10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В Эстонию на машине из Москвы

Как доехать из Москвы в Эстонию на машине и что нужно знать о дороге?

Путешествия часто требуют не только много свободного времени, но также много денег. Чтобы сэкономить, путешественники едут в желанное место на своём автомобиле. Но самостоятельное путешествие – всегда непредсказуемость, и ко многим нюансам стоит быть готовыми заранее. Ниже представлено всё важное, о чём нужно знать, отправляясь на автомобиле из Москвы в Таллин.

Сколько км между столицами России и Эстонской республики?

Примерно 1040 километров расстояние.

Расстояние от Москвы до Таллина варьируется в зависимости от того, по какой трассе ехать. Самый короткий путь проходит через Тарту. По трассе М-9 он равен 1037 км. При хорошем раскладе вместе с прохождением границы дорога может занять примерно 14 часов в общей сложности.

Питание в дороге

В крупных городах всегда найдутся кафе на любой вкус и бюджет, но если вы не хотите тратить время на полноценный обед, в районе Завидово вдоль дороги можно найти очень много ларьков с фруктами, рыбой и другими продуктами питания, которые можно взять, чтобы перекусить в машине.

Скоростной режим на трассе

Максимальный скоростной режим на трассе чаще всего — 90км/ч, 50км/ч – в населённых пунктах.

Ночевка и остановки по пути

По пути есть несколько крупных городов, в которые можно заехать переночевать или посмотреть достопримечательности. Удобным вариантом является поиск возможных отелей и хостелов через соответствующие интернет-сервисы, в которых можно почитать отзывы и выбрать максимально удобное по цене и расположению место ночёвки.

Особенности прохождения Российско-Эстонской границы

Прохождение границы между Россией и Эстонией на автомобиле имеет ряд особенностей, помимо необходимости наличия стандартного пакета документов и визы, а именно:

  1. Предварительно нужно будет оформить международную страховку транспортного средства, сделать это можно в любой страховой компании.
  2. На границе действует порядок живой очереди, что может существенно замедлить ваше передвижение, но на сайте www.estonianborder.eu можно забронировать место в очереди, тогда время вашего ожидания не превысит получаса от указанного в бронировании. При этом в некоторых случаях бронирование может быть платным (стоимость составит 1,5 евро).
  3. Через границу запрещено провозить молочные и мясные продукты, а также существует ограничение на сигареты и алкоголь.
  4. Существует список обязательного оборудования, нужного для успешного пересечения границы. В автомобиле обязательно иметь: огнетушитель, наклейку RUS на крышке багажника, аптечку по нормам TUV, знак аварийной остановки, буксировочный трос, светоотражающий жилет.

Как ехать от границы до Таллина через Тарту?

По дороге от границы до Таллина через Тарту дорога пустая, и машин почти нет. Но всё равно следует быть особенно внимательным и осторожным, потому что со штрафами на дороге в Эстонии всё очень строго. Следите за знаками, так как в некоторых местах максимальная скорость может быть ещё ниже, чем везде.

Интересные места по пути в столицу

Трасса лежит через несколько не самых крупных, но интересных городов, которые можно посмотреть по пути:

  • в России это Пустошка, Остров, Палкино, Изборск, Печора;
  • в Эстонии: Пылва, а также крупный город Тарту.

В заключение хочется отметить, что путешествие на своей машине — особенно заграницу — это всегда интересное приключение. Но всегда помните о мерах предосторожности и планируйте свои поездки заранее, чтобы не попадать в неприятные ситуации.

Полезное видео

Обзор путешествия из Москвы в Эстонию на машине:

Где искать жилье?

  • AirBnB — квартиры от 25$. (Есть скидка на первое бронирование)
  • Hotellook — отели и хостелы от 3000 руб.

Экскурсии

Интересные экскурсии вы можете посмотреть прямо тут.

Особенности путешествия в Эстонию на автомобиле.

Эстония сегодня – одно из наиболее популярных туристических направлений среди жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Расстояние от Северной столицы до этой прибалтийской республики невелико, поэтому многие отправляются сюда на выходные. Да и от Москвы до Таллинна — чуть больше 1000 км.
При этом, далеко не всегда люди пользуются услугами туристических фирм и общественного транспорта, предпочитая путешествовать на автомобиле. Об особенностях дорожного движения Эстонии и пойдёт речь далее.

Страна Евросоюза.

К поездке на автомобиле в Эстонию — страну Еврозоны — нужно подготовиться заранее. Вот список необходимых документов.
1. Загранпаспорт со сроком действия не менее 3 месяцев после окончания поездки.
2. Действующая виза. Виза подойдет и не эстонская. Любая виза страны Шенгенского соглашения.
3. Свидетельство о рождении для ребенка. Или заверенная нотариальная доверенность на право выезда с ребенком за границу ответственному лицу, если родители не едут.
4. Медицинская страховка. Минимальное покрытие не менее 30 000 евро.

На руках у водителя должна быть:
1. «Зелёная карта» международной дорожной страховки. «Зелёная карта» — ваше ОСАГО за границей, её можно оформить вместе с медицинской страховкой в любой страховой компании. Страховка оформляется на автомобиль. Страхователь не обязательно должен быть владельцем автомобиля. Оформляется страховка только на 14 дней ( даже если едете на выходные). Если забыли, то карту можно оформить и перед прохождением границы. Разумеется – будет дороже, чем дома.
2. Регистрационное свидетельство транспортного средства.
3. Если ездите по доверенности, то не забудьте нотариально заверить.
3. И конечно — водительские права. Подходят как международные, так и обычные российские.

Полезно знать.

Теперь немного практической информации: перед пересечением границы с Эстонией заполните бак топливом под завязку, поскольку по другую сторону границы бензин стоит намного дороже — литр 95-го на январь 2018 г. обходился в 1,25 евро, почти 88 рублей, (дома заправитесь за 40-41 рубль). Полного бака хватит по всей Эстонии покататься. Если хотите сэкономить, таможенная служба Эстонии «дает добро» на беспошлинный провоз 10 литров бензина в канистре. Канистру лучше взять металлическую. В России за неправильную перевозку опасных грузов (в пластиковой канистре) штрафуют на 2000 рублей, а в Германии (Евросоюз) — до 750 евро.
Двигаться по территории Эстонии за пределами населённых пунктов можно со скоростью 90 км/ч. На отдельных участках дорог, имеющих по две полосы в попутном направлении и при наличии разрешающих знаков можно разгоняться до 110 км/ч. Быстрее не надо. Эстонские фоторегистраторы ничуть не «добрее» российских. «Письмо счастья» может и через месяц после поездки на дом в Россию прийти. И оплатой штрафа лучше не пренебрегать, если еще планируете посетить Евросоюз.
В городах и посёлках скорость придётся снижать до 50 км/ч. Фары должны быть включены круглосуточно, при этом использовать противотуманки и дневной свет одновременно в условиях хорошей видимости запрещается.

Дороги.

Качество дорог в Эстонии хорошее, особенно на международных магистралях, к которым относится шоссе Таллин – Нарва. Именно по нему проходит путь в столицу прибалтийской республики тех, кто прибывает сюда со стороны Ивангорода. В городах дорожное покрытие несколько хуже. Следует остерегаться крайнего правого ряда, где часто рядом с бордюрами встречаются большие ямы. Эстонские водители в большинстве своем вежливые и часто готовы пожертвовать преимуществом, видя иностранные номера.

Поскольку сама Эстония не может похвастаться большими размерами, то и расстояния между городами тут маленькие. Самой длинной трассой считается шоссе Таллин – Нарва, которое растянулось на 200 с лишним километров. Тем не менее, на маршруте встречаются и шашлычные, где можно не слишком дорого пообедать, не опасаясь за последствия для здоровья (общепит здесь работает на высоком уровне), и автозаправочные станции, где можно перекусить и купить полезные для автомобилистов вещи.

Правила парковки.

В городах водителям следует быть внимательными при парковке автомобиля. Дело в том, что в большинстве населённых пунктов даже за право оставить машину на улице — придется заплатить. Таблица штрафов за нарушение ПДД в Эстонии в конце статьи. Прочитайте статью 241 (парковка в запрещенном месте) — штраф до 200 евро. Оплата парковки производится путём приобретения парковочного талона в специальных автоматах. В Таллинне действует правило, согласно которому в любом месте в течение 15 минут парковаться можно бесплатно, правда, лишь в том случае, если это не оговорено иначе. Транспортные средства, нарушившие порядок парковки могут быть эвакуированы. Лучше не рисковать и провести время с семьей на экскурсии по Старому городу, а не в поисках заграничной штрафстоянки.
Стоит отметить, что время начала стоянки обозначают парковочными часами, которые можно приобрести в любом супермаркете. Часы устанавливают на торпеде на видном месте. Можно упростить себе жизнь, написать время на листе бумаги.

Путешествуя по Эстонии на автомобиле, старайтесь соблюдать правила дорожного движения и будьте готовы к встрече с полицией. К сожалению, местные водители не предупреждают друг друга о стоящих на трассе патрулях. Антирадар лучше оставить дома. Бывали случаи, когда его конфисковали на таможне, а водителя не пускали в страну. Детские отговорки, что он нужен для езды по России, не принимаются. Даже если повезет проскочить таможню, то штраф за пользование антирадаром в Эстонии 400 евро плюс конфискация.
Стационарные пункты контроля в Эстонии отсутствуют. Впрочем, за незначительное превышение скорости после признания ошибки можете отделаться и внушением, но за серьёзную провинность придётся расплачиваться рублём, то есть – евро. Порядок цен можно узнать здесь.
Более подробно об особенностях пересечения российско-эстонской границе смотрите в этой статье.

Москва Таллин на машине — 4 дня на всё

Хотелось куда-нибудь съездить на новогодние праздники 2010, да так чтобы бюджетно. Поэтому решил поехать в Эстонию, а точнее в Таллин из Москвы на машине. Так как даже плацкартом в поезде выходило где-то в 2 раза дороже, чем бензин. Да и на машине как-то романтичнее. И было у меня всего 4 дня на все про все.

Эстонские визы

Визы в Эстонию достаточно легко получил, не обращаясь в турфирмы. Зашел на сайт посольства Эстонии, прочитали какие документы нужны, там все подробно написано, заполнил анкету в электронном виде (они только такие теперь принимают), и потом нужно было подать документы, и забрать. Все достаточно быстро, без особых очередей, надо только записаться по телефону. В итоге только 35 евро на человека. Кстати, кто поедет к родственникам или друзьям, теперь не надо делать приглашение, только указать контакты посещаемого лица.

А мед страховку купил не рядом с посольством, а заранее за 500 руб (мой пост про все нюансы страховки). Важно выбрать ее так, чтобы оказалась рабочей, а не купить первую попавшуюся где-то по пути.

Гринкарта обошлась в 2450 руб (мой пост про все нюансы гринкарты). Удобнее всего онлайн заказать и домой привезут.

Информация для тех, кто собирается ехать из Москвы в Эстонию — там и про визы, и про дороги, и про всякие другие моменты. А про самостоятельное получение шенгенской французской визы, я писал здесь Как получить шенгенскую визу.

Где остановиться в Таллине

На всякий случай подобрал апартаменты в столице, мало ли что, делюсь с вами. Отзывы хорошие, расположены неплохо, в общем можно рекомендовать и бронировать.

Не забывайте проверять скидки на сервисе Roomguru, где можно увидеть цены на один и тот же отель в разных системах бронирования. На примере отелей выше:

Москва Таллин на машине, начало

Начитавшись форумов, и испугавшись очередей в Нарве, решил ехать через пункт Куничина гора (на эстонской стороне Койдула), находится в рядом с г.Печоры, и почему-то не показывается на картах в Интернете.

Это было мое первое такое дальнее автопутешествие. Немного волновался: будет ли расчищена от снега дорога, как поведет себя машина, как там за границей ездят, как очередь на границе в новогодние праздники. Волновался напрасно.

Выехал в 8 утра по новой риге по маршруту: Москва-Пустошка-Остров-Палкино-Изборск-Печоры. Карт с собой не брал, но был навигатор с Navitel для России, и IGO 8 для Эстонии. Детализация карт хорошая, не подводили, в Таллине прокладывал маршрут по адресу без проблем.

Хорошая дорога заканчивается вместе с Московской областью. Тверская область это сплошные выбоины, и лучше проезжать ее засветло. Дороги расчищены так себе, то, что раскатали машины, по тому и едешь. Порадовали названия некоторых населенных пунктов, один из запомнившихся «Давыдов конец».

На границе был часов в 16, были первым, прошел достаточно быстро. Если бы заполнил декларацию заранее, еще бы быстрее получилось. Пограничники меня особо не проверяли, но у меня с собой и вещей толком не было. Имейте ввиду, мясо и молочные продукты нельзя ввозить.

Читать еще:  Как проверить сколько ампер выдает генератор мультиметром

Перед Куничиной горой стоит будка, там надо заплатить 150р. За проезд по платной дороге, длинной в 100 метров. Возможно поэтому на этом пограничном пункте очередей меньше, так большую часть очереди создают ушлые эстонцы, приезжающие в Россию за водкой и бензином, и катающиеся туда-сюда целый день. В основном это фолькцвагены с большими баками.

Также в этой будке можно купить гринкарту, если забыли. Еще один момент, перед границей надо обязательно залить полный бак, так как бензин в Эстонии стоит дороже.

Эстония

Далее началась Эстония. Решил не превышать, да и честно говоря, не хотелось. Все едут спокойно, по правилам, не подрезают, буквально пару раз меня обогнали. Ограничения скорости: по трассе максимум 90 км/ч, в населенных пунктах 50км/ч. По дороге стоят камеры, которые в режиме реального времени показывают твою скорость. Дороги понравились, расчищенные, с хорошим асфальтом даже не на магистралях. На обочинах стоят светоотражающие столбики, в темноте очень удобно ехать.

Москва Таллин на машине

Еще отличие в том, что деревеньки по дороге ухоженные, нету такой разрухи. В Таллин приехали в 22 часов (в 21 по местному). Итого дорога заняла 14 часов вместе с границей. Километраж по России 770 км, по Эстонии 280 км.

В следующие два дня гулял по Таллину. Первое что бросилось в глаза, большое количество торговых центров, больше чем в Москве на душу населения. А в нашем Бутове до сих пор нету толкового центра. Кстати, техника там вроде как дороже мне показалась, шмотки и еда примерно также.

Само собой посетил старый город. Очень напоминает Европу, своими мощенными узкими улочками и старыми зданиями. А вот курс евро к рублю, там грабительский. Поэтому, лучше всего менять брать с собой правильные банковские карты.

Таллин – старый город

Таллин – старый город

Побывал на смотровых площадках старого города. К сожалению, шел снег, поэтому было видно только ближайшие заснеженные крыши. Летом, это выглядит более впечатляюще, сочетание красных крыш и зеленых деревьев вокруг.

Таллин – старый город

Таллин – старый город

Сходил в Американ Пицца, вполне себе недорого и вкусно, а также есть выбор вегетарианских пицц, что для меня было актуально.

Перед нашим приездом прошли снегопады и весь город завален снегом. Его чистят, конечно, но как-то не охотно. Видимо столько снега нонсенс, зима же! Многие машины завалены снегом по крышу.

Таллинн. Под снегом.

Побывал в Кадриорге, аналоге Петергофа, вполне такие симпатичные здания. Частный сектор почти в центре города тоже напоминает Европу, милые коттеджики и улочки.

Таллинн. Домики Барби и Кена.

Прогулялся по набережной, что напротив певческого поля (там музыка играет, а летом народ выступает). На набережной много чаек и уток, но мы к сожалению не взяли с собой булку дабы покормить этих и так упитанных созданий.

Таллинн. Балтийское море. Утки.

Побывал в порту, посмотрели на кораблики раскрашенные как Икея. К сожалению, не смог попасть на паром Таллин – Хельсинки, дней было мало.

Таллинн. Недалеко от порта.

Съездил в Кейла Йоа (Keila-Joa) на водопад. Туда приезжают летом молодожены, и жених должен пронести невесту на руках через речку с быстрым течением. Зимой там конечно все слегка подзамерзло, но тоже красиво. Между замерзшим водопадом и каменной стеной есть пространство, и туда можно зайти. После заехал на гору Гамлета, там смотровая на море.

Русских в Эстонии достаточно много. Как мне сказали, примерно 30%. Только один раз в магазине пришлось говорить по-английски. В основном только молодое поколение говорит по-эстонски, и не знает русского языка. Дискриминация русских имеет место быть, и на работу сложнее устроится, и по жизни в чем-то сложнее. Но к туристам это отношения не имеет. Знакомые рассказывали, что несколько лет назад были чуть ли ни избиения русских, и пресса об этом умалчивала. Но возможно страшилки.

Обратно уезжать не хотелось. В Эстонии мне понравилось в целом, это нечто промежуточное между западной Европой и Россией. Возникли даже мысли переехать туда жить, так это проще, чем переехать, например, во Францию или в Англию, но при этом появляется возможность ездить по Шенгену и жить в Европе. Правда и минусов хватает…

Обратная дорога

Обратная дорога заняла столько же времени, ехал по тому же маршруту. Всю дорогу размышлял, что в Эстонии как в Европе, а что нет. Но самое заметное это то, что дороги и населенные пункты в России производят поистине удручающее впечатление после Эстонии (Московская область не в счет).

Через год проехавшись самостоятельно по Европе на авто (Чехия, Германия, Франция), я все же остался при своем мнении — Эстония прикольная страна, ни чем не хуже своих соседей по Шенгену.

P.S. Если увидите на границе около шлагбаума платной дороги неторопливо ожидающие машины с эстонскими номерами, то знайте, они ждут вас. Дабы после оплаты вами проезда успеть проскочить, пока шлагбаум поднят.

Лайфхак #1 – как купить хорошую страховку

Выбрать страховку сейчас нереально сложно, поэтому в помощь всем путешественникам я составляю рейтинг. Для этого постоянно мониторю форумы, изучаю страховые договоры и сам пользуюсь страховками.

Лайфхак #2 – как найти отель на 20% дешевле

Сначала выбираем отель на Booking. У них хорошая база предложений, но вот цены НЕ лучшие! Тот же самый отель часто можно найти на 20% дешевле в других системах через сервис RoomGuru.

ПРИБАЛТИКА на автомобиле (Часть 1 – Эстония)

Время отдыха: июль 2013 – август 2014 – июль 2015 – август 2016

Мой отзыв-рассказ написан «по следам» опыта 4х поездок на авто (правда еще были и пешие). Частично уже кое-что писал, но в этот раз рассказ более объемный и надеюсь наше повествование поможет, и тем, кто путешествует пешком, и естественно тем, кто на автомобиле. Я не претендую на «истину последней инстанции», потому что одним нравится одно, другим – другое (например Гора Крестов), но тем, кто планирует свое путешествие-отдых точно поможет избежать ошибок и просто сэкономит время, что позволит им увидеть побольше интересного, красивого и необычного. Также хочу предупредить о том, что не стоит стремиться и увидеть все, что мы посмотрели, т.к. 2х недель будет мало…иначе это будет «галопом по Европам» и то – не успеете. Мы же любим сочетать отдых с осмотром достопримечательностей…

Поскольку мы путешествуем из Москвы и начинаем с Эстонии, то соответственно наша дорога лежит по М-9 Москва-Рига, потом поворот на Р23 к Пустошке и далее через Опочку до Острова, там, после моста, поворот налево (только если вы НЕ едете во Псков, в этом случае вам прямо) и никуда не сворачивая через Палкино до Изборска, а там и Печоры с Куничной Горой совсем рядом.
М-9, со временем, стала на порядок лучше, да и остальные дороги тоже. Выезжать из Москвы лучше в 6:00-6:30 утра в будний день, через 50-60 км от МКАДа машин становится уже совсем мало, тем более только 7 утра. М-9 удобна по всем параметрам, качество покрытия, мало машин, мало проездов через населенные пункты, минимум камер (практически нет), минимум гаишников (прошлым летом ни одного не встретили, хотя до этого частенько наблюдали их в Псковской области) ну и самая короткая дорога в Прибалтику.
Почему будни и так рано? Потому что:

Поездку можно спланировать по-разному. Если вы готовы потратить пару отпусков, то можно для разнообразия остановится и во Пскове, посмотреть город, отдохнуть, можно еще совместить с Пушкинскими Горами (будут по дороге, поворот налево между Опочкой и Островом). А с утра уже быть на границе и сразу двинуть в Таллинн, посмотрев центр Тарту и пообедав там. Что мы и сделали, когда ездили в 1й раз. Псков понравился, старинный, по-своему интересный город. Останавливались в гостинице “Двор Подзноева”. Очень хорошая гостиница. Чистый, большой и вместе с тем уютный номер с мягким ковролином, новой хорошей сантехникой, wi-fi прямо в номере, приличный завтрак. Единственное, что не понравилось – у нас был номер без кондиционера, что достаточно неприятно, когда на улице жара. Стоимость также не маленькая, ну и не запредельная. Устроились и отправились на прогулку по Пскову.
В центре много зданий старой постройки, есть отреставрированные, есть разваливающиеся, видели и пару просто брошенных. Ленин на постаменте порадовал, историю надо помнить!

Кремль – понравился, действительно старинный и красивый.

Поужинали в Пивных палатах при гостинице, все вкусно, и еда, и пиво. были довольны. С утра на границу.
В остальные отпуска, мы уже обедали и ночевали в Тарту.
Пересечения границы все время были разные, с разными ситуациями, иногда супер быстро – 20 минут на обе стороны, однажды более 2х часов..
В прошлом году, для начала, эстонцы, после обычных процедур, начали задавать «новые» вопросы. ааа Вы в первый раз в Эстонию едете? – А в чем дело? – У нас налог на топливо! – И что? Мы были в прошлом году. – Вы не поняли, в этом месяце в первый раз, а то у нас налог на топливо! – Мы были в прошлом году, а в этом месяце, соответственно нет! – Аааа, откройте багажник. сигареты, алкоголь – нет, да – закрывайте. ушел.
Другой номера агрегатов сверял! Сиденье отодвиньте, здесь номер должОн быть. Понятно конечно, что это нормально. Но первые 2 раза ничего не сверяли.
Касательно налога, вероятнее всего, это сделано для того, чтобы дешевый бензин не завозили, т.к. в связи с нынешним курсом наш бенз снова стал в 2-2,5 раза дешевле. В этом году (т.е. 2016м) – на российской границе провели чуть больше 2х часов, причем эстонцы управились за 5 минут, ребенок даже в туалет не успел сходить, нам уже шлагбаум открыли, правда «накинулись» чуть ли не втроем сразу, на этой машине уже заезжали? Да? Сигареты, топливо, алкоголь, номера агрегатов, откройте багажник – но всего 5 минут! Может 7, в сравнении с тем, как обычно – ну просто, как на ракете в сравнении с нашими. Наши же, как обычно минут 25 мозг делают, как попадешь, точнее просто так медленно, сначала в первой зоне останавливаешься и водитель идет со всеми документами в будку, поднимается первый шлагбаум, потом таможня все смотрит и проверяет, потом снова переезжаешь, теперь к погранцам, они досматривают и осматривают, потом паспортный контроль, эти вообще какие-то мухи сонные вечно…у эстонцев все в одном месте, подъехал и все сами к тебе подходят, только паспорта отштампованные из окошка отдают. В этот раз мы были в воскресенье и на границе убили часа 2 точно, очередь стояла даже в первую зону, впервые ее видели тут. Обычно в это время мы уже гуляли или лежали после обеда … Из-за этого рекомендую – будни! И не забудьте, если вы поедете обратно тоже через эстонско-российскую границу, то лучше заранее забронировать пересечение границы, чтобы не стоять. капец конечно, оно платное получается. Ой, чуть не забыл, дорога до Куничной Горы с нашей стороны, тоже ПЛАТНАЯ! МЫ именно поэтому сюда едем, вдруг кто экономит, или из-за принципа. расстояние от развилки в Изборске до погран переходов (Кунична Гора или Шумилкино) практически одинаковое. Перед самой границей есть АСЗ Лукойл – не забудьте “под завязку” заправится!

Дороги местного значения стали хуже, трассу на Нарву уже перекладывали, появилась колейность, представляю, что было бы, если бы на них был наш трафик! Хотя когда видел, как они переделывают дороги, думал, что «на века»…некоторые дороги полностью меняют, вплоть до основания, выкапывают траншею и щебень, песок и т.п., в общем все с самого низа. Да и просто асфальт перекладывают не так как у нас, сначала слой снимают, потом греют, причем идут 2 машины с огромными горелками, и только потом асфальт, а не как у нас, частенько прямо в лужу…

Первая остановка в Прибалтике – г. Тарту (Кунична Гора – Тарту – 106 км, время в пути 1 час 15 минут)

Читать еще:  Замена манжеты вторичного вала коробки передач ВАЗ-2107

Родной Тарту порадовал тишиной, хорошей погодой, вкусным обедом, отличной клубничкой и расслабляющим бокалом холодного пива (я всегда так люблю :))

Как написано про Тарту на одном из сайтов: “Удивительное место, которое отличается узкими классическими улочками (как в Западной Европе), «игрушечными» домиками и Ратушной площадью.” Насчет удивительного конечно вопросы, но в остальном действительно так.
Что посмотреть:
– исторический центр: это Ратуша и Ратушная площадь

по-левую руку будет памятника Пирогову и поднявшись по ул.Lossi попадете к Ангельскому мосту.

Если вы идете от Каубамайя, то непременно увидите скульптуру “Отец и сын”

недалеко от нее находится памятник Барклаю Де Толли.

ну и узкие классические улицы, старинные дома:

Кроме того в центре можно перекусить (мы зашли в пиццерию, но там был и суп, очень вкусно. Кроме этого в Каубамайя на последнем этаже есть приличная столовая), посетить магазин 250 сортов пива, фирменный магазин кондитерской фабрики «Калев» (по факту цены в нем одни из самых низких) – очень люблю большие молочные шоколадки с лесными орехами, миндалем и вафлей, всегда по 20-30 штук разных беру. Еще любим “отравиться” местным лимонадом “Kelluke” – у нас был Колокольчик, аналог Спрайта, но другой, жаль перестали делать в старых стеклянных бутылках, только пластик и банки. Люблю “отравиться” шоколадом и лимонадом:

От завода:
“Kelluke – классический для рынка Эстонии лимонад, о котором большинство взрослых говорит, что у него правильный вкус настоящего лимонада. Сладкий Kelluke имеет вкус детства; у каждого связаны с Kelluke теплые воспоминания, благодаря чему он остается отличным прохладительным напитком как для взрослых, так и для детей. Рецепт Kelluke был разработан в АО A. Le Coq (на тогдашнем Тартуском пивном заводе) в 1965 году; на его основе начали производить напитки с тем же вкусом по всему Советскому Союзу.”

Далее по достопримечательностям:
– Холм Тооммяги (Домская гора) с которого ведут
– Чёртов мост и Ангельский мост;
там же
– Домский собор Тарту или Храм Святых Апостолов Петра и Павла, вернее то, что от него осталось;
Можно посетить, находящиеся на некотором удалении:
– церковь Св. Павла (ул. Riia 27) 1,3 км от Ратуши
– Петровскую церковь (ул. Narva 104) 1,5 км от Ратуши, спускаетесь по площади к мосту Каарсильд, переходите по нему, упираетесь в авто дорогу и повернув налево идет вдоль нее.
В основном это все, одного дня будет вполне достаточно.

Практически все основные достопримечательности в Тарту в пешей доступности, идеальный город!

Где остановиться:
У нас все время одно место – гостиница Дорпат (Dorpat) –

– ЛУЧШЕЕ МЕСТО (с нашей точки зрения), отличный современный отель с хорошим завтраком, чистыми номерами и с бесплатной парковкой прямо в центре города. Если вы на автомашине, не забудьте получить талон на ресепшн, его надо положить под лобовое стекло, чтобы вас не эвакуировали.
“+” – находится в центре (7-10 минут пешком до Ратуши), своя бесплатная парковка, хороший завтрак, чистые и опрятные номера, отличные семейные номера (два номера рядом, соединенные внутренней дверью), Wi-Fi везде и с хорошим сигналом, рядом также с/х рынок, река, три торговых центра с кафе и т.п..
“-” не нашел, ну если придираться, то хотелось бы дешевле.
Ценник 115 евро в высокий сезон за 3х взрослых, сначала конечно чуть опешил, но когда дали номер, понял, за что. Раньше платили 90 – за номер с раскладушкой, а поскольку ребенок подрос, они посчитали, что так селиться нельзя и дали роскошный 2х комнатный.

ИНТЕРНЕТ
Мы всегда первым делом идем в Каубамайя в Элизу за интернет-картой, молодежь требует, да и самим не помешает, карта на 5 гигов – 9 евро. Меньше – дешевле. Тарифы меняются, актуальные можно посмотреть на сайте – https://www.elisa.ee/ru/eraklient/internet/mobiilne-internet/kuumaksuvaba-internetikaart.
Можно рассмотреть оператора Tele2.
Практически везде уверенный прием. Лучший в Прибалтике. В Латвии например, хуже, но тут мы брали Теле2, и здесь был самый дешевый интернет. Никаких документов для приобретения не нужно. Есть инструкция на русском для активации. Но менеджер все может сделать за вас. Всегда очень доброжелательны, в первый раз его просто замучили, но он стойко все объяснял и помогал. Стал брать и себе, удобно, если разошлись, потерялись, да и мало ли что посмотреть и т.п.

ПАРКОВКИ:
В центре – везде платно. На окраинах – бесплатно.

Что помимо достопримечательностей еще. однажды нам понадобилась, как это обычно бывает, поздно вечером, аптека. Путем расспросов у местного населения была найдена в Ратуше. Аптека, работающая допоздна (возможно круглосуточно), находится с правой стороны. А наискосок от нее есть отличный магазин “вкусняшек”, разных тортиков и пироженных:

советую зайти и выпить кофе с пироженным.
Еще был магазин Эппл, закрылся или переехал, скорее первое. Все для Эппла, а также других моделей телефонов, есть в магазинах сотовых операторов, в том же Каубамайя.

Утречком, после завтрака, всегда забегаем на рынок, благо он прямо около гостиницы, покупаем овощей, вкуснейших малосольных огурчиков (просто обожаю, как они их с таким вкусом делают – . ), разных ягод и фруктов:

В Таллин на машине из Москвы на Новый год. Бюджет поездки и достопримечательности Таллина.

В Таллин мы ездили однажды и именно на новогодние каникулы, расскажем об этой своей поездке, посчитаем бюджет и поделимся общими впечатлениями об Эстонии.

А мы продолжаем рассказ о Прибалтике. Уже не так долго до Нового года и, если вдруг, вы не успели подготовить для себя интересное путешествие, а бюджет не располагает к большим тратам, обратите свое внимание на прибалтийские страны. У нас получилось именно так, на дворе декабрь месяц, у нас нет нешипованных колес, не так много свободных средств и огромное желание уехать на Новый год. И мы решили поехать в Прибалтику. В эту поездку мы решили посетить три столицы. Но начали наш путь именно с посещения Эстонии. Мы смогли выехать в будний день, в самом начале последней недели года, поэтому по сути мы выехали в пик корпоративов. Что, конечно же, положительно повлияло на ситуацию на дороге. Она была пустая. Мы ехали на легковой хонде, она достаточно низкая и нам дорожное покрытие на трассе М9 не понравилось. Но по отзывам к нашему рассказу о Риге, многие довольны состоянием дороги в настоящее время. Почитайте сами, в комментариях, вот тут.

Наш маршрут выглядел вот так , мы не можем говорить, что он лучший на сегодня, так как почти готов платник до Питера, но что-то нам подсказывает, что и погран.переходы около Питера более загружены.

Мы же выбрали переход Шумилкино-Лухамаа . Перед поездкой почитали свежие рассказы о загруженности и решили, что ситуация вполне себе нормальная. Перешли достаточно быстро. На российской стороне очередь была небольшая, но была. Из неприятного, нужно было выйти из машины и стоять на холоде в очереди, потому что каждый должен лично протянуть свой паспорт. Эстонцы напротив, сказали сидите в машине, не стойте на холоде, вызывали по одному. У нас была небольшая накладка с визой. Как мы поняли, у них в системе не очень хорошо распознаются визы Греции, которые как раз были у нас. Но сканирование отпечатка, легко решило проблему, визы нашли, и мы радостно продолжили движение. На таможню потратили не более двух часов. Для декабря недолго. На обратную дорогу на этом переходе есть онлайн регистрация, но она необязательная, как например, на белорусских переходах. Но мы обратно выезжали через Литву.

При планировании маршрута мы всегда заранее присматриваем места для остановки , если устанем. И после границы, нам действительно захотелось отдохнуть, перекусить и погулять, поэтому мы решили заехать в эстонский городок Тарту , о котором вычитали заранее. Около часа дороги, после границы. В Тарту мы въехали в 18-30 по местному времени. Зашли в местный торговый центр, и обнаружили, что нас не понимают, совсем. Ни на русском, ни на английском. Язык жестов, конечно, не оставил нас голодными. Но мы немного напряглись, как же мы будем общаться дальше. Мы отправились гулять по старому городу и приятно удивились его фотогеничности. Посмотрели несколько достопримечательностей: Ратушную площадь, «падающий» дом, памятник целующимся студентам . Домский собор чуть дальше от площади, метров в 500, мы к нему не дошли. На прогулку и еду мы потратили около двух часов. Немного фото. Листайте.

Расстояние от Тарту до Таллина 185 км. В отель приехали не слишком поздно, но устали. Дорога по одной полосе в каждую сторону, ограничения 90 км в час, в населенных пунктах 50 км в час. Ехали более двух часов. Читали о ее реконструкции, но позже не ездили. Если у вас есть опыт, поделитесь, что там изменилось? И вот мы заезжаем в Таллин, и с удивлением видим вывески и рекламу на русском языке. Были, конечно, и на эстонском, но и на русском много. Отель мы выбрали Метрополь 3* , и номер с сауной. В сауну сходить неплохо, после долгих зимних прогулок. Но в номере присутствовала какая-то сырость, что нам не понравилось, но может это просто невезение и сауна не при чем. Расположение отеля удачное, рядом и торговые центры, и кафе, и магазины, и до старого города недалеко. Есть свой паркинг, нельзя сказать, что он свободный, но нам удавалось найти место в любое время. Паркинг не крытый.

Нам очень понравился старый город. Можно смело выделить на прогулку пару часов и внимательно рассмотреть архитектуру и достопримечательности. Отметим схематично на карте, свою прогулку. А о самих достопримечательностях подробно, вы всегда прочитаете в Википедии.

Мы схематично отметили 10 достопримечательностей. Но обратите внимание на Собор Александра Невского, на Башенную площадь. В Таллине достопримечательности удобно собраны рядом. Но на прогулку уйдет пару часов не меньше. А если рассматривать не спеша, то и часа 4. Мы делили эту прогулку на два дня. Но гуляли не целый день. Очень советуем смотровую площадку, она отмечена на карте.

Еще есть место на Ратушной площади, с которого видны все 5 главный шпилей Таллина. Вот каким зданиям они принадлежат.

Точкой, с которой видны все шпили, является плита, на которой изображена роза ветров. Если встать на эту точку, насчитать все пять шпилей и загадать желание, то . ну вы поняли.

И немного фотографий.

Также мы посетили Таллинский зоопарк. Без эффекта «вау», но вполне приятно. Мы любим европейские зоопарки зимой. Адрес: Ehitajate tee 150 / Paldiski mnt. 145. У Северных ворот (Paldiski mnt. 145) есть бесплатная парковка, а у западных ворот для посетителей зоопарка парковка со скидкой и стоила 1 евро. За билеты в зоопарк, на семью из трех человек, мы заплатили около 10 с лишним евро. Но проверяйте лучше всю информацию на сайте. https://tallinnzoo.ee/ru/

И популярный у туристов музей Леннусадам. Внимательно почитайте варианты билетов, вот сайт музея. http://meremuuseum.ee/lennusadam/ru/ Вы можете выбрать для посещения Летную гавань, Ледокол «Суур Тылл», Морской музей (он находится в Башне Толстая Маргарита, это в другом месте). Так вот билеты можно купить как на посещение каждого из этих мест отдельно, так и различные комбинации. Лучше заранее выбрать, что вам предпочтительнее. Музей тематический, экспозиций много. Часть экспонатов связаны с нашей страной, поэтому любителям истории, тоже будет интересно.

Важный момент! Для передвижения по Таллину, и в целом по эстонским городам, необходимо иметь на своей одежде светоотражатель. Если оглядитесь по сторонам, увидите, что на куртках, сумках и т.д. местных жителей висят светоотражающие фигурки. Они продаются в любом супермаркете. И за передвижение без них в темное время суток есть штраф. О величине штрафа уже не помним. Но эстонцы их покупают и используют, поэтому и мы купили.

Общее впечатление о городе приятные. По-русски говорят очень многие. Удивили малыши в зоопарке, лет 5-6, они шли группой с учителем, так вот с учителем они говорили на эстонском, а между собой на русском. В Таллине нам только однажды попался молодой парень, который не говорил по-русски, а мы к этому времени так привыкли, что все вокруг нас понимают, что даже удивились, почему он нам не отвечает. История была в Lido, те кто был в Прибалтике, наслышаны об этом заведении. Это аналог кафе МУМУ, там длинные стойки с едой и система самообслуживания, выбираешь все что хочешь, ставишь на поднос и при выходе оплачиваешь на кассе. Недорого, выбор большой, для нас без эффекта «вау», но многим нравится. Удобно, когда хочешь быстро перекусить, не нужно ждать пока приготовиться блюдо и сразу видишь, как выглядит блюдо и его размер. Так вот, парень, в ответ на наши вопросы, ушел за стойку и привел нам девушку, которая на них благополучно ответила. Все было очень доброжелательно.

Читать еще:  Водительские курсы ПДД учить

Посмотрев на эстонцев, мы для себя развеяли миф об их медлительности, носятся на машинах и говорят они однозначно быстро.

На шоппинге в Таллине мы не были, заходили в ТЦ около отеля, в сезон распродаж цены приятные. Из сувениров, мы покупали шоколад марки Kalev, около нашего отеля был фирменный магазин. На рождественской ярмарке и в сувенирных лавках привычный набор: вязаные вещи, керамика, стекло, елочные игрушки, пряники и янтарь. Считается, что янтарь лучше покупать в Вильнюсе или Риге, так как в Таллин его все равно привозят. Но если вы не планируете ехать в другие прибалтийские столицы и любите этот камень, можете найти что-то интересное и в Таллине. Нам очень понравились марципановые изделия и керамиЭческие домики, очень красивые.

И посчитаем бюджет.

Алгоритм расчета у нас выработан давно, и мы неоднократно его приводили. Посчитаем с вами вместе. Даже по выбранному нами, не самому короткому маршруту, до Таллина 1052 км. Если мы считаем средний расход 10 литров на 100 км, нам нужно 105 литров. На дорогу туда, мы укладываемся в заправки на территории России, так как от границы до Таллина всего 300 км. Следовательно, умножаем

105*46 рублей (цена за литр 95 бензина) = 4 830 рублей. Дорога туда.

Дорога обратно выходит 5 370 рублей . Чуть дороже, если мы будем учитывать остаток в баке, примерно на 200 км, то на дорогу обратно заливаем максимум 20 литров, по цене 96 рублей за литр (1,35 евро по курсу 71) = 1 920 рублей. И если брать по максимуму, 750 км проезжаем на российском бензине. 75*46 рублей= 3 450.

Добавляем стоимость Грин карты . 2 450 рублей на 2 недели . Это страховой полис для поездок по Европе и странам СНГ. Его стоимость фиксирована РСА, он оформляется на машину (не на водителя), и на периоды: минимум 2 недели, далее месяц, два и т.д. Поскольку стоимость фиксируется покупайте в любом удобном для вас месте, дома или по дороге. Оформить онлайн нельзя.

Итого: 4 830+5370+2450 = 12 650 рублей.

А средняя стоимость 1 авиабилета на новогодние даты Москва-Таллин-Москва около 20 тысяч рублей. Но мы, привычно, подчеркнем, автотуризм – это особый вид путешествий, который нравится не всем, и он далеко не всегда про экономию. Но для новогодних поездок, он привлекателен по цене, главное иметь возможность двигать даты выезда-возращения, чтобы не стоять на границе.

Вот коротко, что мы можем рассказать об Эстонии. А завтра напишем о Литве, ее красивой елке и цепелинах, не пропустите, кому интересно!

Поездка в Эстонию на автомобиле

В предыдущем посте я совсем не упомянула, что ехать в Эстонию мы собрались на машине. Не написала об этом, наверное, по той причине, что для нас дальние поездки на своем автомобиле стали уже привычным делом.

А вот наши многие знакомые и друзья смотрели на нас, как на сумасшедших, когда слышали про нашу поездку на столь большое расстояние, за границу, да еще и зимой! Последнее их вообще просто убивало, знакомые рисовали перед нами безрадостную картину сломанной машины где-нибудь в зимней и ночной российской глуши.

Но мы решили думать только о хорошем и были уверены, что доедем без приключений.

Маршрут в Эстонию из Москвы

Маршрут наш пролегал через Московскую, Тверскую и Псковскую область к пограничному пункту Шумилкино в Псковской области:

МКАД – М9 – Волоколамск – по М9 Тверская и Псковская область – Шаховская – Зубцов – В районе п. Пустошка направо, через Палкино до Изборска – потом налево и прямо до таможни Шумилкино – Эстония: Выру – Тарту — Таллинн

Для пересечения границы с Эстонией, кроме визы, также необходима страховка на машину – «Зеленая карта».

28 декабря мы выехали из Москвы в Эстонию. Вернуться мы должны были не позже 3 января. Если помните, в те дни как раз только прошел «ледяной» дождь, затронувший всю Центральную Россию, поэтому в Московской и Тверской областях мы ехали, наблюдая нависшие над дорогой деревья. У нас быстро все это объявили разгулом стихии…

Стихия стихией, но с ее последствиями же надо бороться. Но только не у нас, ведь приближался Новый год, поэтому мало кого из служб, отвечающих за уборку придорожных территорий, интересовала безопасность автомобилистов. Оставалось только надеяться, что сгорбленные под тяжестью льда деревья не рухнут.

В Тверской области, к тому же, были совершенно необработанные дороги. Это был сплошной каток. Один раз, начав тормозить, мы почти вплотную подъехали к впереди идущей машине – хорошо хоть скорость была небольшая.

В Псковской области дороги были посыпаны песком, что гораздо облегчило путь. Но вокруг была такая глушь: узкая дорога и мало деревень. Ехать в темноте было довольно жутковато. Один раз мы все никак не могли выехать к Палкино, пришлось даже остановиться и спросить, как проехать в правильном направлении.

Пограничный пункт «Шумилкино»

К границе мы подъехали к часам десяти вечера. Перед пограничным пунктом «Шумилкино» (Лухамаа – эстонское название этого пункта) есть заправка с магазином. В самом магазине находится и кафе-бистро. Цены там приемлемые, можно покушать.

Маршрут через пункт «Шумилкино» нам подсказал наш эстонский друг. Вроде бы через него ездит гораздо меньше народа, чем через пункты в Нарве (Ивангород) и Койдула (Куничина Гора).

В одиннадцатом часу вечера мы встали в очередь, чтобы пересечь границу. Очередь была немаленькая, вернее, их даже было как минимум две. Через несколько минут к нам в окошко постучался парень и сказал буквально: «Вы в курсе, что это очереди из «бензинщиков»? Вы же россияне, вас пропускают наши пограничники в первую очередь». «Бензинщики» — это литовцы и эстонцы, которые пересекают границу несколько раз за день, чтобы у нас купить бензин подешевле, а у себя его продать подороже.

Уж не знаю, гражданином какой страны был этот парень, но большое ему человеческое спасибо, что подсказал. После этого мы стали искать российскую очередь, но ее не оказалось. Около пограничного вагончика никто не стоял, никого не звал, поэтому я решила пойти и узнать, как нам можно проехать.

Постучалась в окошко и говорю, что мы с российскими номерами, на что девушка мне ответила: «А как я могу понять, какие у вас номера?», — и указала на наш номер, весь заляпанный грязью. Но попросила принести паспорт и протереть номер. Мы посмеялись, оттерли номер и подали документы.

Документы нам пришлось показать еще не раз. Уж не знаю, почему их все сразу нельзя посмотреть и в одном месте. Зачем нужно ставить несколько будок через каждые триста метров? Также мы еще зашли в дьюти фри, который тоже был похож на большую будку, купили там шампанского и вина для празднования Нового года.

В 11 часов вечера мы подъехали к эстонской стороне. Кто бы что ни говорил про медлительность эстонцев, но организованы они явно лучше, по крайней мере, их пограничные пункты. В защитного цвета теплых комбинезонах и мужчины, и наравне с ними женщины осматривали пересекающих границу. Наверху есть светофор: горит зеленый свет — следующей машине можно подъезжать, загорается красный — надо подождать.

Когда подошла наша очередь, эстонский пограничник с серьезным видом (они все там очень серьезные) осмотрел нашу машину и направил нас к окошку, где надо было показать документы. В этом окошке нам вежливо сказали, что нас не пропустят, так как эстонские визы у нас были с 29 декабря – нас попросили подождать час, что мы и сделали, отогнав машину к ближайшему сугробу. Муж спал, а я читала журнал. Ровно в 12 часов ночи нас вновь пригласили на «осмотр», проведя его полностью заново.

Первые впечатления об Эстонии и эстонцах

И вот наконец мы пересекли российско-эстонскую границу. Так как в Эстонии мы были в первый раз, да еще и зимой и в преддверии Нового года, то наблюдаемое вокруг нас очень интересовало и впечатляло.

Во-первых, сразу стало заметно, что дорога намного лучше, но столько было разветвлений, разделенных маленькими оранжевыми столбиками…

Надписи и таблички только на эстонском (ясное дело, страна-то — Эстония), но хоть бы иногда дублировались на английском.

Домики вдоль дорог были небольшие, аккуратные и бежевого цвета. Новогодние гирлянды в домах и на домах висели только золотистые – наверное, так принято, чтоб было единообразно.

Дороги настолько ровные по сравнению с нашими, что муж чуть не уснул. И, видно, из-за этого мы каким-то образом заехали в город Выру. Причем заехать-то заехали (хотя и не должны были), а вот выехать никак у нас не получалось.

Мы обнаружили, что уже совершаем как минимум третий круг вдоль симпатичных деревянных домиков в прибалтийском стиле, а также мимо здания, напоминающего Дом культуры.

Заходя на очередной круг, мы увидели полицейскую машину и намеренно остановились практически перед ней. Нам пришло в голову, что эстонских полицейских обязательно привлечет резкая остановка машины с российскими номерами. Так и вышло.

Полицейские выполнили свою миссию – поинтересовались, кто мы такие и что нам надо, а мы разузнали, как выехать из городка. Последовав всем подсказкам, мы обнаружили, что сделали очередной круг…

Разочарованию нашему не было предела. В первом часу ночи не стоило рассчитывать ни на проезжающие машины, ни на прохожих. Вокруг – эстонская тишь да благодать.

Но тут мы заметили, что от одного дома отъезжает машина. Уже не помню, как мы ее остановили, но через опущенное стекло я спросила, как проехать в сторону Тарту (Тарту был на пути к Таллинну, то есть мы выехали бы на нужную трассу). Но тут муж сказал, чтобы я спрашивала уж про сам Таллинн.

В машине напротив сидел молодой парень в очках, выглядел очень интеллигентно и дружелюбно. По всей видимости, русский он кое-как понять мог, но на нем не говорил – был явно не из того поколения прибалтов, которые в обязательном порядке его изучали.

Однако он нас понял, и это уже было хорошо. Парень переспросил, смеясь: «Тарту или Таллинн?». Я ответила, что нужна дорога на Таллинн, на что он махнул рукой и сказал: «Давай».

Мы ехали за ним несколько минут, поворачивая между бесконечных чистеньких домиков. О, нет, сами бы мы дорогу там не нашли… И вот наконец показалась трасса. Машина эстонца остановилась, мы опустили стекла, и я сказала ему «большое спасибо».

Мы были действительно благодарны, а человек попался отзывчивый в стране, которую у нас пропагандируют как недружественную нам (это если уж выражаться ну совсем корректно).

Далее нам предстояло ехать еще часа четыре с половиной до Таллинна. Дорога была расчищена, несмотря на то, что перед этим в Эстонии были снежные бури. Ровная и пустая дорога способствовала дремоте – у нас на всю машину «кричало» радио. Но вот наконец показался Таллинн.

Первые впечатления – среди заснеженных пустырей раскинуты небольшие домики.
Друг нас ждал возле торгового центра, который находился недалеко от аэропорта. Вот только понять, что рядом есть аэропорт, было трудно все по той же причине — таблички и указатели только на эстонском! А по-эстонски аэропорт – Lennujaam.

Но мы благополучно нашли друг друга и поехали спать.

Подробнее о Таллинне читайте в следующих постах.

Источники:

http://travelkap.club/eesti1/v-estoniyu-na-mashine/index.html
http://w-sail.com/osobennosti-puteshestviya-v-estoniyu-na-avtomobile/
http://life-trip.ru/moskva-tallinn/
http://www.otzyv.ru/read.php?id=200092
http://zen.yandex.ru/media/id/5d9dc4c843863f00b19fb172/5dd1b105a28a2f180f2b8810
http://turzametka.com/poezdka-v-estoniyu-na-avtomobile/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: