6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система охлаждения двигателя ВАЗ

Система охлаждения двигателя ВАЗ

Вы можете найти много информации о тюнинге в интернете, о том, как заставить автомобиль разгоняться быстрее, поднять мощность двигателя и крутящий момент. Но количество информации, рассказывающей о том, как сделать двигатель максимально пригодным для полноценной эксплуатации – очень ограничено. Мы попробуем раскрыть эту тему более подробно в серии статей, не касаясь моментов, как именно поднимается мощность – перечисленные доработки касаются любого тюнинга двигателя.

Система охлаждения

Всем нам прекрасно известно, что поднятие мощности двигателя приводит к его повышенному тепловыделению. Очень часто возникает проблема, проявляющаяся в перегреве двигателя и отклонении его от нормальных температурных режимов при эксплуатации, причем возникает она не только на автомобилях, двигатели которых подвергались какому-либо тюнингу, но и даже на совершенно стандартных. Причины возникновения этой проблемы очень различны и зачастую встречаются одновременно на одном автомобиле:

а) Недостаточная производительность помпы – проблема, встречающаяся на каждом втором автомобиле, связана с тем, что между крыльчаткой помпы и блоком цилиндров есть достаточно большой зазор, через который возникают протечки охлаждающей жидкости, что приводит непосредственно к снижению производительности. Лечится эта проблема выбором помпы с максимальной высотой крыльчатки, такой, с которой зазор становится минимальным или отсутствует вовсе (актуально для помп с пластиковой крыльчаткой, допускающей небольшое трение о блок в период притирки). Выбрать помпу с нужной крыльчаткой достаточно просто – в магазине нужно взять несколько помп (чем больше, тем лучше), и попарно сравнить высоту крыльчаток (желательно пользоваться штангенциркулем, но вполне реально определить даже на глаз) до тех пор, пока не будет найдена помпа с самой высокой крыльчаткой.

б) Неисправен термостат – очень частая проблема, также встречающаяся повсеместно. Термостат попросту не открывается до конца (а может и не открываться вовсе) при достижении температуры открытия, что приводит к движению охлаждающей жидкости преимущественно по малому кругу, минуя радиатор охлаждения. Симптомом чаще всего является недостаточно горячий верхний патрубок, идущий к радиатору. Лечится все той же заменой на новый качественный термостат. Помните о том, что качество нынешних запчастей оставляет желать лучшего, поэтому даже новый термостат может работать неадекватно.

в) Недостаточная производительность радиатора охлаждающей жидкости. Проблема в основном касающаяся достаточно серьезно подготовленных двигателей, в частности – турбомоторов. Теплоотводящая способность стандартного радиатора очень ограничена и рассчитана непосредственно на стандартный двигатель, пусть даже и с небольшим запасом. Настоятельно рекомендуем заменить стандартный радиатор на радиатор с повышенной теплоотводящей способностью, такими радиаторами являются медные 2-3 рядные или же более производительные алюминиевые. Помните о том, что хороший радиатор – новый радиатор, но даже тщательно промыв внутри и снаружи свой радиатор, Вы непременно ощутите положительный эффект.

г) Недостаточная продуваемость радиатора охлаждающей жидкости. Наиболее часто встречается эта проблема на автомобилях с установленным турбонаддувом – установленный интеркулер закрывает значительную (а часто даже и всю) площадь обдува радиатора. При установке интеркулера следует сохранять достаточно большое расстояние с основным радиатором. Также следует учитывать этот момент непосредственно при выборе интеркулера – он должен перекрывать минимальную площадь радиатора, сохраняя его обдуваемость встречным потоком воздуха. Немалую роль играет в решении этой проблемы и выбор переднего бампера автомобиля, стандартный бампер очень ограничивает встречный поток воздуха, а вкупе с интеркулером – полностью его перекрывает, что приводит к неизбежным проблемам перегрева двигателя. Решением может стать подбор переднего бампера с более правильной площадью обдува зоны радиатора/интеркулера или же доработка стандартного.

д) Недостаточный отвод горячего воздуха из подкапотного пространства. Очень распространенная ошибка – установка капота с заборником воздуха в стиле Subaru WRX. Помните о том, что на данном автомобиле это вынужденная мера, связанная с неудачной компоновкой интеркулера, расположенного непосредственно на двигателе, при установке интеркулера фронтально (что само по себе имеет исключительно только плюсы) надобность в подобном воздухозаборнике отпадает полностью. Никакой пользы от обдува подкапотного пространства воздухом извне для температурного режима нет. Действительно большая польза от непосредственного вывода горячего воздуха, который может быть выведен как через заднюю кромку капота (возле лобового стекла), так и через специальные прорези в капоте.

е) Недостаточная производительность основного вентилятора. Тут, как известно, кто на что горазд. Наиболее часто встречающаяся схема (однако при этом не самая удачная) – установка сдвоенных вентиляторов от автомобиля Нива. Самая распространенная ошибка при их установке – электрическая схема, при которой оба вентилятора включаются одновременно, создавая очень большую нагрузку на генератор, что в свою очередь может привести даже к проворачиванию демпфера на шкиве коленчатого вала. Куда более предпочтительной является установка вентилятора от автомобиля Калина (или вентилятора повышенной производительности) – он обладает более чем достаточной производительностью для охлаждения любого двигателя ВАЗ, подвергшегося серьезным доработкам. Но всегда помните о том, что хороший вентилятор – не панацея, система охлаждения должна работать настолько эффективно, чтобы вентилятор включался только непосредственно без движения автомобиля.

Система охлаждения 2108

Содержание

Система охлаждения

Система охлаждения двигателя ВАЗ-21083

1 – расширительный бачок;
2 – пробка расширительного бачка;
3 – пароотводящий шланг;
4 – шланг от расширительного бачка к термостату;
5 – подводящий шланг радиатора;
6 – отводящий шланг радиатора;
7 – левый бачок радиатора;
8 – алюминиевые трубки радиатора;
9 – датчик включения электровентилятора;
10 – правый бачок радиатора;
11 – сливная пробка;
12 – сердцевина радиатора;
13 – кожух электровентилятора;
14 – крыльчатка электровентилятора;
15 – электродвигатель;
16 – зубчатый шкив насоса;
17 – крыльчатка насоса;
18 – зубчатый ремень привода распределительного вала;
19 – отводящий патрубок радиатора отопителя;
20 – подводящая труба насоса;
21 – кран;
22 – радиатор отопителя;
23 – шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы к блоку подогрева карбюратора;
24 – блок подогрева карбюратора;
25 – выпускной патрубок;
26 – подводящий патрубок отопителя;
27 – шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы и блока подогрева карбюратора;
28 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
29 – термостат.

Система охлаждения двигателя ВАЗ-2111 (с системой впрыска топлива)

1 – расширительный бачок;
2 – пробка;
3 – пароотводящий шланг;
4 – шланг от расширительного бачка к термостату;
5 – датчик температуры охлаждающей жидкости в выпускном патрубке;
6 – дроссельный узел;
7 – подводящий шланг радиатора;
8 – отводящий шланг радиатора;
9 – левый бачок радиатора;
10 – правый бачок радиатора;
11 – сливная пробка;
12 – сердцевина радиатора;
13 – кожух электровентилятора;
14 – крыльчатка электровентилятора;
15 – электродвигатель;
16 – зубчатый шкив насоса;
17 – крыльчатка насоса;
18 – зубчатый ремень привода распределительного вала;
19 – отводящий патрубок радиатора отопителя;
20 – подводящая труба насоса;
21 – кран;
22 – радиатор отопителя;
23 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка;
24 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку;
25 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
26 – выпускной патрубок;
27 – подводящий патрубок отопителя;
28 – термостат;
29 – датчик уровня охлаждающей жидкости.

Описание конструкции

Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает давление в системе на горячем двигателе (за счет этого повышается температура кипения жидкости, уменьшаются паровые потери), он открывается при давлении около 1,1 кгс/см2. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03–0,13 кгс/см2 (на остывающем двигателе). Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.

Насос охлаждающей жидкости —лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода распределительного вала. Корпус насоса — алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с «пожизненным» запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний — крыльчатка. Расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до наружного торца шкива должно быть 52±0,5 мм, а до наружного (обращенного к блоку) торца крыльчатки — 39,8±0,1 мм. К противоположному торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник. При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе.

Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. На двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева дроссельного узла карбюратора (на двигателях с полуавтоматом пуска — и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства). На двигателе -2111 жидкость подается к отопителю и блоку подогрева дроссельного узла.

При температуре 87±2 °С клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок, при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 102 °С основной клапан полностью открывается, а байпасный — закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.

Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки.

Электровентилятор радиатора на двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 включается датчиком-выключателем, ввернутым в правый бачок радиатора. Его контакты замыкаются при температуре 99±3 °С, а размыкаются при 94±3 °С. На автомобилях, выпущенных до 1998 г. (со старым блоком предохранителей), устанавливался другой датчик (ТМ-108), управляющий электродвигателем вентилятора через реле 113.3747 в монтажном блоке. На двигателе -2111 вентилятор включается по сигналу электронного блока управления двигателем (через реле).

Читать еще:  Продажа ВАЗ Lada в Мурманске и области 36

Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. В верхней его части выполнен штуцер для пароотводящего шланга от радиатора охлаждения двигателя.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке двигателя -2111 установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем.

При перегреве двигателя блок управления включает сигнализатор «Проверьте двигатель» в комбинации приборов (см. Органы управления и приборы).

Система отопления описана в главе Система отопления и вентиляции.

Тюнинг и ремонт ВАЗ 2110

Так как двигатели ВАЗ 2110 бывают двух типов инжекторные и карбюраторные, то и системы охлаждения для них индивидуальны. Здесь мы рассмотрим и ту и другую.

Данная система охлаждения состоит из:

  1. Радиатора для печки.
  2. Шланга радиатора печки (пароотводящего)
  3. Патрубка с радиатора печки, для отвода антифриза.
  4. Патрубка, подводящего антифриз к отопителю.
  5. Датчика температуры охладительной жидкости (ДТОЖ)
  6. Патрубка для подвода трубы помпы (водяной).
  7. Термостата.
  8. Патрубка заправочного
  9. Пробки расширительного бочка
  10. Датчика, указывающего уровень охлаждающей жидкости.
  11. Расширительного бачка.
  12. Выпускного шланга.
  13. Камеры жидкостного подогрева выпускного коллектора.
  14. Отводящего патрубка (с радиатора).
  15. Патрубка для подвода жидкости к радиатору.
  16. Патрубка пароотвода (из радиатора).
  17. Левого бачка радиатора.
  18. Датчика для включении электровентилятора.
  19. Электродвигателя привода вентилятора охлаждения.
  20. Крыльчатки вентилятора.
  21. Правого бочка радиатора.
  22. Пробки слива с радиатора охлаждающей жидкости.
  23. Корпуса электровентилятора.
  24. Ремня ГРМ.
  25. Крыльчатки помпы охлаждения.
  26. Подводящего патрубка (к водяной помпе)
  27. Шланга подвода антифриза к жидкостной камере пускового устройства карбюратора.
  28. Патрубка отводящего.

Система охлаждения для инжекторных двигателей.

Пункты с 1 по 26 одинаковы с системой охлаждения карбюраторных двигателей.

В отличии от описанной системы выше, данная система еще состоит из:

  1. Патрубка подводящего антифриз к дроссельному патрубку.
  2. Патрубка отводящего жидкость к дроссельному патрубку.
  3. ДТОЖ.
  4. Внутри радиаторной трубки.
  5. Сердцевины радиатора.

Особенности работы системы охлаждения ВАЗ 2110

Тип охлаждения двигателя жидкостный, закрытый, принудительно циркулируемый. Работа системы происходит под избыточным давлением, номинальный нагрев 87-94 С. Система герметична, расширительный бачек закрыт крышкой с двумя клапанами: выпускным и впускным. Впускной клапан открывается при давлении 0,035-0,135 кгс/см2, такое происходит при остывании двигателя, чтобы всосать необходимый объем воздуха. А выпускной срабатывает при давлении 1,05-1,55 кгс/см2, для того, чтобы стравить избыточное давление.

Поддержание оптимальной температуры двигателя становится возможным благодаря электровентилятору и термостату. Первый приводится в движение, когда замыкаются контакты на термовыключателе (находится в бачке радиатора). Замыкание контактов происходит при температуре 99-101 С, а размыкание при 92-94 С.

В автомобиле ВАЗ 2110 включение электровентилятора происходит автоматически одновременно с сигналом датчика о превышении температуры антифриза.

Вращение колеса вентилятора производится коллекторным электродвигателем постоянного тока.

Определяется температура антифриза датчиком. Он находится в блоке цилиндров. Если у вас двигатель имеет электронный впрыск, то в головке двигателя вы можете обнаружить еще один датчик. Он передает информацию электронному блоку управления о степени нагрева.

Жидкость циркулирует по системе благодаря обычному центробежному насосу, называемому помпой. Его вращение происходит за счет работы двигателя (посредством ремня).

Механизм помпы: Внутри алюминиевого корпуса находится вал, который с одного своего края оканчивается зубчатым шкивом, а с другой стороны – крыльчаткой.

Охлаждение двигателя ВАЗ 2110 может происходить по малому и большому кругу. Если температура антифриза меньше положенной, то термостат (механизм отвечающий за распределение охлаждающей жидкости) перекрывает клапаном поступление жидкости в радиатор. В этом случае охлаждение по малому кругу. Когда температура жидкости достигает 86-88 С, то термостат открывает путь жидкости по основному патрубку. В этот момент большая половина антифриза проходит путь через радиатор. Когда температура жидкости преодолевает 101 С, клапан помпы производит полное открытие и в этом случае вся жидкость проходит путь через радиатор, который в свою очередь охлаждается и вентилятором.

Заливается охлаждающая жидкость в бачек под капотом. На нем присутствуют деления минимального и максимального уровня. К тому же в бачке встроен датчик уровня, который сообщит вам посредством лампочки на панели приборов, о недостатке антифриза.

Зачем же производитель авто придумал здесь пароотводную трубку? Все просто, для отвода пара из радиаторов отопителя и охлаждения в расширительный бачок. Благодаря такой вещи, в системе не появятся паровые пробки, так как весь пар выйдет через клапан крышки расширительного бачка.

Использовать воду в качестве охлаждающей жидкости двигателя ВАЗ 2110 категорически запрещается, так как первым делом начнется коррозия, а вторым – горячая вода имеет свойство разъедания алюминиевых деталей.

И последнее о устройстве чего хочется рассказать в этой статье – это радиатор. Его устройство: сердцевина, два пластмассовых бачка. Левый внутри разделен перегородкой. Сердцевиной же являются алюминиевые трубки с находящимися на них пластинками тоже из алюминия.

Система охлаждения на ВАЗ 2114

В двигателе любого автотранспорта самую большую роль играет система охлаждения. Без нее двигатель начинает перегреваться и впоследствии этой неполадки дальнейшее использование авто становится невозможным. И поэтому важно поддерживать СО в отличном состоянии.

Устройство системы охлаждения

На ВАЗ 2114 установлена СО с принудительной циркуляцией. В качестве система охлаждения можно взять самые распространенные вещества тосол и антифриз. В чрезвычайных случаях можно воспользоваться водой за место специализированных автомобильных веществ.

Примечание: В зимнее время использование автотранспорта с залитой водой вместо специальных жидкостей может привести к замораживанию движка. А в другие сезоны во время продолжительного использования автотранспорта у движка на воде начинает, разъедаться рубашка охлаждения в блоке и головке блока цилиндров, скапливается ржавый осадок.

Система охлаждения движка состоит из следующих элементов:

Схема системы охлаждения на ВАЗ 2114

На Вазовских автомобилях любого модельного ряда схема СО движка ничем не отличается от инжекторного движка другого автотранспорта. Во время запуска движка от крутящегося колен вала через ремень ГРМ приводится в движение и водяной насос. А сама помпа создаёт движение охлаждающей жидкости в системе. В это же время антифриз начинает своё движение по малому кругу, через насос верхних патрубков и блока цилиндров. При прогревании движка для достижения нужной температуры впоследствии открывается клапан термостата. А через нижние шланги идёт охлаждающей жидкости в движке по большому кругу.

Схема системы охлаждения двигателя ВАЗ-2114 (с системой впрыска топлива): 1 – радиатор отопителя; 2 -пароотводящий шланг радиатора отопителя; 3 – шланг отводящий; 4 – шланг подводящий; 5 – датчик температуры охлаждающей жидкости (в головке блока); 6 – шланг подводящей трубы насоса; 7 – термостат; 8 -заправочный шланг; 9 – пробка расширительного бачка; 10-датчик указателя уровня охлаждающей жидкости; 11 – расширительный бачок; 12 – выпускной патрубок; 13 – жидкостная камера пускового устройства карбюратора; 14 – отводящий шланг радиатора; 15 – подводящий шланг радиатора; 16 – пароотводящий шланг радиатора; 17 – левый бачок радиатора; 18 – датчик включения электровентилятора; 19 – электродвигатель вентилятора; 20 – крыльчатка электровентилятора; 21 – правый бачок радиатора; 22 – сливная пробка; 23 -кожух электровентилятора; 24 – зубчатый ремень привода механизма газораспределения; 25 – крыльчатка насоса охлаждающей жидкости; 26 – подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 27 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку; 28 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка; 29 – датчик температуры охлаждающей жидкости в выпускном патрубке; 30 – трубки радиатора; 31 – сердцевина радиатора.

Радиатор

Радиатор на ВАЗ 2114 сделан из алюминия, он состоит из 2 рядной сердцевины и 2 пластиковых бачков по бакам. Специальные машинные вещества для охлаждения вливается через расширительный бачок. В самом низу бачка предусмотрена сливная крышка.

Патрубки

В самой охлаждающей системе располагаются следующие комплекты патрубков:

  1. К основным относятся верхние и нижние патрубки;
  2. От водяного насоса проходит металлическая трубка;
  3. От расширительного бачка к радиатору проходит заливной шланг;
  4. Обратный шланг, от бачка проходящей к радиатору;
  5. Два шланга на разогрев дроссельной заслонки.

Важно во время приобретения новых патрубков проверять их целостность для исключения брака в шлангах.

Какие могут возникнуть механические поломки в системе охлаждения?

Обычно из-за возникновения непредвиденных поломок в системе охлаждения движка может произойти перегрев и в результате движок машины ломается.

Как обычно, из рабочего состояния может выйти любая из ниже перечисленных деталей:

Радиатор. Возможное возникновение подтекания из радиатора – это происходит подтекание через алюминиевые трубки или пластмассовые бачки. Довольно-таки часто случается, так что отламываются пластиковые детали отвода под обратным шлангом расширительного бачка.

Но существует ещё одна проблема, по которой вероятно происходит перегрев мотора-это засоренность (забитость).

Патрубки. Если патрубки старые и с годами потеряли гибкость – это так же возможная причина подтекания тосола.

Термостат. От его правильной работы зависит необходимое срабатывание клапана в термостате и в самом ДВС может возникнуть:

  • При возникновении перегрева тосол выкипает через расширительный бачок.
  • Не происходит необходимого разогрева авто для нужной температуры. Впоследствии авто нестабильно едет, и зимой в автосалоне холодно даже при включенной печке.

Три основные проблемы водяного насоса

  1. Во время эксплуатации отечественного автотранспорта иногда можно услышать шумы и люфты в подшипниках. При обнаружении повреждений на авто не следует долгое время ездить, иначе насос возможно заклинит или разорвёт.
  2. Вещество выкипает через отверстие — это тревожный сигнал, который говорит об быстрой изношенности запчасти.
  3. Обрыв крыльчатки — неисправности двигатель машины довольно — таки молниеносно перегревается.
Читать еще:  Проверка ступицы на биение

Вентилятор охлаждения: Движок машины так же будет сильно перегреваться, если в автотранспорте не исправен вентилятор.

Плохо затянутые и неисправные хомуты могут послужить основанием для перегрева личного авто. Иногда случается так, что тонкие шланги засоряются и по этому плохо идёт обратка подогрева дроссельных заслонок.

Частичный ремонт или полная замена радиатора

Ниже будет прописано во всех подробностях основные особенности, которые могут возникнуть в процессе выполнения ремонтных работ.

Промывка системы охлаждения

Полная замена радиатора может возникнуть, когда засоренности сильно перегревает движок.

Но перед тем как начать замену радиатора сначала можно попробовать его целиком промыть СО движка на автотранспорте. Довольно таки часто оказывается, что промывка сильно помогает и мотор на авто перестаёт перегреваться.

Пошаговая инструкция как следует правильно промывку:

  1. Автотранспорт для этого необходимо припарковать на идеально ровную поверхность.
  2. Далее отворачивается верхняя крышка у расширительного бачка.
  3. Потом сливается ОЖ, при этом открутив заранее нижнюю пробку.
  4. Следующим этапом должно последовать скручивание водяной заглушки с бака цилиндров.
  5. Она проходит между движком и вентилятором около стартера, потом из него сливается антифриз.
  6. В центральную систему вливается вода, и в последующем закручиваются крышки.
  7. После выполненных действий двигателю нужно дать определённое время машине поработать и в конце вылить воду из бачка. Если она очень грязная, то данную процесс следует повторить в той же последовательности. По необходимости при большом загрязнение промывку проводят неоднократно, пока вода не станет чистой.
  8. После промывания в бачок вливается свежая охлаждающая жидкость. Не следует забывать, что на ВАЗ 2114 СО составляет 7,8 литра и весь общий объём тосола не помещается — это означает только одно в ней возникла заглушка из воздуха. Чтобы избежать перегрева двигателя, её необходимо максимально заправить всю ёмкость.
  9. Большинство профессионалов настаивают совершать промывание на не разогретый движок. Это нужно, чтобы впоследствии не обжечься об антифриз. С одной стороны если посмотреть, то это лучший вариант. Но существует одно “ Но”, на не разогретый движок грязь, которая в нем скопилась, осядет на стенках и вероятность добиться эффективного результата промывки окажется очень низкой.

Выполнять данные работы необходимо в водонепроницаемой одежде и специальных перчатках, но даже при таких само защитных действий, непригодные вещества нужно сливать очень аккуратно. Срок службы тосола и антифриза установлены производителями в рамках от 2-5 лет.

Замена радиатора

Но если промывка оказалась бесполезная, значит его следует заменить и сделать это не сложная задача.

  • В 1-ую очередь снимается крышка расширительного бачка.
  • Затем сливается тосол из самого радиатора и цилиндров. Перед этим необходимо позаботиться и взять ненужные ёмкости для слития в них старых веществ.
  • Далее демонтируется корпус воздушного фильтра, ведь в последующем будет сильно мешать вытащить старый радиатор.
  • Следующим шагом делается разъединение штекера от электро вентилятора, и нужно отвернуть 2 винта, которые его удерживают, и вынимается узел.
  • Потом ослабляются хомуты со стороны, где удобнее это делать и в последующем отсоединяются патрубки.
  • С верхней части вытаскиваются 2 винта, которые крепят его к основной кузовной рамке.
  • Наклонив корпус в направлении к самому движку и в последствии с легкостью вынуть нужную деталь. Вот и всё снятие радиатора закончено.
  • Обратная сборка производится в обратном порядке, после этого в бачок вливается свежий тосол и запускается движок.

Ремонт радиатора

Если у хозяина машины вдруг появляется желание сделать незначительную починку СО движка собственноручно и это очень часто бывает и относится к вынужденной мере.

  1. Если срочно требуется съездить до нужного места только в экстренных случаях.
  2. В том случае, когда из семейного бюджета не планировалась смена радиатора.

Все пластмассовые запчасти авто можно пройти специальной смолой эпоксидной или просто запаять. Но если протекание идёт через соты в такой ситуации можно прибегнуть к специальному химсоставу добавив в тосол и в дальнейшем закупоривают место протекания.

Но высока вероятность, что от такой химии, возможно усложнится протекание ОЖ по центральной системе.

И лишь, поэтому собственноручный ремонт считается очень дорогим, и времени тратится на это очень много. На сегодняшний день в магазинах можно приобрести дорогой вариант нового радиатора сделанный из меди — его намного проще отремонтировать.

Замена патрубков

Произвести замену патрубков легко, сначала сливается старая охлаждающая жидкость. Потом ослабляются хомуты, и делается замена. Их можно приобрести в любом специализированном магазине, их продают комплектами, и при этом профессионалы рекомендуют делать замену стразу всех шлангов, которые входят в комплект.

Система охлаждения

Описание конструкции

Система охлаждения: 1 — радиатор системы охлаждения; 2 — кожух вентиляторов; 3 — подводящий шланг радиатора системы охлажде­ны, 4 — вентилятор; 5 — головка блока цилиндров; 6 — насос охлаждающей жидкости; 7 — блок цилиндров; 8 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 9 — подводящий шланг радиатора отопителя; 10 — радиатор отопителя; 11 — отводящий шланг радиатора отопителя; 12- перепускной шланг: 13 — наливной шланг; 14 — расширительный бачок; 15 — шланг подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости; 16 — корпус термостата; 17 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 18 — крышка термостата; 19 — отводящий шланг радиатора систе­мы охлаждения; 20 — пароотводящий шланг радиатора системы охлаждения.

Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Состоит из расширительного бачка, насоса охлаждаю­щей жидкости, рубашек охлаждения головки и блока цилиндров, термостата, радиатора, электрического вентилятора/двух электрических вентиляторов (на автомобиле с конди­ционером), соединительных шлангов и подводящей трубы насоса. К шлангам системы охлаждения подсоединен радиатор отопителя. Заправляется система охлаждающей жидкостью через заливную горловину расширитель­ного бачка. Расширительный бачок закреплен в моторном отсеке рядом с левой чашкой амортизаторной стой­ки. Бачок изготовлен из полупроз­рачной пластмассы, что позволяет визуально контролировать уровень охлаждающей жидкости в бачке. При нагревании жидкость в системе охла­ждения расширяется, и часть ее вы­тесняется в расширительный бачок. По мере остывания двигателя жид­кость из бачка перетекает в систему охлаждения. Герметичность системы охлаждения обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расшири­тельного бачка.

Расширительный бачок: 1 — штуцер паро­отводящего шланга; 2 — пробка заливной горловины; 3 — метки минимального и мак­симального уровней жидкости; 4 — штуцер наливного шланга

Пробка расширительного бачка

Выпускной клапан поддерживает по­вышенное (1,1 бар), по сравнению с атмосферным, давление в систе­ме на горячем двигателе. За счет этого повышается температура кипения жидкости, и уменьшаются паро­вые потери.

Насос охлаждающей жидкости: 1 — крыль­чатка; 2 — корпус насоса; 3 — зубчатый шкив; 4 — контрольное отверстие в корпу­се насоса

Направление потоков охлаждающей жид­кости в корпусе и крышке термостата: 1 — из рубашки охлаждения головки бло­ка цилиндров; 2 — к радиатору отопителя; 3 — к подводящей трубе насоса охлажда­ющей жидкости; 4 — из расширительного бачка; 5 — к подводящей трубе насоса ох­лаждающей жидкости; 6 — из радиатора системы охлаждения; 7 — к радиатору сис­темы охлаждения

Впускной клапан откры­вается при понижении давления в системе относительно атмосферно­го (на 0,03-0,13 бар) на остывающем двигателе. При утере пробки залив­ной горловины нельзя заменять ее герметичной пробкой без клапанов. Циркуляцию жидкости в системе ох­лаждения обеспечивает лопастной насос центробежного типа, крыль­чатка которого приводится во враще­ние зубчатым ремнем привода ГРМ от шкива коленчатого вала. Насос кре­пится к блоку цилиндров справа. В корпусе насоса установлен ва­лик, который вращается в закры­том подшипнике, не нуждающемся в пополнении смазки. На концы ва­лика напрессованы зубчатый шкив и крыльчатка. Уплотнение валика обеспечивается сальником насоса. В корпусе насоса выполнено контр­ольное отверстие для обнаружения течи жидкости при выходе из строя уплотнения насоса.

Термостат: 1 — пластина; 2 — пружина байпасного клапана; 3 — пружина; 4 — баллон с термочувствительным наполнителем, 5 — основной клапан; 6 — шток; 7 — байпасный клапан

При обнаружении течи жидкости заменяем насос в сборе. Жидкость поступает к насосу через подводящую трубу, расположенную на задней стенке блока цилиндров под катколлектором. Насос прокачиваем охлаждающую жидкость через рубашки охлаждения блока и головки блока цилиндров двигателя. Далее жидкость поступает в корпус термостата, закрепленный на левом торце головки блока цилиндров. Два клапана термостата — основной и байпасный — перераспределяют потоки жидкости в системе охлаждения на непрогретом двигателе ,основной клапан перекрывает в крышке термостата канал, связывающий нижний (отводящий) шланг радиатора с подводящей трубой насоса. Байпасный клапан термостата при этом открыт и поток жидкости из рубашки охлаждения двигателя поступает через корпус термостата в подводящую трубу насоса охлаждающей жидкости, ми­нуя радиатор системы охлаждения, — чалый круг циркуляции.

Радиатор: 1 — левый бачок; 2 — подводящий патрубок; 3 — штуцер пароотводящего шланга; 4- планка; 5 -втулка верхнего крепления радиатора; 6 — резьбовое отверстие верхнего крепления кожуха вентиляторов; 7 — трубки с охлаждающими пластинами; 8 — правый бачок; 9- кронштейн нижнего крепления кожуха вентиляторов; 10 — сливная пробка; 11 — резиновая подушка нижнего крепления радиатора

Вентиляторы с кожухом в сборе (автомобиль с кондиционером): 1 — колодки проводов электродвигателей вентиляторов; 2 — крыльчатка с электродвигателем основного вентилятора; 3 — точки верхнего крепления кожуха вентиляторов к радиатору; 4 — кожух; 5 — крыльчатка с электродвигателем дополнительного вентилятора; 6 — кронштейн нижнего крепления кожуха вентиляторов

По мере прогрева двигателя, при температуре жидкости 85±2 °С, клапаны термоста­та начинают перемещаться, перекры­вая байпасный и открывая основной каналы, пропуская поток жидкости через радиатор системы охлаждения.

Датчик температуры охлаждающей жид­кости

При температуре жидкости около 102 °С байпасный клапан полностью закрывается, а основной открывает­ся на свой полный ход — 8 мм, и жид­кость поступает в радиатор системы охлаждения, где отдает тепло окружа­ющему воздуху. Движение жидкости через рубашку охлаждения двигателя, корпус термостата, радиатор систе­мы охлаждения и крышку термостата образует большой круг циркуляции. Через радиатор отопителя жидкость циркулирует постоянно и не зависит от положения клапанов термостата. Радиатор системы охлаждения состо­ит из двух вертикальных пластмассо­вых бачков (левый — с перегородкой), соединенных алюминиевыми труб­ками с охлаждающими пластинами. Основания трубок соединены с бач­ками через резиновые прокладки. Жидкость подается через верхний па­трубок, а отводится через нижний. Над впускным патрубком располо­жен штуцер пароотводящего шланга. В нижней части правого бачка нахо­дится сливная пробка. К радиатору крепится пластмассовый кожух с одним электрическим венти­лятором (автомобиль без кондици­онера) или с двумя электрическими вентиляторами (автомобиль с кондиционером). Вентилятор предназначен для обду­ва радиатора, когда нет или не хватает встречного потока воздуха для поддер­жания нормального теплового режима двигателя. Работой вентилятора управ­ляет контроллер двигателя, который через реле обеспечивает вращение крыльчатки вентилятора с одной из двух скоростей (большой или малой). Датчик температуры охлаждающей жидкости, установленный в корпу­се термостата, выдает информацию контроллеру системы управления дви­гателем и указателю температуры жид­кости в комбинации приборов.

Читать еще:  Замена топливного фильтра

Система охлаждения ВАЗ-2110 и ее схема

Во время работы двигатель внутреннего сгорания нагревается до серьезных температур. Данная статья посвящена одной из важнейших систем в автомобиле — СОД. Давайте посмотрим, по какому принципу работает система охлаждения мотора, а также ознакомимся со схемой ее работы.

Система охлаждения (ВАЗ-2110 в том числе) выполняет сразу несколько важных функций. Она снижает температуру масла, детали двигателя, газа, а также нагревает воздух, который поступает в салон.

Существует несколько вариантов реализации СОД. Различают закрытые системы с применением жидкостей, а также воздушные. Антифриз более эффективно отводит тепло от деталей трения и других горячих элементов. Воздушный вариант работает посредством обдува воздухом. Существуют также комбинированные типы, однако они не слишком распространены.

Чаще всего в большинстве современных автомобилей применяется именно жидкостная система. Она позволяет эффективно охлаждать детали мотора. Она не издает шума, если сравнивать ее с воздушным типом. Ее гораздо легче обслуживать и ремонтировать.

Схема СОД

Итак, для начала рассмотрим, по какой схеме работает СОД в карбюраторных агрегатах. Система охлаждения ВАЗ-2110 жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией ОЖ.

Она герметичная, а данный фактор обеспечивается благодаря наличию клапанов. Последние расположены в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает высокое давление во всей системе при условии, что мотор достаточно нагрелся. Когда давление в СОД вырастает, открывается выпускной клапан. Впускной открывается, если давление опускается ниже, чем атмосферное.

Кроме бачка и клапанов, СОД также состоит из радиатора, соединительных шлангов, датчиков температуры ОЖ, электрического вентилятора, термостата и других устройств. Схема системы охлаждения ВАЗ-2110 довольно проста и надежна.

Помпа или насос

Это устройство позволяет обеспечить циркуляцию антифриза. На автомобилях ВАЗ-2110 и во всем семействе этих машин применяется центробежный водяной насос. В качестве привода используется зубчатый ремень, который приводится в движение шкивом коленвала.

Вентилятор

Чтобы при работе ДВС поддерживался постоянный рабочий температурный режим, в конструкции используется электрический вентилятор. Он имеет форму крыльчатки с четырьмя лопастями. Крыльчатка смонтирована на электродвигателе. Работа вентилятора контролируется датчиком температуры охлаждающей жидкости. Также работа элемента контролируется в электронном блоке управления на других автомобилях данного семейства.

Радиатор

Эта деталь обеспечивает охлаждение горячей жидкости, когда циркуляция проходит по большому кругу. Радиатор имеет трубчато-пластинчатую конструкцию, а изготовлен он из алюминия. На нем установлены два бачка из пластмассы.

Здесь также расположены патрубки для прохождения охлаждающей смеси. Антифриз попадает в радиатор через верхний патрубок системы охлаждения ВАЗ-2110, а уходит дальше через нижний.

Расширительный бачок

Это емкость, в которой хранится охлаждающая жидкость. Тосол заливается через горловину. Изготовлен он в основном из полиэтилена. Так как бачок полупрозрачный, можно легко контролировать количество охлаждающей смеси. Нужно, чтобы жидкости на холодном моторе в емкости находилось по верхнюю кромку.

ЭБУ контролирует количество антифриза, однако не помешает лишний раз проверить его уровень самостоятельно. Бачок с системой соединяют шланги системы охлаждения.

ВАЗ-2110 и пробка бачка расширения

Данная деталь позволяет поддерживать герметичность внутри системы охлаждения. В нее встроены клапаны, которые и отвечают за герметичность. Выпускной клапан работает при повышенном давлении на нагретом моторе. Впускной открывается вследствие падения давления.

Термостат

Это устройство контролирует работу системы охлаждения. Он распределяет потоки охлаждающей смеси в зависимости от температуры мотора. ОЖ может двигаться в системе по малому или по большому кругу.

Датчик температуры ОЖ

Чтобы контролировать температуру антифриза, в головке блока цилиндров установлен специальный датчик. Он подключен к системе электронного блока, который управляет работой вентиляторов.

Принцип действия

Правильная и четкая работа системы охлаждения обеспечивается благодаря наличию электронных систем и ЭБУ. В более современных автомобилях работа СОД основана на современных математических алгоритмах и моделях. Однако система охлаждения ВАЗ-2110 этого лишена. Здесь все гораздо проще.

Пока жидкость еще холодная, при помощи помпы она закачивается в рубашку охлаждения двигателя. Когда ОЖ проходит по специальным каналам в ГБЦ, она нагревается. Дальше, после того как поток охлаждающей смеси закончит свой круг, она снова попадает в расширительный бачок. По такой схеме антифриз будет двигаться до тех пор, пока не нагреется до определенных температур. Среди автолюбителей этот круг называется малым.

Когда мотор достаточно горячий, система охлаждения двигателя ВАЗ-2110 прокачивает антифриз уже по большому кругу. Так охлаждающая смесь попадает непосредственно в двигатель. Когда она уже серьезно нагревается, через трубы и шланги она попадает в радиатор. Он обдувается воздухом при движении автомобиля, и ОЖ остывает.

Дальше смесь снова закачивается в рубашки охлаждения мотора с помощью помпы. Иногда случается так, что в радиаторе уже мало охладителя, а температуры поднимаются достаточно высоко. Тогда включается вентилятор. Вентилятор обдувает радиатор. А когда ОЖ остынет, вентилятор системы охлаждения ВАЗ-2110 отключается.

Если смесь сильно остывает, закрывается клапан термостата, циркуляция снова проходит по малому кругу.

Система охлаждения – залог правильной работы мотора

Чтобы двигатель работал правильно, нужно обеспечить ему постоянный температурный режим. Нужно, чтобы система держала температуру на уровне 90 градусов. Так можно получить более эффективную работу ДВС, а расход топлива при достаточном охлаждении будет держаться на нормальном уровне.

Именно по этой причине система охлаждения ВАЗ-2110 разделена на два контура. Так мотор может гораздо быстрее выйти на свои рабочие температуры.

Схема охлаждения в инжекторных моторах

Данная схема не имеет каких-либо принципиальных отличий от карбюраторной. Однако некоторые особенности имеются. Здесь другая конфигурация соединений, а также есть датчик в блоке цилиндров.

Основой охладителя является вода с этиленгликолем. Эта жидкость замерзает лишь при особенно низких температурах. Закипает при достаточно высоких температурах.

Как уже было сказано, охладитель двигается по малому кругу. Постепенно жидкость прогревается. При определенной точке нагрева срабатывают клапаны термостата, и ОЖ идет на большой круг. Это регулируется перепускными клапанами.

По малому кругу охладитель проходит через блок цилиндров. Отличием инжекторной системы является наличие дроссельной заслонки. Кстати, охладитель проходит также через нее.

Можно сделать вывод, что на автомобиле ВАЗ-2110 система охлаждения (инжектор) не имеет каких-то серьезных отличий от карбюраторного аналога.

Ремонт СОД

Если при работе автомобиля наблюдается высокая температура ОЖ или же, наоборот, слишком низкая, если сильно шумит насос охлаждения инжектора, то это признаки неисправностей — автомобиль требует срочного ремонта.

Для начала нужно проверить уровень жидкости, а также исключить возможную утечку. Если она есть, ее следует устранить. Также могут быть повреждены шланги. Кроме того, может быть нарушена циркуляция ОЖ.

Для того чтобы решить проблемы с циркуляцией, может понадобиться автомобилю ВАЗ-2110 промывка системы охлаждения.

Промываем СОД своими руками

Чтобы сделать это, нужно лишь произвести стандартную замену ОЖ. Однако вместо жидкости нужно налить в систему обычной воды. Если есть желание, то добавьте в воду присадки для промывания. Также можно воспользоваться специальным, предназначенным для промывки составом.

Затем нужно завести мотор и дать ему немного поработать. После воду необходимо слить. Вместе с водой вытечет и грязь. Эту процедуру необходимо повторять до тех пор, пока СОД полностью не очистится.

Чтобы промыть систему полностью, необходимо очистить радиатор и двигатель. Если хотите промыть радиатор, нужно начинать с очистки сот. Для этого подойдет обычная мойка высокого давления. Это эффективный способ, однако нужно все делать аккуратно.

Очищаем изнутри

Для внутренней очистки радиатор необходимо демонтировать. Сначала нужно слить антифриз, который в нем содержится. Для очистки внутренних полостей следует направить мощную струю воды непосредственно в радиатор. Затем воду необходимо слить. Такую прочистку необходимо провести несколько раз. Лучше использовать специальные средства для очистки.

Чем отмывать?

Когда у автолюбителей возникает необходимость промывки системы, многие не используют воду, а также отказываются от специализированных средств. Некоторые в качестве очистителя выбирают популярный американский напиток. Да, это «Кока-кола». Вы могли слышать о чудесных свойствах данного напитка. Теперь их можно проверить.

Если после того, как вы промыли систему, вас все еще не устраивает ее работа, тогда это не засорение и нарушение циркуляции. Здесь может быть масса различных причин.

Итак, мы выяснили конструкционные особенности данной системы охлаждения. Чтобы не заниматься промывкой СОД слишком часто, необходимо с умом подходить к выбору ОЖ. А чтобы уберечь систему от засоров, можно воспользоваться фильтрами.

Источники:

http://clubturbo.ru/inter/sistema_ohlazhdeniya_dvigatelya_vaz/
http://wiki.zr.ru/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%BE%D1%85%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_2108
http://vaz2110-remont.ru/kak-ustroena-sistema-oxlazhdeniya-dvigatelya-vaz-2110.html
http://provaz2114.ru/dvigatel/sistema-ohlazhdeniya-na-vaz-2114.html
http://systemavto.ru/avtomobili/rossii/legkovye/vaz/vaz-2170-2171-2172/dvigatel/sistema-oxlazhdeniya.html
http://www.syl.ru/article/178416/new_sistema-ohlajdeniya-vaz—i-ee-shema

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector