1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Модельный ряд автомобилей марки Москвич

Москвич

Модельный ряд автомобилей «Moskvitch» (АЗЛК) – обзоры (с переченем технических характеристик, отзывами и фотографиями).

В 1930 году, на месте современного Волгоградского проспекта был построен завод по сборке автомобилей «Ford» («A» и «AA»), через три года он был переориентирован на производство аналогичных авто «ГАЗ», а в 1939 завод получает имя «КИМ» и приступает к разработке «народного» автомобиля «КИМ-10» … Начало ВОВ ломает эти планы и завод переориентирован на военную продукцию, но по окончании войны возвращается потребность в малолитражках – уже 1947 году из ворот «МЗМА» вышел первый серийный «Москвич-400» (по образу трофейного «Opel Kadett» образца 1938 года) … последующие 20 лет завод активно развивает модельную линейку и продвигается на европейских рынках … в 70-х годах на «АЗЛК» начинается «административная неразбериха» (много разработок, но мало толку) – падает качество продукции, новые модели выходят «сырыми» … с развалом СССР – умирает и «Москвич» … сегодня территория завода и, судя по всему, бренд «Москвич» принадлежат компании «Renault Россия».

Отечественная пятидверка среднего класса серийно выпускалась с 1986 по 2001 года, предварительно пережив модернизацию в 1997-м. Для своего времени автомобиль имел неплохой дизайн внешности и интерьера, а помимо заводских модификаций обладал множеством мелкосерийных исполнений.

Седан малого класса серийно производился с 1976 по 1988 года, после чего «ушел на покой». Этот заднеприводный автомобиль отличался достойной (для своего времени) внешностью, а комплектовался достаточно мощным бензиновым двигателем.

Этот автомобиль в трёхобъёмном кузове серийно выпускался на АЗЛК с 1967 по 1977 года, а на Ижевском автозаводе его сборка велась до 2001 года. За всю историю своего существования он комплектовался безальтернативным бензиновым двигателем.

Данная советская четырехдверка поступила в товарное производство в 1964 году, а покинула его в 1975 году. Для своего времени автомобиль отличался привлекательным дизайном, но его основным недостатком считался устаревший и маломощный двигатель.

В данной рубрике размещены обзоры автомобилей модельного ряда марки «Moskvitch» с фотографиями и отзывами их владельцев. Так же указаны основные технические параметры и характеристики всех рассматриваемых «Москвичей» и цены (на вторичном рынке России).

История автомобиля «Москвич»: основные вехи, модели

Статья об автомобиле «Москвич»: история бренда, характеристики моделей и их особенности. В конце статьи — видео об истории «Москвича».

Содержание статьи:

  • Прототип советской малолитражки
  • Модели и их характеристики
  • Видео об истории «Москвича»

Путь автомобильной марки «Москвич» стартовал 90 лет назад. Официально первые машины были созданы в конце 1946 года, но этому событию предшествовала долгая предыстория.

Прототип советской малолитражки

Весной 1929 года был заключён официальный договор с автокомпанией Ford. Согласно этому соглашению, с последнего квартала 1930 года и до 1934 года автозавод им. КИМ (Коммунистического Интернационала молодёжи) производил авто Ford, грузовики и легковые машины. Автомобилестроение в СССР не было сильно развито, и опыт по сборке машин по чертежам известной автомобильной компании посчитали полезным для изучения производственных технологий.

В первом квартале 1939 года автозавод, к тому времени переименованный в Московский автозавод имени КИМ, приступил к разработке собственного проекта малолитражного автомобиля. Но планам помешала война.

Подписанное в августе 1945 года Сталиным постановление содержало распоряжение «развернуть производство Opel Kadett K38 в его существующем виде». Таким образом, советская малолитражка стала практически полной копией немецкой модели авто.

До сих пор среди фанатов истории «Москвича» бытует две версии истории развития завода. Согласно первой версии, после войны из города Рюссельсхайм в Москву по репарации было вывезено практически всё заводское оборудование, конвейерные линии и технические документы с чертежами Opel Kadett K38.

Противники этой версии утверждают, что в распоряжение советских конструкторов поступило лишь несколько экземпляров самого автомобиля, и постройка завода, разработка необходимого оборудования и технической документации производились уже в Москве, нашими специалистами.

Эту версию описывает в своих мемуарах Александр Андронов, в те годы являвшийся главным конструктором МЗМА. По его воспоминаниям, оборудование для завода собиралось из трофейного, ленд-лизовского и собственного. В условиях послевоенной разрухи выпуск машин был налажен всего за два года.

Модели «Москвича» и их характеристики

Модели 400 и 401

Первая модель «Москвича» в кузове седан выпускалась девять лет – с 1946 по 1954 годы. В сущности, модель стала первым в истории Советского Союза легковым авто для индивидуального пользования.

В машине был установлен двигатель М-400 и трёхступенчатая механическая КПП. Розничная стоимость автомобиля составляла 8000 советских рублей (при средней зарплате тех времён в 600 рублей). За этот период завод выпустил со своего конвейера около 216 тыс. седанов.

Незначительные отличия между «Москвичом» и «Опелем» всё же были: «Москвич» вообще не был оснащён поворотниками, в то время как у «немца» имелись в наличии семафорные указатели.

Показательно, что в советском первенце МЗМА не было ни единой комплектующей с маркировкой «Опеля», — все они были промаркированы уже отечественными клеймами.

До нашего времени дожили некоторые авто первых моделей. Даже без реставрации можно оценить их качество — толстый прочный металл сохранился, несмотря на суровые зимы и реагенты на дорогах. Незначительно страдали лишь пороги, но при умелой реставрации это дело поправимое.

Существуют экземпляры, которые были на ходу вплоть до середины двухтысячных и имеют пробег в сотни тысяч километров.

Машина внутри не слишком комфортна, поскольку места в ней по нынешним меркам маловато. Но двигатель заводится легко, работает тихо, имеет отличную тягу. Мягкие рессоры подвески делают езду непривычной, слишком раскачивающейся из стороны в сторону.

Управлять автомобилем легко, а вот тормоза барабанного типа не имеют усилителя, и чтобы надавить их, придётся приложить существенные усилия.

Отличительной чертой работы завода являлась технология поэтапной модернизации. Серийные автомобили разных годов выпуска незначительно, но различаются между собой. Именно поэтому в модельном ряду «Москвичей» иногда сложно разобраться.

Конкретно в модели 400 за годы выпуска произошли следующие изменения:

  • 1951 год – перенос переключателя скорости под рулевую колонку;
  • 1954 год – замена двигателя на более мощный, в 26 л.с.

В этом изменённом виде авто стало именоваться «Москвич-401» и производилось практически до последнего квартала 1956 года.

Модель 402

Эта модель в 1956 году пришла на смену 400 и 401-м моделям. Авто сохранило от своих предшественников коробку передач, двигатель и редуктор моста. Интересным фактом является то, что кузов этой машины проектировщики создавали, что называется, «с нуля», не занимаясь прицельным копированием какого бы то ни было зарубежного аналога.

Новая модель «Москвича» получила дополнительный объём пространства внутри салона. Также автомобиль оснастили печкой, что оказалось очень актуальным для зимних реалий.

Даже в основную комплектацию автомобиля входил радиоприёмник, что было нетипично для других моделей той эпохи — электроника была дорогостоящей, и в основную комплектацию, как правило, не входила.

402-я модель имела более плавный ход без раскачиваний, характерных для своих предшественников. Мощность двигателя составляла всего лишь 35 л.с.

Позднее проектировщики внесли изменения в мотор, увеличив его объём до 1358 кубических сантиметров и «выжав» из агрегата 45 л.с. Авто с обновлённым двигателем получило маркировку 407.

Читать еще:  Белый дым из выхлопной трубы основные причины

Модель 407

Данная модель вошла в историю советского автопрома тем, что продавалась не только для внутреннего употребления, но и для реализации за рубежом. Более половины сходящих с конвейера 407-х моделей «Москвича» уходили за границу.

К сожалению, эта модель, приносившая государству столь необходимые валютные средства, «зарубила» выпуск полноприводных моделей 410 и 411. Полноприводные машины были нужны в сельской местности, но, увы, были с производства сняты, чтобы получить дополнительные мощности для идущего на экспорт «Москвича – 407».

Шестидесятые: модели 408 и 412

Эпоха освоения космоса оставила след и в автопроме — по всему миру модели автомобилей становились более обтекаемыми, с чертами самолётов и ракет. Достаточно вспомнить Кадиллаки с их большими «плавниками».

Новая модель «Москвича» не осталась в стороне от модных тенденций, обзаведясь «плавниками» сзади и «подобравшись» до обтекаемых обводов кузова.

408-я модель впервые была собрана в 1967 году. В первых автомобилях этой серии багажная двустворчатая дверь открывалась вниз и вверх. Через пять лет эту дверь заменили обычной, открывающейся только вверх.

В этом же году начался и выпуск модели 412, оснащённой двигателем, который был создан на базе М-10 BMW (к счастью или к огорчению, но многие модели советского автопрома изобилует калькированием зарубежных разработок). Мотор объёмом в 1490 кубических сантиметров мог выдавать мощность до 75 л.с.

412-я модель имела целый ряд модификаций:

  • 412-Ю – предназначенная для жаркого климата;
  • 412-Э – вариант, шедший на экспорт;
  • 412-П – с рулём, расположенным справа;
  • 412-М – для медицинских нужд;
  • 412-Т – модель-такси;
  • 412-И – с повышенным качеством системы пассивной безопасности.

Именно успех 412-й модели позволил заводу провести большую модернизацию. За рубежом было закуплено новое оборудование, строились планы выпуска новых успешных моделей. Но в семидесятых 412-я модель устарела и утратила спрос на экспортных рынках.

Модели 415 и 416: повышенная проходимость

Несмотря на то, что полноприводные модели 410 и 411, разработанные на заводе, не получили массового производства, идея создания полноценной малолитражной машины повышенной проходимости ждала своего часа.

В 1958 году были спроектированы «Москвич – 415» с верхом из брезентовой ткани и «Москвич – 416» с металлической крышей. Обе модели двухдверные, на базе лонжеронной жёсткой рамы.

Модель 423

В 1957 году автозавод выпустил модель «Москвич – 423», явившуюся первым пятидверным универсалом. Эта модель проектировалась на базе модели 402 и отличалась большим объёмом багажника: при складных задних сидениях его длина составляла 1,475 м, ширина – 1,22 м.

Модель 427

В 1967 году увидела свет модель 427 — новый универсал, созданный на базе двигателя 412-й модели и кузова 426-й. Этот автомобиль принял участие в международном авторалли 1970 года «Лондон-Мехико». Выпускалась 427-я модель вплоть до 1976 года.

Фургоны 433 и 434

Фургоны пользовались спросом и выпускались в разных модификациях. Базой для 433 модели, «стартовавшей» в 1966 году, стала модель 408. Характерной чертой этого авто были гофрированные панели вместо окон второго ряда и цельнокроеные задние крылья.

434-я модель практически полностью повторяла предыдущую модель фургона с той лишь разницей, что в ней был установлен более мощный двигатель, который также использовался на модели 412.

Модель 444

Эта модель в своей основе повторяла итальянскую модель «Фиат – 600». В начале 1957 года выпустили первые автомобили серии, оснащённые мотором объёмом 650 кубических сантиметров.

В 1959 году к работе над моделью подключились конструкторы Запорожского автозавода, и в скором времени проект был полностью передан запорожским инженерам, которые в итоге создали на этих материалах Запорожец «ЗАЗ – 965».

Модель 2140: рейстайлинг 412

Модель 2140 появилась в 1976 году. По сути, это был рестайлинг 412-й модели. На той же технической базе изменили кузовной дизайн и салон. Модель была выполнена с учётом требований существовавших в те годы норм безопасности: мягкий пластик бортовой панели, складывающаяся при ударе рулевая колонка. Приборная панель получила подсветку, в салоне появились хромированные элементы отделки.

К сожалению, успеха 412-й модели «Москвичу – 2140» было не видать. Ограниченный спрос на зарубежных рынках показал, что надо искать новые варианты решений.

Неудача ознаменовалась ещё и тем, что в этот период произошла смена руководства завода, в том числе ушёл на пенсию главный конструктор предприятия, бессменный профессионал-создатель автомобилей с сороковых годов Александр Андронов. Случившийся на заводе кризис стал затяжным, и новое руководство не сумело с ним справиться.

Модель 2141 – универсал СССР, не переживший развала страны

«Москвич – 2141» появился в 1986 году, спустя 10 лет после того, как увидел свет хэтчбек Simca – 1308, который послужил основой разработчикам «Москвича». При выпуске 2141 имел уже устаревшие на тот момент уфимские моторы 408 и 412, что стало главным недостатком новой модели.

Также имидж модели испортила некачественная сборка, допускавшая много щелей, и непритязательная отделка. Даже на советском внутреннем рынке машина высоким спросом не пользовалась.

Тем не менее, перспективы у модели были, и заводской коллектив постоянно работал над её улучшением. После закупки импортного оснащения завод был готов к пуску на 90 %, но тут грянула перестройка, и страна развалилась. Попытка установить в модель двигатель от Рено провалилась после дефолта 1998 года, и «Москвич» перестали покупать совсем.

Завод, столько лет выпускавший знаменитые «Москвичи», окончательно развалился в первом году XXI века. Конвейер встал, прошла процедура банкротства. Сейчас на этой территории собирают модели Рено: Duster и Sandero.

Видео об истории «Москвича»:

Автомобильный информационный портал в Беларуси AW.BY

Авторизация

Popular keywords

Модельный ряд АЗЛК (Москвич)

История марки

Возрождение завода после более чем годового простоя состоялся в январе 1997 года. Тогда освоен выпуск новой модели «Юрий Долгорукий» с двигателями ВАЗ и Рено. В июне того же года начался выпуск модели «Князь Владимир» с двигателем Рено.

В августе 1997 года на базе серийных AW томобилей «М-2141» и «М-2335-пикап» разработаны модели электромобилей (экологически чистые). Несколько месяцев спустя начато производство новой модели AW томобилей «Святогор» с двигателем «Рено» и импортными комплектующими узлами.

В 1998 году (февраль-март) организован рекламный пробег «Москва-Омск-Новосибирск-Москва» на AW томобилях «Святогор» и «Князь Владимир» протяженностью 7500 км.

Вскоре модельный ряд пополнил AW томобиль новой модели «Калита» с двигателем Рено, а в ноябре 98-го разработана полноприводная модель AW томобиля «Калита».

В декабре 1998 года с конвейера ОАО «Москвич» сошел 5-и миллионный AW томобиль «Князь Владимир». К марту 1999 года разработаны модели «Дуэт-1» и «Дуэт-2».

В 2001 году завод, выпустив последние комплектные AW томобили, окончательно встал.

В последующие годы всё технологическое оборудование, технологическая документация и даже инфраструктурное оснащение предприятия, несмотря на введённое внешнее управление, были полностью утрачены.

В 2006 году ОАО «Москвич» официально было объявлено банкротом.

Значительная часть территории ОАО «Москвич» (бывший недостроенный завод двигателей) в 1998 году вошла в состав СП ЗАО «Автофрамос», в настоящее время занимающегося полномасштабной — сварка, окраска, штамповка (из зарубежного металла) кузова — сборкой AW томобилей Renault Logan и Renault Sandero.

Читать еще:  Датчик положения коленчатого вала методы проверки признаки неисправности расположение

В сентябре 2010 года завершена процедура банкротства. По заявлению конкурсного управляющего заводом Александра Иванова, завод полностью погасил долги по зарплатам, а также выплатил компенсации за вред здоровью и возмещение морального ущерба. Кредиторы получили 18% от вложенных в производство средств.

Модельный ряд автомобилей марки Москвич

Каталог → Москвич

Один из крупнейших советских автомобильных заводов. Был возведён в 1930 году при участии Ford. С 1946 года начал производить автомобили собственной разработки — всего их было четыре поколения.

Расцвет длился с 1950-х по 1970-е годы. В силу ряда ошибок , допущенных как самим заводом , так и профильными министерствами , а также из-за особенностей плановой экономики , АЗЛК не удалось своевременно начать выпуск принципиально нового поколения автомобилей.

В 1990-х годах на предприятие лёг большой кредит за так и не построенный моторный цех. Из-за неэффективного руководства , низкого качества продукции и абсурдных просчётов , в 2002 году конвейер АО «Москвич» остановился. Завод был распродан и частично разворован.

Ваше подлинное имя!

Марка « Москвич» — моя любимая в истории мирового автомобилестроения. Своя рубашка всегда ближе к собственному организму. Несколько лет назад я начал профессионально изучать историю завода МЗМА и АЗЛК по архивным документам завода и Минавтопрома. Оказалось — история завода полна таинственных тёмных пятен и никому не известных подробностей. Во мраке этого лабиринта я сам порой не могу найти концов , но многое уже прояснилось. Например , как выяснилось , мы точно не знаем даже такой элементарной вещи , как заводские обозначения и индексы многих машин « Москвич»! Тут , оказывается , хватает недоговорок , а часто откровенной дезинформации. Я расскажу о наименованиях моделей , которых не существовало в реальности , придуманных « задним числом» разными исследователями.

Семейства

Автомобили Ford и ГАЗ

27 декабря 1927 года Моссовет издал указ о строительстве « Нового автозавода» в Москве. Задача была возложена на «Автотрест» — контору , отвечавшую за производство в СССР автомобилей и их комплектующих. Следующий указ от 5 января 1928 года выделял участок земли в Рогожско-Симоновском Районе , на Остаповском шоссе , в районе завода АМО. Читать далее →

Москвич-1500

Семейство включало в себя седан ( 2140), универсал ( 2137) и фургон ( 2734). Все машины были оснащены 75-сильным двигателем Москвич-412. Производство стартовало в начале 1976 года в результате плавной трансформации моделей предыдущего поколения ( 412 , 427 , 434).

Семейство КИМ-10

В 1938 году ЦК ВКП ( б), Совет народных комиссаров и Высший совет народного хозяйства приняли решение перепрофилировать сборочный завод имени КИМ для производства малолитражных автомобилей , для чего в 1939—1941 годах была проведена масштабная реконструкция предприятия , которой руководил бывший инженер АМО и ЗИСа Н. В. Кузнецов. Читать далее →

Экспериментальные образцы конца 80-х годов

Первое поколение

В июне 1945 года , после показа в Кремле новых послевоенных моделей отечественных автомобилей последовал приказ И. В. Сталина выпускать на заводе КИМ немецкий малолитражный автомобиль Opel Kadett взамен семейства КИМ-10. К 1 августа 1945 года предприятие было переименовано в Московский завод малолитражных автомобилей МЗМА , а новой модели присвоена марка « Москвич». От автомобиля КИМ-10 «Москвич» выгодно отличался такими техническими решениями , как несущий кузов , независимая подвеска передних колёс , система охлаждения с водяным насосом , гидравлический привод тормозов. Читать далее →

Второе поколение

Государственные испытания автомобилей « Москвич», прошедшие весной-летом 1949 года , выявили многочисленные проблемные места существующей модели малолитражного автомобиля. Прежде всего , это касалось уровня комфорта салона. Помимо небольшой ширины и отсутствия отопления , проявилась недостаточная защищённость водителя и пассажиров от пыли — дверные проёмы оказались не герметичными. Для послевоенного времени это был допустимый компромисс , но перспектив у кузова такой конструкции оставалось всё меньше. Это становилось реальной проблемой , потому что уже начался экспорт « Москвичей», причём на насыщенные рынки западных стран. Перед МЗМА вставала проблема не потерять конкурентоспособность своей продукции на внешнем рынке. Читать далее →

Проект 444-965

Третье поколение

Первые упоминания о перспективном автомобиле « модели 1962−1963 годов» появились в заводских отчётах ещё в 1958 году. Но конструкторско-компоновочные работы над новой моделью никак не могли начаться. Коллектив ОГК с большим напряжением работал над микролитражным автомобилем ( будущим ЗАЗ-965) и его узлами , агрегатами опытных автомобилей НАМИ , семейством внедорожных автомобилей « Москвич-415/416», наконец , над текущей модернизацией автомобилей « Москвич-407», «Москвич-410» и их новыми модификациями. Читать далее →

М-2141 серии 3-5

К 1969 году АЗЛК не успевал разработать предусмотренный планом 1961 года новый автомобиль. Но в 1968 году А. Ф. Андронов утвердил в министерстве технический проект перспективной модели образца 1973−1975 годов с увеличенной длиной базы , шириной колеи , пружинной задней подвеской , двигателем повышенной мощности. Именно тогда этому автомобилю был присвоен первый для АЗЛК индекс нового стандарта — 2141. Читать далее →

М-2141 серии С

Несмотря на откровенное безвластие , начавшееся после ухода А. Ф. Андронова на заводе , дизайнеры , конструкторы кузовов , общей компоновки и подвески в 1975 году представили новую платформу автомобиля « Москвич-2141» с подвеской « Мак-Ферсон» спереди и независимой задней. На этой базе были изготовлены прототипы С1 и С3 , выполнен макет С2. В 1977 году по решению министра автомобильной промышленности В. Н. Полякова проектирование автомобиля классической компоновки было прекращено , и последовал приказ разрабатывать переднеприводный автомобиль с использованием технических решений двух зарубежных аналогов — SIMCA и Audi. Этой модели достался прежний индекс 2141.

Семейство 2141

Опытные внедорожники «Москвич»

Когда проект автомобиля « Москвич-410» утверждался на коллегии Министерства автомобильной промышленности , решение заседания содержало пункт , предписывавший МЗМА разработать семейство полноприводных автомобилей 4×4 , в том числе открытый грузопассажирский вариант. Создавать открытый автомобиль на базе несущего кузова « Москвича-410» считалось невозможным , поэтому был сделан выбор в пользу автомобиля рамной конструкции. Чтобы снизить массу , его сделали меньшим по габаритам , чем обычный « Москвич». Конструктор И. А. Гладилин предложил использовать компоновку и размерности автомобиля Willys MB , запчасти к которому в годы войны делал завод.

Москвич модельный ряд

Москвич модельный ряд

Автомобиль москвич являлся в советские времена одним из самых популярных машин в стране. Качественный недорогой и надежный автомобиль пользовался огромным спросом. И по сей день существуют, так называемые, любители москвичей, которые предпочитают иметь старый автомобиль москвич другим маркам и моделям автомобилей. Любителей автомобилей Волга называют «волгари».

Итак, представляем вашему вниманию, фото автомобилей, весь модельный ряд автомобилей марки Москвич:

4 Москвич 400-420

5 Москвич 400-420А

6 Москвич 400-420Б

7 Москвич 400-420М

8 Москвич 400-421

9 Москвич 400-422

13 Москвич 403 Э-424 Э

14 Москвич 404 спорт

москвич; moskvich тюнинг 2141; москвич азлк скорость

фото москвич

20 Москвич 412-416

31 Москвич 2136

32 Москвич 2137

33 Москвич 2138

34 Москвич 2139

35 Москвич 2140

36 Москвич 2141

37 Москвич 2142

38 Москвич 2143

39 Москвич 2144

40 Москвич 2150

41 Москвич 2335

42 Москвич 2734

43 Москвич 2901

Далее, идет список моделей автомобилей москвич спортивного класса:

История «Москвича»: некогда знаменитый.

Уверяем: это вовсе не идеализация «старого доброго времени», а факты, почерпнутые из архивов завода «Москвич», бывшего АЗЛК, а полвека назад еще МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей).

Первые машины — «форды-А» и АА из американских деталей предприятие на дальней тогда окраине столицы выпустило ровно 75 лет назад. Но это не единственный повод поговорить о некогда знаменитом заводе: 50 лет назад, в 1955-м госкомиссия приняла к производству «Москвич-402» — по сути, первую модель, самостоятельно разработанную конструкторами МЗМА. Именно с нее, стартовавшей вместе с хрущевской оттепелью, начался отсчет самым ярким страницам в истории завода.

Читать еще:  Полярность аккумуляторной батареи

По сравнению со своим предшественником — 401-м (копией довоенного «Опеля-Кадет») «Москвич-402» выглядел вполне современно, стал просторней, комфортабельней. Главный его недостаток в ту пору — слабенький нижнеклапанный мотор, конструкция которого уходила в середину тридцатых годов. Агрегат модернизировали, доведя объем до 1,2 л и подняв мощность с 26 до 35 л.с. Но председатель госкомиссии Дмитрий Великанов, сравнивая «Москвич» с десятком зарубежных аналогов (несколько иномарок испытывали «живьем» вместе с 402-м), отмечал: у них на тонну массы — 35–41 л.с., у «Москвича» — лишь 22,7 л.с. Отсюда — посредственные разгон и скорость.

На МЗМА это, безусловно, понимали. Конструкторы разрабатывали семейство двигателей 406 рабочим объемом 1,1–1,5 л, но под него нужно было менять оборудование, а этого заводу, конечно, не позволили.

В итоге к производству приняли 407-й двигатель, в основе которого лежал все тот же «опелевский» агрегат, но с верхнеклапанной головкой и другими усовершенствованиями. В 1957-м, через год после начала производства «Москвича-402», изготовили сто опытных 45-сильных моторов. А в мае 1958-го «Москвич-407» с новым двигателем уже пошел в серию. Еще через год автомобиль получил четырехступенчатую коробку передач, а в 1960-м — новый гипоидный задний мост. Каковы сроки?

Учтем еще, что параллельно с 407-м модернизировали универсал 423, фургон 430, полноприводный «Москвич-410». На базе последнего завод по собственной инициативе создал фургон с двумя ведущими мостами, но министерство отдало предпочтение универсалу «Москвич-411» — он и пошел в производство. Еще была подготовлена версия 407-го с ручным управлением.

На фоне ровесников-одноклассников «Москвич-407» был вполне конкурентоспособен. Это, кстати, подтвердило и ралли «Тысяча озер», где в 1958-м дебютировали и дошли до финиша четыре заводских экипажа. А ехали они, можно сказать, на серийных, не доведенных как следует машинах, да и опыта у советских гонщиков почти не было.

Каких только автомобилей не строили на МЗМА в 1950-х — начале 1960-х! Открытый спортивный «Москвич-404» с форсированным, оснащенным четырьмя карбюраторами 60-сильным 407-м мотором, купе на базе 402-го, наконец, гоночные «формулы», на которых заводские мастера не раз становились чемпионами страны. В конце 1950-х, когда переходили на выпуск 407-го, параллельно создали и испытали две серии компактных вседорожников «Москвич-415» (ЗР, 2003, № 9). Очень интересным был и проект микроавтобуса А9.

Этот восьмиместный автомобиль с узлами «москвичей-407», 410 и некоторыми деталями «Волги» создавали по указанию министерства и отдела автопрома Госплана. Опытный образец — прообраз современного мини-вэна собрали летом 1958-го. С октября по январь автомобиль наездил по Москве и Подмосковью 10 тыс. км. Вердикт заводских испытателей гласил: дорабатывать и испытывать дальше. Но к началу 1960-х руководство завода вынуждено было свернуть работы по «москвичам» А9 и 415 — не было ни средств, ни оборудования, ни площадей для их производства.

Вскоре даже полноприводные 410-е и 411-е сняли с конвейера — надо было наращивать выпуск стандартных «москвичей-407». Несколько лет более 50% (!) «москвичей-407» продавали на экспорт. Причем, не только в социалистические страны — в Финляндию, Норвегию, Францию. И такое — было!

Немало сил потратили сотрудники управления главного конструктора на микролитражный заднемоторный автомобиль, который принято называть «Москвичом-444». Кузов копировали с итальянского ФИАТ-600 — таково было требование «верхов», которые собственным разработкам не слишком доверяли. По воспоминаниям тогдашнего главного конструктора завода А.Ф. Андронова, министерские директивы по мотору менялись шесть (!) раз. На МЗМА в 1957–1959 гг. построили пять опытных образцов машин, испытали на стенде и собственный двигатель объемом 0,75 л. Уже в 1960-м «Москвич-444» стал серийным ЗАЗ-965, правда, с мотором, созданным в НАМИ.

И все эти работы вели всего 90 человек — таков в конце 1950-х был штат УГК МЗМА. При этом конструкторов постоянно занимали непрофильными заказами: начиная от проектирования деталей редуктора самосвала МАЗ-525 и кончая созданием… «автомата для продажи папирос» и неких «коньков Поликарпова».

В 1960-м внешность «Москвича-407» обновили, а еще через два года появился 403-й с модернизированными подвеской, тормозами, двигателем, элементами кузова и интерьера. Но и его век, несмотря на устойчивый спрос, был недолог.

В 1964-м дебютировал «Москвич-408» с передовым, даже обогнавшим некоторых зарубежных одноклассников дизайном и двигателем увеличенной до 50 л.с. мощности. Пожалуй, это был первый советский автомобиль, авторы которого всерьез задумались о пассивной безопасности. Ремни испытывали во Франции — экспортные позиции «москвичей» были сильны. Заметим, что со времени появления первой самостоятельной конструкции — «Москвича-402» не прошло и десяти лет!

Через три года дебютировал «Москвич-412» с невиданной в СССР для 1,5-литрового мотора мощностью — 75 л.с. Этот автомобиль позволил советским спортсменам достойно выступать на престижных международных ралли. В 1968-м четыре машины дошли до финиша марафона Лондон-Сидней. Еще через два года, весной 1970-го 412-е, кстати, уже с новой отделкой, одолели 26 тыс. км от Лондона до Мехико. В Сидней лучший советский экипаж пришел двадцатым. А в Мехико Л. Потапчик, Ю. Лесовский и Э. Баженов были уже двенадцатыми. Заметим, что, в отличие от автомобилей ведущих западных гонщиков, «москвичи», вошедшие в число всего 23 финишировавших (из более 90 стартовавших в Лондоне), почти не отличались от серийных.

А что уж говорить о заводских механиках! Всего на двух загруженных под крышу универсалах «Москвич-427» они ехали в темпе, приближенном к гоночному, а ночами ремонтировали пять (!) наших спортивных автомобилей. Это — не легенды! Еще в первой половине 1970-х на «москвичах-412» не стыдно было показаться в хорошем автомобильном обществе.

То, что было позднее, многие, наверное, помнят… «Moskvich 2140» 1976 года, несмотря на модернизацию некоторых узлов и агрегатов, сравнения с зарубежными аналогами уже не выдерживал. Хотя наконец-то появились дисковые тормоза спереди, измененный салон и кузов.

А 41-й встал на конвейер лишь через 10 лет, да и то «пока» со старым двигателем. Новый, как говорили, должен появиться вот-вот, как и седан 2142. В работе были мини-вэн, микроавтобус, «автомобиль 2000 года» по имени «Истра»… Чем закончилась новейшая история «Москвича», все хорошо знают.

…Сегодня, через полвека после дебюта «Москвича-402» остатки московского завода распродают за долги. Те, кто еще приходят сюда, пытаются сохранить хотя бы музей и архив. Юбилей пройдет без официальных делегаций, парадных речей и, скорее всего, даже без телесюжетов. Но мы с вами все-таки вспомнили эпизоды из 75-летней истории «Москвича». Она того стоит…

Источники:

http://auto.ironhorse.ru/category/russia/moskvich
http://fastmb.ru/autonews/autonews_rus/3475-istoriya-avtomobilya-moskvich-osnovnye-vehi-modeli.html
http://catalog.aw.by/moskvich/
http://ru.cars.photo/manufacturers/1-moskvich
http://successfulauto.ru/183-domestic-cars/muscovite/286-moskvich-range.html
http://www.zr.ru/content/articles/11926-istorija_moskvicha_nekogda_znamenityj/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector