9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коробка передач планета 5 сколько масла схема

Коробка передач Иж Планета 5

Коробка передач Иж Планета 5 четырехступенчатая, трехвальная с постоянным зацеплением прямозубых шестерен и ножным переключением скоростей. Переключение осуществляется с помощью копирного вала, который располагается внутри коробки, в его пазы входят цапфы вилок переключения. Копирный вал вращается от селектора переключений, который в свою очередь связан с ножным рычагом. Вторичный вал пустотелый, надетый на конец первичного вала. На вторичном валу расположена звездочка главной передачи. Коробка передач расположена в одном картере с двигателем мотоцикла, вместе образуя единый силовой агрегат. Смазка коробки передач осуществляется посредством масла, залитого в картер двигателя. Коробку передач ИЖ Планета 5 можно разбирать не снимая двигателя, впрочем для полной разборки и большего удобства можно снять мотор с рамы мотоцикла. Сегодня мы рассмотрим по шагам разборку коробки передач Иж Планета 5.

Сливаем масло с картера мотоцикла, установив его на подножку. Затем открутив болты, снимаем правую крышку двигателя а также рычаги переключения скоростей, кикстартер. Отсоединив кожух цепи от коробки, разъединяем звенья цепи. Вынимаем шток сцепления, а затем большой отверткой или зубилом отгибаем фиксирующую шайбу звездочки. Теперь необходимо открутить гайку звездочки, для этого заклиньте звездочку между ее зубьями и картером двигателя подходящим металлическим предметом, исключив ее вращение. Резьба на гайке левосторонняя, так что откручивать надо по часовой стрелке, используя ключ на 36. Открутите отверткой семь винтов крышки коробки, запоминая длину винтов (она не одинаковая) и не потеряйте алюминиевые уплотнительные шайбы под головками двух нижних винтов.

С помощью универсального съемника снимите звездочку вторичного вала. Через образовавшуюся между крышкой и картером зазор удерживаем зубчатый сектор пускового устройства. Если этого не сделать сектор отходит за крышкой и она, перекашиваясь при затяжке съемника, может треснуть. Не «помогайте» съемнику, расклинивая зазор отверткой или подобным инструментом. Так будет повреждена прокладка крышки и, самое главное, образуются вмятины на стыке крышки и картера, что приведет к утечке масла.

Снимите с оси селектор переключения передач.

Извлеките вал переключений вместе с храповым механизмом.

Приподняв копирный вал, выведите из его паза цапфу вилки переключения II и IV передач. Вилку снимите со штока, а с первичного шестерню II и IV передач и шайбу.

Снимите промежуточный вал.

Отверткой отведите рычаг фиксатора от копирного вала. Выньте его, сняв регулировочные шайбы и запомнив их расположение.

Снимите вилки включения I и III передач со штоков и шестерни I и III передач. Вилки не взаимозаменяемы, так что запомните их расположение.

Выньте шестерню первой передачи. Обратите внимание на ее положение в картере.

Двумя отвертками слегка разожмите и выведите из проточки первичного вала разрезное стопорное кольцо шестерни. Снимите с первичного стопорное кольцо, упорную шайбу и шестерню.

Отверните гайку звездочки и снимите ее.

Выньте вторичный из крышки, при этом помните о том, что подшипник здесь стоит бессепараторный, смотрите не растеряйте ролики!

При сильном износе или повреждении шарикового подшипника промежуточного вала, извлеките и его из крышки. Посадка подшипника не тугая и, обычно, он легко выходит из своего гнезда.

Отделяем прокладку крышки.

Осмотрите и промойте в керосине все детали. При сильном износе — замените. Тщательно очистите дно картера коробки передач Иж Планета 5. Роликовые подшипники вторичного вала прикрепите, обильно смазав вал густой смазкой. Соберите коробку передач в обратной последовательности. Если порвалась прокладка — замените ее. Обязательно совместите метки на копирном валу со стороны шестерни и секторе переключения передач. Для начала соберите коробку не покрывая прокладку герметиком, что бы убедиться в правильной работе коробки. Скорости должны переключаться четко и правильно, а детали вращаться без щелчков и заеданий. Убедившись в правильной работе, вновь снимите крышку, обезжирите ее ацетоном или бензином по местом прилегания к картеру, смажьте прокладку с обеих сторон тонким слоем герметика. Не используйте для уплотнения один герметик без прокладки! Могут нарушиться осевые зазоры и коробка будет работать неправильно. Затяните все болты крест-накрест. Залейте масло в ваш мотоцикл Иж Планета 5 и проверьте отсутствие утечек.

Вы знаете, какие виды резьбовых соединений применяются на мотоциклах?

Коробка передач Планета-5: сколько масла, схема

Довольно часто на мотоциклах Иж Планета-5 возникают неполадки и поломки. Это становится следствием некачественных комплектующих и низких требований к изготовлению составных частей. И довольно часто страдает именно КПП. Но тут есть и свое преимущество: возможность самостоятельно производить ремонт за счет довольно простой конструкции. И в этом, конечно, поможет схема коробки передач Иж Планета-5, которая будет рассмотрена далее.

Самостоятельная диагностика и ремонт позволят сократить время и средства, которые могут быть затрачены при обращении к профессиональным мастерам.

Как выглядит коробка от Иж Планета-5

Коробка передач на мотоцикле Иж Планета-5 представляется четырехступенчатой, трехвальной системой, в которых происходит постоянное зацепление прямозубых шестерен. Переключение скоростей – ножное. Всего имеется четыре передачи и одно положение нейтральное. Выглядит КПП следующим образом:

Самое главное достоинство используемой коробки передач заключается в том, что ее можно ремитировать, не разбирая двигатель и даже не снимая с рамы. Это очень удобно в плане обслуживания. И, несмотря на то, что КПП подвержена систематичным проблемам в области своей работы, ее можно с легкостью привести в порядок, имея некоторые знания в данной области.

Схема коробки передач Иж Планета-5

Для того чтобы грамотно обращаться с устройством, нужно знать не только принципы его работы и правила эксплуатации, но и схему агрегата. Особенно это актуально, когда необходимо самостоятельно произвести ремонт какого-либо составного элемента мотоцикла. Справедливо это и для коробки передач. Схема КПП Иж Планета-5 выглядит следующим образом:

Каждая деталь будет описана соответственно своему номеру.

  1. Первичный вал КПП мотоцикла Иж Планета.
  2. Шестерня (зубчатка), необходимая для II передачи.
  3. Шайба упора.
  4. Кольцо для установки элементов.
  5. Шестерня (зубчатка) для II и III передачи.
  6. Первичный вал в сборе.
  7. Шайбы.
  8. Придаточный вал с подшипником.
  9. Звездочка для вторичного вала.
  10. Стопорная шайба.
  11. Гайка для вторичного вала.
  12. Гаечный колпачок для вторичного вала.
  13. Кольцо.
  14. Промежуточный вал.
  15. Шестерня (зубчатка) для III передачи.
  16. Установочное кольцо.
  17. Шестерня (зубчатка) для I и IV передачи.
  18. Вид шестерни (зубчатки) I передачи в полном сборном комплекте.
  19. Промежуточный вал с шестернями.

После изучения схемы и ее составных элементов можно приступать и к разбору самой КПП.

Как переключать передачи в Иж Планета-5

Для новичков переключение скоростей на мотоцикле – сложность. На самом деле, благодаря имеющейся коробке передач, это не так трудно.

Для того чтобы повысить скорость на Иж Планета-5, необходимо следовать осуществить несколько шагов:

  • включить первую передачу и постепенно повышать скорость;
  • быстро сбросить газ, одновременно понизив обороты. В это же время следует выжать рычаг сцепления;
  • включить следующую передачу;
  • сцепление отпустить, после чего уже непосредственно можно увеличивать скорость и повышать обороты.

Во время подъема в гору для увеличения мощности колеса, находящегося сзади, может понадобиться включение низкой передачи, с использованием переключателя «вниз». В таком случае алгоритм действия будет следующим:

  • сбросить скорость и выжать рычаг сцепления;
  • включить низкую передачу;
  • сцепление можно отпускать и прибавлять газу.

Вал переключения передач Иж Планета имеет следующие скоростные режимы: первая (идет с нажимом вниз), вторая и остальные до четырех (идут вверх), а между второй и третьей находится нейтральное положение.

Сколько масла в коробке Планета-5

Производитель заявляет, что в КПП Иж Планета-5 необходимо заливать всего 1 литр масла. При этом данный объем отмечен на встроенном щупе, так что можно наглядно увидеть, налито ли правильное количество масла в коробке передач.

Для того чтобы и мотоцикл и сама КПП работали исправно, необходимо следить за уровнем жидкости и своевременно производить замену. В таком случае мототранспорт можно будет использовать без поломок более длительное время.

Замена масла в КПП Иж Планета-5

Замена масла КПП Иж Планета-5 – обязательное периодическое техническое обслуживание. А это значит, что подобную процедуру во время эксплуатации придется проводить ни раз. Если Иж Планета-5 новый, то замену нужно будет произвести уже после первых 500 км, далее необходимо это делать через каждые 10000 км пробега. Всю деятельность лучше производить сразу после использования мотоцикла, пока масло еще не остыло. Алгоритм по замене:

  1. Для удобства мотоцикл можно установить на центральную подставку.
  2. Под картер двигателя необходимо подставить емкость, по объему равную 1.,5-2 л. Именно туда будет слито уже используемое масло.
  3. Внизу картера располагается кнопка, которая свободно откручивается ключом на 22 мм. Именно это необходимо проделать и уже после слить масло.
  4. Кнопку сливного отверстия заворачивают обратно.
  5. Теперь работа производится с лючком-эмблемой, находящимся на левой крышке картера. Задний винт крепления ослабляют, а передний выкручивают полностью.
  6. Держащийся лючок на заднем винте поворачивают. После этого откроется «окно» в крышке картера. Туда вливают масло для мотора. Далее в такой же последовательности все ставят на место и закручивают.

Видео по замене масла можно посмотреть по ссылке:

Сборка и разборка КПП Иж Планета-5

До того как начать разборку КПП, нужно будет осуществить подготовительные работы. Они включают в себя полную разбору муфты сцепления, устройства запуска, моторной передачи. Также до этого следует слить трансмиссионную жидкость. А уже после можно начинать деятельность по снятию коробки передач.

Для этого необходимо вытащить восемь винтов закрепления, которые находятся в правой части мотора. Далее нужно снять подножки для мотоциклиста, рычаг тормоза ноги, картерную крышку и другие элементы, находящиеся на поверхности.

Основной этап разборки производят над внутренностями крыши узлов. На этой стадии нужно снять вторичный вал и сектор. При извлечении вала с подшипником могут выпасть ролики, поэтому нужно быть очень внимательным. Далее впрессовывают сальник. С первичного вала необходимо снять шестеренки второй и третьей скорости и произвести полный его демонтаж. Верхние и нижние вилки удаляют.

На заключительном этапе производят работы с промежуточным валом. Его достают, фиксаторы с индикатором нейтрала отгибают, вытаскивают копирный валик. Регулировочные шайбы тоже необходимо достать. Далее вынимают переключающий механизм. На этом этапе уже можно производить замену деталей, вышедших из строя или негодных, так как разборка считается законченной.

Читать еще:  Какое масло залить в коробку гранта

В сборке КПП Иж Планета-5 поможет схема, представленная ранее. Осуществляют ее в несколько шагов:

  1. Сначала необходимо поставить первичный вал Иж Планета-5, размеры которого, если его заменяют, должны строго соответствовать оригиналу.
  2. Далее проточкой вниз устанавливают зубчатое кольцо I скорости.
  3. Устанавливают пружинку возврата вместе с валом для переключения передач.
  4. После ставят на место вилочки и зубчатки в первичном вале.
  5. Берут копирный валик и надевают регулировочные шайбы. Производят установку.
  6. Фиксируют сектор переключения скоростей.
  7. Далее устанавливают храповик с пружиной, затем втулку барабана сцепления и сам барабан.
  8. В конце необходимо залить масло в КПП. Уровень определить можно по щупу.

Если все выполнено верно, то после ремонта коробка передач мотоцикла прослужит еще на протяжении длительного времени время. Подробное видео по разборке и сборке коробки передач Иж Планета можно посмотреть в видео:

Частые неисправности КПП Иж Планета-5

Самой частой неполадкой выступает произвольное выбивание II передачи. Также встречаются случаи, когда пропадает четвертая передача. Сбои в работе других тоже встречаются, но значительно реже. Еще одна неисправность связана со сложностью переключения скоростей с повышенной на пониженную, заклинивание. Это возникает вследствие поломки в пружинах переключательного механизма.

Ее одна довольно частая неисправность – тяжелое переключение передач. Такой сбой говорит о том, что неполадка возникла по причине износа регулировочных шайб. Но, как правило, все неполадки в переключении передач Иж Планеты-5 можно исправить своими силами.

Ремонт коробки передач Планета-5

Ремонт КПП производят после разборки коробки. На этом этапе выявляют причина неисправности и заменяют необходимые детали. При этом покупать детали лучше всего в комплекте, так не будет никаких расхождений в размерах во время сборки агрегата. Если следовать инструкциям, приведенным выше, то выполнить ремонт КПП можно с легкостью своими руками. Для удобства детали во время разборки можно подписывать. Раскладывать их же стоит на чистой поверхности, чтобы в конструкцию в дальнейшем не попали инородные тела.

От качества выполняемой работы зависит результат. Поэтому важно внимательно следить за выполнением всех пунктов по сборке КПП с новыми деталями, с помощью которых произошла замена старых.

Заключение

Хотя коробка передач Иж Планета-5 и характеризуется как устройства с частыми поломками, ее можно привести в порядок своими руками. Благодаря этому экономится значительное количество средств на ремонте. А простота самой конструкции только делает данный процесс более доступным. При желании ремонтные работы может произвести и новичок. Схема коробки передач Иж Планета-5 не отличается сложностью в понимании. Главное – разобраться и изучить инструкцию по сборке и разборке. А до этого, конечно, стоит выявить причину, по которой возникали неисправности в коробке.

Фотоотчёт: Сборка коробки мотоцикла «Иж-Планета» 2, 3, 4, и пятой модели

Что мне нравиться в Планетовской КПП так это то, что ее можно разобрать и отремонтировать не разбирая двигателя и даже не снимая его с рамы: непосредственно по месту, даже не сливая масла: ложем набок мотоцикл и ремонтируем – это на самом деле, в плане ремонта и обслуживания очень удобно.

Второй приятный момент заключается в том, что передаточные числа первой второй и третьей передачи в “Планетовской” КПП можно изменять на свое усмотрение простым подбором шестерен и валов от других моделей мотоциклов “Планетовского” ряда. Тем самым делая нужную передачу более скоростной или тяговитой.

«Болячки»

В планетовской КПП болячек аж три штука:

  1. Течь масла из заглушки промежуточного вала
  2. Плохое зацепление шестерен на первой передаче
  3. Постоянное отворачивание болтов крепящих упор вала переключения передач

Проблема с течью масла я решаю очень легко и просто: вынимаю стопорное кольцо; извлекаю подшипник промежуточного вала, обезжириваю заглушку, стопорное кольцо, посадочное отверстие, затем наношу на наружную кромку заглушки герметик, ставлю ее на место и сразу же прижимаю ее подшипником и вуаля — течь устранена!

Вследствие заводской недоработки, шестерня-каретка включения первой-третьей передачи заходит своими кулачками в шестерню первой передачи не полностью, а лишь малой частью едва цепляя кулачками шестерню из-за чего быстро изнашиваются кромки и первая передача начинает выбивать.

На фото этот момент неплохо виден. У конкретно этой шестерни зацеп составлял не больше пары миллиметров. Вылечить эту «болячку» сложно: со стороны шестерни первой передачи нужно прошлифовать на 3-4 мм торец промежуточного вала и с помощью регулировочных шайб пододвинуть шестерню первой передачи к каретке. Другого пути я не вижу.

Болты крепящие упор в процессе эксплуатации постоянно откручиваются то ли от вибрации, то ли еще от чего — откручиваются и все тут, как их только не затягивай… Не помогают даже специальные контрящие шайбы. Я долго боролся с этим безобразием всеми известными мне традиционными способами и пришел к выводу, что лучше всего эту проблему решает красный фиксатор резьбы. Смело садите на него болты и избавитесь от этой проблеме раз и на всегда.

Подготовка к сборке

Подготовку к сборке можно разделить на два основных этапа: замер и при необходимости устранение осевого люфта копирного вала и проверка пригодности к дальнейшей эксплуатации подшипника вторичного вала.

Первый этап — замер и устранение осевого люфта копирного вала

Одеваем на копирный вал со стороны фиксатора — регулировочные шайбы. В моем случае регулировочных шайб было четыре, но у вас их может быть больше или меньше, а может и не быть… Отводим стопорную планку в сторону и устанавливаем копирный вал на свое место. На второй конец копирного вала одеваем штатную, упорную шайбу.

Укладываем на плоскость разъема крышки КПП новую прокладку (обязательно) на которую в дальнейшем вы будите окончательно собирать КПП и с положенным усилием затягиваем крепежные винты крышки КПП.

Переворачиваем двигатель и замеряем осевой люфт копирного вала, норма 0,2-0,4мм, но будет лучше, если вам удастся обеспечить осевой люфт на уровне не более 0,2мм. Регулировка осевого люфта осуществляется простым добавлением или убиранием регулировочных шайб.

Я произвожу замер люфта индикатором. Если у вас его нет — попробуйте замерить люфт штангенциркулем, если и штангенциркуля нет, так уж и быть — меряйте «на глаз»…

Второй этап: проверка на пригодность к дальнейшей эксплуатации вторичного вала

При обычных режимах эксплуатации — подшипник вторичного вала ходит достаточно долго. Но как бы мы не хотели и не старались, а он изнашивается. Оно бы ничего, если бы не безопасность: если у вас на ходу разлетится подшипник вторичного вала, а он обязательно разлетится, если его вовремя не поменять — КПП вместе с задним колесом клинит, причем намертво и вы шлифуете попой асфальт…

Осторожно, над каким-нибудь подносом вынимаем вторичный вал и внимательно осматриваем беговую дорожку подшипника вала, обоймы и сами ролики. На рабочих поверхностях подшипника и роликов не должно быть раковин, гранености, следов износа или перегрева. Дорожка должна иметь идеально ровную рабочею поверхность.

Пример беговой дорожки вторичного вала и обоймы в идеальном состоянии.

Для облегчения обратной сборки — нанесите на беговую дорожку какую-нибудь смазку, типа литола и аккуратно уложите ролики на дорожку и немного прокручивая вставьте вал в обойму. Как только шлицы звездочки упрутся в кромку сальника — тонкой отверткой по кругу поправьте кромку сальника и продвиньте вал до упора. И сразу же, чтобы вал не выпал — наденьте на него звездочку и закрепите ее гайкой.

Сборка

В тщательно отмытый и подготовленный к сборке картер ставим первичный вал, шестерню первой передачи и копирный вал с заранее подобранными регулировочными шайбами.

Одеваем на шестерню-каретку включения второй-четвертой передачи (она меньше шестерни-каретки включения третьей-первой передачи, не ошибетесь) вилку так как это показано на картинке. Одеваем шестерню на первичный вал и заводим штифт вилки в верхний паз копирного вала.

Одеваем на шестерню-каретку включения первой-третьей передачи вилку, как это показано на картинке, укладываем ее на шестерню первой передачи и заводим штифт вилки в нижний паз копирного вала.

Устанавливаем на свои места направляющие вилок (проточками к корзине сцепления). Кстати, «Планетовскую» КПП в случае необходимости можно собрать-разобрать не разбирая корзину сцепления и не снимая направляющие. Но для этого при установки придется немного вытянуть на себя копирный вал, завести штифты вилок в пазы и после этого — отвести стопорную планку и задавить копирный вал до упора.

Устанавливаем промежуточный вал.

На старых двигателях концевая шестерня ставится отдельно. На более поздних — выполнена заодно с промежуточным валом.

Заправляем возвратную пружину вала переключения передач так, как это показано на картинке.

Проверяем работоспособность собачек вала переключения передач: сжимаем-разжимаем их несколько раз. Особое внимание уделяем ихним рабочим кромкам: они должны быть острыми не зализанными. И не забываем проверить пружину, которая сжимает собачки: она должна быть правильной формы и обеспечивать упругость хода собачек.

Сжимаем собачки и устанавливаем вал переключения передач на свое место.

Разворачиваем копирный вал меткой на корпусе к валу переключения передач и чтобы во время установки не промазать мимо метки — замазываем промежуток между зубьями напротив метки копирного вала литолом или красим. Так будет заметней.

Ищем на секторе риску и во время надевания сектора на вал переключения передач — совмещаем риску на секторе с меткой на корпусе копирного вала: зуб напротив риски сектора должен строго зайти между зубов напротив метки копирного вала.

Чтобы во время установки наши метки не сбились — связываем между собой — сектор и копирный вал обычной швейной нитью.

Одеваем на первичный и копирный вал штатные, упорные шайбы и вставляем на свои места направляющие втулки крышки КПП.

Обезжириваем плоскости, наносим герметик, укладываем прокладку, устанавливаем крышку и с максимально возможным усилием затягиваем крепежные болты. Под болты отмеченные желтыми стрелками подлаживаем специальные шайбы.

Читать еще:  Лада largus crossодил бортжурнал замена масла в мкпп

После затяжки крышки КПП — проверяем осевые люфты первичного и вторичного вала. Норма: 0,2-0,4мм.

Если люфт будет больше нормы — снимаем пластину, осаживаем подшипник и подлаживаем под него необходимое количество регулировочных шайб.

Сборка коробки Иж Планета 5

Рассмотрим что представляет собой коробка передач Иж Планета. Научимся не только собирать её, но и выявить неисправности и устранить их.

Не редко приходится испытывать проблемы при езде на мотоцикле Иж Планета 5 по причине малой надежности коробки передач. Виной тому не качественные комплектующие, примитивное производство 20го века и низкие требования к точности изготовления картера, подшипников, шестерен и валов. Есть, конечно, и свои плюсы в простоте конструкции такой коробки передач Иж Планеты, это дешевизна производства, что скорее лучше для производителя. Но главное достоинство – это возможность самостоятельного ремонта. Тут мы рассмотрим что представляет собой коробка передач Иж Планета, научимся не только собирать её, но и выявить неисправности и устранить их.

Для начала хотелось бы огласить список номеров подшипников и сальников, эксплуатируемых в коробке передач ИЖа:

  • Один подшипник первичного вала — номер 204
  • Один подшипник вторичного вала — номер 192906КМ
  • Два подшипник промежуточного вала — номер 203
  • Один сальник вторичного вала — размером 34,5х52

Распространенные неисправности

Самой часто встречающейся неполадкой у ИЖ Планета 5 является самопроизвольное выключение второй передачи. Такая проблема распространена и на многих других мотоциклах, но связана эта поломка, зачастую с небрежным переключением передач. При «раскручивании» первой передачи до больших оборотов, минуя «нейтраль» зацепление с шестерней второй скорости происходит удар, что является причиной износа. Для предотвращения такой неисправности не рекомендуется сильно раскручивать первую передачу. Но если всё же вторая умерла, то возможны некоторые способы устранения проблемы:

Самый простой метод, который поможет в некоторых случаях. Положите мотоцикл на правую сторону, затем снимите кик-стартер и рычаг переключения передач вместе с валом. Затем снимите левую крышку картера, ну а после чего демонтируйте корзину сцепления вместе с дисками. При эксплуатации происходит выработка шестерен коробки, из-за чего ухудшается зацепление зубцов. Это приводит к проскальзыванию, рывкам трансмиссии вплоть до отказа работы второй передачи. Иногда, при замене шестерни проблема не всегда решаема, и кроется в износе подшипников первичного вала, который от вибраций со временем уходит влево. Для устранения проблемы нужно убрать стопор подшипника первичного вала, затем этот подшипник смещаем легкими ударами киянки или же молотком через «проставку», таким образом чтобы сместить вал вправо. Для фиксации его в таком положении следует подложить соответствующие по диаметру шайбы под подшипник. Количеством и толщиной шайб добейтесь исключения люфта первичного вала, после чего верните стопор подшипника на его место, соберите корзину сцепления и остальные части в обратном порядке.

  • Если пропадает четвертая передача. Зачастую это связано с выходом из строя подшипниками вторичного вала. Это получается из-за появления осевого люфта вторичного вала при смещении подшипников или выхода их строя. Починить такую неисправность можно аналогично ремонту второй передачи, сняв левую крышку картера.
  • Если произошло заклинивание переключения передач с повышенных на пониженные — сломалась пружина собачек механизма переключения, которая подлежит замене.
  • При тугом переключении коробки после сборки говорит о неверном монтировании регулировочных шайб.

Сразу хотим предупредить: следует помечать и записывать прежнее расположение регулировочных шайб при демонтаже механизма переключения.

Обнаружение неисправных деталей

Чтобы научиться определять повреждение и степень износа шестерен коробки передач, рассмотрим классификацию по которой можно принять верное решение о ремонте. Шестерню необходимо заменить, если:

  • есть хоть один сломленный зубец, либо наличие трещин в любой части зуба, вызванной пластической деформацией материала шестерни.
  • при выкрашивании рабочей поверхности шестерни на 20 процентов или больше, при глубине выкрашивания на 5 процентов и более толщины зуба.
  • при наличии коррозии на рабочей поверхности шестерен;
  • если пятно контакта меньше 80 процентов по ширине зубьев, а по высоте менее 60.

Порядок сборки коробки передач Иж Планета 5

Если вы делаете полный капремонт двигателя, а заодно и коробки передач, после выполненных выше рассмотренных работ по ремонту, и замены всех изношенных узлов после полного разбора коробки – потребуется правильная её сборка.
Первым делом следует поставить первичный вал, затем проточкой вниз установить шестеренку первой скорости.
Дальше устанавливается возвратная пружина с валом переключения передач, при этом сначала одевается пружина, затем в сборе он ставится в свое посадочное гнездо.
Затем устанавливаются вилочки и шестерни первичного вала.
Затем берём червячный вал, сначала надев регулировочные шайбы, обычно в количестве трёх штук.


Чтобы удобнее установить червячный вал, смажьте регулировочные шайбы литолом, а так же сам вал. За счет этого шайбы не слетят во время его установки. При установке этого вала будьте осторожны, чтобы не повредить датчик нейтральной скорости. Немного отгибая его пальцем или отверткой, червячный вал встанет до конца на своё место. Теперь остаётся вставить копирный вал.

После его установки не забудьте о такой небольшой, но крайне важной шайбе прижимающей первичный вал для исключения люфта. Такая же шайба одевается и на копирный вал.

После чего устанавливаем сектор переключения передач.

Уделите внимание метке в средней части сектора, которую при установке необходимо совместить с меткой на валу. Ну, и на последок ставим крышку картера. Если вы всё сделали верно, тогда крышка сядет на своё место без заеданий.

Важно чтобы все штоки и валы совпали со своими посадочными местами в крышке, при этом они должны свободно вращаться, без заеданий и скрежета. Закручивая винты крышки, не прилагайте чрезмерных усилий. Материал картера выполнен из мягкого материала, в котором легко сорвать резьбу. Все болты должны затягиваться равномерно во избежание перекоса.

После затяжки, ещё раз проверьте, вращая ведущую звезду, ведь возможно и такое, что вал зажало. Потребуется изменение числа регулировочных шайб. Если всё сделали правильно, идём дальше. Установите храповик с возвратной пружиной, затем втулку барабана сцепления и сам барабан, на неё соединив приводной цепью с ведущей звездой.

Не забудьте залить трансмиссионное масло в коробку. Уровень можно определить по щупу, заправочный объем составляет 1 литр масла. Желательно использовать хорошее масло. Тогда правильно собранная и отремонтированная коробка передач Иж Планета 5 сможет служить ещё долгие годы, а переключение будет легким и четким.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ мотоциклов ИЖ 7.107-01


5.1. Двигатель

Схема двигателя с коробкой передач в разрезе дана в приложении 7.

Наружная поверхность двигателя должна быть всегда чистой. Грязь на цилиндре и его головке ухудшает охлаждение двигателя, а наличие на картере масла и бензина может служить причиной загорания мотоцикла. Применение нерекомендованных руководством марок бензина и масла ведет к преждевременному износу де­талей двигателя и к быстрому нагарообразованию в ци­линдре, головке, на поршне и свече, что вызывает пере­грев двигателя, ухудшает его пуск.

Для питания двигателя применять бензин и масла согласно табл. 2.

5.1.1. Краткие указания по снятию двигателя

Снятие двигателя производить в следующем порядке:

снять седло, защитные кожухи и бензобак;

снять дуги безопасности;

отсоединить выхлопную трубу;

отсоединить трос декомпрессора, трос дозатора от распределительной муфты, трос сцепления и снять наконечник свечной;

отсоединить электропровода датчика зажигания и генератора от выпрямителя-регулятора напряжения, коммутатора, главного жгута, провода от контакта НЕЙТРАЛЬ на картере под воздухофильтром и клапана-датчика;

отсоединить от двигателя чехлы цепи;

снять правую крышку картера, разъединить цепь;

ослабить гайки крепления двигателя в задней части;

отвернуть гайки болтов крепления двигателя, до­стать болты в передней точке крепления двигателя;

снять передние кронштейны крепления двигателя;

снять двигатель с рамы в левую сторону, подавая его вперед-вверх.

Устанавливать двигатель в обратной последователь­ности.

5.1.2. Сцепление

Обслуживание сцепления заключается в регулировке механизма выжима сцепления, который состоит из ва­лика с эксцентриком и рычагом выжима сцепления, тол­кателя с колпачком, регулировочных винтов на нажим­ном диске и рычага сцепления на руле, троса сцепления, возвратной пружины.

Регулировку сцепления производить в следующем порядке:

снять крышку люка в левой крышке картера;

ослабить контргайку регулировочного винта на руле, завернуть винт до упора;

ослабить контргайку регулировочного винта на нажимном диске сцепления, вывернуть регулировочный винт на 1. 2 оборота;

выворачивая регулировочный винт на руле, уста­новить рычаг выжима сцепления, расположенный на правой крышке так, чтобы выступ на рычаге совпал с отметкой на крышке;

регулировочный винт на нажимном диске сцепле­ния завернуть до упора (не сильно), ослабить его на 1/4. 1/2 оборота и закрепить контргайкой;

свободный ход конца рычага сцепления на руле установить с помощью регулировочного винта, который закрепить контргайкой.

Разборку и сборку муфты сцепления производить без снятия двигателя с рамы в следующем порядке:

слить масло из коробки передач, отвернув резьбовую пробку в нижней части картера;

Рис. 10. Регулировка сцепления:

1 — рычаг выжима сце­пления; 2 — трос сцеп­ления; 3 — правая кры­шка; 4 — возвратная пружина

снять защитные кожухи, отсоединить маслопровод от впускного патрубка цилиндра;

отсоединить электропровод клапана-датчика от левой крышки картера и трос дозатора от распредели­тельной муфты;

снять рычаг переключения передач, рычаг пуско­вого механизма и левую крышку картера, при этом сле­дить, чтобы не выпала соединительная муфта привода маслонасоса;

отвернуть гайки пружин сцепления, снять пружи­ны с колпачками;

снять нажимной диск и диски сцепления;

отвернуть гайку на первичном валу (резьба левая), для чего необходимо включить I передачу и застопорить заднее колесо или застопорить внутренний барабан сцепления, снять внутренний барабан сцепления;

отогнуть стопорную шайбу и, отворачивая болт крепления звездочки коленчатого вала, снять одновременно звездочку вместе с наружным барабаном сцепле­ния и цепью.

При стуке цепи на холостых оборотах или большом провисании (более 15 мм) цепь заменить.

Сборку производить в обратной последовательности, обратив внимание на следующее:

первым установить опорный диск толщиной 3 мм проточкой в сторону коробки передач;

диски собирать с учетом чередования стальных и пластмассовых;

равномерной затяжкой гаек сжать пружины так, чтобы торцы гаек находились выше торцов колпачков на 3. 4 мм, а нажимной диск при выжиме рычага сце­пления перемещался без перекоса;

закрепить и застопорить шайбой звездочку ко­ленчатого вала (звездочку и наружный барабан сцепления с цепью устанавливают одновременно);

совместить хвостовик маслонасоса с пазом муф­ты, находящейся в головке болта крепления звездочки;

установить левую крышку картера;

при установке защитных кожухов совместить за­щитную трубку маслопровода и провод клапана-датчи­ка (над трубкой) с вырезом в нижней части защитного кожуха, во избежание их защемления.

5.1.3. Коробка передач

Обслуживание коробки передач состоит в регулярной проверке наличия масла в коробке и своевременной его замене. Уровень масла должен быть в пределах смотро­вого окна.

Замену масла производить на прогретом двигателе, лучше всего сразу после поездки. Слить отработанное масло через отверстие в нижней части картера (рис. 11). Завернуть пробку, залить 0,5 л масла через отверстие под крышку люка и дать двигателю проработать 1. 2 мин. После этого масло слить и залить 1 л свежего масла (см. табл. 2).

Коробка передач четырехступенчатая (рис. 12)

Разборку и сборку коробки передач можно произво­дить без снятия двигателя с рамы. Разборка:

слить масло из коробки передач;

снять правую крышку картера с тросом;

вынуть шток сцепления из резинового колпачка, разъединить цепь;

отвернуть восемь винтов и снять крышку коробки передач;

снять сектор переключения передач.

Все части коробки передач (кроме первичного вала и валиков вилок передач) могут быть вынуты из картера.

Рис. 11. Двигатель (вид слева):

1 — пробка слива масла из картера; 2 — смотровое окно коробки передач; 3 — пробка слива масла из емкости системы смазки двигателя; 4 — маслонасос; 5 — смотровое окно емкости системы смазки двигателя; 6 — электропровод клапана-датчика; 7 — скрепка; 8 — винт регулировочный; 9 — колпачок; 10 — трос дозатора;

11 — пробка наливного отверстия емкости системы смазки двигателя; 12 — кольцо уплотнительное; 13 — фильтр; 14 — корпус фильтра; 15 — маслопровод впускного патрубка; 16 — карбюратор; 17 — рычаг пускового механизма; 18 — рычаг переключения передач; 19 — пробка наливного отверстия картера двигателя; 20 — подножка водителя

Для снятия первичного вала и валиков вилок пере­ключения передач разобрать сцепление, снять барабаны. Отвернуть винты, снять стопорную планку. Обратить внимание на расположение регулировочных шайб на промежуточном, первичном валах, вале переключения передач, чтобы при сборке поставить их на место.

Рис. 12. Коробка передач:

1 — первичный вал; 2 — шарикоподшипник 204; 3 — шестерня II передачи; 4 — шестерня II и IV передач; 5 — упорная шайба; 6 — шестерня промежуточного вала; 7 —-промежуточный вал; 8 — шестерня III передачи; 9 — вилка переключения I и III передач; 10 — шестерня I и III передач; 11 — валик вилки переключения передач; 12 — вал переключения передач; 13 — упорная шайба; 14 — сектор переключения передач; 15 — механизм переключения передач; 16 — регулировочные шайбы.17 – вилка переключения II и IV передач.

собрать со всеми шестернями промежуточный вал и поставить его на место;

собрать все шестерни на первичном валу со всеми регулировочными и упорными шайбами. Если вал вы­нут, поставить его на место;

установить вилки переключения передач;

установить на место вал переключения передач (не забывать надеть на вставляемый конец регулировоч­ные шайбы), отводя фиксатор в сторону;

шипы вилок ввести в канавки вала переключения передач, в отверстия вилок установить валики вилок пе­реключения передач и закрепить стопорной планкой;

установить вал механизма переключения, если он снят;

завести сектор переключения передач в зацепле­ние с валом переключения передач. Метка на зубе сектора должна совпадать с меткой у впадины зубьев вала переключения передач;

установить упорные шайбы на конец вала пере­ключения передач и первичного вала, поставить прокла­дку, крышку коробки передач, затянуть винты. При установке крышки коробки передач допускаются легкие удары по ней молотком. Перемещение вторичного вала по оси должно быть 0,4. 0,6 мм.

Ремонт коробки Иж Планета 5

ПРИ РЕМОНТЕ КПП ИЖ ПЛАНЕТА 5 ДВИГАТЕЛЬ МОЖНО НЕ ВЫНИМАТЬ ИЗ РАМЫ

МАЛОЙ КРОВЬЮ
Сначала назову случаи «недомогания» трансмиссии, для исправления которых КП разбирать не надо. Бывает, при нажатии на педаль передачи не переключаются или сделать это можно, но с трудом. Проверьте привод сцепления: отрегулируйте по инструкции свободный ход рычага на руле и обследуйте трос. Иногда поврежденная (смятая) оболочка «закусывает» трос или, сжимаясь как пружина, поглощает часть хода рычага.

Шум в коробке тоже не всегда требует ее вскрытия. Замерьте уровень масла в коробке передач: вполне возможно, ремонт завершится сразу после того, как дольете его до нужного уровня,
Если обнаружите течь масла в соединении правой и левой половинок картера, подтяните винты, крепящие крышку коробки. Потеки у педали переключения скоростей ликвидируются элементарной заменой сальника ее вала, а у цепной звездочки — установкой нового штока сцепления и его, штока, уплотнителя.
В других случаях потребуется разбирать механизм КП.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ВСТРЯХИВАЯ
Слейте масло из картера (естественно, не на землю, а в емкость), сделайте это, предварительно прогрев мотор, — горячая смазка веселее выбегает из КПП, и механику купаться в ее остатках не придется. Отсоедините от двигателя систему выпуска, рычаг переключения скоростей, с рамы удалите педаль ножного тормоза. Ослабьте крепеж правой подножки и опустите ее ниже рамы мотоцикла. Снимите правую крышку картера двигателя и сдвиньте резиновые кожухи цепной передачи. Разомкните цепь и выведите ее из зацепления со звездочкой,
Крышка самой КПП расположена также справа. Ослабьте ее болты на 4-5 оборотов и аккуратно обстучите периметр киянкой. В появившуюся щель совать стальные рычаги не стоит. Выкрутите полностью болты, и уверяю, усилия руки для подъема крышки будет вполне достаточно. В редких случаях требуется применить съемник с «лапами». Им хватайтесь за цепную звездочку, а упирайтесь в торец первичного вала КПП, предварительно вынув из него шток и вытряхнув промежуточный шарик выключения сцепления.
Не экономьте на прокладке картера коробки: даже если удалось ее не повредить, уже однажды обжатая «картонка» никогда не обеспечит герметичность при повторной установке.

УДАЛЯЕМ С ПОЛЯ
Снимите сектор переключения передач и выньте вал, на котором он установлен. Придерживайте собачки сектора рукой: они крепятся только пружинами и могут запросто «выстрелить». Далее выньте барабан переключения передач с одной из вилок вместе с подвижной шестерней-кареткой. Оставшиеся детали редуктора можете вынимать в произвольном порядке, почти все они снимаются рукой. Исключение — шестерня второй передачи. Она закреплена на первичном валу стопорным кольцом, такой же «замок» и у третьей «скорости» промежуточного вала. Промойте и осмотрите детали: как вычленить те, что подлежат удалению?

Если при движении мотоцикла передачи выбивало — явно износились кулачки шестерен-кареток или торцы их вилок переключения. Возможно, сломалась или ослабла пружина фиксатора червячного вала. Причина выбивания «скоростей» может быть связана и с осевым люфтом червячного вала. Его ликвидируйте при сборке КПП установкой дополнительных регулировочных шайб.

Если передачи включались безотказно, но рычаг самостоятельно не возвращается в первоначальное положение, — осмотрите вал переключения. Он или погнут, или сломана его возвратная пружина. Вал можете выправить на ровной металлической плите. Пружину придется покупать новую.

В нечетком переключении передач повинны изношенные собачки, перемещающие сектор переключения передач, зубья самого сектора или потерявшая упругость «собачья» пружина. Дефектные детали меняйте, не раздумывая.

Масляные ручьи на наружной поверхности крышки картера КП — признак разрушения сальника вторичного вала. Этот узел оснащен наборным подшипником и весьма сложен в обслуживании. Его ремонт доверьте опытному механику.

СОБЕРЕМ КОМАНДУ
Сборку коробки ведите в обратной последовательности. Обратите внимание на следующее. Обязательно удалите с плоскости разъема КП все «следы» старой прокладки. Смажьте чистые детали КП моторным маслом. Установите в КПП шестерни промежуточного вала, а располагайте их так. Первую передачу «кладите» кольцевой проточкой в сторону картера (вниз). Каретку 1-3 скорости — канавкой вверх, надев на нее вилку. Шестерню 2-4-й передач надевайте на первичный вал также вместе с «управлением», но проточкой, обращенной вниз.
Верните на червячный вал все регулировочные шайбы. За вилку приподнимите шестерню 2-4-й передач и аккуратно введите шип вилки в верхнюю канавку валика. То же проделайте и со «скоростями» 1-3, но соедините шип с нижней канавкой. 0тведите в сторону фиксатор и установите на место вал переключения передач. Паз в валике, соответствующий разъединению шестерен, имеет выемку. В этой позиции проверьте, входит ли в соприкосновение фиксатор с датчиком нейтрали. Без надежного контакта потеряете на приборке световой сигнал «нейтраль».

Теперь закрепите на промежуточном валу шестерню 3-ей передачи, проденьте вал через всю сборку шестерен и вставьте его в картерный подшипник. Поверните червячный валик, ориентируя его точкой, что выбита на основании одного зуба, в сторону механизма переключения передач. Если узел собачек разбирался, смонтируйте его. Над ним установите зубчатый сектор. Проследите, чтобы при постановке сектора риска на нем совпала с точкой на шестерне «червяка». Вручную и очень осторожно (помните, механизм КПП окончательно не закреплен) поверните и отпустите вал переключения передач. Одновременно следите за поведением собачек: при снятии с вала усилие пружины должно возвращать их в исходное положение Не забудьте проверить осевой зазор «червяка». Прижмите к торцу стенок картера над валом ровную металлическую линейку. Возьмите набор плоских щупов (калиброванных!) и измерьте зазор «шайба вала — линейка». Размер больше 0,2 мм требует установки дополнительных шайбочек. Наложите на картер новую прокладку и закройте КПП крышкой. Крепежные болты закручивайте «в крест» с усилием 2-3 кг/м.

Остается залить в картер литр моторного масла: летом — МС-20, весной и осенью — его аналог М8а (SAE 15W40, API-SF). Присоедините к силовому агрегату снятую «периферию» и. вернитесь к приятным ощущениям, которые дарит на ходу исправный мотоцикл. Но не увлекайтесь только ездой: через 500 километров смените масло в КПП, далее каждые 2000 км

Источники:

http://jawa-motor.ru/remont/korobka-peredach-izh-planeta-5/
http://mashintop.ru/transmissiya/korobka-peredach-planeta-5-skolko-masla-shema.html
http://alisa-motors.ru/sborka-remont-korobki-motocikla-izh-planeta-2-3-4-i-pyatoj-modeli/
http://real-biker.ru/articles/sborka-korobki-izh-planeta-5-46/
http://sinref.ru/000_uchebniki/03450motocikli/011_00_ij7_107_01_rukovodstvo_po_expluatacii/005.htm
http://www.motocikl-skuter.ru/showthread.php?t=668

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector