Ремонт топливной системы автомобиля камаз
Перечень частых поломок ТНВД КамАЗа и способы их устранения
ТНВД КамАЗ — это механизм, предназначенный для подачи топливной жидкости в цилиндрические механизмы двигателя.
Устройство и принцип работы
Устройство ТНВД включает в себя такие механизмы, как:
- корпус насосного отсека;
- корпус крышки подшипника топливного насоса высокого давления;
- шланг подкачки;
- плунжерная пара и толкатель плунжера;
- пружинные элементы;
- регулятор выбора режимов и фильтры грубой и тонкой очистки;
- штуцер системы слива и впрыска топливной жидкости;
- регулятор впрыска горючего;
- клапан редукционного типа;
- клапан электромагнитного типа, который необходим для перекрытия подачи топлива;
- рейка, форсунка и полумуфта.
Принцип работы ТНВД заключается в следующем:
- От механизма коленвала при помощи механической передачи задается движение.
- Начинается вращение вала кулачкового типа. Это вращение провоцирует смещение толкательных элементов.
- Толкатели начинают сжимать специальные пружины.
- Пружины провоцируют начало работы плунжера и поднимают его.
- Плунжер загораживает клапан впускного типа и вытесняет топливную жидкость.
- Топливо начинает распыляться при помощи форсунок.
- Плунжер опускается и открывает впускной механизм.
Где стоит обратный клапан
Обратный клапан расположен на топливной рампе между баком для топлива и форсунками.
Неисправности и ремонт
Ремонт ТНВД КамАЗа можно делать самостоятельно при наличии необходимых инструментов и оборудования.
Основные неисправности ТНВД и причины их появления:
- Вода в топливном механизме. Данная поломка может свидетельствовать о неисправности топливного фильтрующего элемента, разбавленном топливе, нарушении герметичности топливных приводов.
- Уменьшенная и неравномерная подача рабочей жидкости. В этом случае рекомендуется проверить плунжер на наличие повреждений, а также осмотреть клапаны нагнетательного типа, хомуты рейки. Следует проверить пропускную способность форсунок.
- Уходит солярка. Причиной данной поломки может стать нарушение герметичности топливного привода. Поврежденный элемент следует заменить.
- Рвет привод. Рекомендуется осмотреть коленчатый вал, а также основные узлы силового агрегата на наличие повреждений и инородных тел.
- Запаздывание системы впрыска рабочей жидкости. Такая неисправность может быть вызвана повреждениями плоскости регулировочного болта толкательного элемента, оси ролика и сбоями частоты вращения кулачкового вала.
Как снять и разобрать
Снятие с двигателя:
- Снять клемму с аккумулятора.
- Демонтировать радиатор.
- Убрать вакуумный насос.
- Демонтировать направляющую трубу масляного щупа.
- Убрать фильтрующий механизм масляного фильтра.
- Провернуть коленвал в направлении вращения до упора.
- Отсоединить топливные приводы.
- Убрать вакуумный шланг.
- Заблокировать коленвал от проворачивания.
- Отвернуть болт в центре муфты.
- Снять натяжитель цепи.
- Вытащить насос, демонтировав привод педали подачи топливной жидкости.
Разборка ТНВД КамАЗа делается следующим образом:
- Необходимо снять клапан дозирующего типа с торцевой части корпуса насоса. Для этого нужно отвернуть болты прижимной пластины, освободить клапаны опережения системы впрыска.
- Затем следует снять крепления на верхней крышке.
- Нужно разобрать плату управления, получив доступ к электронике.
- Необходимо выставить требуемое положение коленчатого вала.
- Затем нужно демонтировать подшипник при помощи специального оборудования.
- В конце следует промыть все детали и отполировать их поверхность.
Как добавить или убавить топливо
Регулировка ТНВД Бош на КамАЗе дает возможность добавить топливо, т.е. выставить необходимое значение подачи топливной жидкости.
Порядок действий при уменьшении горючего:
- При помощи ключа на 13 нужно выполнить настройку подачи воздушного потока к механизмам силового агрегата. Благодаря этому дизель сможет смешиваться с воздухом.
- Сделать регулировку корректора и запустить мотор для тестирования.
- При необходимости нужно дополнительно подкрутить подачу воздушного потока до тех пор, пока не перестанет валить дым.
Для того чтобы прибавить топливо на ТНВД КамАЗа (Евро-2 или Евро-3), нужно сделать следующее:
- Подкрутить специальные винты, которые расположены в верхней и боковой части подачи рабочей жидкости.
- Во время выкручивания болтов нужно увеличивать промежуток для прохождения горючей смеси. Это поможет нормализовать работоспособность силового агрегата и системы смазки топливного насоса высокого давления.
- Увеличив диаметр отверстия, следует завести двигатель и проверить работу всех систем.
Как правильно установить
Установка (монтаж) топливного насоса должна проходить на специальном оборудовании.
Для того чтобы правильно поставить и установить на КамАЗ топливный насос высокого давления, делают следующее:
- Устанавливают транспортное средство на специальную платформу.
- Монтируют муфту ведомого типа на муфту опережения и закрепляют все при помощи болтов.
- Поворачивают муфту таким образом, чтобы бобышки полумуфты ведомого типа встали в горизонтальное положение, а отметка на торцевой части была в зоне указателя.
- Устанавливают фланец в сборе с ведущей полумуфтой и пакетами пластин. Фланец должен располагаться на левой части корпуса.
- Устанавливают на мотор топливный насос вместе с муфтой и закрепляют все крепежными болтами.
- Перед тем как затянуть болты, регулируют плоскостность пакетов пластин, перемещая фланец по валу привода.
- На блок цилиндрических элементов насос монтируют в вертикальном положении, не допуская его завала.
- Соединяют секции ТНВД с форсунками.
- Регулируют угол опережения системы впрыска.
- Проверяют наличие масляной жидкости в корпусе ТНВД.
- Подсоединяют трубы подвода и отвода масла.
Цена и отзывы
Цена покупки и аренды ТНВД:
- покупка — от 17 500 рублей;
- данную деталь транспортного средства нельзя арендовать.
Владимир, 39 лет, Магнитогорск: «Работаю на КамАЗе-53215 уже второй год. Недавно начались проблемы с топливным насосом высокого давления. Была установлена версия по стандарту Евро-3, пришлось делать замену ТНВД».
Виталий, 41 год, Владивосток: Через 4 года эксплуатации КамАЗа началась утечка топливной жидкости. Причиной поломки стала нарушенная герметичность топливного привода и насоса.
Ремонт сделал быстро, т.к. все запчасти легко найти.
Михаил, 53 года, Краснодар: «На грузовике установлен ТНВД по стандартам Евро-4. Проблемы начались спустя 2 года эксплуатации. Все поломки были связаны с неравномерной подачей рабочей жидкости. Ремонт доверил специалистам в сервисном центре».
Олег, 35 лет, Тверь: «Недавно данную деталь пришлось заменить на КамАЗе-54115. Покупка новой детали обошлась в 20 000 рублей. Устанавливал самостоятельно, следуя всем рекомендациям, указанным в инструкции».
Леонид, 48 лет, Екатеринбург: «В топливном насосе появилась вода. Пришлось разбирать ТНВД. Причиной неисправности стал фильтрующий элемент, который заменил. Теперь все работает исправно».
ТНВД Камаз: устройство, принцип работы и ремонт
ТНВД – это Топливный Насос Высокого Давления. Ставиться он на дизельные двигатели и предназначен для подачи топлива в топливную систему под высоким давлением, для наилучшего сгорания его в цилиндрах.
Устройство ТНВД
Рис.1 – Подробная схема всех элементов топливного насоса для автомобилей Камаз с двигателем 740.
Принцип работы
Из бака, через фильтр грубой очистки, с помощью топливного насоса низкого давления топливо, по топливопроводу, поступает сначала в фильтр тонкой очистки, а потом на вход в ТНВД. От коленвала двигателя передается крутящий момент на топливный насос, а точнее на кулачковый вал, который в свою очередь приводит в действие толкатели. Толкатели давят на пружины, которые поднимают плунжер. Плунжер закрывает впускной клапан, топливо подается на форсунки, которые распыляют его уже в цилиндрах. Кулачковый вал, проварачиваясь дальше опускает плунжер, открывая, тем самым, поступление топлива в ТНВД и процесс повторяется.
Вроде бы ничего сложно, однако, это не совсем так. Любой ТНВД это очень сложный механизм, основой которого являются плунжерные пары. Их изготавливают с очень высокой точностью. Одна такая пара состоит из цилиндра и поршня, который, перемещаюсь и создает высокое давление в системе.
ТНВД двигателя Камаз 740 представляет собой V-образное устройство, в каждой половине которого находится по 4 плунжерные пары. Внизу корпуса насоса находится кулачковый вал, на который от коленвала и передается крутящий момент. Кулачки на валу передают поступательные движения на поршни каждой пары. Работа поршней ТНВД строго синхронизирована с работой поршней самого двигателя с помощью пружинных толкателей.
В конструкции каждой плунжерной пары есть несколько клапанов, как впускных так и выпускных и специальных канавок для отвода лишнего топлива. За направлениями потока топлива отвечают специальные автоматически клапанные механизмы.
Возможные неисправности в работе ТНВД и их ремонт
В топливном насосе двигателя Камаз 740 высокое давление создается за счет очень плотного прилегания поршня в цилиндре плунжерной пары. В случае какого либо нарушения этой плотности в топливной системе падает давление и двигатель вообще может не запуститься или работать не ровно, с перебоями. Длительную и безаварийную работы ТНВД в первую очередь обеспечивает качественное дизельное топливо. Для дизельных моторов это одно из главных условий успешной эксплуатации. Внимательно отнеситесь к выбору АЗС, на которой заправляетесь.
Для того, чтобы двигатель КАМАЗ и ТНВД работали исправно и долго своевременно проводите все необходимые регламентные работы по их техническому обслуживанию, а особое внимание стоит уделить замене топливных фильтров, как грубой, так и тонкой очистки. Старайтесь покупать оригинальные расходные материалы у официальных дилеров или в авторизированных сервисных центрах.
Как и у любого механизма у ТНВД есть свой ресурс, который он в любом случае со временем выработает. Но инженеры Камаза разработали ремонтопригодный агрегат, который можно восстановить, заменив изношенные детали. Но ремонтировать топливный насос высокого давления стоит на специализированных станциях, которые оборудованы стендом проверки топливной системы под давлением. Такое оборудование поможет выявить как явные, так и скрытые неисправности. После проведения ремонта ТНВД должен пройти ряд стендовых испытаний и точную настройку вместе топливными форсунками.
Основные причины выхода ТНВД из строя
- Вода в топливной системе. Причин появления воды в системе может быть несколько: некачественный или изношенный топливный фильтр; большой процент воды в дизельном топливе; нарушение герметичности топливопровода из-за чего образуется конденсат внутри на трубках.
- Механические примеси в топливе. Примеси могут появляться опять же из-за плохих топливных фильтров. Так же рекомендуется периодически проводить очистку топливного бака от образований парафина и т.п. отложений.
- Плохие смазывающие качества дизельного топлива. Причина этого может скрывать в применение не сертифицированных присадок. Не поддавайтесь рекламе и не добавляйте в топливо ничего лишнего, чего не рекомендует производитель.
- Не герметичный топливопровод. В этом случае идет постоянный подсос воздуха в систему, повышающий коэффициент трения в плунжерных парах, что приводит к их быстрому износу.
Самые часто встречающиеся неисправности
- Неравномерная подача топлива. Причина скорее всего кроется в поврежденной плунжерной паре. Так же рекомендуется проверить клапаны топливного насоса, а также работу форсунок.
- Повышенный расход топлива. Причина банальна – повреждения топливопровода.
- Запаздывает впрыск. Проблема может скрываться в регулировочном болте толкателя или в поврежденном кулачковом вале.
Видео, подробно описывающее работу топливной систему двигателя Камаз 740.
Регулировка подачи топлива
Как снять ТНВД
- отсоединить тросики ручного управления рычагом остановки двигателя и рычагом управления регулятором,
- снимите тягу управления подачей топлива,
- отсоедините все трубопроводы подвода топлива к насосу, отводящий и дренажный трубопроводы и трубопровод от фильтра тонкой очистки топлива,
- отсоедините трубку для подвода масла к насосу и, масло отводящую трубку,
- выкрутите стяжной болт переднего фланца ведущей полумуфты и два болта ведомой полумуфты (для того, чтобы выкручивать болты было удобно нужно провернуть коленвал через люк картера сцепления),
- отсоедините топливопроводы факельных свечей,
- снимите топливопроводы высокого давления,
- отсоедините трубку, которая подводит воздух к рабочему цилиндру вспомогательного тормоза,
- открутите четыре болта, которые крепят ТНВД,
- снимите собственно сам насос.
Порядок разборки
- вывернуть винты крепления задней крышки регулятора частоты вращения и снять крышку в сборе с насосом низкого давления;
- снять автоматическую муфту опережения впрыска топлива, используя приспособление И-801.16.000. Сначала отвернуть гайку 2 (рис. а) крепления муфты. Для этого вставить отвертку 4 в паз гайки и, удерживая муфту 1 от вращения, ключом 3 отвернуть гайку. Затем, вворачивая в муфту съемник 5 (рис. б), снять муфту;
Рис.2 – Снятие муфты
- распломбировать и вывернуть винты крепления защитных кожухов секций ТНВД и снять кожуха;
- распломбировать и вывернуть болты крепления верхней крышки регулятора и снять крышку;
- вынуть ось рычага регулятора и снять рычаг регулятора с рычагом муфты грузов, муфтой, пружиной регулятора и рычагом пружины;
- снять стопорное кольцо и державку грузов в сборе;
- вывернуть пробки реек, вынуть втулки реек, затем сами рейки, предварительно расстопорив их;
- отвернуть гайки крепления секций ТНВД, снять стопорные шайбы штуцеров секций и вынуть секции ТНВД и толкатели плунжеров;
- расшплинтовать и отвернуть гайки и, используя съемник И-801.26.000, снять эксцентрик привода насоса низкого давления, ведущую шестерню регулятора и промежуточную шестерню;
- снять второй подшипник с оси промежуточной шестерни;
- выбить шпонки с носка и хвостовика кулачкового вала, снять крышку заднего подшипника, вынуть кулачковый вал в сборе с подшипниками и снять крышку переднего подшипника;
- используя съемник И-801.30.000, снять подшипники с кулачкового вала;
- секции ТНВД и топливоподкачивающий насос низкого давления разобрать в приспособлении И-801.20.000. Для выпрессовки нагнетательного клапана секции ТНВД использовать приспособление И-801.21.000.
Сборка и установка ТНВД после ремонта
Сборка ТНВД, как и положено, проводится в обратном порядке. Чтобы установить подшипники на кулачковый вал используется приспособление И-801.27.000. Свободный ход вала должен быть не больше 0,1 мм, делается это путем подбора регулировочных прокладок под крышку переднего подшипника кулачкового вала.
Установка ТНВД:
- проверните коленвал до его положения, которое соответствует началу впрыска топлива в первый цилиндра (фиксатор находится в зацеплении с маховиком), проверьте, чтобы метка I на заднем фланце ведущей полумуфты привода должна быть вверху;
- установите топливный насос на двигатель, совместив при этом метки II на корпусе насоса и муфте опережения впрыска топлива;
- затяните болты крепления насоса;
Рис.3 – Порядок затяжки болтов крепления, топливного насоса высокого давления
- не нарушая взаимного расположения меток, затяните верхний болт ведомой полумуфты привода, переставьте фиксатор в мелкий паз, проверните коленвал на один оборот и затяните второй болт ведомой полумуфты, затяните стяжной болт переднего фланца полумуфты;
- установите крышку люка картера сцепления;
- подсоедините трубопроводы высокого давления, маслоподводящую и маслоотводящую трубки, трубку подвода воздуха к пневмоцилиндру вспомогательного тормоза, трубопроводы низкого давления, тягу управления подачей топлива, тросики ручного управления рычагом останова и рычагом управления регулятором.
После установки ТНВД запустите двигатель и болтом отрегулировать минимальную частоту вращения холостого хода, которая не должна превышать 600 об/мин.
Ремонт топливной системы автомобиля камаз
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ТОПЛИВОМ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ – ЧАСТЬ 1
Система питания топливом обеспечивает очистку топлива и равномерное распределение его по цилиндрам двигателя строго дозированными порциями. На двигателях КамАЗ применена система питания топливом разделенного типа, состоящая из топливного насоса высокого давления, форсунок, фильтров грубой и тонкой очистки, топливоподкачивающего насоса низкого давления, топливопроводов низкого и высокого давлений, топливных баков, электромагнитного клапана и факельных свечей электрофакельного пускового устройства.
Принципиальная схема системы питания показана на рис. 35. Топливо из бака 1 через фильтр грубой очистки 2 засасывается топливоподкачивающим насосом и через фильтр тонкой очистки 17 по топливопроводам низкого давления 3, 9, 15, 21 подается к топливному насосу высокого давления; согласно порядку работы цилиндров двигателя насос распределяет топливо по трубопроводам 6 высокого давления к форсункам 5. Форсунки распыляют и впрыскивают топливо в камеры сгорания. Избыточное топливо, а вместе с ним и попавший в систему воздух через перепускной клапан топливного насоса высокого давления и клапан-жиклер фильтра тонкой очистки по дренажным топливо-проводам 16 и 18 отводятся в топливный бак. Топливо, просочившееся через зазор между корпусом распылителя и иглой, сливается в бак через сливные топливопроводы 4, 14, 20.
Рис. 35. Схема питания двигателя топливом: 1 – бак топливный; 2 – фильтр грубой очистки топлива; 3 – трубка топливная подводящая к насосу низкого давления; 4 – трубка топливная дренажная форсунок левых головок; 5 – форсунка; 6 -трубка топливная высокого давления; 7 – насос топливоподкачивающий низкого давления; 8 – насос топливоподкачивающий ручной; 9 – трубка топливная отводящая насоса низкого давления; 10 – насос топливный высокого давления; 11 – клапан электромагнитный; 12-трубка топливная к электромагнитному клапану; 13 – свеча факельная; 14 – трубка топливная дренажная форсунок правых головок; 15 – трубка топливная подводящая ТНВД; 16 – трубка топливная отводящая ТНВД; 17 – фильтр тонкой очистки топлива; 18 – трубка топливная фильтра тонкой очистки топлива; 19 – тройник крепления топливных трубок; 20 – трубка топливная сливная; 21 – топливопровод к фильтру грубой очистки; 22 – труба приемная с фильтром
Фильтр грубой очистки (отстойник) (рис. 36) предварительно очищает топливо, поступающее в топливоподкачивающий насос низкого давления. Он установлен на всасывающей магистрали системы питания с левой стороны автомобиля на раме.
Стакан 2 соединен с корпусом 10 четырьмя болтами 7 и уплотнен кольцом 9. Снизу в бобышку колпака ввернута сливная пробка 1. Топливо, поступающее из топливного бака через подводящий штуцер, стекает в стаканы. Крупные частицы и вода собираются в нижней части стакана. Из верхней части через фильтрующую сетку 4 по отводящему штуцеру и топливопроводам топливо подается к топливоподкачивающему насосу.
Фильтр тонкой очистки (рис. 37), окончательно очищающий топливо перед поступлением в топливный насос высокого давления, установлен в самой высокой точке системы питания для сбора и удаления в бак проникшего в систему питания воздуха вместе с частью топлива через клапан-жиклер, установленный в корпусе 1. Начало сдвига клапана-жиклера 4 (рис. 38) происходит при давле-
нии в полости 24,5. 44,1 кПа (0,25. 0,45 кгс/см2), а начало перепуска топлива из полости А в полость В — при давлении в полости А 196,2. 235,3 кПа (2,0. 2,4 кгс/см2). Регулируется клапан подбором регулировочных шайб 1 внутри пробки клапана.
Топливопроводы подразделяются на топливопроводы низкого 392. 1961 кПа (4. 20 кгс/см2) и высокого более 19614 кПа (200 кгс/см2) давления. Топливопроводы высокого давления изготовлены из стальных трубок, концы которых выполнены конусообразными, прижаты накидными гайками через шайбы к конусным гнездам штуцеров топливного насоса и форсунок. Во избежание поломок от вибрации топливопроводы закреплены скобками и кронштейнами.
Насос топливный высокого давления предназначен для подачи в цилиндры двигателя в определенные моменты времени строго дозированных порций топлива под высоким давлением. В корпусе 1 (рис. 39) установлены восемь секций, каждая состоит из корпуса 17, втулки 16 плунжера 11, поворотной втулки 10, нагнетательного клапана 19, прижатого через уплотнительную прокладку 18 к втулке плунжера
штуцером 20. Плунжер совершает возвратно-поступательное движение под действием кулачка вала 44 и пружины 8. Толкатель от проворачивания в корпусе зафиксирован сухарем 6. Кулачковый вал вращается в роликоподшипниках 42, установленных в крышках и прикрепленных к корпусу насоса. Осевой зазор кулачкового вала регулируется прокладками 48. Величина зазора должна быть не более 0,1 mm.
Для увеличения подачи топлива плунжер 11 поворачивают втулкой 10, соединенной через ось поводка с рейкой 15 насоса. Рейка перемещается в направляющих втулках 57. Выступающий ее конец закрыт пробкой 54. С противоположной стороны насоса находится винт, регулирующий подачу топлива всеми секциями насоса. Этот винт закрыт пробкой и запломбирован.
Топливо к насосу подводится через специальный штуцер, к которому болтом крепится трубка низкого давления. Далее по каналам в корпусе оно поступает к впускным отверстиям втулок 16 плунжеров.
Рис. 40. Регулятор частоты вращения: 1 – крышка задняя; 2 – гайка; 3 – шайба; 4 – подшипник; 5 -прокладка регулировочная; 6-шестерня промежуточная; 7 – прокладка задней крышки регулятора; 8 – кольцо стопорное; 9 – державка грузов; 10 – ось груза; 11 -подшипник упорный; 12-муфта; 13-груз; 14-палец; 15-корректор; 16-пружина возвратная рычага останова; 17-болт; 18-втулка; 19-кольцо; 20-рычаг пружины регулятора; 21-шестерня ведущая; 22-сухарь ведущей шестерни; 23-фланец ведущей шестерни; 24 – болт регулировочный подачи топлива; 25- рычаг стартовой пружины; 26 -пружина регулятора: 27 – рейка; 28 – пружина стартовая; 29 – штифт; 30 – рычаг реек; 31 – рычаг регулятора; 32 -рычаг муфты грузов; 33 – ось рычагов регулятора; 34 – болт крепления верхней крышки
Характеристика топливной аппаратуры
Ремонт автомобилей КАМАЗ
Разборка ТНВД КАМАЗ, руководство
Топливный насос высокого давления КАМАЗ, запчасти, детали (рис. 6.1):
1 — крышка подшипника; 2 — подшипник; 3,8, 23,71, 75 — шайбы; 4 — вал кулачковый; 5 — рейка правая в сборе; 6 — палец крепления насоса; 7 — пробка корпуса; 9 — корпус ТНВД; 10 — ось рычага реек; 11 — винт стопорный; 12 — шплинт-проволока; 13, 16 — винты крепления кожуха; 14 — пломба; 15 — кожух защитный; 17 — заглушка штуцера транспортная; 18 — рычаг реек в сборе; 19 — шплинт разводной; 20 — шайба оси; 21 — ввертыш корпуса насоса; 22 — пробка (транспортная); 24 — втулка рейки; 25, 38, 41, 56, 58 — кольца уплотнительные; 26 — пробка рейки; 27 — заглушка клапана (транспортная); 28 — корпус клапана; 29 — направляющая клапана; 30 — пружина клапана; 31 — прокладка; 32 — пробка клапана в сборе; 33 — муфта опережения впрыска топлива в сборе; 34, 74 — шайбы пружинные; 35 — гайка колпачковая; 36, 50 — шайбы регулировочные; 37 — шарик; 39 — прокладка регулировочная; 40 — шпонка; 42 — пробка топливного клапана; 43 — жиклер; 44 — штифт установочный; 45 — крышка подшипника; 46 — винт крепления крышки; 47 — манжета в сборе; 48 — штуцер ТНВД; 49 — упор пружины; 51 — пружина нагнетательного клапана; 52 — прокладка клапана; 53 — клапан нагнетательный; 54 — корпус нагнетательного клапана; 55 — втулка плунжера; 57 — корпус секции с фланцем в сборе; 59 — втулка поворотная с осью в сборе; 60 — кольцо стопорное; 61 — плунжер; 62 — тарелка пружины толкателя; 63 — толкатель плунжера; 64 — пята толкателя; 65 — ролик толкателя; 66 — втулка ролика; 67 — сухарь; 68 — ось ролика; 69 — штифт от ролика; 70 — пружина толкателя; 72 — гайка; 73 — шайба стопорная штуцера; 76 — шпилька; 77 — рейка левая в сборе
Отвернув винты 13 и 16, снимают защитные кожухи 15. Отвернув гайки с пружинными шайбами, снимают топливоподкачивающий насос. Расшплинтовав и отвернув болты с пружинными шайбами крепления крышки регулятора частоты вращения, снимают крышку 18 (рис. 6.2) в сборе с рычагами и прокладку 19.
Регулятор частоты вращения КАМАЗ, запчасти, детали (рис. 6.2):
1, 5 — винты; 2 — крышка задняя; 3 — пробка резьбовая; 4 — прокладки; 6, 16 — шайбы пружинные; 7, 17 — шайбы плоские; 8 — ввертыш; 9 — фильтр в сборе; 10, 19 — прокладки; 11 — прокладка задней крышки регулятора; 12 — подшипник державки грузов; 13, 44, 45 — шайбы; 14 — державка грузов в сборе; 15, 22 — болты; 18 — крышка верхняя в сборе; 20 — пломба; 21 — шплинт-проволока; 23 — рычаг; 24 — рычаг стартовой пружины в сборе; 25 — шайба рычага; 26 — ось рычага; 27 — пружина регулятора; 28 — пружина рычага реек; 29 — штифт; 30, 37, 46, 55 — гайки; 31 — муфта грузов в сборе; 32 — рычаги с корректорами в сборе; 33 — втулка дистанционная; 34 — шайба оси; 35 — ось рычагов; 36 — болт регулировочный; 38 — кольцо пружинное упорное; 39 — шплинт разводной; 40 — ось промежуточной шестерни; 41 — подшипник; 42 — кольцо; 43, 48 — шестерни; 47 — втулка упорная; 49 — вставка; 50 — сухарь; 51 — шпонка; 52 — фланец; 53 — эксцентрик топливоподкачивающего насоса; 54 — шайба стопорная
Заднюю крышку 2 регулятора снимают вместе с прокладкой 11, предварительно отвернув винты 1 и 5 с шайбами 6 и 7. Затем снимают трубку 1 подвода смазки (рис 6.3) к державке грузов, ось 26 (см. рис. 6.2) рычагов регулятора, рычаг 23 пружины регулятора, пружину 27, рычаг 32 муфты грузов, шайбу 34 оси рычагов и дистанционную втулку 33.
Регулятор частоты вращения КАМАЗ, запчасти, детали (рис. 6.3):
1 — трубка подвода смазки; 2, 8 — подшипники; 3 — державка грузов; 4 — ось грузов; 5 — втулка груза; 6 — груз; 7 — кольцо стопорное; 9 — муфта; 10 — пята упорная; 11, 14 — пальцы; 12 — рычаг рейки; 13 — штифт; 15, 20, 28 — шплинты разводные; 16 — рычаг муфты грузов; 17 — палец рычага муфты; 18 — втулка рычага; 19, 35 — гайки; 21, 29 — пружины; 22 — гайка корректора; 23 — толкатель корректора; 24, 25 — шайбы стопорные; 26 — шток корректора; 27 — корректор подачи топлива; 30 — корпус пружины; 31 — гайка корпуса; 32 — гайка корректора; 33 — шайба; 34 — болт регулировочный; 36 — рычаг; 37 — ось ролика груза
Из развала корпуса вынимают муфту 31 грузов, снимают с нее стопорное кольцо 7 (см. рис. 6.3) и подшипник 8, после чего выпрессовывают палец 14, втулку 18 рычагов регулятора и снимают упорную пяту 10. Расшплинтовав гайку 32 корректора подачи топлива, откручивают ее, снимают шайбу 33, откручивают гайку 31 корпуса корректора и корпус 30 пружины корректора. Из рычага 36 регулятора вынимают, пружину 29 корректора и корректор 27 подачи топлива.
Отвернув гайку 37 (см. рис. 6.2) регулировочного болта 36, выкручивают регулировочный болт. Сняв стопорное кольцо 38, извлекают державку 14 грузов в сборе, спрессовывают с нее подшипник 12, снимают прокладки 13, выпрессовывают оси 4 (см. рис. 6.3) грузов, втулки 5 грузов, оси 37 роликов, снимают ролики и грузы 6.
Расшплинтовав гайку 46 (см. рис. 6.2) оси промежуточной шестерни, откручивают ее, снимают шайбу 45, выпрессовывают два подшипника 41, снимают стопорное кольцо 42 и распорную шайбу 44. Подшипники выпрессовывают поочередно наружу легкими ударами по внутреннему кольцу.
Расстопорив и отвернув гайку 55 крепления ведущей шестерни регулятора, снимают стопорную шайбу 54, спрессовывают эксцентрик 53 привода топливоподкачивающего насоса, фланец 52 ведущей шестерни, шестерню 48, снимают с кулачкового вала упорную втулку 47.
Вывернув пробку 26 (см. рис. 6.1), снимают уплотнительное кольцо 25, затем, отвернув стопорные винты 11 крепления втулки рейки с задней стороны корпуса, снимают четыре втулки 24 реек, отсоединяют фиксаторы реек и снимают рейки 5 и 77. С оси 26 рычага (см. рис. 6.2) снимают шайбу 25, предварительно расшплинтовав и сняв рычаг 18 (см. рис. 6.1) реек в сборе с рычагом 24 (см. рис. 6.2) стартовой пружины и пружиной 28, после чего, отвернув гайки 72 (см. рис. 6.1) с пружинными 74, плоскими 75 и стопорными 73 шайбами, снимают восемь секций насоса в сборе, пяту 64 толкателя, толкатель 63, направляющие и установочный штифт 44.
Сняв сухарь 67, выпрессовывают штифты из оси толкателя, снимают ось 68 ролика, втулку 66 ролика и сам ролик 65.
Сальник выпрессовывают из обоймы подшипника с передней стороны, предварительно сняв переднюю и заднюю крышки подшипников, затем снимают четыре регулировочные прокладки 39 и уплотнительное кольцо 38. Наружные кольца подшипников выпрессовывают из крышек подшипников. С помощью съемника из корпуса вынимают кулачковый вал 4, снимают подшипники 2 и шайбы 3.
Вывернув пробку 32 перепускного клапана, снимают прокладку 31, регулировочные шайбы 36, направляющую 29 клапана, шарик 37 и пружину 30, после чего, отвернув корпус 28 клапана, снимают транспортную загрушку 27, резьбовую втулку и уплотнительное кольцо.
Снятые секции ТНВД поочередно устанавливают в тиски, откручивают штуцер 48 высокого давления, снимают упор 49 пружины с пружиной 51, регулировочные шайбы 50, нагнетательный клапан 53 с уплотнительной прокладкой и корпус 54 нагнетательного клапана. Далее снимают тарелку 62 пружины толкателя, пружину 70 и шайбу 71, после чего вынимают плунжер 61, снимают уплотнительные кольца 56 с корпуса плунжера и поворотную втулку 59 плунжера.
Отвернув пробку ввертыша и ввертыш 8 (см. рис. 6.2) крышки регулятора задней, снимают прокладку 10 и фильтр 9. Затем откручивают резьбовую пробку 3 и снимают прокладку 4. Вывернув шпильки крепления топливоподкачивающего насоса, выпрессовывают транспортную заглушку.
Отвернув болты 10 (рис. 6.4) крышки регулятора с рычагами, снимают рычаги 7 и вал 13 рычага управления регулятором вместе с уплотнительным кольцом 6, затем выпрессовывают втулку 5 рычага управления, рычаг 14 включения подачи и снимают возвратную пружину 1. Отвернув на один — два оборота гайки 11 регулировочных болтов 12, выкручивают регулировочные болты 12 и свинчивают с них гайки, после чего, отвернув маслозаливную пробку 4, снимают прокладку 3 пробки.
Крышка регулятора частоты вращения КАМАЗ, запчасти, детали (рис. 6.4):
1 – пружина; 2 – крышка верхняя; 3 – прокладка; 4 – пробка; 5 – втулка; 6 – кольцо уплотнительное; 7 – рычаг управления регулятором; 8 – шайба плоская; 9 – шайба пружинная; 10, 12 – болты; 11 – гайка; 13 – вал; 14 – рычагвыключения подачи
Установив топливоподкачивающий насос в тиски, откручивают транспортные пробки, пробку 21 пружины (рис. 6.5), снимают прокладку 20, пружину 19 поршня, поршень 18 топливного насоса. Отвернув корпус 40 клапана, снимают прокладку 39, пружину 38 клапана, регулировочную шайбу, седло 36 клапана и клапан 37.
Топливный насос низкого давления КАМАЗ, запчасти, детали (рис. 6.5):
1, 13 — гайки; 2 — шайба стопорная; 3 — эксцентрик; 4 — ролик толкателя; 5 — ось ролика; 6 — толкатель; 7 — винт стопорный; 8 —- топор винта; 9 — прокладка; 10 — шпилька корпуса; 11 — пружина толкателя; 12 — шайба пружинная; 14, 20, 28 — прокладки; 15 — ТННД в сборе; 16 — шток толкателя; 17 — втулка; 18, 26 — поршни; 19 — пружина поршня; 21 — пробка пружины; 22 — рукоятка с тарелкой; 23 — цилиндр; 24 — шток; 25 — штифт; 27 — кольцо уплотнительное; 29 — корпус цилиндра; 30 — болт корпуса в сборе; 31, 39 — шайбы; 32 — пружина; 33, 37 — клапаны; 34, 36 — седла клапана; 35 — корпус насоса; 38 — пружина клапана; 40 — корпус клапана
Далее, отвернув болт 30 крепления корпуса цилиндра, снимают клапан 33, пружину 32, шайбы 31 и цилиндр 23 ручного насоса в сборе. С цилиндра 23 свинчивают корпус 29 цилиндра, снимают прокладку 28 поршня насоса, поршень 26 ручного насоса и рукоятку 22 ручного насоса в сборе со штоком 24. С поршня 26 снимают уплотнительное кольцо 27, после чего снимают втулку 17 штока и шток 16 толкателя. Установив толкатель насоса в тиски, выпрессовывают ось 5 ролика из толкателя и снимают ролик 4.
Детали топливного насоса промывают моющим раствором, обдувают сжатым воздухом и дефектуют.
Система питания двигателя КамАЗ топливом
Система питания топливом обеспечивает очистку топлива и равномерное распределение его по цилиндрам двигателя строго дозированными порциями.
На двигателях применена система питания топливом разделенного типа, состоящая из топливного насоса высокого давления, форсунок, фильтров грубой и тонкой очистки, топливоподкачивающего насоса низкого давления, топливопроводов высокого и низкого давления, топливных баков, электромагнитного клапана и штифтовых свечей электрофакельного пускового устройства.
Принципиальная схема системы питания показана на рис. 1. Топливо из бака 4 через фильтр 3 грубой очистки засасывается топливоподкачивающим насосом и через фильтр 6 тонкой очистки по топливопроводам низкого давления подеется к топливному насосу 1 высокого давления, который в соответствии с порядком работы цилиндров распределяет топливо по трубопроводам высокого давления к форсункам 2. Форсунки впрыскивают топливо в мелкораспыленном состоянии в камеры сгорания. Избыточное топливо, а вместе с ним и попавший в систему воздух через перепускной клапан топливного насоса высокого давления и клапан-жиклер фильтра тонкой очистки по дренажным трубопроводам отводятся в топливный бак. Топливо, просочившееся через зазор между корпусом распылителя и иглой, сливается в бак через сливные трубопроводы.
Фильтр грубой очистки (отстойник) предварительно очищает топливо, поступающее в топливоподкачивающий насос низкого давления. Он установлен на всасывающей магистрали системы питания с левой стороны автомобили на раме.
Фильтр тонкой очистки, окончательно очищающий топливо перед поступлением в топливный насос высокого давления, установлен в самой высокой точке системы питания. С помощью фильтра воздух, проникший в систему питания вместе с частью топлива через клапан-жиклер удаляется в бак.
Топливопроводы подразделяются на топливопроводы низкого давления, т. е, 390-1960 кПа (4-20 кгс/см 2 ), и высокого – более 19 600 кПа (200 кгс/см 2 ). Топливопроводы высокого давления изготовлены из стальных трубок, концы которых выполнены конусными и прижаты накидными гайками через шайбы к конусным гнездам штуцеров топливного насоса и форсунок. Во избежание поломок от вибрации топливопроводы закреплены скобами.
Топливный насос высокого давления (ТНВД), предназначенный для подачи в цилиндры двигателя в определенные моменты времени строго дозированных порций топлива под высоким давлением, восьмиплунжерный с V-образным расположением секций. Смазывание насоса циркуляционное, пульсирующее под давлением от общей смазочной системы двигателя.
В развале корпуса топливного насоса высокого давления установлен всережимный регулятор частоты вращения, который изменяет количество топлива, подаваемого в цилиндр, в зависимости от нагрузки, поддерживая заданную частоту вращения коленчатого вала.
На задней крышке регулятора размещен топливный насос низкого давления поршневого типа, обеспечивающий подачу топлива к топливному насосу высокого давления во время работы двигателя. Насос низкого давления приводится в действие кулачковым валом топливного насоса высокого давления. На конической поверхности переднего конца кулачкового вала топливного насоса закреплена автоматическая муфта опережения впрыска топлива, которая предназначена для изменения момента начала подачи топлива в цилиндры двигателя в зависимости от частоты вращения коленчатого вала.
Ручной топливоподкачивающий насос, который установлен на топливном насосе низкого давления и предназначен для заполнения системы топливом и удаления из нее воздуха перед пуском двигателя.
Фильтр грубой очистки топлива: 1 – пробка сливная; 2 – стакан; 3 – успокоитель; 4 – сетка фильтрующая; 5 – отражатель; 6 – распределитель; 7 – болт: 8 -фланец; 9 – кольцо уплотнительное; 10 – корпус
Фильтр тонкой очистки топлива: 1 – корпус; 2 -болт; 3 – шайба уплотнительная; 4 – пробка; 5, 6 -прокладки уплотнительные; 7 – элемент фильтрующий; 8 – колпак; 9 – пружина фильтрующего элемента; 10 – пробка сливная; 11 – стержень
Топливный насос высокого давления: 1 – корпус; 2, 32 – ролики толкателей; 3, 31 – оси роликов; 4 -втулка ролика; 5 – пята толкателя; 6 – сухарь; 7 – тарелка пружины толкателя; 8 – пружина толкателя: 9,34,43,45, 51 – шайбы; 10 – втулка поворотная; 11 – плунжер; 12, 13, 46, 55 – кольца уплотнительные; 14 – штифт установочный; 15 – рейка; 16 – втулка плунжера; 17 – корпус секции; 18 – прокладка нагнетательного клапана; 19 -клапан нагнетательный; 20 – штуцер; 21 – фланец корпуса секции; 22 – насос ручной топливоподкачива-ющий; 23 – пробка пружины; 24, 48 – прокладки; 25 -корпус насоса низкого давления; 26 – насос топливоподкачивающий низкого давления; 27 – втулка штока; 28 – пружина толкателя; 29 – толкатель; 30 – винт стопорный; 33, 52 – гайки; 35 – эксцентрик привода насоса низкого давления; 36, 50 – шпонки; 37 – фланец ведущей шестерни регулятора; 38 – сухарь ведущей шестерни регулятора; 39 – шестерня ведущая регулятора; 40 – втулка упорная; 41, 49 – крышки подшипника; 42 – подшипник; 44 – вал кулачковый; 47 – манжета с пружиной в сборе; 53 – муфта опережения впрыскивания топлива; 54 – пробка рейки; 56 – клапан перепускной; 57 – втулка рейки; 58 – ось рычага реек; 59 -прокладки регулировочные
Клапан-жиклер фильтра тонкой очистки топлива:
1 – шайба регулировочная; 2 – пробка клапана; 3-пружина; 4 – клапан-жиклер
Топливные баки на автомобилях имеют вместимость 170 и 250 л. Герметичная крышка наливной горловины бака снабжена выдвижной трубкой с сетчатым фильтром. Кран слива отстоя расположен в нижней части корпуса бака. Уровень топлива контролируется по указателю, расположенному на щитке приборов, сигналы к которому поступают от реостатного датчика, установленного в топливном баке.
Привод управления подачей топлива (рис. 2) механический и состоит из педали, тяг, рычагов, поперечных валиков, предусмотрен также ручной привод постоянной подачи топлива и останова двигателя. Педаль 1 подачи топлива связана с рычагом 14 управления регулятором топливного насоса высокого давления, расположенным на крышке регулятора частоты вращения.
Рукоятки ручного привода установлены на уплотнителе рычага коробки передач: левая 16 – для включения постоянной подачи топлива – связана гибким тросом в защитной оболочке с рычагом управления регулятором, правая 17 – для останова двигателя – соединена тросом с рычагом останова, расположенным на крышке регулятора частоты вращения.
Техническое обслуживание и ремонт ТНВД КамАЗ – 5320
Техническое обслуживание ТНВД включает в себя:
Проверку и обслуживание ТПН (Топливоподкачивающий насос)
Проверку перепускного клапана
Проверка и регулировка цикловых подач топлива секциями ТНВД
Удаление воздуха из топливной системы.
Проверку патрубков, топливопроводов.
Осмотровые и регулировочные работы.
Разборку ТНВД необходимо проводить в следующем порядке:
– вывернуть винты крепления задней крышки регулятора частоты вращения и снять крышку в сборе с насосом низкого давления;
– снять автоматическую муфту опережения впрыска топлива, используя приспособление И-801.16.000. Сначала отвернуть гайку крепления муфты. Для этого вставить отвертку в паз гайки и, удерживая муфту от вращения, ключом отвернуть гайку. Затем, вворачивая в муфту съемник, снять муфту;
Рисунок 9 – Использование приспособления И-801.16.000: а – для отворачивания гайки крепления муфты, опережения впрыска топлива; б – для снятия муфты
– распломбировать и вывернуть винты крепления защитных кожухов секций ТНВД и снять кожуха;
– распломбировать и вывернуть болты крепления верхней крышки регулятора и снять крышку;
– вынуть ось рычага регулятора и снять рычаг регулятора с рычагом муфты грузов, муфтой, пружиной регулятора и рычагом пружины;
– снять стопорное кольцо и державку грузов в сборе;
– вывернуть пробки реек, вынуть втулки реек, затем сами рейки, предварительно расстопорив их;
– отвернуть гайки крепления секций ТНВД, снять стопорные шайбы штуцеров секций и вынуть секции ТНВД и толкатели плунжеров;
– расшплинтовать и отвернуть гайки и, используя съемник И-801.26.000, снять эксцентрик привода насоса низкого давления, ведущую шестерню регулятора и промежуточную шестерню;
– снять второй подшипник с оси промежуточной шестерни;
– выбить шпонки с носка и хвостовика кулачкового вала, снять крышку заднего подшипника, вынуть кулачковый вал в сборе с подшипниками и снять крышку переднего подшипника;
– используя съемник И-801.30.000, снять подшипники с кулачкового вала;
– секции ТНВД и топливоподкачивающий насос низкого давления разобрать в приспособлении И-801.20.000. Для выпрессовки нагнетательного клапана секции ТНВД использовать приспособление И-801.21.000 [ 14 ].
Основные неисправности ТНВД и способы их устранения
Топливную аппаратуру необходимо ремонтировать только в специальных мастерских. При разборке и сборке нужно помнить, что плунжерные пары секций ТНВД поршень и корпус насоса низкого давления, шток и втулка насоса низкого давления, поршень и цилиндр ручного топливоподкачивающего насоса представляют собой точно подобранные пары и раскомплектованию не подлежат.
Основные дефекты деталей ТНВД и способы устранения:
– корпус топливного насоса высокого давления изготавливают из сплава алюминия АЛ9, обломы и трещины, захватывающие отверстия под штуцера и подшипники и находящиеся в труднодоступных местах, являются выбраковочными признаками; все остальные трещины и обломы устраняют наплавкой или заваркой в среде аргона; износ отверстия под толкатели плунжеров устраняют обработкой под ремонтный размер, при размере этого отверстия более допустимого корпус бракуют, износ отверстия по подшипники державки грузиков устраняют гальваническим натиранием или постановкой ДРД, износ отверстия под ось промежуточной шестерни, под ось рычага реек и под ось рычага пружины устраняют постановкой ДРД с последующим развертыванием до размеров рабочего чертежа;
Детали плунжерной пары изготавливают из стали 25Х5МА [ 12 ].
– такой дефект, как заедание плунжера во втулке, является выбраковочным признаком; заедание отсутствует, если плунжер будет свободно опускаться в разных положениях по углу поворота во втулке при установке пары под углом 45 градусов; износ рабочих поверхностей плунжерной пары, как и следы коррозии на торцовой поверхности втулки, что ведет к потере герметичности, устраняют перекомплектовкой; для этого сам плунжер и его втулку притирают и доводят до шероховатости 0,1 мкм при допустимой овальности 0,2 мкм и конусности 0,4 мкм; затем плунжеры разбивают на размерные группы (интервал 4 мкм) и подбирают по соответствующим втулкам; далее плунжер и втулку притирают, промывают в бензине и больше не обезличивают;
– к дефектам втулки плунжера относят скалывание и выкрашивание металла у отверстий, задиры, царапины, износ рабочей поверхности, увеличение диаметра впускного и отсечного окон, трещин и ослабление в местах посадки (скалывание, выкрашивание металла и трещины являются неисправимыми дефектами). Износ рабочей поверхности втулки плунжера измерить с точностью до 0,001 мм, овальность, конусообразность и увеличение отверстия втулки – микрометрическим или индикаторным прибором для измерения внутренних поверхностей с ценой деления до 0,001 мм и конусными калибрами;
– к дефектам плунжера относят выкрашивание металла на кромках винтового паза, износ кромок паза, задиры и царапины на рабочей поверхности, износ рабочей поверхности и трещины. Искажение геометрии плунжера выявить миниметром с точностью до 0,001 мм при установке его стрелки на нуль по исходному образцу или калибром в виде конусной втулки;
– величину зазора в плунжерной паре проверить на опрессовочном стенде с падающим грузом. Перед испытанием детали пары тщательно промыть в профильтрованном дизельном топливе. Плунжерную пару установить в гнездо стенда, плунжер – в положение максимальной подачи. Надплунжерное пространство заполнить профильтрованным дизельным топливом. Установить на торец втулки уплотнительную пластину, зажав ее винтом, затем отпустить защелку груза. Под действием его через зазор в паре постепенно начинает выдавливаться топливо, и чем больше зазор, тем быстрее. Величина нагрузки на плунжер должна соответствовать величине давления топлива 195-205 кгс/см 2 . Полное поднятие плунжера до момента отсечки под действием нагрузки, сопровождаемое выжиманием топлива через зазоры между втулкой и плунжером, должно происходить не менее чем за 20 с. Если время поднятия плунжера до отсечки превышает 40 с, то установить смоченную профильтрованным дизельным топливом плунжерную пару в вертикальное положение на торец втулки, предварительно подложив лист чистой бумаги. После пятиминутной выдержки при поднятии пары за хвостовик плунжера втулка должна опускаться с плунжера под действием собственной массы;
– толкатель плунжера установлен в отверстие корпуса насоса с номинальным зазором 0,025-0,077 мм. Предельно допустимый зазор при эксплуатации 0,20 мм. Замерить наружный диаметр толкателя плунжера микрометром или скобой размером 30,91;
– в узле ролик толкателя – втулка ролика – ось ролика основным дефектом является износ сопрягаемых поверхностей. Номинальный суммарный зазор 0,029-0,095 мм, предельно допустимый 0,30 мм (замерить индикаторной головкой). Если износ превышает указанный предел, толкатель разобрать и отремонтировать; при этом замеры производятся раздельно.
Предельно допустимый зазор в соединении ось ролика – втулка ролика при износе поверхностей – 0,12 мм, в соединении втулка ролика – ролик толкателя – 0,18 мм. Наружные поверхности деталей замерить микрометром, внутренние – нутрометром с индикатором.
При повторной сборке толкателя сохранить величину исходного натяга (0,005-0,031 мм) в соединении ось ролика толкателя – толкатель плунжера по отверстию, в которое запрессовывается ось ролика.
Величину исходного натяга обеспечить подбором оси ролика по отверстию в корпусе толкателя из разных комплектов. Предельно допустимый наружный диаметр ролика толкателя – 19,90 мм при номинальном диаметре 19,955-20,000 мм;
– на поверхности кулачкового вала не допускаются выкрашивание металла, задиры, срывы резьб, следы коррозии. Предельно допустимая высота профиля кулачка должна быть не менее 41,7 мм при номинальной высоте 41,95-42,05 мм. Замеры производить скобой 41,7;
– диаметр шейки под внутренние кольца подшипников должен быть не менее 20 мм при номинальном диаметре 20,002-20,017 мм, натяг по уплотняющей кромке манжеты – не менее 0,50 мм;
Нагнетательный клапан в сборе с седлом изготавливают из стали ШХ -15.
– основные дефекты нагнетательного клапана: риски, задиры, следы износа и коррозия на конусных поверхностях, на направляющей поверхности и на торце седла, на разгрузочном пояске клапана устраняют притиркой на плите притирочными пастами; при этом седло клапана крепят в цанговой державке за резьбовую поверхность; шероховатость торцовой поверхности седла должна составлять Ra 0,16 мкм, а направляющего отверстия и уплотняющего конуса Ra 0,08 мкм; после подбора и притирки клапанную пару не обезличивают; отсутствие заедания клапана в седле определяется его свободным перемещением под действием собственного веса в разных положениях по углу поворота после выдвижения клапана из седла на 1/3 длинны;
– на поверхности нагнетательного клапана не допускаются трещины, вмятины, следы коррозии. Износ клапана проявляется в потере герметичности по уплотняющему конусу и в заедании клапана в седле. Для обнаружения дефектов используйте лупу десятикратного увеличения. При потере герметичности притрите совместно седло и клапан по конусу пастой с размером зерна не более 3 мкм, при заедании клапана в седле детали промыть дизельным топливом. Если заедание не устраняется, пару заменить;
– предельно допустимый зазор в сопряжении палец рычага реек – паз рейки составляет 0,18 мм при номинальном зазоре 0,025-0,077 мм, предельно допустимый зазор в сопряжении ось поводка поворотной втулки – паз рейки топливного насоса равен 0,3 мм при номинальном зазоре 0,117-0,183 мм. Для замера пазов применять нутро-метр.
Основные дефекты деталей регулятора частоты вращения и способы их устранения:
– заменить верхнюю и заднюю крышки регулятора при наличии на них трещин. Если засорен сетчатый масляный фильтр, в задней крышке регулятора продуть сетку сжатым воздухом. Если фильтр имеет дефекты, заменить его. Эксплуатационный расход масла через фильтр должен быть не менее 1,6 л/ч при давлении 1-3 кгс/см 2 ;
– для определения пригодности к дальнейшей эксплуатации державку грузов регулятора в сборе с грузами осмотреть и измерить без разборки, так как при выпрессовке детали могут быть повреждены и может нарушиться спаренность грузов, которые подобраны с разницей статического момента не более 2 кг/см 2 .
Частичную или полную разборку узла производить только при износе, превышающем допустимый, или при разрушении деталей.
Зазор между рычагом пружины регулятора и осью рычага, запрессованной в корпус насоса, не должен превышать 0,3 мм. Увеличение длины пружины регулятора допускается в процессе эксплуатации до 59,5 мм при номинальной длине 57-58 мм.
Основные дефекты деталей насоса низкого давления и ручного топливоподкачивающего насоса и способы их устранения:
– насос низкого давления и ручной насос заменить при наличии трещин на корпусе, изломов, механических повреждений, коррозии, ведущей к потере подвижности сопрягаемых деталей;
– особое внимание обратить на состояние узла шток-втулка насоса низкого давления, так как от величины износа в сопряжении зависит количество перетекаемого топлива в полость кулачкового вала. Зазор в указанном сопряжении не должен превышать 0,012 м. Величину зазора проверить, не извлекая втулки из корпуса насоса, путем определения времени падения давления воздуха от 5 до 4 кгс/см 2 в аккумуляторе объемом 30 см 3 .
Рисунок 10 – Схема установки для испытания пары шток-втулка:
1 – корпус насоса; 2 – ограничитель перемещения штока; 3 – соединитель для подвода воздуха к корпусу насоса; 4 – воздушный аккумулятор; 5 – манометр; 6, 7, 8. 9 – краны; 10 – масловлагоотделитель; / – в атмосферу; // – из системы; /// – к насосу
техническое обслуживание ремонт камаз
Установить корпус насоса в приспособление, заполнить аккумулятор сжатым воздухом до давления не менее 5,5 кгс/см 2 , герметично отключить его от магистрали сжатого воздуха и замерить время, в течение которого произойдет падение давления в аккумуляторе от 5 до 4 кгс/см 2 . Полученное время сравнить с аналогичными показаниями плотности эталонной прецизионной пары, имеющей зазор в сопряжении 0,012 мм. Пару заменить или отремонтировать, если плотность у нее меньше эталонной.
Если узел шток – втулка заменяется, поверхность резьбы и торец в корпусе насоса низкого давления очистить от остатков клея. Новую втулку штока установить в корпус насоса на клее, составленном на основе эпоксидной смолы. Для обеспечения прочности и герметичности соединения клеем очищенные контактирующие поверхности корпуса насоса и втулки предварительно обезжирить. После затяжки втулки штока с моментом 1 кгс-м проверить легкость перемещения штока в ней. При необходимости уменьшить момент затяжки.
После сборки проверить производительность насоса на установке, которую собрать по схеме: топливный бак – фильтр грубой очистки топлива – вакуумметр – топливоподкачивающий насос – манометр – мерный резервуар. Элементы схемы соединить прозрачными трубопроводами с внутренним диаметром не менее 8 мм. Для создания разрежения на входе в насос и противодавления на выходе установить краны.
Проверку производить, на летнем дизельном топливе при его температуре 25 – 30 °С. В отсутствии воздуха в системе убедиться по чистоте струи топлива в прозрачных трубопроводах. Насос должен засасывать топливо из бака, установленного на 1 м ниже насоса. Производительность насоса должна быть не менее 2,5 л/мин при частоте вращения кулачкового вала 1290-1310 об/мин, разрежении у входного штуцера 170 мм. рт. ст. и противодавлении 0,6 – 0,8 кгс/см 2 . При полностью перекрытом выходном кране и частоте вращения кулачкового вала 1290-1310 об/мин насос должен создавать давление не менее 4 кгс/см 2 . При полностью перекрытом входном кране и указанной частоте вращения кулачкового вала минимальное разрежение, создаваемое насосом, должно быть равно 380 мм рт. ст. Ручной топливоподкачивающий насос проверить на стенде, собранном по схеме: топливный бак – фильтр грубой очистки – топливный насос. Насос должен подавать топливо из бака, установленного ниже ручного насоса на 1 м. Проверить насос на герметичность, подводя воздух под поршень при давлении 2-3 кгс/см 2 в течение 5-6 секунд с предварительным смачиванием подпоршневой полости дизельным топливом.
Сборку ТНВД необходимо проводить в обратном порядке. Для установки подшипников на кулачковый вал использовать приспособление И-801.27.000. Подбором регулировочных прокладок под крышкой переднего одшипника кулачкового вала необходимо обеспечить свободный ход вала не более 0,1 мм [ 4 ].
Организация рабочих мест и техника безопасности при выполнении работ по ремонту деталей ТНВД
Работы по восстановлению деталей ведутся на разных рабочих местах, в зависимости от способа восстановления, и каждое рабочее место должно быть организованно для проведения работ, которые выполняются на нем.
Восстановление деталей слесарно-механической обработкой может производиться и производится на специализированном рабочем месте, где производится ремонт узла или агрегата (в топливном цехе), при условии наличия на нем всего необходимого оборудования, а также квалифицированного рабочего [ 14 ].
Источники:
http://specmahina.ru/kamaz/tnvd.html
http://miniteh.com/articles/Informaciya/TNVD-Kamaz-ustroistvo-princip-raboty-i-remont
http://zinref.ru/avtomobili/Kamaz/002_00_avtomobili_Kamaz_rukovodstvo/017.htm
http://kamadocs.ru/razborka-tnvd-kamaz.html
http://kamaz.interdalnoboy.com/rukovodstvo-kamaz-sistema-pitaniya-dvigatelya-kamaz-toplivom.htm
http://studbooks.net/2450146/tehnika/tehnicheskoe_obsluzhivanie_remont_tnvd_kamaz_5320