Наиболее часто встречающиеся неисправности и ремонт синхронных машин
Устранение неисправностей синхронных генераторов
Чтобы провести правильный ремонт синхронного генератора следует осуществить диагностику и определить причины неисправности. Наиболее частыми повреждениями принято считать нарушение обмотки статора и ротора, которое связано с перегрузкой двигателя, что может провести к разрушению изоляции и замыканию.
В зависимости от сложности поломки специалисты проводят капитальный или планово-предупредительный ремонт. Это может быть замена изношенных подшипников, демонтаж и замена обмоток статора и ротора, сборка, испытания и ремонт корпуса. При демонтаже обмоток квалифицированные специалисты не подвергают активные части генератора обжигу, чтобы избежать ухудшений производственных и качественных характеристик двигателя.
Перед проведением капитального ремонта синхронного генератора следует исследовать вибрацию подшипников и крестовин на холостом ходу и при разных нагрузках. При недопустимо высоких показателях специалисты осуществляют балансировку ротора, прежде чем отправить в ремонт оборудование.
Меры безопасности
Текущий ремонт синхронных генераторов проводят с учетом его состояния. В ходе работы осуществляют замену использованных щеток, чистку щеточных аппаратов, а также осмотр и чистку доступных мест оборудования, а также других деталей и узлов механизмов, которые можно произвести без разборки оборудования.
Перед проведением любого вида работ или технического обслуживания следует отключить все источники электрического питания и заблокировать способы управления, чтобы избежать самопроизвольного запуска генератора. Сетевое оборудование и станина агрегата должны быть надежно заземлены. Данные меры предосторожности исключают возникновение аварийной ситуации, что может привести к чрезвычайно тяжелым последствиям.
Перед запуском синхронного генератора после ремонта следует проверить подключение проводов к клемному блоку. Заказчик должен четко соблюдать все правила техники безопасности, чтобы не произошел несчастный случай, так как клеммы генератора всегда находятся под напряжением. Поэтому ремонт и установку должны проводить только профессиональные специалисты.
Современные ремонтные компании качественно проведут все ремонтные работы и проведут консультации, которые позволят избежать ошибок и аварийных ситуаций.
Наиболее часто встречающиеся неисправности и ремонт синхронных машин
Повышенный нагрев активной стали статора. Нагрев активной стали статора может возникнуть из-за перегрузки синхронной машины, а также от замыкания в листах шихтовки сердечника при слабой прессовке на заводе-изготовителе. При слабой прессовке сердечника происходят микроподвижка листов шихтовки с частотой перемагничивания 100 Гц/с, а также повышенная вибрация активной стали.
В процессе вибрации активной стали происходит истирание изоляции листов. Листы с поврежденной изоляцией контактируют между собой и в образовавшемся стальном неизолированном пакете вихревые токи нагревают сердечник. При этом может произойти расширенное замыкание по всей расточке статора или местное.
В зависимости от площади замыкания в листах может возникнуть так называемый «пожар в железе», сильно перегревающий изоляцию и приводящий к ее повреждению. Это явление опасно в крупных синхронных машинах, особенно в турбогенераторах.
Избавляются от такого опасного явления в активной стали следующим образом:
• крупные синхронные машины имеют измерительные средства по току и мощности (амперметры и ваттметры), поэтому уровень нагрузки легко контролируется, и меры по снижению нагрузки можно принять быстро. Нагрев обмотки и активной стали контролируется с помощью термопар, заложенных в статор для замера температуры обмотки и сердечника;
• в случае замыкания активной стали, особенно местного характера, это явление обнаруживается в работающей машине только на слух. Возникает зудящая вибрация, и ее слышно приблизительно в том месте статора, где замкнута активная сталь. Для устранения этого явления машину следует разобрать. Обычно крупные синхронные двигатели изготовляют с удлиненными валами, что дает возможность снять щиты и сдвинуть статор, в котором можно работать.
Затем для уплотнения стали в зубцы забивают клинья из текстолита, промазанные одним из клеящих лаков (№ 88, МЛ-92 и др.). Перед расклиновкой зубцов активную сталь тщательно продувают сухим компрессорным воздухом.
Если по какой-либо причине возникло замыкание и оплавление железа в зубцах, поврежденные участки тщательно вырубают, зачищают, между листами заливают лак воздушной сушки и листы расклинивают. Если после этого зудящая вибрация не исчезает, следует повторить расклиновку до полного исчезновения вибрации активной стали.
В высоковольтных крупных машинах проверку качества ремонта и шихтовки листов проводят индукционным способом.
Перегрев обмотки статора. Наиболее частой причиной местных перегревов обмоток статоров синхронных машин являются витковые замыкания. При возникновении виткового замыкания в обмотке статора, компаундированной битумом, машина отключится максимальной защитой в связи с повышением тока в поврежденной фазе. В месте виткового замыкания битум расплавится, затечет между витки и изолирует их. Примерно через 30— 40 мин после того, как застынет битум, следует запустить синхронную машину. Многолетний опыт подтверждает благоприятный исход изложенного порядка ликвидации повреждения обмотки.
Однако такое восстановление изоляции статора нельзя считать надежным, хотя и восстановленная изоляция может длительное время надежно работать до остановки двигателя на плановый ремонт.
В статорных обмотках синхронных машин возможны неисправности, аналогичные неисправностям в обмотках асинхронных двигателей, как например, перегрузка по току при снижении напряжения в сети. В этом случае требуется повысить напряжение сети до номинального.
Перегрев обмотки возбуждения. В отличие от статорной обмотки синхронных машин обмотки возбуждения питаются постоянным током. Изменяя ток возбуждения в синхронной машине, можно регулировать коэффициент мощности. Ток возбуждения регулируют в пределах номинальных значений для каждого типа синхронных машин.
С увеличением тока возбуждения повышается перегрузочная способность синхронных двигателей, улучшается коэффициент мощности благодаря высоким компенсирующим способностям таких машин, повышается уровень напряжения в зоне их действия. Однако с увеличением тока в обмотке возбуждения повышается нагрев этой обмотки, а также увеличивается ток в статорной обмотке. Поэтому ток в обмотке возбуждения регулируют до такого уровня, при котором ток в обмотке статора становится минимальным, коэффициент мощности равным единице, а ток возбуждения находится в пределах номинального значения.
При замыкании в цепи обмотки возбуждения повышается температура обмотки, перегрев может оказаться недопустимым; возникает вибрация ротора, которая может оказаться тем сильнее, чем большая часть витков обмотки окажется замкнутой.
Возможность возникновения замыкания в обмотке возбуждения объясняется следующим. В результате усыхания и усадки изоляции катушек полюсов появляется подвижка катушек, в связи с этим корпусная и витковая изоляция истирается, что в свою очередь создает условия для возникновения замыкания между витками и на корпус полюса.
Повреждения обмотки возбуждения во время запуска синхронных двигателей. Иногда возникают повреждения изоляции обмотки возбуждения синхронных двигателей в начальный момент пуска. При замыкании обмотки возбуждения на корпус работа синхронного двигателя недопустима.
Для того чтобы понять причины появления неисправностей в процессе пуска синхронных двигателей, необходимо знать их устройство.
Статор и обмотки синхронного двигателя по конструкции аналогичны статору асинхронного двигателя. Синхронный двигатель отличается от асинхронного конструкцией ротора.
Ротор синхронного двигателя с частотой вращения до 1500 об/мин имеет явнополюсное исполнение, т. е. полюсы укрепляют на роторной звезде (ободе). Роторы быстроходных машин изготовляют неявнополюсными. В полюсных наконечниках в выштампованные отверстия вставлены медные или латунные стержни пусковой обмотки. На полюса (на корпусную изоляцию) насажены катушки обмотки возбуждения, соединенные последовательно между собой.
Обычно запуск синхронного двигателя с пусковой обмоткой производят в асинхронном режиме. Если обмотка возбуждения синхронного двигателя глухо соединена с возбудителем, то промежуточный аппарат для подачи возбуждения не требуется; машина входит в синхронизм, будучи возбужденной от постоянно подключенного возбудителя к обмотке возбуждения.
Однако есть схемы, особенно крупных машин, когда возбуждение подается от отдельно установленного возбудителя через коммутирующий аппарат-контактор, обычно трехполюсный. Такой контактор имеет следующую кинематику: два полюса с нормально открытыми контактами, а третий — с нормально закрытым контактом. Нормально закрытый контакт при включении контактора размыкается лишь тогда, когда замыкаются контакты нормально открытые, и наоборот, разомкнутся они тогда, когда замкнется нормально закрытый контакт. Во время регулировки контактов следует строго соблюдать порядок их замыкания и размыкания.
Такие требования к контактору подачи возбуждения вызваны тем, что если при пуске двигателя нормально открытый контакт контактора, через который обмотка возбуждения замкнута на сопротивление, окажется разомкнутым, изоляция катушек будет повреждена на корпус. Объясняется это следующим образом.
В момент включения ротор неподвижен и машина представляет собой трансформатор, вторичной обмоткой которого является обмотка возбуждения, на концах которой напряжение, пропорциональное числу витков, может достигнуть нескольких тысяч вольт и пробить изоляцию на корпус. В этом случае машину разбирают.
Если синхронный двигатель выполнен с удлиненным валом, статор сдвигают, поврежденный полюс снимают и ремонтируют поврежденную корпусную изоляцию. Затем полюс устанавливают на место, после чего проверяют мегомметром сопротивление изоляции относительно корпуса; отсутствие виткового замыкания остальной части обмотки возбуждения подачей переменного напряжения на контактные кольца. В случае возникновения виткового замыкания эта часть обмотки будет греться. Место замыкания можно легко обнаружить.
Неисправности в щеточном аппарате и контактных кольцах. В процессе эксплуатации синхронных двигателей в щеточном аппарате и контактных кольцах по различным причинам возникают неисправности. Основные из них следующие.
Интенсивный износ кольца на отрицательном полюсе объясняется переносом частиц металла на щетку. При износе контактного кольца на его поверхности появляются глубокие борозды щетки быстро изнашиваются; при замене новую щетку правильно по кольцу подогнать невозможно. Для ограничения износа кольца следует изменять полярность (т. е. менять местами подключение кабеля к траверсе щеткодержателя) с периодичностью один раз в 3 мес.
В результате электрохимических явлений под действием тока от гальванической пары при контакте щетки с неподвижным кольцом во влажной атмосфере на поверхности колец появляются шероховатые пятна, вследствие чего во время работы машины щетки интенсивно срабатываются и искрят. Способ устранения: кольца прошлифовать и отполировать.
Во избежание в дальнейшем появления пятен на поверхности колец, под щетки заводят (при длительной стоянке машины) прокладку из прессшпана.
При проверке щеточного аппарата выясняется, что часть щеток в обоймах щеткодержателей туго ходит, не касаясь контактных колец, и в работе не участвует. Оставшиеся в работе щетки, будучи перегружены, искрят и греются, т. е. интенсивно изнашиваются. Возможной причиной может быть следующее: щетки установлены в обоймы щеткодержателей плотно, без допусков; грязь, расклинивающая щетки, из-за чего они зависают в обоймах; слабое нажатие на щетки; плохая вентиляция щеточного аппарата; установлены щетки с высокой твердостью и большим коэффициентом трения.
Способы устранения: щетки должны соответствовать рекомендациям завода — изготовителя машины; новые щетки должны входить в обойму щеткодержателей с зазором 0,15—0,3 мм; давление на щетку регулируют в пределах 0,0175—0,02МПа/см2 (175—200 г/см2) с допустимой разницей давлений в пределах 10%; щеточный аппарат, изоляцию колец следует содержать в чистоте, периодически продувая сухим компрессорным воздухом; допустимое биение поверхности контактных колец должно быть в пределах 0,03—0,05 мм.
Неисправности в пусковой клетке ротора.
Пусковая клетка (обмотка) ротора (аналогичная беличьей клетке асинхронных двигателей) является неотъемлемой частью синхронных двигателей и предназначена для пуска их в асинхронном режиме.
Пусковая клетка находится в тяжелом пусковом режиме, нагреваясь до температуры 250 °С. При достижении частоты вращения 95 % пн в обмотку возбуждения подается постоянный ток, ротор полностью входит в синхронизм с вращающимся полом статора и частотой сети. В этом случае в пусковой клетке ток снижается до 0. Таким образом, за время разгона ротора синхронного двигателя в пусковой клетке, кроме указанной выше температуры, возникают электродинамические, а также центробежные силы, деформирующие стержни клетки и их соединения с короткозамкнутыми кольцами.
В ряде случаев при внимательном осмотре пусковых клеток обнаруживаются обрывы стержней, полные или начинающиеся, разрушение короткозамыкающих колец. Такие повреждения пусковой клетки отрицательно сказываются на пуске двигателя, который либо совсем невозможно пустить, либо он не разворачивается до номинальных оборотов. При этом сила тока во всех трех фазах одинакова.
Возникшие в пусковой клетке неисправности устраняют запайкой твердым припоем. Все места, подлежащие запайке, следует тщательно осмотреть, с противоположной стороны соединительной шины, проверить качество пайки стержней с помощью зеркала. Затем все повреждения тщательно расчистить и запаять.
29. Неисправности синхронных машин и способы их устранения
Причины те же что и в таблицах 1,2.
Аналогично способам, изложенным в таблицах 1,2.
Активная сталь статора равномерно перегрета, хотя нагрузка генератора не превышает номинальной
Повышено напряжение по сравнению с номинальным.
Понизить напряжение до номинального.
Генератор вращается с частотой ниже номинальной
Исправить первичный двигатель; установить нормальную частоту колебания сети
Возбудитель дает очень большой ток при включении цепи возбуждения
Короткое замыкание между проводами, соединяющими возбудитель с контактными кольцами или между контактными кольцами
С помощью мегаометра или контрольной лампы найти место короткого замыкания и устранить его
Частота вращения генератора ниже номинальной
Неисправность первичного двигателя
Проверить и исправить первичный двигатель
Низкая частота колебаний сети
Принять меры к восстановлению частоты
Напряжение генератора при номинальной частоте вращения и токе возбуждения меньше номинального
Неверно соединены катушки обмотки возбуждения
Проверить полярность катушек и правильно их соединить
Межвитковое соединение или заземление в двух местах обмотки возбуждения
Определить место замыкания и устранить его
При исправном возбудителе в обмотке статора имеется напряжение только между двумя фазами
Обрыв в одной фазе обмотки статора при соединении звездой или обрыв в двух фазах обмотки при соединении треугольником
Найти и устранить обрыв
30. Разборка и дефектация электрических машин.
При дефектации производят визуальный осмотр узлов и деталей машины, проводят необходимые измерения и испытания, определяют целость отдельных деталей и сборочных единиц, состояние рабочих поверхностей для установления объема необходимого ремонта. Если сборочная единица не имеет повреждений, ее разборку не производят. Разборка должна проводится с использованием специального инструмента, чтобы не повредить детали и сборочные единицы.
. Разборка электрических машин
Перед снятием шкивов, полумуфт, шестерен и других соединительных деталей с вала машины следует вывернуть стопорный винт или выбить шпонку, фиксирующие соединительную деталь с валом. Место посадки заливают керосином или антикоррозионной жидкостью для устранения коррозии в месте контакта. При снятии этих деталей используют двух- или трехлапчатые съемники (переносные ручные или гидравлические).
В ряде случаев для уменьшения требуемых для съема детали усилий производят нагрев детали. Для уменьшения нагрева вала его обертывают смоченным в воде асбестовым картоном, а нагрев проводят интенсивно одной или двумя горелками, начиная от края детали по направлению к ступице. Температуру детали можно контролировать периодическим прикосновением прутка из олова, температура плавления которого около 250 о С. в процессе нагрева внимательно следят за началом трогания детали, поскольку на нее действует большое усилие от съемника. Для нагрева можно использовать ток высокой частоты, при котором вал практически не нагревается.
Разборка АД происходит в следующем порядке:
отсоединяют двигатель от электрической сети и от заземляющего провода;
отсоединяют двигатель от проводного механизма и снимают его с фундамента;
снимают шкив или полумуфту с помощью съемника;
снимают кожух вентилятора;
снимают вентилятор, предварительно ослабив его винт (вручную или с помощью съемника);
отворачивают болты, крепящие подшипниковые щиты и к корпусу, и снимают задний подшипниковый щит, легко ударяя по нему молотком из мягкого материала (дерево, пластмасса, медь);
вынимают ротор из статора, для чего сдвигают ротор в сторону переднего подшипникового щита 10 и выводят щит из замка;
поддерживая ротор за вал, выводят его из статора, не допуская повреждения лобовых частей обмотки статора, не допуская повреждения лобовых частей обмотки статора и крыльчатки ротора;
снимают передний подшипниковый щит, легко ударяя по нему молотком из мягкого материала;
снимают с помощью съемника подшипники, если необходима их замена.
Неисправности синхронных машин – Неисправности при параллельной работе генераторов
Содержание материала
3-15. НЕИСПРАВНОСТИ ПРИ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ГЕНЕРАТОРОВ
3-15-1. Параллельная работа генераторов отличается неустойчивостью» ток и мощность колеблются. Это «качание» может быть настолько велико, что генератор выпадает из синхронизма.
Признаки выпадения из синхронизма: ток в статоре и мощность резко колеблются, толчки их намного превышают нормальные значения и выходят за пределы шкалы приборов; напряжение генератора и шин резко колеблется, обычно опускаясь ниже нормы; ток ротора сильно колеблется около нормального значения; генераторы обычно издают гул, пульсирующий в такт с «качанием» приборов.
А. Неисправен регулятор первичного двигателя. Слишком велика разница в степени неравномерности хода первичных двигателей (паровые машины и двигатели внутреннего сгорания) отдельных генераторов, особенно при отсутствии успокоительной (демпферной) обмотки в полюсных наконечниках ротора.
Исправить регуляторы первичных двигателей; включить реакторы между генераторами и сборными шинами. Запросить завод-изготовитель. Б. Нарушена динамическая устойчивость сложной сети, на которую работают генераторы. Это нарушение может быть вызвано включением или отключением одного или нескольких генераторов или крупных потребителей, изменением схемы соединений сети, авариями в сети, особенно коротким замыканием.
К мероприятиям, повышающим устойчивость, относятся: быстрое отключение коротких замыканий, форси-ровка возбуждения при коротких замыканиях, применение автоматического повторного включения линий, секционирование длинных линий передачи и пр.
В связи с тем что действия обслуживающего персонала зависят от ряда условий, необходимо при «качаниях» руководствоваться местной инструкцией, имеющейся на электростанции.
3-15-2. Генератор потерял возбуждение. Режим работы генератора изменился: ток ротора близок к нулю, напряжение на шинах генератора понижено, мощность по ваттметру меньше нормальной, ток статора повышен, стрелка фазометра переходит в емкостный квадрат, ваттметр реактивной мощности показывает потребление реактивной мощности. Генератор перешел в асинхронный режим.
См. § 3-9.
В соответствии с действующими правилами (см. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей) допускается работа турбогенератора в асинхронном режиме без возбуждения в течение 30 мин. В турбогенераторах, имеющих роторы с проволочными бандажами или наборными зубьями, такая работа не разрешается.
Допускаемое значение нагрузки в асинхронном режиме устанавливается испытаниями.
Что касается гидрогенераторов, как имеющих успокоительную обмотку, так и не имеющих ее, то их работа в асинхронном режиме не допускается, и поэтому, если не удается быстро восстановить возбуждение, их надо отключить от сети. 3-15-3. Генератор работает в режиме электродвигателя. Признаки работы генератора в режиме двигателя: изменяется направление активной энергии (ваттметр показывает в обратную сторону); потребление реактивной мощности, как правило, повышается, ток статора может иметь несколько пониженное значение; напряжение статора, а также ток и напряжение возбуждения остаются неизменными.
Неисправность регулятора первичного двигателя привела к прекращению доступа пара, горючего, воды. Отремонтировать регулятор.
Работа генератора в режиме электродвигателя может быть сколь угодно длительной; ее ограничивают лишь условия работы первичного двигателя.
3-15-4. Между параллельно работающими генераторами появились уравнительные токи, несмотря на правильно отрегулированное возбуждение. У параллельно работающих генераторов с выведенной нейтралью уравнительные токи могут протекать также по нейтральному проводу.
Формы кривой ЭДС отдельных генераторов весьма различны.
Включить реактивные катушки между генераторами и собирательными шинами, а также в нейтральный провод. При измерении уравнительных токов иметь в виду их повышенную частоту, в связи с чем пользоваться для их измерения только приборами, показания которых не зависят от частоты (лучше всего тепловыми приборами).
3-16. НАМАГНИЧИВАНИЕ ВАЛА
Вал сильно намагничен (неисправность встречается главным образом в быстроходных синхронных машинах).
Нарушена симметрия магнитного поля вследствие междувиткового соединения в обмотке ротора.
Размагнитить вал.
Неисправности синхронных машин. Хранение электрических машин
Страницы работы
Содержание работы
Неисправности синхронных машин.
1. При работе синхронной машины идут колебания ротора, обнаруживаемые по колебаниям стрелок амперметра и вольтметра, никаких неисправностей найти не удается. Колебания могут быть настолько сильные, что двигатель выпадает из синхронизма.
1) Слишком быстро меняется нагрузка.
2) Сильные колебания напряжения и частоты.
Устранение : форсировка возбуждения ( подача максимального потолочного возбуждения, что ведет к росту максимального момента и росту устойчивости двигателя ).
2. У турбогенератора перегреты отдельные участки поверхности ротора, пазовых клиньев у концов ротора, бандажей в месте посадки их на бочку ротора.
Причина: Несимметричная нагрузка статора или несимметричное короткое замыкание. Как известно, в этом случае образуется обратное синхронное поле, которое индуктирует в бочке ротора токи с частотой 100 Гц, которые и приводят к перегреву. Допускается работа турбогенератора с несимметрией не более 10%.
3. В синхронном двигателе после включения и установления нормальной нагрузки ток статора постепенно возрастает и достигает наибольшего допустимого значения, при котором двигатель отключается от сети.
Причина: Возбудитель работает без искрения, коммутация ускоренная, под действием коммутационной реакции якоря идет подмагничивание возбудителя и увеличение тока возбуждения синхронного двигателя и соответственно к росту тока двигателя.
Устранение: Сдвинуть траверсу с нейтрали на 1-2 коллекторного деления по направлению вращения
Хранение электрических машин.
Существует 4 группы условий хранения электрические машины:
1. Легкая. Общий срок транспортировки и хранения в упаковке не более пяти лет.
2. Средняя. Общий срок транспортировки и хранения в упаковке не более пяти лет.
3. Жесткая. В свою очередь делится на 3 подгруппы: Ж1,Ж2,Ж3.
Общий срок транспортировки и хранения в упаковке не более трех лет.
4.Особо жесткая. Она делится еще на 4подгруппы.
Общий срок транспортировки и хранения в упаковке не более двух лет.
Место хранения: для легких условий– отапливаемые и вентилируемые склады в любых климатических районах; для жестких условий – открытые площадки в районах с умеренным не холодным климатом.
Условия хранения электрических машин:
Температура воздуха: для легких условий – +40….+1 С.
для жестких условий- +50….-50 С.
Относительная влажность: для легких условий – 80%при
без конденсации влаги.
для жестких условий-100% при
с конденсацией влаги.
Дополнительными условиями для жестких условий хранения являются солнечная радиация 1125 Вт/м 2 ,интенсивность дождя до 3 мм/мин, наличие пыли.
Способы сушки обмоток.
Решение о сушке принимаются, если величина сопротивления изоляции меньше величины сопротивления изоляции допустимой. Существуют следующие способы сушки:
1) Индукционный метод – на статор или ротор наматывают дополнительную обмотку по которой пропускают переменный ток.
2) Внешний нагрев – в расточку статора ставят блок ламп на 1 кВт.
3) Токовая сушка – по обмотке пропускают постоянный или переменный ток величиной 40-60% от тока номинального, электрическая машина заторможена.
4) Разновидностью сушки является сушка токами короткого замыкания – величина токов в 3 и 4 случаях определяется скоростью набора температуры (не более в час) , а также допустимой температурой нагрева изоляции, которая контролируется во время сушки. Для контроля режима сушки измеряют сопротивление изоляции
– сопротивление изоляции с отсчетом через 60 секунд после приложения напряжения. Сушка считается законченной, когда сопротивление изоляции в течении нескольких часов остается постоянной.
Для трансформатора существует два режима сушки : контрольная подсушка, которая проводится при незначительном увлажнении изоляции, и сушка. Контрольная подсушка проводится как при наличии масла в трансформаторе так и без него; сушка – только без масла. Для контрольной подсушки трансформатора на напряжение 110-750 В используется метод низкотемпературной ловушки, которая подсоединяется к трубе слива масла и имеет . Во время сушки пары влаги отсасываются вакуумным насосом и интенсивно конденсируют на поверхности ловушки. Контрольная подсушка в масле производится прогревом обмоток постоянным током, токами короткого замыкания и токами нулевой последовательности, при сушке контролируется температура верхних слоев масла ( она не должна превышать
)
Сушка изоляции трансформатора без масла может производиться как с вакуумом так и без вакуума токами короткого замыкания и токами нулевой последовательности, но наиболее распространен способ сушки в собственном баке ( индукционный метод ), когда на бак трансформатора наматывается обмотка по которой пропускают переменный ток.
Сушка считается законченной при отсутствии выделения конденсата в охлаждающей колонке и когда контролируемые параметры изоляции в течении 6-8 часов остаются постоянными.( )
Основные неисправности и отказы электродвигателей
Электродвигатели, изготовленные на заводе и прошедшие весь комплекс приемосдаточных испытаний, исправны и по своим характеристикам соответствуют паспортным данным. Большинство отказов происходят по причинам, возникающим в процессах, следующих за выпуском готовой машины: погрузка, транспортировка, разгрузка, хранение, монтаж на месте эксплуатации. В этот период электрические машины подвержены резким толчкам, ударам, вибрациям, по своим воздействиям часто выходящими за пределы допустимых.
В процессе хранения машины подвержены воздействию низких температур и влаги, тем более что часто машины хранятся в сырых помещениях и даже на открытых площадках. В результате описанных воздействий неисправности возникают обычно в период приработки машины или даже при первом ее пуске. Например, во время хранения машины под воздействием повышенной влажности внутренняя поверхность сердечника статора и наружная поверхность ротора покрываются слоем ржавчины, заполняющей воздушный зазор между статором и ротором.
При первом же включении двигателя ротор оказывается неподвижным. Это ведет к необходимости разборки двигателя и тщательной очистке заржавевших поверхностей. Частицы ржавчины попадают в обмотку двигателя и оказывают разрушительное воздействие на ее изоляцию. Следует иметь в виду, что неисправности электрических машин, связанные с повреждением изоляции, наиболее нежелательны, так как они ведут к необходимости перемотки машины, а следовательно, требуют ее капитального ремонта. Часто нарушения витковой изоляции становятся причиной местных коротких замыканий. При этом машина перегревается, вращение ротора становится неравномерным, возникает небаланс сил тяжения ротора к статору, приводящий к деформации вала машины. Причины, способные вызвать межвитковые короткие замыкания, возникают и при эксплуатации машины, когда во внутреннюю полость попадают посторонние частицы (пыль, грязь, мелкая металлическая стружка), способные механически повредить изоляцию обмотки.
При работе асинхронных двигателей от преобразователей частоты ПЧ, в которых выходное трехфазное напряжение формируется методом широтно-импульсной модуляции, на входе двигателя возникает напряжение импульсной формы, амплитуда которого может значительно превышать амплитуду синусоидального напряжения первой (основной) гармоники. Это может привести к нарушению межвитковой или межфазовой изоляции и вызвать межвитковые короткие замыкания. Устранению этого нежелательного явления способствует применение сглаживающих фильтров на выходе преобразователя в цепях питания двигателей.
В коллекторных двигателях постоянного тока причинами неисправностей часто являются нарушения работы щеточно-коллекторного узла, способные вызвать усиление искрения или даже круговой огонь на коллекторе. Возможные неисправности электрических машин настолько разнообразны и многочисленны, что описать их полностью не представляется возможным. В таблице ниже приведены наиболее характерные и часто встречающиеся неисправности в электрических машинах, причины, их вызвавшие, и способы устранения этих неисправностей.
Источники:
http://avtomasta.ru/elektrooborudovanie/ustranenie-neispravnostej-sinxronnyx-generatorov.html
http://electricalschool.info/main/electroremont/961-naibolee-chasto-vstrechajushhiesja.html
http://studfile.net/preview/2180064/page:16/
http://leg.co.ua/info/elektricheskie-mashiny/neispravnosti-sinhronnyh-mashin-5.html
http://vunivere.ru/work14825
http://www.agrovodcom.ru/elektrodvigatel/info_neispravnosti-jelektrodvigatelej.php