали строить дома на 3 — 7 лет, пока земля не истощится, а жить на одном месте 7 лет в палатке это не ахти.

9 000 лет назад первые неолитические пахари земледельцы пошли с плотно населённого Ближнего востока в Европы и попали сначала в нынешнюю Турцию, затем дошли до Балканского полуострова, где Греция Древняя. В течение тысячи лет они разошлись по остальной части Европы и между 8 0 7 тысячами лет назад Европа из охотничье — собирательской, стала земледельческой территорией. Произошёл так называемый неолитический рывок, неолитическая революция. Следом, 6 тысяч лет назад люди начали активно торговать между собой в Европе. В Дании, Голландии и Германии северной сохранились остатки троп, проложенных с использованием брёвен — как бы аналог первый, по которому в России делали дороги ещё очень долго, вплоть до 19 века.

Эти тропы, как бы намекают, что по ним не просто ходили, по ним явно можно было ездить на чём то, ширина соответствующая.

Под Краковом нашли горшок. На нём был орнамент. Сначала его посмотрим. Вот на карте это место — Брончицы, 25 км. лот Кракова.

Этому горшку с орнаментом — около 5 600 лет. Это древнее чем самые ранние изображения колесниц, колёс и повозок на Ближнем Востоке на 1500 лет. Что видно слева? Как бы очевидно — это схематическая телега. Четыре колеса, явная схема упряжи.

Мало того, рядом с горшком нашли останки тура, древнего предка современной коровы. На его рогах обнаружились характерные истирания от упряжи верёвочной, как и сегодня запрягают волов в телеги. Так же в Польше в Островце нашли схожий орнамент на керамике и тоже со схемой телеги на четырёх колёсах.

Это говорит о том, что телега там была известна и до 5 500 лет назад. Потому что эволюция идёт плавно в таких вопросах. Сначала одомашнили коров, потом придумали повозку по типу арбы, потом вот телегу и потом видимо колесницу, а может сначала колесницу, ведь военная мысль иной раз впереди шагает.

В Германии найдены изображения на могильном камне — двухколёсная повозка. В Шлезвиг Гольштейне в Германии около мегалитической постройки, нашли колеи от колёс. Анализы подтвердили, что это была повозка по типу арбы — на двух колёсах, одноосная. Колея вела к каменной скульптуре, видимо что бы подвозить материал. Возраст находок более 5000 лет назад.

Разом придумать хорошую двухколёсную или четырёхколёсную повозку невозможно. На это нужно много опытом проверенных моеделей. Сначала делали просто — ось из дерева, сечение для колёс квадратное, колёса насаживаются на эти квадраты, закрепляются расклиниванием. Недостатки очевидны — ось вращается в двумя колёсами разом. И если надо повернуть, велика вероятность поломки либо квадратного выступа под колесо, либо сама ось лопнет от скручивания. Так делали 5 200 лет назад колёса те, кто жил в Швейцарии.

Те кто жил в Голландии и Дании по другому подошли к вопросу — они наглухо крепили ось к самой повозке, выступы под крепление колёс были круглыми — что бы колёса вращались каждое само по себе. Опа! Уже другой подход, иная школа. Значит реально то думать и делать колёса начали раньше 5300 лет назад — многие десятки лет до доводили до ума конструкцию., обменивались опытом.

Ямная культура делала такого же типа колёса, грубого. Без спиц, из двух кусков дерева.

Катакомбная культура, вышедшая из Ямной культуры ( которая является основой для индоевропейской экспансии в мире ) 4 300 лет назад делала вот такие повозки. Жили, если упростить — рядом с азовским морем, на его Северном побережье, в низовьях Дона жили. ( Нет, это не украинцы, не укры! ).

4 000 лет назад на Южном Урале додумались до спиц. Южный Урал — это регион где добывали медь и тут же нужно было её доставить до покупателя и не потерять от нападений. Там жила Синташтинская культура и она придумала две вещи — колёса со спицами и боевые колесницы, для разведки и войны. Примерно в этом регионе они жили.

Синташтинские колесницы выглядели уже вполне по Древне римски, только легче по конструкции. Синташтинцы, которым было нужно облегчить колесо, додумались до спицевого строения. Но у них был большой плюс — им нужна была скорость, они одними из первых ещё и лошадей получил и в качестве упряжных животных и медь у них была. В Европе лошадей узнали позже, чем Синташтинцы, потому вполне обходились более тяжёлыми вариантами колёс, всё равно их возили не лошади, а медленные волы.

К древним шумерам колесо явно попало уже доработанным, изобретали они его не сами и не с нуля. Появились там первые колёсные повозки примерно 5 100 лет назад, причём как бы резко. Уже скомпонованные. Если в Европе по находкам видна явная эволюция, как разные регионы тыкались, пробовали, изобретали и дорабатывали, то у Шумеров вроде как сразу всё получилось. Так не бывает. Значит к ним уже готовое колесо пришло и сами они его не придумали.

Почему именно в Европе а не на Ближнем Востоке, во многом тогда передовом, придумали столь нужный элемент?

Есть ответ у археологов. Первые колёса, эволюционно додумались делать, присмотревшись в каткам. На катках издревле додумались волочить тяжёлые грузы. Каток это что? Тонкий ствол дерева. Мысль работает прямо и просто, чудес тут не бывает. Кто то додумался топором отрубить от большого, толстого ствола дерева диск-круг — заготовку больше чем колесо по толщине. Этот круг был по диаметру чуть больше будущего колеса.

Читать еще:  Вырвало крышку масляной заливной горловины

Дальше, путём мата, стёсывания лишней древесины до нужной толщины и расщепления надвое, получалась заготовка под колесо. Зачем на две части щепить? Что бы во первых высушить древесину, ведь цельные круг из ствола просто треснет в любом месте по диаметру и всё. И что бы высушенную заготовку проще было скруглить по краям, её легче обрабатывать так — просто поставь на землю и всё, никуда не покатится. Это наиболее простой способ.

Катакомбники чуть позже додумались делать чуток посложнее. Тоже цельный ствол срубали топорами, отделяя круг, но потом разделяли заготовку на ТРИ части, как видно на схеме. Позже стали вообще использовать доски, так и проще и удобнее чинить — всегда можно наделать запасных частей. Делали эдакую цельную доску — вставку для крепления именно оси, что бы колесо не слишком быстро разбалтывало скреплённые между собой две половины, а оказывалось зафиксировано в цельной доске. Затем четыре медных хомута и вот вам колесо. Потом в Восточной Европе люди додумались вместо внешних хомутов сажать эти части на шпильки.

Между прочим именно посадка на деревянные шпильки и была основой для изготовления Ладьи — славянского типа речного судна, в то время как Скандинавы делали драккары с помощью гвоздей. Преемственность технологий и тут видна.

На ближнем Востоке уже тогда было мало лесов и в наличии не было тем более толстых, хороших стволов деревьев, что бы экспериментировать. Так что там люди обходились до поры без колёс — не было материала для манёвра так сказать. А в Европе тогда было полно лесов.

В итоге столь важный элемент не придумали Инки или майя с ацтеками. Не сделали Шумеры знавшие астрономию и Инды, знавшие систему мер. Древние египтяне тоже обошлись. А вот на вид простые земледельцы — додумались, потому что надо было. Черед факторов и совпадений сделала их изобретателями этой технологии.

Кто изобрел колесо и где это произошло?

Сложно сказать, каким путём пошла бы человеческая цивилизация, если бы в глубокой древности люди не придумали колеса.

Основываясь на этой простой детали, они в последующие тысячелетия смогли создать огромное множество различных машин и механизмов, направив развитие нашего общества по пути совершенствования техники. Изобретатель колеса, возможно, был величайшим техническим гением своего времени.

Кто изобрёл колесо?

К сожалению, изобретатель колеса жил в настолько древние времена, что история не сохранила для нас не только его имени, но даже места, где это произошло. Прообразом колеса многие историки считают круглые каменные жернова, которые использовались для размалывания злаков, начиная с периода неолита.

Исторический период, к которому относятся первые колёса, определяется довольно приблизительно – где-то около V тысячелетия до нашей эры. Именно к этому времени относится археологическая находка, сделанная румынским учёным неподалёку от города Яссы в 1981 году. В раскопе были обнаружены глиняные игрушки, изображавшие колёсную повозку. На текущий момент это наиболее древние из колёс, известных историкам.

Аналогичные находки, датируемые IV тысячелетием до н.э., обнаружены и в других местах Центральной Европы. Это керамические горшки с рисунком повозки, игрушечные модели колёс и даже деревянное окаменевшее колесо из древесины ясеня. Примерно пять тысяч лет насчитывает двухколёсная повозка из погребения «Тягуновой могилы» — кургана в Запорожской области Украины. Все эти находки доказывают, что современная цивилизация зародилась не на Ближнем Востоке, как это было принято считать раньше, а в Центральноевропейском регионе.

Деревянные колёса Месопотамии

Примерно четвёртым тысячелетием до н.э. датируются колёса, изображённые при раскопках шумерского города Урук в Месопотамии. Тысячу лет спустя мастерство изготовления колёс развилось настолько хорошо, что шумерские цари стали брать с собой в загробное царство не только еду, драгоценности и любимых рабов, но и деревянные колёсные повозки. Такие погребения обнаружены в древних городах Ур и Киш, а также в древних Сузах.

Все эти колёса изготавливались из сплошного деревянного круга с вырезанным отверстием для оси и держались на месте при помощи клина. Считается, что их прообразом стали деревянные катки, которые использовались для перемещения тяжёлых блоков из камня при строительстве храмов и гробниц.

Развитие конструкции колеса

Ко второму тысячелетию до нашей эры конструкция колеса была усовершенствована: придуман гнутый обод и ступица, в конструкции колеса появились деревянные спицы. Такие колёса обнаружены практически на всей территории Европы, от Ирландии до Южного Урала. Спустя ещё одно тысячелетие наружную часть обода для повышения прочности начали обивать полосками металла.

Характерно, что колёса в этот период начинают использоваться не только в повозках, но и в конструкции других примитивных механизмов – водоподъёмников, гончарных кругов, токарных станков, прялок и др.

Культуры, не знавшие колеса

В то время, как древние европейцы уже вовсю пользовались колёсными повозками и изготавливали различные механизмы, аборигенам Америки и Африки они оставались неизвестными. Правда, исследования говорят о том, что культура ольмеков уже вплотную подошла к изобретению колеса, используя при строительстве деревянные катки, однако следующий шаг сделать ольмеки уже не успели.

Удивительно, что у некоторых из народов, не использовавших колесо в быту, были найдены игрушки в виде фигурок на колёсиках, сделанные из дерева и обожжённой глины.

Колесо как мистический и сакральный символ

В древних культурах многих индоевропейских народов присутствует символика, так или иначе связанная с колесом. Оно обозначало бесконечность циклов жизни и смерти, вечный путь, совершаемый живыми существами в бесконечном колесе инкарнаций.

Круглая форма связывалась с солнечным божеством, совершающим свой ежедневный круг по небосводу. Все культуры, знакомые с колесом, использовали его в своей сакральной символике. Нельзя не вспомнить славянский Солнцеворот, буддийскую Дхарму, египетские боевые колесницы и т.д. Как правило, оно было символом власти, вечного движения и обновления, высшего закона и истины.

История колеса: создание, особенности, развитие и интересные факты

Колесо — одно из важнейших открытий человечества в области механики. История колеса, по определению ученых-историков, начиналась еще в бронзовом веке (4-1 тысячелетие до нашей эры).

Современная гипотеза создания колеса

Слово «колесо» происходит от праславянского «коло» и праиндоевропейского «кел-со» и обозначает «вращение». От этого же корня происходит название «колесница».

По последним данным исследователей, история изобретения колеса берет свое начало из Европы. Самые ранние глиняные колеса были найдены при раскопках трипольской культуры на территории современных стран (Румынии и Украины), которые датированы 5 тыс. до н. э. Более «поздние» находки сделаны в районах Германии, Польши и на Северном Кавказе. Древние захоронения людей вместе с колесницами были обнаружены недавно на границе между Арменией и Грузией в верховье реки Куры (4-3 тыс. до н. э.).

Одним из праобразов колес считаются древние каменные жернова для размалывания зерен в муку. Первые колеса делались из глины, камня и только потом из дерева.

Появление колес в Месопотамии

По другой гипотезе история появления колеса берет свое начало в Месопотамии (современный Ирак) и Египте, где предшественниками колес считаются катки, которые использовались при строительстве (4 тыс. до н. э.).

Читать еще:  Особенности расчета налога на транспортные средства

Праобразом колес служил известный способ передвижения при строительстве египетских пирамид огромных каменных блоков с помощью катящихся бревен (катков), который был не очень удобен, но показал людям возможность использования круглых предметов для переноски грузов. Аналогично научились передвигать грузы и шумеры, которые также использовали бревна для передвижения тяжестей.

Первые повозки

История создания колеса напрямую связана с появлением земледелия, ведь плодородную землю в долинах рек Азии, Египта и Китая нужно было обрабатывать. К этому времени относится также появление и таких изобретений, как плуг и парус.

Сначала люди стали делать двухколесные повозки, когда 2 деревянных колеса насаживали на оси. Самые первые колеса делались из сплошных бревен. Древние люди отрезали от бревна круг или скрепляли из досок, обрезав по кругу.

Передвигались повозки при помощи запряженных животных (осликов или быков), но поворачивать такую повозку можно было только вручную. Позднее появились и четырехколесные (около 3500 до н. э.). Конечно, такие конструкции не были изобретены в один год, усовершенствование продолжалось столетиями.

Наскальные рисунки, найденные археологами, изображают повозки с очень примитивной конструкцией: четыре колеса, закрепленные на осях, а сверху расположена платформа для размещения груза. Такие древние устройства были обнаружены в Месопотамии, очаге цивилизации, в котором впервые началось развитие обработки металла.

Распространение колесных конструкций происходило и в Европу и на север Азии, не зря слово «телега» имеет монгольское происхождение. Изображения телег найдены в Южной Сибири (середина 2 тыс. до н. э.). Кочевники даже стали делать дома на колесах — большие повозки с крышей. Постепенно такие сооружения докатились и до Китая.

Следующим усовершенствованием, связанным с колесом, стала конструкция, при которой передние колеса могли свободно поворачивать при помощи поворотной передней оси. Теперь люди, сидя в повозке, могли ее поворачивать, управляя животными.

Одновременно назрела необходимость в строительстве дорог, чтобы транспортные средства могли передвигаться вначале между полем и поселением, а затем и между населенными пунктами стали перевозить продукты и грузы.

Появление колесниц

История возникновения колеса свидетельствует о том, что вместе с повозками для перевозки грузов, люди начали делать и средства передвижения для людей. Так появились и первые колесницы, в которых запрягали ослов, буйволов и мулов, т. к. лошади в те времена еще не использовались. Первых лошадей и нужные им породы древние люди научились выводить только во 2 тыс. до н. э. На колесницах передвигались только зажиточные люди и военные.

Чаще всего колесницы использовали во время военных действий. Боевые колесницы были распространены в странах Месопотамии, Египте и других. Об их важном значении в те времена говорит тот факт, что богатых и почитаемых сограждан (чаще всего царей) хоронили вместе с их колесницами.

Устройство этих средств передвижения развивалось постепенно. Вначале это были массивные платформы, на которых стояли воины, метающие во врагов дротики, или лучники. Древнеегипетские колесницы уже более легкие и маневренные.

Появление и развитие таких устройств способствовало революционным изменениям в военном деле. Использование такого боевого и быстрого транспорта часто являлось решающим и давало возможность одержать победу над врагами.

Еще одним скачком в революции колеса стало изобретение и использование спиц, вначале деревянных, затем и металлических. Применение спиц позволило сильно облегчить вес самих колес и всей колесницы. Следующим шагом было изобретение обода для колес.

Дальнейшая история развития колеса связана с Европой и кельтами. В период 1500-1000 гг. до н. э. они начали использовать металл для обода, и затем колеса стали полностью металлическими, как и колесницы. А вот грузовые телеги так и остались деревянными.

Гипотеза об изобретении гончарного круга

По третьей гипотезе история колеса связана с изобретением гончарного круга. До сих пор остается непонятным, что из них было придумано первым — гончарный каменный круг, имеющий форму колеса, положенного горизонтально, или колесо в повозке для передвижения.

Изобретение гончарного круга по времени также относится к бронзовому веку. Параллельно колесо начали использовать для изготовления посуды из глины и в Древнем Египте, через несколько сотен лет египтяне даже стали делать посуду на быстро вращающихся кругах, что повлияло на разнообразие формообразования древней посуды и ее качество.

Было ли колесо в Америке

До сих пор остается невыясненным вопрос о существовании колеса у американских индейцев. Испанские конкистадоры, приплыв в Америку, не обнаружили никакого колесного транспорта, однако раскопки свидетельствуют, что у детей инков, ацтеков и майя были игрушки с колесиками. Видимо, военное нашествие испанцев затормозило этот процесс, и история колеса в Америке не нашла своего логического продолжения.

Аналогичные находки — миниатюрные изображения игрушечных колесных повозок были обнаружены археологами и в странах Европы.

Использование колеса в других устройствах

Постепенно колесо стали применять и в других устройствах. Со временем оно нашло свое применение для водяных устройств, по записям ученого Витрувия уже в 1 в. до н. э. водяные колеса распространились и в Древнем Риме. Использовались два вида таких колес: подливное (для медленно текущих рек) и наливное (на быстрых горных речках).

При строительстве люди также стали пользоваться грузоподъемным блоком, основу которого также составляет колесо. Позднее колесо нашло еще одно применение — для прядения шерсти была создана прялка. По историческим данным, она была изобретена около 1 тыс. до н. э. в Индии и близлежащих районах Азии.

Совершенствование устройства колеса

Несколько тысячелетий история колеса почти не продвигалась в своем развитии. И только в середине XVIII века, наконец, появилось новое усовершенствование — были изобретены шины. Первые шины на колеса делались из плотной ткани (парусины) и только затем их стали изготавливать из резины.

Одним из толчков к дальнейшему совершенствованию стало изобретение в 1817 году немецким профессором К. фон Дрезом первого велосипеда, более похожего на деревянный двухколесный самокат (его назвали «дрезиной»).

Появление и совершенствование колеса — самое эпическое изобретение, которое подтолкнуло человечество к началу транспортной революции, в которую в XIX веке включился железнодорожный транспорт (устройство которого также основано на использовании колес) и речной — с открытием паровой машины запущены первые колесные речные пароходы.

Следующим шагом в истории стало создание автомобилей, и уже тут устройство колеса претерпело массу усовершенствований, которые продолжаются и до наших дней.

Какая гипотеза верна

Официальная и признанная сейчас версия происхождения колеса считает его родиной Месопотамию или Двуречье, что аргументируется учеными появлением у них к тому времени инструментов, без которых нельзя было обойтись при изготовлении колес.

Такая же гипотеза излагается в школах и других учебных заведениях, снято множество фильмов и мультфильмов, в которых рассказывается история колеса для детей, о его развитии, совершенствовании и появлении новых видов транспорта.

Уместно будет упомянуть и философский смысл колеса «Движение… жизнь… бесконечность», который и подтверждает суть его открытия.

Источники:

http://www.kinomania.ru/film/404077
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_cinema/9545/%D0%9A%D0%A2%D0%9E
http://zen.yandex.ru/media/id/5beffafb5b0ea200aa0800c5/5bf01157a76bb400aefdd41b
http://pikabu.ru/story/kto_pridumal_koleso_gde_zachem_6391727
http://www.vseznaika.org/tehnika/kto-izobrel-koleso-i-gde-eto-proizoshlo/
http://www.syl.ru/article/302684/istoriya-kolesa-sozdanie-osobennosti-razvitie-i-interesnyie-faktyi

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector