Роторный двигатель X Mini меньше и легче
Роторный двигатель X Mini меньше и легче
Американская контора LiquidPiston, базирующаяся в Коннектикуте (США), 14 июня 2016 года объявила о том, что ей удалось создать очень маленький, компактный двигатель, который при этом является достаточно мощным, чтобы питать спортивный карт. Их X-mini двигатель весит всего 1,8 кг и имеет три движущихся части, а в результате выдает 3 лошадиные силы, то есть столько, чтобы заменить собой 18-килограммовый поршневой двигатель, который обычно стоит в карте.
Инженеры LiquidPiston утверждают, что изобретенный двигатель все еще находится в стадии тестирования, и они надеются уменьшить его вес до 1,4 кг, а мощность увеличить до 5 лошадиных сил (для сравнения – 18-килограммовый поршневой двигатель производит около 6,5 л.с.).
Еще в прошлом году LiquidPiston получила грант от DARPA (агентство Министерства обороны США, отвечающее за разработку новых технологий для использования в вооружённых силах) в размере $1 млн., чтобы создать свой X-mini двигатель, и, кажется, им это удалось.
Сравнение размеров обычного двигателя и X-Mini
1,8-килограммовый 3-сильный двигатель достаточно мал, чтобы поместиться в ладони вашей руки, но он может обеспечивать мощностью и транспортные средства, и беспилотные летательные аппараты. X-mini использует запатентованную вращающуюся конструкцию двигателя, в которую внесены значительные изменения по сравнению с традиционным устройством роторного и поршневого двигателей.
Но самое главное, что X-mini может работать на реактивном топливе JP-8 (топливо для реактивных двигателей, которое используется в США), что делает его идеальным кандидатом для военного применения. Так, например, X-mini достаточно компактный и легкий, чтобы успешно использовать его на БЛА (беспилотниках). Он может быть удобен для питания костюма железного человека TALOS и военной робототехники.
По словам Алека Школьника, соучредителя и президента компании LiquidPiston, на сегодняшний день именно DARPA будет выступать их главным потребителем двигателей. И таким образом, становится ясно, что в ближайшее время армия США получит в пользование очень компактные силовые установки для различных военных приложений.
Впрочем, пока двигатель X-mini находится в стадии тестирования, и Школьник не исключает, что в ближайшие несколько лет будет налажено его серийное производство и для коммерческого применения. А это значит, что многое строительное, садовое и ремонтное оборудование станет небольшим, легким и мощным.
Чем роторный двигатель отличается от обычного
Технический прогресс не стоит на месте и сегодня вместе с самым обычным поршневым двигателем на автомобильном рынке можно встретить и роторно-поршневой вариант. Сегодня вы узнаете, что такое роторный двигатель, и чем он отличается от обычного двигателя, который установлен почти во всех современных автомобилях.
Чем является РПД?
Для того, чтобы сравнивать роторный двигатель с поршневым необходимо полностью разобраться с тем, что же он из себя представляет. Как и поршневой вариант, роторный двигатель использует давление, которое появляется при сгорании топливно-воздушной смеси. Само же название происходит от основной детали – движущегося ротора, за счет которого и происходит процесс работы двигателя. Ротор имеет похожую на треугольник форму и крепится к особому механизму. Примечательно, что его вращение происходит не вокруг конкретной оси, а он будто бегает вокруг шестерни.
Двигатель имеет 4 фазы: Впуск, сжатие, зажигание, выпуск. Сначала топливно-воздушная смесь засасывается в первую камеру, где и смешивается. Затем, при помощи ротора, она сжимается в следующей камере и зажигается при помощи свечей. После смесь идет дальше, где вытесняются использованные части топлива и все начинается сначала.
На сегодняшний день серийным выпуском автомобилей с роторным двигателем занимается только компания «Mazda» . Стоит признать, они неплохо себя показали, особенно тогда, когда компания не была настолько крупной и шла на большой риск, запуская подобные варианты двигателей.
Преимущества перед обычным двигателем внутреннего сгорания
Преимуществ перед обычным двигателем оказалось достаточно, чтобы компания «Mazda» могли выпускать их серийно и превратиться в серьезную корпорацию. Какие же преимущества у роторного двигателя перед обычным:
- Благодаря механическому равновесию двигателя у него заметно меньше вибраций при работе, что влияет на комфорт в легковых автомобилях;
- Высокая динамика работы двигателя позволяет на низкой передаче разгонять автомобиль до скорости свыше 100 км/час при высоких оборотах.
- Выше мощность при меньших объемах. Двигатель объемом в 1,3 литра может выдавать до 250 лошадиных сил. Благодаря этому в Японии, где и находится главный офис компании «Mazda», они пользовались большой популярностью при большом налоге на топливо;
- Меньше движущихся деталей и меньшие габариты. Если в поршневом ДВС будет минимум 40 движущихся частей, то, например в двухроторном двигателе их всего 3 – 2 ротора и выходной вал;
- Экологичность. Хоть РПД выделяет слишком много углеводорода, выброс оксида азота у него значительно меньше, чем у обычных ДВС. Но даже проблема с углеводородом была решена японскими инженерами. После введения в США закона «о чистом воздухе» , двигатели «Mazda» подверглись нескольким модификациям, которые позволили снизить выброс углеводорода;
Недостатки роторного двигателя
Как у всего в этом мире у роторного двигателя есть и свои недостатки:
- Цена двигателя может порой кусаться. Связано это с не самой большой популярностью роторных двигателей. В свое время и на западе рассматривали варианты использования РПД, но идею быстро отсекли и посчитали устаревшей. Интересно, что в России тесты также проходили, как вариант автомобилей для спецслужб, но идея тоже не прижилась из-за недостаточного финансирования со стороны государства. Серийный же выпуск таких двигателей удалось запустить только японцам. Поэтому и цена достаточно большая;
- Высокий расход топлива. Из-за того, что камера сгорания больше обычно поршневого ДВС на нее необходимо больше топлива. Это и является одним из самых главных минусов роторного варианта двигателя. Тем более, при постоянно растущих в России ценах на топливо;
ЗА БАРАНКОЙ
Топ 10 двигателей с небольшим объемом.
Удивительно, но в автопромышленности есть двигатели, устанавливаемые на обычные серийные автомобили, объем которых может составлять менее 1 литра бутылки Кока-Колы. Если вы думаете что подобные моторы сегодня редкость, то вы будете удивлены, что на самом деле в наши дни двигатели с небольшим объемом довольно широко используются многими автомобильными компаниями. С постоянным ужесточением экологических норм, для того чтобы уменьшить выбросы в атмосферу парниковых газов, большинство автопроизводителей вынуждены уменьшать количество цилиндров и объем двигателей, сохраняя определенный уровень адекватной мощности.
Турбированный трехцилиндровый двигатель Smart 0.9L
Smart Fortwo является одним из самых маленьких автомобилей, доступных на сегодняшний день на авторынке. Размер машины составляет: Длина 2,69, Ширина 1,56 метра. Соответственно для такого размера автомобиля, нет необходимости устанавливать мощный большой двигатель. Под капотом микроавтомобиля расположился турбированный бензиновый двигатель 0,9 литра мощностью 84 л.с. (макс. крутящий момент 120 Нм). Этого достаточно чтобы с 0-100 км/ч разогнаться за 10,7 секунд. Smart Fortwo конечно проиграет на дороге любые гонки, но преимущество машины в экономии топлива, которое составляет в смешанном цикле всего 4,9л/100км.
Трехцилиндровый двигатель Ford 1.0L EcoBoost
Прошло уже несколько лет, как компания Форд представила свой первый турбированный трехцилиндровый двигатель. Уже сегодня этот силовой агрегат можно встретить на многих автомобилях Американской марки. Мощность мотора составляет 100 л.с. (в зависимости от модели машины). Крутящий момент турбодвигателя составляет 170 Нм. Благодаря небольшому объему трехцилиндрового двигателя и системы Старт-стоп, двигатель в смешанном цикле потребляет всего 4,6 литра.
Трехцилиндровый двигатель Mitsubishi 1.2L
Этот 1,2 литровый мотор мощностью 78 л.с. устанавливается на Mitsubishi Mirage. Это позволяет машине расходовать в смешанном режиме 5,2л/100км.
Этот расход топлива сравним с некоторыми гибридными автомобилями. Мощность машины составляет менее 100 л.с. а максимальный крутящий момент составляет 100 Нм.
Четырехцилиндровый двигатель Fiat Chrysler 1.4L Turbo MultiAir
Этот четырехцилиндровый 1,4-литровый силовой агрегат используется на многих моделях Фиат, включая модель “500”. Турбомотор имеет мощность 135 л.с. Размеры этого мотора позволили инженерам установить его в компактный Фиат 500. Также благодаря техническим характеристикам двигатель делает небольшой автомобиль достаточно высокопроизводительным. Расход топлива в смешанном цикле также вполне адекватный – 7,8л/100км.
Четырехцилиндровый двигатель General Motors 1.4L Turbo Ecotec
Компания General Motors вывела на рынок новый 1,4-литровый турбированный двигатель с четырьмя цилиндрами. Например, этот мотор устанавливается на новую модель 2016 года Chevrolet Cruze. Мощность двигателя составляет 153 л.с. Средний расход топлива заявленный производителем составляет 6,7л/100 км, что для такого автомобиля согласитесь потрясающе.
Четырехцилиндровый двигатель General Motors 1.4L Ecotec без турбины
Для тех, кто не любит турбированные моторы компания GM также создала четырехцилиндровый двигатель (без турбины) объем 1,4 литра и мощностью 98 л.с. Например этот силовой агрегат устанавливается в Chevrolet Spark. Мощность машины с этим мотором составляет 98 л.с. (128 Нм).
Четырехцилиндровый двигатель Volkswagen 1.4L турбо
В конце прошлого года компания Volkswagen представила 1,4-литровый турбо двигатель с четырьмя цилиндрами. Кодовое обозначение мотора EA211. Этот мотор специально создан для модели VW Jetta. Мощность двигателя составляет 150 л.с., а максимальный крутящий момент составляет 240 Нм. В смешанном режиме автомобиль с этим силовым агрегатом потребляет всего 6 литров на 100 километров пути.
Трехцилиндровый турбо двигатель MINI 1.5L
Этот мотор попал в 2015 году в Топ-10 самых лучших двигателей мира по версии WardsAuto. 1,5 литровый двигатель Mini основан на технологии TwinPower Turbo, которую компания БМВ применяет на своих моторах. Мощность трехцилиндрового мотора Mini составляет 136 л.с. (максимальный крутящий момент 220 Нм). Расход топлива в комбинированном режиме составляет 5,3л/100км.
Четырехцилиндровый турбо двигатель Honda 1.5L
Наконец компания Хонда представила турбированный 1,5 литровый двигатель, который будет устанавливаться на новую модель 2016 Honda Civic. Есть много шансов что этот силовой агрегат станет на мировом рынке самым популярным. Турбированный двигатель Хонда имеет мощность 174 л.с. (максимальный крутящий момент 220 Нм). В смешанном цикле с вариатором расход топлива составляет 6,7 литров на 100 км. С механической коробкой передач расход топлива будет существенно ниже.
Четырехцилиндровый двигатель Toyota 1.5L
Этот 1,5-литровый четырехцилиндровый мотор, в отличие от двигателя Хонда, не оснащен турбиной. Мощность двигателя составляет 106 л.с., а максимальный крутящий момент всего 139 Нм. Но этого достаточно, так как силовой агрегат преимущественно устанавливается на Toyota Yaris. Расход топлива 7,1 литр/100км.
Кстати двигатели Хонда и Тойота очень похожи по конструкции. Единственное значительное отличие это наличие турбокомпрессора в моторе Хонда. Сравнивая мощность двух Японских двигателей, вы можете увидеть существенную пользу, которую дает турбина на машине.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Роторный двигатель – выбор сделанный сердцем!
Не всегда при выборе какого-либо пути, действия или предмета можно полагаться лишь на разум, иногда нужно поступать по велению сердца. Ибо, вся ваша жизнь, сложившаяся из поступков совершенных в угоду рациональной и практичной стороны, будет лишена радости, так как это не есть то, что вы хотели бы на самом деле. Ведь вы приобрели или сделали это, потому, что так было удобно, правильно, выгодно или признано обществом.
Роторный двигатель на авто — это и есть выбор сделанный сердцем, т.к. рациональности и практичности в таком моторе ноль без палочки. Только истинный маньяк дороги, купит себе такую машину и будет ездить на ней при условии вечных ремонтов и диагностик.
Что такое роторный двигатель?
Если я ничего не путаю, то это единственная марка авто с роторным двигателем, которую можно сейчас приобрести в свободной продаже, правда только б/у, т.к. больше они их не производят. Популярные модели RX-7 и RX-8, обе машины запомнились по кассовым фильмам, первая в первом Форсаже (машина Дизеля), вторая засветилась в Дневном дозоре (машина, ныне покойной, Фриске).
Принцип действия
Начнем с того, что сам ротор, он же поршень, располагается на валу, который крутит маховик и предает усилие на трансмиссию, но это не простой вал, который вращает ротор вокруг своей оси, а вал-эксцентрик. Ротор как бы описывает центр вала, создавая полусферы в полости рабочей зоны двигателя.
Все начинается с всасывания. Полусфера заполняется воздухом и топливом, перемешиваясь в полости(не в впускном коллекторе). Далее ротор выталкивает топливную смесь в следующую камеру, одновременно сжимая ее, где и происходит возгорание от двух свечей. Смесь сгорает и происходит расширение и выталкивание газов в следующую камеру, в которой и происходит выпуск. Ни чего особенного, подумаете вы. Да. Только нужно учесть, что ротор треугольной формы и процесс происходит одновременно. То есть три цикла в один оборот. Если сравнить с обычным двигателем, то там один цикл за оборот. В этом и есть вся «фишка» подобной системы.
Как правило автомобили комплектуются двух- и трех роторными двигателями удельное КПД, которых можно сравнить со «взрослыми» V- образными моторами. Например, 1,3 от RX8 = V6 любого атмосферника, а 3-х роторный = V12. Вот такие сравнительные моменты, которые подкупают потенциальных владельцев автомобилей с РПД. Но это айсберг с таким основанием, знать о котором, порой, даже не хочется и вообще страшно.
Плюсы и минусы роторно-поршневых двигателей
- Минимум деталей. В РПД на 1000 деталей меньше, чем в обычном ДВС;
- Мягкая и сбалансированная работа. В двигателе практически отсутвуют вибрации из-за однонаправленности в работы системы (для тех кто не в курсе, в стандартном ДВС поршневая работает разнонаправлено);
- Высокое КПД, относительно рабочего объема.
Из минусов:
- Экология (в нашей стране мало кого волнует, но все же). Большое количество выбросов углекислого газа;
- Расход топлива. Средний расход 20-25 литров на 100 км. Происходит это из-за компенсации горючим низко степени сжатия (проще говоря, степень сжатия низкая и мотор льет бензин в камеру с запасом);
- Низкий ресурс. В идеальном варианте мотор без капремонта протянет 150 тыс, но это при самых наилучших условиях.
- Дороговизна обслуживания и отсутствие в должном количестве мастерских занимающихся подобными ДВС (например в Москве пальцев одной руки с лихвой хватит, чтобы перечислить все сервисы, еще 3-4 года назад был только один толковый сервиз, занимающийся этим на высоком уровне);
- Чисто производственный минус. Производителю влетает в немалую копейку изготовить данный мотор.
Поэтому приобретая такой автомобиль, вы явно не планируете экономить и практичность не ваша сильная сторона. А может вам просто по душе автомобиль и вам все равно на его минусы? Такое тоже может быть. К стати, есть категория граждан, которым нравится дизайн той же самой RX-8 и чтобы не попадать с ремонтом ротора, они его меняют на обычный ДВС.
Почему у роторных двигателей маленький ресурс?
Стоимость ремонта РПД зависит от состояния. Если брать цену на переборку, то она составит от 1000-1500 уе. Если крупные узлы не пострадали, то оплачиваем порядка 1500 уе за ремкомплект и по 700 за каждую секцию, если они уже приплыли. Но если требуется более углубленный разбор, то дешевле заказать новый двигатель из США или Японии (Из США на 1000-1500 дешевле).
Роторный двигатель достоинства и недостатки | автомобили с роторным двигателем
Роторный двигатель достоинства и недостатки
В этой статье Вы узнаете достоинства и недостатки роторных двигателей. Кроме того рассмотрим автомобили на которые устанавливался роторный двигатель.
Первый кто придумал роторный двигатель внутреннего сгорания это Феликс Ванкель. Именно поэтому нередко этот двигатель ассоциируется с ним и носит его имя. Первый роторный двигатель заработал в уже 1958 году. Но большинство автопроизводителей так и не решились устанавливать роторный двигатель на свои автомобили.
Единственный кто решился на массовое производство автомобилей с роторным двигателем это Mazda. Один из таких автомобилей RX 8. Советские инженеры тоже создали некоторое ограниченное количество автомобилей с роторным двигателем. Но об этом немного позже.
Вероятней всего от роторных двигателей отказались из-за низкого ресурса. Ресурс роторного двигателя в силу конструкции редко превышает 100 тысяч.км.
Устройство
Принцип работы роторного двигателя схож с поршневым двигателем. Также работа двигателя состоит из 4 тактов. Впуск, сжатие, воспламенение и выпуск. Но есть серьезные отличия у роторного двигателя отсутствует ГРМ, поршни, шатуны, коленвал. Так как в них необходимости.
Цилиндр в роторном двигателе выполнен в овальной форме. Роль поршня выполняет ротор который, имеет треугольную форму. Он же выполняет и роль ГРМ так как в зависимости от момента вращения, то открывает впускное окно для подачи воздуха, то закрывает. Также присутствует выпускное окно через которое выводятся выхлопные газы. Топливо в роторном одно секционном двигателе воспламеняется двумя свечами зажигания.
Достоинства
1) Более высокий КПД в районе 40 %. Это происходит за счёт того, что за одно вращение происходит 3 цикла работы.
2) Более простая конструкция за счёт отсутствия многих деталей которые присуще поршневому двигателю.
3) Более лёгкий вес.
4) Роторный двигатель высок оборотистый его можно раскручивать более 10 000 об/мин. Редко какой поршневой двигатель сможет похвастаться такими высокими оборотами.
5) Более мягкая работа и отсутствие вибраций, так как ротор постоянно движется в одном направлении.
К сожалению роторный двигатель не лишён недостатков.
Недостатки
1) Автомобили с роторным двигателем расходуют больше топлива чем его поршневые собратья.
2) Роторный двигатель менее экологичен.
3) Трудоемкий ремонт. Зачастую ротор приходится менять целиком.
4) Низкий ресурс около 100 тыс.км
Некоторые автомобили с роторным двигателем
Компания Mazda одна из немногих кто живо занимался усовершенствованием роторного двигателя вплоть до 21 века. Им удалось достичь немалого прогресса. Двигатель с мизерным объемом 1,3 литра выдавал 215 л.с. Был и еще более мощный вариант с 231 л.с таким же объемом. Это харизматичное заднеприводное купе стало представителем автомобилей с роторным двигателем. К сожалению продажи начали падать поэтому в Августе 2011 года производство автомобилей Mazda RX-8 были вынуждены закрыть.
В России был создан образец с роторным двигателем характеристики которого на тот момент были впечатляющими. Этот двигатель устанавливался на полицейские автомобили. Роторный двигатель на ваз 2109 выдавал 140 л.с благодаря этому мотору разгон до 100 км/ч занимал всего 8 секунд, а максимальная скорость составляла 200 км/ч. Из-за высокой стоимости агрегата и его невысокой надежности автомобили не прижились. Были и более мощные образцы, но их ресурс оставлял желать лучшего. Тем не менее этот автомобиль отлично выполнял роль догонялки и мог обогнать любой советский автомобиль, даже многие не спортивные иномарки.
Mercedes C111 показался публике в Женеве в 1970 году. На этот автомобиль устанавливался трех-секционный роторный двигатель объемом 1,8 литра, который имел 280 л.с. При этом разгон до первой сотни занимал всего 5 сек. Максимальная скорость 275 км/ч.
4)Ваз 21019 Аркан
С виду ваз 21011, но внутри располагался ваз-411 это двух-секционный роторный двигатель который выдавал мощность 120 л.с. Максимальная скорость такого автомобиля была 160 км/ч. На практике скорее всего больше. Несомненно в советское время укрыться от такого автомобиля было не просто.
Роторный двигатель очень хорош для гонок так как он высок оборотистый и обладает хорошей мощность при этом обладает более легким весом и занимает меньше места под капотом. Для гонок ресурс двигателя не является самым важным показателем. Если увеличить ресурс, экономичность и экологичность роторного двигателя, то он будет устанавливаться на автомобили гораздо чаще.
Невероятный двенадцатироторный двигатель
Фактически, он состоит из 3 блоков, по 4 ротора в каждом. Эти блоки установлены в форме буквы Y и синхронизируются друг с другом посредством обычных шестерёнок (хотя слово “обычных” здесь не к месту, учитывая то, какими сложными они должны быть, чтоб все три части идеально работали вместе). Объем этого двигателя 15.7 литров, но на вид он смотрится не больше обычного V8. Несмотря на безумный рев и неистовые звуки, двигатель работает достаточно ровно и плавно. Мощность этого двигателя 1400 л.с., и эту цифру можно будет увеличить вдвое или втрое, если поставить турбонаддув и использовать гоночное топливо.
ТО каждые сто километров?
Полная замена двигателя.
Ротор надежный, но не в руках дилетантов. Не забывайте, Mazda прославилась на гонке Ле-Ман 24 часа благодаря своему роторному мотору.
понятие надёжный для масс рынка, это чтоб тысяч 250 без капиталки отходил.
Ротор ходит, поверь. Но условия эксплуатации отличны от обычного поршневого и требует особого отношения. Цикл замены масла и расходников чаще, прихотлив к качеству топлива, необходимо периодически наваливать и т.д. Естественно это все обходится в копейку, но он и не позиционировал себя как бюджетный двигатель для любителей быстрой езды)
Этой вундервафлей, если её надуть, можно спутники на орбиту выводить. Интересен крутящий момент.
Ага. а горючки роторы жрут столько, что на выхлопную трубу можно будет сопло ставить. еще килограммов сто тяги добавит 😉
На последнем ролике видно, как топливо идет по прозрачному шлангу. Похоже там литров 20 нужно только для того, чтобы из гаража выехать)
взял ипотеку – съездил на заправку
Расход у мазды RX8 – 15 литров, при мощности 280 кобыл.
Расход у волги – 15 литров, при 150 кобылах.
Откуда ты взял, что роторы много жрут?
Окей пойдём твоей логикой:
Расход у мерседера A45 -7.2 литра, при мощности 360 кобыл
Расход у мазды RX8 – 15 литров, при 280 кобылах.
Он бы ещё Чайку с Маздой сравнил.
7,2 будет канешн только в рекламном проспекте.
но мазда жрет ни разу не 15, от 22 показывала всегда)
Мерин кушает 7,2 если за рулём пенсионер, который боится тапку надавить.
А табун всегда кормить надо. Если в А45 надавить в пол, расход будет сказочным.
На примере субару B4 2,0 твинтурбо 280 л.с. На трассе жрёт 10 литров. Если включить моментальный расходометр и давануть в пол – 100 литров на 100 км.
Моментальному вообще нехуй верить.
Откуда ты взял, что роторы много жрут?
Вот я тебе в пример привёл, более мощный и менее прожорливый автомобиль на ряднике поршневом.
Если у тебя есть аргументы в том, что роторный двигатель непрожорлив, а может даже и экономичен, жду аргументов.
Технологии не стоят на месте. Подождём выхода новой мазды RX. А то как-то не хорошо сравнивать машины с 10 летним разрывом изобретения.
Моя позиция проста. Роторный двигатель более технологичен. В нём меньше деталей трения. В нём нет подшипников скольжения, а следственно выше КПД.
А то как-то не хорошо сравнивать машины с 10 летним разрывом изобретения.
Ты сравнил Русскую ВОЛГУ с МАЗДОЙ.
Моя позиция тоже проста, роторно-поршневой двигатель менее эффективен и менее надёжен, что показывает опыт его использования не только маздой но и другими производителями, включая ВАЗ. А так же сложен в изготовлении, сделать камеру сгорания рпд гораздо сложнея цилиндров + очень много энергии уходит на трение(хоть и по количеству деталей трения и меньше, как ты говоришь), помимо трения апексов о камеру сгорания, так же присутствует боковое трение, откуда огромный расход масла.
А про ремонтопригодность говорить ?
ДВС обычный: дядя вася в гараже гильзанул двигатель, поменял поршни и машинка снова на ходу.
ДВС роторный: двигатель на помойку, заказываем новый.
Источники:
http://enki.ua/news/dvigatel-x-mini-vesit-v-10-raz-menshe-obychnogo-pri-toy-zhe-moshchnosti-5961
http://zen.yandex.ru/media/id/5a7df370e86a9e6bc2c0c713/5d716585d7859b00ad02f741
http://zabarankoi.mirtesen.ru/blog/43960669610/Samyie-malenkie-ekonomichnyie-dvigateli
http://autoburum.com/blog/239-rotornyj-dvigatel-vybor-sdelannyj-serdcem
http://germanyworld.ru/ustrojstvo-avto/rotornyj-dvigatel-dostoinstva-i-nedostatki-avtomobili-s-rotornym-dvigatelem.html
http://pikabu.ru/story/neveroyatnyiy_dvenadtsatirotornyiy_dvigatel_4002771