4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Срок годности автомобильных огнетушителей и другие требования к ним

Какой срок годности у автомобильного огнетушителя?

Автомобиль – это транспортное средство с повышенным риском возгорания, поэтому очень важно, чтобы каждая машина была оборудована огнетушителем.

Стоит признать, что большинство водителей постоянно возят его с собой не в целях собственной безопасности, а для сотрудников дорожной полиции и ради прохождения техосмотра. Таким водителям важно лишь выбрать правильную модель и соблюдать гарантийные сроки, указанные на паспорте огнетушителя.

Тем же, кому прежде всего важна собственная безопасность, необходимо знать не только срок годности автомобильного огнетушителя, но и почаще делать профилактический осмотр, а также замену устройства. Об этих и многих других важных нюансах мы поговорим в данной статье.

Классификация огнетушителей

Современный рынок может предложить следующие виды огнетушителей:

  • Порошковый (маркировка ОП, а индекс показывает массу заряда (ОП 4 – 4 кг, ОП 5 – 5 кг). Порошковый огнетушитель – это универсальное устройство, которое применимо при любом виде возгорания, в том числе и при воспламенении автомобилей. Основное гасящее вещество у данного типа огнетушителя – порошок. По способу выброса струи порошковые огнетушители разделяют на закачные (З), газогенераторные (Г), баллон со сжатым воздухом (Б).
  • Воздушно-пенные (маркировка ОВП). Они имеют 2 вида действующих веществ: воздушно-механический — пена состоит из воды и пенообразователя, и химический – пена образуется из смеси воды и щелочи.
  • Углекислотные (маркировка ОУ). Индекс тоже показывает массу заряда в баллоне (ОУ 2 – 2 кг). Действующее вещество в углекислотных огнетушителях – это двуокись углерода (под давлением, которое меняется зависимо от температуры окружающей среды).
  • Водные (маркировка ОТВ). Соответственно, действующее вещество в таком огнетушителе – это вода.
  • Самосрабатывающие модули (маркировка ОСП). Действующее вещество в таком огнетушителе – порошок.
  • Требования к огнетушителям для техосмотра

    Какие есть требования к автомобильным огнетушителям для прохождения техосмотра в 2020 году?

    В настоящее время актуальны следующие требования:

  • Огнетушитель должен соответствовать ГОСТу НПБ 155-2002 и Р51057-2001. Придерживаясь норм, предписанных в данных документах, 90% условий прохождения техосмотра будут выполнены.
  • Масса огнетушителя показывает, заполнено ли это устройство полностью. Как правило, для этого инспектор проводит замер веса огнетушителя. В легковых автомобилях устройство должно быть не меньше 2 кг, а в грузовых – не меньше 5 кг.
  • Объем огнетушителя должен равняться 2 литрам для легковых автомобилей и, соответственно, 5 литрам – для грузовых.
  • При техосмотре очень важным параметром является срок службы автомобильного огнетушителя. В случае истечения периода годности давление в баллоне снижается, активные свойства действенных веществ ухудшаются. Инспектора ГИБДД интересует номинальный срок годности: сам баллон можно использовать не дольше 10 лет (дата покупки отображается в паспорте устройства), а перезарядку можно проводить каждые 1,5–5 лет.
  • Маркировка огнетушителя должна содержать дату дозаправки или полной заправки, пользовательскую инструкцию, а также адрес предприятия, в которое нужно обращаться за обслуживанием.
  • Срок действия порошкового огнетушителя

    Порошковый агрегат ОП-2 – это наиболее удобный и бюджетный вариант для большинства водителей, который соответствует установленным правилам. Наполненная им порошковая смесь отлично справляется с огненным пламенем в любых очагах возгорания.

    С другой стороны, его недостатком является то, что после распыления порошкового огнетушителя в дальнейшем возникают сложности в очищении автомобиля от остатков.

    При этом стоит учитывать, что его следует хранить с сохранением пломбы в подходящем для этого месте (вдали от отопительных приборов), ограничив возможность какого-нибудь механического воздействия, коррозии, прямого воздействия солнечных лучей.

    Срок годности углекислотных огнетушителей

    Углекислотный автомобильный огнетушитель имеет лучшие характеристики, нежели порошковый.

    Он эффективно справляется с возгоранием за счет сниженного уровня кислорода, а это активно препятствует горению.

    Несмотря на то, что данный огнетушитель эффективен, его можно применить не на всех участках.

    К тому же, в случае наличия каких-либо тлеющих очагов огненное пламя может появиться вновь.

    Преимуществом использования углекислотного огнетушителя является его способность не оставлять никаких следов на автомобиле.

    Как хранить огнетушитель в машине?

    Любое отклонение в условиях хранения огнетушителя и эксплуатации автомобиля сказывается на его сроке действия. Так, правила гласят о том, что огнетушитель требуется хранить в салоне машины, закрепив его на кронштейн с замком и фиксатором.

    При этом лучшим местом для хранения огнетушителя является пассажирская дверь, поскольку в случае возгорания оттуда легко снять и затем использовать баллон.

    Если же в салоне авто не нашлось для него места, то баллон лучше закрепить в багажнике, чем вообще не иметь его.

    Однако в таком случае в результате прямого воздействия окружающей среды на огнетушитель потребуется чаще выполнять перезарядку (не реже 1 раз в год).

    Кроме того, каждый водитель должен позаботиться о том, чтобы в летний период на баллон не попадали прямые солнечные лучи, защитив автомобиль специальной светоотражающей шторкой.

    Стоит учитывать, что при повышении температуры окружающей среды в углекислотных моделях повышается рабочее давление внутри самого баллона.

    Как определить срок годности?

    Этикетка на баллоне – это единственный источник информации для проверки срока действия огнетушителя.

    Требования, которые предъявляются к этикетке всех видов огнетушителей, строго регламентированы. К примеру, ее высота должна быть не меньше половины баллона. Также в обязательном порядке на этикетке должна содержаться информация о сроке годности баллона.

    Срок действия автомобильного огнетушителя может быть как реальным, так и номинальным. Например, номинальный срок годности – время, на протяжении которого при соблюдении всех необходимых условий устройство должно находиться в рабочем состоянии.

    Однако то, сколько прослужит огнетушитель, напрямую зависит от своевременного обслуживания устройства и от условий его хранения – это реальный срок годности.

    Как самостоятельно провести поверку? Предусмотрительному владельцу автомобиля важно определить реальное состояние своего огнетушителя.

    В ходе поверки он должен взвесить его, измерить давление, исследовать наличие (отсутствие) коррозийных и (или) механических повреждений, при наличии технической потребности необходимо осуществить перезарядку.

    Конечно, для того, чтобы водитель был полностью уверенным в пригодности своего огнетушителя, он должен обратиться к ближайшему ВДПО (Всероссийскому добровольному пожарному обществу).

    Утилизация старого огнетушителя

    Определенных правил в вопросе утилизации старого огнетушителя не существует, поэтому рассмотрим наиболее популярные варианты применения непригодного огнетушителя:

  • Заправить заново. Несмотря на истекший срок годности огнетушителя, зачастую сам баллон находится в еще нормальном состоянии (если с ним правильно обращались). Поэтому заново заправленный старый баллон можно увезти на дачу или выставить на балкон на случай пожара, вдруг пригодится? Однако в транспорте этот огнетушитель нельзя больше использовать.
  • Сдать в пункт утилизации всех огнетушителей.
  • Провести небольшую тренировку по применению, благодаря чему можно получить опыт использования огнетушителя.
  • Итак, для водителя иметь автомобильный огнетушитель – жизненно необходимо. Каким бы опытным он ни был, всегда есть риск возгорания машины из-за поломки, поэтому наличие данного устройства спасет жизнь как водителю, так и пассажирам.

    Видео: Выбираем автомобильный огнетушитель

    Срок годности автомобильного огнетушителя — проверка и перезарядка

    Автомобильный огнетушитель — неотъемлемая часть любого авто. Однако большинство водителей возят ее с собой не ради собственной безопасности, а ради сотрудников дорожной полиции. Также она является необходимостью для прохождения техосмотра.

    Купить баллон в целом несложно. Однако необходимо разобраться со сроками его годности и хранения. И даже если он на практике никогда не понадобится, на надлежащее состояние обращают внимание особенно. Поэтому о некоторых вопросах следует знать заранее.

    Автомобильный огнетушитель — срок годности для техосмотра

    Хранение и годность автомобильного устройства для тушения огня, как и его характеристики указываются в Своде Правил по пожарной технике и требованиям к эксплуатации. Несмотря на то, что документ носит рекомендательный характер, его положения многие трактуют к обязательному исполнению.

    По Своду Правил для прохождения техосмотра в легковом автомобиле должен быть баллон не менее двух литров. При этом указываются на то, что такое средство от огня может быть:

    • водным;
    • порошковым;
    • газовым, или углекислотным.

    Однако предписывается, что водный по понятным причинам можно использовать только в теплое время года. Поэтому оптимальным вариантом станет приобретение ОП-2 или ОУ-2. Допускаются модели лучше.

    Для техосмотра понадобится выполнение следующих условий:

    • металлический корпус баллона;
    • наличие на него паспорта, при этом у реализатора должен иметься соответствующие сертификаты;
    • исправный показатель давления;
    • наличие пломбы на чеке при условии, что он не использовался;
    • обязательное наличие раструба, пусть даже маленького, как у порошкового.

    Соблюдение данных условий позволяет избежать большинство претензий к баллону. Однако для полного соответствия следует обратить внимание также и на срок годности автомобильного огнетушителя.

    Срок годности порошкового огнетушителя

    Порошковый агрегат ОП-2 является наиболее удобным и бюджетным вариантом соответствовать установленным правилам. Его наполнитель представляет собой порошковую смесь, которая отлично справляется с огнем в любых очагах возгорания. Проблема однако возникает в сложности очистить потом машину от остатков.

    Срок годности автомобильного порошкового огнетушителя ограничен периодом в 10 лет. При этом предписывается, что хранить его следует в удобном месте. Требуется ограничить возможность механического воздействия. Также следует учитывать, что пломба должна быть сохранена.

    Срок годности углекислотных огнетушителей

    Углекислотный автомобильный ОУ-2 имеет более лучшие характеристики, чем порошковый. С возгоранием он справляется за счет снижения уровня кислорода, что активно препятствует горению. Такая техника эффективна, однако применить ее можно не на всех участках. В случае наличия тлеющих очагов огонь может появиться вновь. При этом использование такого средства не оставляет никаких следов на машине.

    Читать еще:  Как управлять автоматической коробкой передач

    Срок годности углекислотных огнетушителей варьируется в пределах 15-20 лет. Требования к его хранению предъявляются те же, что и к порошковому.

    Периодичность проверки огнетушителей

    Для проверки автомобильных средств от огня имеются два периода. Ежеквартально баллон проверяется на наличие механических повреждений, а также на то, насколько выбранное место ему подходит.

    Ежегодная проверка включает в себя более тщательный осмотр. Проверяется возможная утечка углекислотного наполнения, фильтрация. В случае обнаружения несоответствий, может понадобиться перезарядка. Если же срок годности автомобильного огнетушителя выходит, то будет проще приобрести новый.

    Срок проверки огнетушителей

    Период проверки автомобильного средства от огня не занимает длительное время. Техническое состояние баллона устанавливается достаточно быстро, особенно если речь идет о углекислотном варианте. При проверке его просто взвешивают — так проверяется возможная утечка.

    В случае порошкового агрегата, проверяют выборочно несколько устройств. Их вскрывают и проводят тщательный анализ соответствия наполнителя заявленным стандартам. Выбор осуществляется в пределах одной партии. Если хоть один баллон из нескольких проверенных не соответствует качеству, вся партия отзывается.

    Перезарядка огнетушителей

    Сроки перезарядки порошковых огнетушителей предписывают каждые пять лет обновлять наполнитель. Тут следует однако учитывать, что в отношении ОП-2 рентабельнее приобрести новое средство от огня. Срок годности порошкового агрегата всего 10 лет при условии надлежащего хранения. А его перезарядка по цене не сильно отличается от покупки нового.

    С углекислотным средством несколько проще. Даже автомобильный ОУ-2 уже выгоднее перезарядить, чем купить новый. При условии, что ежегодная проверка подтверждает качественное состояние баллона, отсутствие механических воздействий и исправную механику, перезарядка будет более рентабельна, чем покупка нового. Тем более, что срок годности данного агрегата составляет от 15 до 20 лет.

    Автомобильный огнетушитель: виды, применение и сроки годности

    Огнетушитель на транспорте – вещь, на первый взгляд, не особо нужная. Ну действительно, что может загореться в современном автомобиле, набитом последними достижениями техники? Увы, это не совсем так – по данным МЧС РФ количество пожаров на транспорте возрастает год от года.

    Так что огнетушитель в автомобиле – вещь крайне нужная и в этой статье мы расскажем вам обо всех правилах выбора, установки и хранения автомобильного огнетушителя. Но сначала давайте разберемся с тем, откуда вообще появляются возгорания в транспорте.

    Причины пожара в транспортном средстве

    Все причины пожары можно условно разделить на две категории – естественные и искусственные. Но так как в автомобиле ничего естественного (например, удара молнии) произойти может с исчезающе малой степенью вероятности, давайте разделим причины пожаров на технологические (вызванные неисправностью какой-либо системы) и те, что были вызваны человеческим фактором (то есть система была в порядке, но эксплуатировалась не по правилам техники безопасности).

    Технологические причины пожаров в автомобиле

    В этот пункт стоит внести проблемы с проводкой, сильный перегрев двигателя, неисправности в системе отопления и проблемы с бензопроводом.

    Каждая из этих поломок может стать причиной пожара, однако в последнее время, когда автомобили становятся всё безопаснее с каждым годом, число таких поломок неуклонно уменьшается, что не может не радовать как самих автовладельцев, так и пожарных.

    Пожары, вызванные человеческим фактором

    Основная причина пожаров на транспорте – разгильдяйство, то есть намеренное (или по незнанию) нарушение правил техники безопасности. Сюда стоит внести неосторожное курение в салоне, намеренное выставление системы отопления на перегрев, установку высокомощных систем в заведомо слабую проводку и многое, многое другое.

    Последним особенно отличаются юные стритрейсеры, которые любят обвешивать свои машины всем, чем угодно, а вот первые две ошибки более присущи людям в возрасте. В любом случае, в отличие от технологических причин пожаров, человеческий фактор не желает уменьшаться, оставаясь на примерно том же уровне последние несколько лет.

    Требования к огнетушителям для авто

    Для нормального прохождения техосмотра, согласно Своду Правил, вам понадобится огнетушитель объемом не менее двух литров. Наиболее желательны огнетушители с металлическим корпусом, но это уже на ваш вкус.

    Также, каждый огнетушитель должен иметь паспорт, а продавец, у которого вы его купили – сертификат. Чека огнетушителя должна быть снабжена пломбой (если он ранее не использовался). Ну и, естественно, огнетушитель должен быть исправен, а его срок годности еще не должен истечь на момент прохождения ТО.

    Виды автомобильных огнетушителей

    Согласно Своду Правил, каждое транспортное средство должно быть оборудовано огнетушителем – порошковым, газовым или с водным зарядом. При этом огнетушители с водным зарядом не работают при минусовой температуре, что автоматически убирает возможность их использования в российских условиях.

    Остаются газовые (они же углекислотные -ОУ) и порошковые (ОП), из которых предпочтение отдается последним – они легче, дешевле и ненамного слабее, чем углекислотные огнетушители. Впрочем, полиции не важно, какой именно вид огнетушителя из этих двух вы выберете, так что, если вам нравится идея газового – покупайте его.

    Углекислотные огнетушители при техосмотре учитывают также, как порошковые, то есть для успешного прохождения СТО вам понадобится газовый огнетушитель с мощностью, равной соответствующей порошковой модели. Таковым является ОУ-2, однако если вы можете позволить себе большие траты, мы рекомендуем ОУ-3 – при схожих размерах (отличие только в диаметре), он содержит на треть больше активного вещества.

    Сроки годности

    Срок годности порошкового огнетушителя ограничен 10 годами на баллон и 5 годами на заряд. Путём несложной математики, можно понять, что при необходимости огнетушитель можно один раз перезарядить перед тем, как его всё-таки придется выкинуть.

    Однако, перезаряжать имеет смысл только действительно дорогие огнетушители – например, ОП-2 проще попросту заменить совсем, так как перезарядка по стоимости равна новому устройству.

    Что касается газовых огнетушителей, то их срок службы несколько дольше (до 15-20 лет), однако каждый год нужно проходить освидетельствование на состояние газового баллона. При этом заряд также нужно заменять каждые пять лет, причем в случае с газовыми моделями смысл в перезарядке есть.

    Более подробно сроки годности огнетушителей различных типов рассмотрены здесь.

    Что делать со старым огнетушителем

    Определенных правил по утилизации старых огнетушителей не существует, так что вариантов действий тут у вас – море. Вот наиболее популярные варианты, полученные в ходе опроса на одном из автомобильных форумов.

    • Провести тренировку по применению. Действительно неплохой вариант – и опыт работы с огнетушителем получите, и повеселитесь немного при этом. Оставшийся в результате такой тренировки баллон можно сдать на металлолом (правда, сначала придется распилить).

    Заправить заново. Даже несмотря на то, что срок годности огнетушителя уже вышел, зачастую баллон еще находится в нормальном состоянии (при условии, что с ним нормально обращались). Так что заново заправленный старый огнетушитель можно выставить на балкон или увезти на дачу на случай пожара – а вдруг пригодиться? Естественно, в транспорте такой огнетушитель больше использовать нельзя.

    Сдать в пункт утилизации огнетушителей, если таковой есть поблизости. Там с ними сделают примерно то же самое, что описано в первых двух пунктах.

  • Ну, а еще можно попытаться придумать что-нибудь самому. Например, есть случаи, когда в ёмкостях из-под огнетушителей готовили брагу.
  • Так что напрягите свою смекалку и вы наверняка придумаете, как приспособить старый огнетушитель.

    Правила крепления огнетушителя в автомобиле

    Согласно тому же Своду Правил, огнетушитель в автомобиле должен быть закреплен с помощью кронштейна и фиксатора с замком. Сам кронштейн при это крепится к внутренней обшивке автомобиля, зачастую – на пассажирскую дверцу, откуда его легче всего достать. В автобусах и крупногабаритных автомобилях, огнетушитель обычно крепится неподалеку от водителя, иногда –прямо под сидение. Впрочем, в пассажирских автомобилях такое крепление тоже возможно.

    Для тех, кто лучше воспринимает визуальную информацию, предлагаем тест огнетушителей от передачи «Главная дорога», что идет по НТВ.

    Огнетушитель автомобильный для техосмотра 2019 году: требования

    Автомобили являются транспортными средствами с повышенной способностью к возгоранию, поэтому присутствие в машине средств пожарной безопасности поможет спасти и ее, и собственное здоровье при коротком замыкании проводки или других проблемах. Из данной статьи читатель узнает, какой огнетушитель нужен для техосмотра в 2019 году. Если в советское время подобное оборудование было стандартизировано, и думать лишний раз о его выборе не приходилось, при рыночной экономике целесообразна большая разборчивость.

    Типы автомобильных огнетушителей

    Для начала разберемся, из каких типов огнетушителей можно выбирать. Сразу стоит оговориться, что пенные (малого объема не хватает для подавления сильного возгорания) и водные (не могут потушить топливный бак и двигатель) модели для автомобиля не подходят. Требования для техосмотра к автомобильному огнетушителю в 2019 году предусматривают использование углекислотных или порошковых устройств. Первый тип куда эффективней, но цена и габариты баллонов больше, чем у порошковых устройств. Однако огнетушитель, заправленный порошком, нуждается в более трепетном отношении и обладает рядом недостатков:

    • при использовании отсутствует охлаждающий эффект, предупреждающий повторное возгорание;
    • снижается видимость;
    • спустя некоторое время порошок сбивается в комки, засоряющие выход. Важно своевременное обслуживание устройства, иначе оно может подвести в самый ответственный момент;
    • порошок может навредить электрическому оборудованию машины и движущим элементам системы.

    Углекислотные огнетушители, в свою очередь, накапливают на поверхности статический ток. Используемое в них вещество иногда вызывает головокружение или обморок. Неправильное положение баллона в руках провоцирует травмы (сжиженный газ опасен из-за низкой температуры).

    Читать еще:  Буквенные коды денег и удачи Буквы для богатства

    Требования к огнетушителю при техосмотре

    И порошковый, и углекислотный огнетушители должны соответствовать нормам, учрежденным Роспожнадзором совместно с МЧС. На данный момент актуальны такие требования:

    • Соответствовать ГОСТам НПБ 155-2002, а также Р51057-2001. Если придерживаться предписанных в этих документах норм, 90% условий прохождения ТО будут выполнены.
    • Объем огнетушителя для техосмотра должен быть равен 5 литрам для грузовиков и 2 л – для легковых автомобилей.
    • Также стоит учитывать требования к массе. Она говорит о том, заполнено ли устройство полностью. Инспектор обязательно проведет замер веса огнетушителя. На легковых автомобилях он должен быть не менее 2 кг, на грузовых, соответственно, не менее 5 кг.
    • Важный параметр для техосмотра – срок годности автомобильного огнетушителя. Когда период годности истекает, снижается давление в баллоне, ухудшаются активные свойства внутренних веществ. Есть понятия реального и номинального срока эксплуатации. Инспектора ГИБДД будет интересовать именно второй, установленный нормативно: сам баллон используется не дольше 10 лет (дату покупки можно уточнить в паспорте устройства), перезарядка же проводится каждые 1,5–5 лет.
    • Обратите внимание на маркировку. Она должна содержать пользовательскую инструкцию и адрес предприятия, в которое можно обратиться за обслуживанием, а также дату дозаправки/полной заправки.

    Проверка огнетушителей

    Регулярные проверки огнетушителей осуществляются ежеквартально и ежегодно сотрудником удобного для вас пункта техосмотра. В первом случае подтверждается исключительно правильное месторасположение оборудования (огнетушитель должен находиться в легкодоступном месте и быть хорошо закрепленным), устанавливается наличие или отсутствие несоответствий правилам техники безопасности.

    Ежегодная проверка подразумевает подробный осмотр со вскрытием и проверкой фильтров. Инспектор проверит состояние защитного покрытия, пломбу на предохранительном устройстве, исправность манометра и индикатора давления (если они предусмотрены в конструкции), наличие клейма, давление внутри баллона.

    Замеряется масса оборудования, проверяются гибкий шланг и распылитель на наличие загрязнений, коррозии и прочих отклонений. В конце процедуры в паспорт устройства ставятся отметки, огнетушитель вписывается в учетный журнал. Если огнетушитель признан нерабочим, проводится его утилизация либо перезарядка (когда баллон в хорошем состоянии).

    Перезарядка

    Периодичность повторной заправки зависит от типа оборудования.

    Субстанцию в углекислотной модели можно менять каждые 5 лет, в то время как в порошковой – не реже, чем раз в 1,5 года.

    Во многих ситуациях проще купить новое устройство, чем перезаряжать старое (особенно это касается моделей порошкового типа). Приобретение нового огнетушителя целесообразно, если началась коррозия баллона, появились следы других неблагоприятных воздействия. Цена перезаправки от приобретения нового огнетушителя отличается незначительно, но водитель будет уверен в том, что устройство не подведет в аварийной ситуации.

    В комплекс мер по перезарядке в пункте технического обслуживания огнетушителей входят:

    • осмотр;
    • испытание и проверка устройства;
    • наполнение баллона новым веществом;
    • покраска;
    • оформление документов, свидетельствующих о прохождении процедуры.

    Если в ходе осмотра оказалось, что оборудование не подлежит перезарядке, проводится его списание.

    Покупка огнетушителя

    Приобретая огнетушитель, обратитесь к продавцу за консультацией, чтоб выбрать наиболее подходящую для вас модель. Не экономьте на размере устройства, если у вас большая машина, поскольку объем огнетушителя должен соответствовать габаритам транспортного средства. Стоит учитывать это, приобретая автомобильный огнетушитель для техосмотра в 2019 г. Цена углекислотных огнетушителей в 2019 г. равна 650-1850 руб. (переносного типа). Порошковое устройство обойдется в 500-1200 руб. Поскольку каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки, выбор зависит от ваших потребностей.

    Огнетушитель для автомобиля. Какой огнетушитель лучше: Видео

    Какой огнетушитель должен быть в автомобиле для техосмотра

    Огнетушитель автомобильный – первичное средство пожарной безопасности для ликвидации возгорания на начальной стадии. Автомобиль – пожароопасный объект из-за комбинации в малом пространстве легко воспламеняющихся и взрывоопасных материалов: топливо, газы, пластмассы, электропроводка. Время охватывания машины огнём по статистике 3 – 15 мин.

    Нужен ли огнетушитель в машине по закону

    Требования к огнетушителю

    • ФЗ 170 от 01.07.2011 «О техосмотре»;
    • Постановление N 1008 от 05.12.2011 «О порядке ТО».

    Какой объем огнетушителя должен быть

    Разрешены ручные, автоматические агрегаты большей массы, но не ниже предписанных параметров. Устройство должно предназначаться изготовителем для автотранспортных средств (АТС).

    Объем не ниже (л)

    Масса заряда (не баллона) не ниже (кг)

    • для грузовиков в СП 9.13130.2009 не указан конкретный объем, но госорганы рекомендуют 5-литровые баллоны;
    • для ТС от 7,5 т прописана тушащая способность 2А и 70В – ёмкость от 5 л чаще всего подходит. Подбирают под указанное значение, поэтому огнетушитель может быть и с большим весом/объёмом.

    Сколько огнетушителей должно быть

    Количество тушащих приборов для постановки автомобиля на учет и ТО регламентировано СП 9.13130.2009 (Приложение В п.п. В1 – В2) и «Правилами противопожарного режима» (п. 212). Параметр зависит от веса, назначения, вместимости машины.

    В легковом автомобиле

    Легковые машины оборудуются не меньше 1 изделием с весом заряда от 2 кг и 2 л. Требуемые возможности: тушит модельные очаги возгорания от 0,7А и 21В.

    В грузовом автомобиле

    В автобусе

    Для автобусов массой от 3,5 – 7,5 т потребуется от 2 аналогичных огнетушителей весом заряда по 2 кг, 2 л.

    Срок годности автомобильного огнетушителя

    Все ёмкости раз в 5 лет подлежат обязательной полной проверке со сменой заряда, даже если все показатели в норме. Изготовителем может предусматриваться и увеличенная частота техобслуживания.

    Срок годности для техосмотра (лет)

    Годность заряда и перезарядка (не реже)

    • раз в 5 лет;
    • при расположении вне кабины/салона не реже 1 раза:
      • порошковые – в 12 мес.;
      • остальные – в 24 мес.

    Обновление заряда проводится чаще, если это указано изготовителем. Например, заново заправлять автомобильные огнетушители порошкового типа некоторых моделей предписывают раз в 4 или 1,5 года, углекислотных – раз в 2 года.

    Прохождение техосмотра включает осмотр устройства пожаротушения, фильтров, всех узлов, проверку массы заряда взвешиванием.

    Дата выпуска указана на корпусе производителем (напротив числа оторван кусочек бумаги):

    • арабские цифры – год выпуска;
    • римские – месяц.

    Даты годности и проверок вписываются изготовителем и профильными организациями в техдокументы и наклейки на корпусе.

    Стоимость перезаправки ОП почти равная цене нового изделия – как правило, лучше купить новый, если прошел срок службы.

    Штраф за отсутствие огнетушителя

    Штраф за просроченный огнетушитель или его отсутствие предусмотрен ст. 12.5 КоАП – 500 руб. Размер фиксированный. Инспектор вправе ограничиться предупреждением.

    Какой огнетушитель лучше для автомобиля: порошковый, углекислотный или аэрозольный

    Углекислотные ОУ

    Углекислотные средства пожаротушения эффективнее порошковых.

    Плюсы ОУ :

    1. классы огня B, C, E. Меньше, чем у ОП, но результативнее против возгорания газов, топлива;
    2. ОТВ проникает внутрь оборудования;
    3. нулевой уровень загрязнения и коррозии: ОТВ похоже на снег, туман или иней, испаряющийся, не оставляющий следов;
    4. не создается пылевое облако, видимость места пожара приемлемая;
    5. применяются для электрооборудования с напряжением до 10 000 В.

    Недостатки ОУ :

    1. слабо или вообще не тушат:
      • твердые материалы (класс A): бумагу, дерево;
      • металлы обычные, щелочные и щелечноземельные (Al, Mg, NA, Ti);

    2. габариты;
    3. более высокая стоимость;
    4. давление около 15 Мпа – больше рисков разрыва;
    5. отдача – баллон может вырвать с рук;
    6. опасность для окружающих: возможно отравление с угнетением функций дыхания, холодный ожог.

    Принцип работы ОУ основан на вытеснении углекислым газом кислорода из очага тушения, «иней» создает пленку с огнепреграждающими свойствами, инертный газ способствует самозатуханию. Подробнее об ОУ читайте здесь.

    Порошковые ОП

    ОП более универсальное и комплексное устройство для борьбы с возгоранием. Кроме ручных (переносных), распространены автоматические огнетушители с порошковым ОТВ.

    ОП все классы возгораний, кроме F, но нужно подбирать тип порошка. Для автотранспорта нормы пожарной безопасности рекомендуют использовать ОТВ с многоцелевым назначением (АВСЕ).

    Плюсы ОП :

    1. тушит больше классов пожара;
    2. безвредный;
    3. длинная струя (до 6 м);
    4. работает при -50 °С;
    5. недорогой;
    6. диэлектричность;
    7. компактность;
    8. неприхотливость: хранится в любом положении;
    9. меньше опасность разрыва, поскольку давление внутри сравнительно небольшое – до 1,6 Мпа.

    Подробнее про порошковые средства пожаротушения читайте здесь.

    Аэрозольные ОА

    Согласно изменениям в НПБ в транспортных средствах не применяются огнетушители:

    1. аэрозольные (ОА);
    2. пенные (ОВП, ОХП).

    ОА – это небольшой баллончик, напоминающий освежитель воздуха. Внутри – пенная или эмульсионная смесь. Прибор имеет малую мощность струи, объем и крайне малоэффективен для тушения топлива, плавящихся веществ, элементов под напряжением.

    ОВП и ОХП до недавнего времени применяли в АТС, они более эффективней ОА, но их запретили из-за совокупности недостатков:

    1. пена проводит электричество;
    2. ОТВ со слабым огнепреграждающим свойством;
    3. низкая эффективность против топлива, ГСМ, плавящейся проводки;
    4. отсутствует охлаждение;
    5. для ощутимого результат недостаточно 2 – 5 л.

    Как выбрать огнетушитель в машину

    Рекомендации по выбору:

    1. металлический;
    2. манометр исправный, стрелка на зеленой зоне;
    3. действительный по сроку годности;
    4. есть пломба, чека;
    5. присутствует техпаспорт, инструкция, сертификат;
    6. корпус без коррозии с толстой цельной краской;
    7. чем выше тушащая способность, тем лучше.

    Огнетушитель срабатывает с небольшой задержкой 4 – 7 сек., данный параметр надо уточнить у продавца. Двухлитровая емкость – это 6 сек. выпуска струи, что крайне мало.

    Где должен находиться огнетушитель в машине

    Как закрепить огнетушитель

    Специальный кронштейн продается в спецмагазинах. Стандартно огнетушитель фиксируется в автомобиле двумя или одним металлическими хомутами с болтами. Крепление имеет защелки для быстрого извлечения.

    Дополнительно устанавливают держатель из трубки, пластин или раму, повторяющую округлость огнетушителя и фиксирующую его.

    Как пользоваться огнетушителем в машине

    Углекислотные средства намного эффективнее порошковых при горении топлива, но дороже и сложнее в эксплуатации, их надо хранить в вертикальном положении, если иное не указано изготовителем. Среди водителей популярнее порошковые устройства, поскольку дешевле, компактнее, неприхотливее.

    Сроки годности автомобильных огнетушителей – что должен знать водитель

    Статистика пожаров на транспорте, к сожалению, говорит о том, что количество их не снижается, а, наоборот, сильно увеличивается год от года. Поэтому автомобильный огнетушитель – вещь просто необходимая. Его наличие обязательно проверяют инспектора автоинспекции, когда автомобиль проходит техосмотр. И главное для сотрудников ГИБДД не просто наличие этого прибора, но и его исправное состояние, которое подтверждает срок годности автомобильного огнетушителя. Именно об этом и о других претензиях к огнетушащему прибору будет эта статья.

    Требования, предъявляемые к автомобильному огнетушителю

    В Своде Правил по пожарной безопасности строго обозначено, что для прохождения техосмотра потребуется автоогнетушитель объемом не меньше 2 л. В этом же документе не говориться о том, в каком корпусе он должен быть представлен. Но предпочтение лучше отдать металлическому.

    • При этом огнетушащий прибор должен иметь паспорт и сертификат происхождения.
    • Если он еще не был использован, то его чека должна быть опломбирована.
    • Конечно, сам агрегат должен находиться в технически годном состоянии, а срок службы автомобильного огнетушителя не должен быть просрочен.

    Если все эти условия соблюдены, то придраться инспектор к требованиям пожарной безопасности не сможет.

    Пломба на чеке

    Разновидности

    В том же Своде Правил говориться, что в автомобилях можно использовать один из трех видов: порошковый, водяной или газовый (углекислотный). Сразу обозначим, что водяная разновидность при минусовых температурах не работает. Вода или водный раствор просто внутри корпуса замерзает. И от такого автомобильного огнетушителя толку не будет, пригодность нулевая. Поэтому остаются порошковый с маркировкой «ОП» или углекислый «ОУ».

    Из этих двух специалисты выделяют порошочную модель. Во-первых, она по своим огнетушащим характеристикам углекислоте не уступает. Во-вторых, она дешевле. В-третьих, легче, поэтому удобнее в использовании.

    Что касается марки, то в легковых автомобилях используют ОП-2 и ОУ-2. Если есть возможность, то рекомендуется приобрести модели ОП-3 или ОУ-3. Они дороже, по высоте такие же, как и предыдущие марки, только в диаметре чуть больше и вес тяжелее. Но у них огнетушащего вещества на 30% больше, что в экстремальных ситуациях немаловажный фактор.

    Один момент, касающийся ОП-2. В его конструкции присутствует раструб очень маленького размера. Это иногда становится причиной отказа молодого инспектора не принимать машину, то есть появляется ситуация не прохождения авто технического осмотра. Владелец машины и ОП-2 должен знать, что раструб в приборе есть. Он просто похож на пластиковый колпачок.

    Огнетушитель порошковый закачной автомобильный

    Совет! Если для Вас главное – пройти техосмотр, то ОП-2 в данной ситуации подойдет. Если хотите иметь внутри автомобиля огнетушитель хорошего качества, то лучше приобретайте ОУ-2 или порошковый прибор более высокого качества.

    Как работают

    Так как внутрь каждого вида закачен разный вид огнетушащего вещества, то и принцип тушения у них разный.

    Углекислотные

    Внутрь баллона закачивается двуокись углерода. Это газ, который вылетает из раструба с низкой температурой, что способствует снижению температуры в зоне горения. Плюс, покрывает собой ту же зону, не давая кислороду проникнуть в нее.

    Если говорить о преимуществах ОУ, то отметим:

    • газ проникает в самые труднодоступные места;
    • не оставляет на автомобиле разводов;
    • при долгом хранении не изменяет своих технических характеристик, качеств и свойств;
    • сам по себе газ – это неплохой диэлектрик.

    Что касается недостатков, то это всего лишь одна позиция – при применении образуется облако, которым можно отравиться, если концентрация огнетушащего вещества большая.

    Огнетушитель углекислотный автомобильный

    Порошковые

    Принцип работы этой разновидности основан на преобразовании порошкообразной субстанции в пену, когда он соприкасается с горячими поверхностями и продуктами горения. Большой и главный плюс ОП – возможность использовать для тушения пожаров разной степени горения. Касаемо недостатков, то это образование достаточно прочного слоя, который с трудом удаляется с поверхностей автомобиля после пожара.

    В зависимости от того, в каком состоянии внутри баллона находится огнетушащее вещество, ОП разделяются на три группы. Каждая из них обозначается определенной буквой, которая добавляется к марке прибора.

    • Буква «З». Это так называемые закачные агрегаты. Порошок просто закачивается в баллон под давлением, что и обеспечивает его скорость подачи при использовании ОП.
    • «Б» обозначает, что внутри баллона кроме порошка находится сжатый воздух. При нажатии на ручку, происходит прокол баллона. Воздух вырывается наружу через сопло, увлекая за собой порошок.
    • Буква «Г» обозначает, что внутри баллона находится так называемый газогенерирующий патрон. В последнем находятся специальные вещества, которые при соприкосновении с воздухом образуют давление. Патрон при давлении рукой на рукоятку прокалывается специальным шипом. Так происходит смешивание внутри расположенного вещества с воздухом, находящимся внутри баллона.

    Порошковый с газогенерирующим патроном

    Сроки годности

    Переходим к срокам действия автомобильных огнетушителей. Начнем с ОП-2. Ограничен временной период годности 10 годами. Это касается баллона. Что касается огнетушащего вещества, расположенного внутри корпуса, то его перезаряжают каждые 5 лет. То есть получается так, что в течение указанного срока годности огнетушителя ОП-2 его придется один раз все-таки перезарядить.

    Стоит ли это делать вообще, ведь стоимость перезарядки ОП-2 равна цене самого огнетушителя. Поэтому рекомендуется через 5 лет просто приобрести новый, а старый выбросить. Это проще, чем возиться с зарядкой. Что касается более дорогих моделей, к примеру, ОП-3, то их лучше перезаряжать, потому что цена прибора достаточно велика по сравнению с заправкой.

    Теперь о сроке годности огнетушителя ОУ-2, и вообще об углекислотных моделях. Он ограничен 15-20 годами. Но перезарядку надо проводить каждые 5 лет, как и порошковые агрегаты. Есть и другая отличительная особенность – это освидетельствование прибора на предмет технического состояния баллона, которое должно проводиться один раз в год. При этом один раз в три месяца сам автовладелец должен проверять огнетушитель. В основном это касается манометра, который показывает наличие или отсутствие давления внутри баллона. Если давление на нуле или слишком снижено, значит, где-то произошла утечка. Такой агрегат обязательно надо отремонтировать, перезарядить и провести освидетельствование.

    Манометр, показывающий давление в баллоне

    Как проверить срок годности

    Срок годности порошкового огнетушителя для автомобиля, и не только порошкового, можно проверить на этикетке, приклеенной к корпусу агрегата. На ней по боковому краю нанесены римские и арабские цифры. Первые обозначают месяц, вторые год выпуска в реализацию. К примеру, на фото ниже показано, что этот автомобильный огнетушитель эксплуатируется с июня 2013 года. То есть его придется перезаряжать через 5 лет, в 2018 году в июне месяце, а выбрасывать в утиль в 2023 году в том же месяце.

    Срок выпуска на этикетке

    Необходимо отметить, что требования к размерам этикеток строго регламентированы. Ее высота не может быть меньше половины высоты прибора.

    Работоспособность

    Итак, с вопросом, как определить срок годности автомобильного огнетушителя, разобрались. Теперь необходимо понять, что срок годности и работоспособность между собой иногда не связаны. Поэтому показатель годности может быть номинальным (по нормативам) или реальным.

    Номинальный срок – это промежуток времени, в течение которого автомобильный огнетушитель находится в технически исправном состоянии. С учетом, что все условия его хранения полностью соблюдены.

    На практике же номинальный срок годности не соответствует реальному (фактическому). Как показывает практика, не все владельцы автомашин строго соблюдают правила хранения огнетушащих приборов. Ведь по правилам он должен располагаться внутри салона авто. Но многие хранят его в багажнике. А это определяет сроки перезарядки и освидетельствования, которые сокращаются до одного года.

    Как надо хранить автомобильные огнетушители:

    • нельзя допускать повреждений корпуса и его коррозии;
    • допускать попадания солнечных лучей;
    • располагать вблизи источников тепла.

    Внимание! Чтобы максимально приблизить номинальный срок работоспособности к реальному, необходимо исключить нарушения хранения, точно по нормативам проводить техосмотр, ремонт, перезарядку и освидетельствование.

    И еще один момент. Использовать автомобильный огнетушитель с истекшим сроком годности нельзя. Все дело в состоянии огнетушащего вещества. Особенно это касается порошковых моделей. Неизвестно, в каком состоянии будет находиться порошок, и что при использовании из баллона вылетит. Так что не стоит рисковать, тем более собственной жизнью и автомобилем.

    Какой автомобильный огнетушитель, для какого вида транспорта используется

    1. В легковых автомашинах и в Газелях используются приборы с объемом 2 литра: или порошковый, или углекислотный.
    2. В грузовых авто – или ОП, или ОУ только емкостью 5 литров.
    3. Для бензовозов требования таковы: два ОП объемом по 5 литров.
    4. В автобусах малого класса устанавливаются два огнетушителя объемом по 2 л.
    5. В больших автобусах: один в салоне водителя емкостью 4 л, в пассажирском салоне объемом 2 л.

    Если огнетушащий прибор располагается вне салона, то его необходимо защитить от солнечных лучей и природных осадков.

    Огнетушитель в автобусе

    Обобщение по теме

    Пройти техосмотр в ГИБДД может лишь тот водитель, у которого в салоне находятся две вещи: аптечка, огнетушитель. При этом наличие не является фактом стопроцентного прохождения техосмотра. Обе вещи должны быть в надлежащем виде, где срок годности – наиважнейший показатель.

    Источники:

    http://zaschita-prav.com/srok-godnosti-avtomobilnogo-ognetushitelya/
    http://bankitb.ru/srok-godnosti/srok-godnosti-avtomobilnogo-ognetushitelya-proverka-i-perezaryadka.html
    http://keysafety.ru/net-pozharu/ognetushiteli/avtomobilnyj-ognetushitel.html
    http://zen.yandex.ru/media/id/5c308ef151ac1300abc2a647/5cc20f75c53c2900afb2bf97
    http://proffidom.ru/159-ognetushitel-avtomobilnyj.html
    http://pozharanet.com/ognetushiteli/jekspluatacija/sroki-godnosti-avtomobilnyh-ognetushitelej-chto-dolzhen-znat-voditel.html

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Adblock
    detector