Зачем как часто меняют тормозную жидкость
Как часто нужно менять тормозную жидкость?
Удивительно, но факт: в век доступности информации немало автомобилистов до сих пор не знают, что нужно периодически обновлять тормозную жидкость. Причём осознание не приходит даже тогда, когда внезапно педаль под правой ногой проваливается, а потом, через минуту, снова поднимается – и работоспособность системы восстанавливается. Всё списывается на «глюк системы» или что-то вроде этого. О том, как часто нужно менять тормозную жидкость в автомобиле и почему это обязательный пункт технического обслуживания – читайте в статье.
Зачем менять тормозную жидкость?
Начнём с основ. Тормозная жидкость выполняет функцию передатчика давления от главного тормозного цилиндра (ГТД) на рабочие. Водитель давит на педаль, ГТД (простейший поршень в корпусе с системой клапанов) посылает напор жидкости по магистралям. Жидкость передаёт давление в рабочие цилиндры (суппорты), поршни выдвигаются и разводят колодки. Колодки прижимаются с усилием к рабочей поверхности дисков или барабонов. И за счёт возникшей силы трения между этими элементами автомобиль останавливается.
К главным свойствам тормозной жидкости относятся:
- несжимаемость;
- устойчивость к низким и высоким температурам;
- нейтральное отношение к пластиковым, резиновым и металлическим деталям системы;
- хорошие смазочные свойства.
Обратите внимание: первым прописано именно свойство несжимаемости. То есть жидкость должна чётко, без задержек и в полной мере передавать давление на рабочие цилиндры или суппорты.
Тормозная жидкость обладает одним неприятным свойством: гигроскопичность. Гигроскопичность – это способность накапливать влагу из окружающей среды.
Вода в объёме тормозной жидкости снижает её стойкость к закипанию. Например, жидкость ДОТ-4, самая распространённая на сегодня, не закипит, пока не достигнет температуры 230°C. И это минимальное требование стандарта американского департамента транспорта. Реальная температура кипения хороших тормозных жидкостей достигает 290°C. При добавлении в тормозную жидкость всего 3,5% воды от общего её объёма, температура кипения упадёт до +155 °C. То есть примерно на 30%.
Тормозная система при своей работе выделяет обильное количество тепловой энергии. Это логично, ведь останавливающее усилие возникает при трении с большим прижимным усилием между колодками и диском (барабаном). Эти элементы порой разогреваются до 600°C в пятне контакта. Температура от дисков и колодок передаётся на суппорты и цилиндры, что разогревает жидкость.
И если точка кипения будет достигнута – жидкость закипит. В системе образуется газовая пробка, жидкость потеряет свойство несжимаемости, педаль провалится и тормоза откажут.
Интервалы замены
Через сколько нужно менять тормозную жидкость? В среднем срок службы этой технической жидкости до скопления критического количества воды составляет 3 года. Это справедливо для гликолевых вариантов, таких как DOT-3, DOT-4 и его вариаций, а также DOT-5.1. Жидкости DOT-5 и DOT-5.1/ABS, в которых в качестве базы использована силиконовая основа, более устойчивы к скоплению воды, их можно не менять по 5 лет.
В случае, если авто эксплуатируется каждый день, а климат в регионе преимущественно влажный – сроки между очередными заменами тормозной жидкости желательно сократить на 30-50%. Гликолевые жидкости при тяжёлых условиях работы системы нужно менять каждые 1,5-2 года, силиконовые – 1 раз в 2,5-4 года.
Как понять, что пришло время поменять тормозную жидкость?
В случае, если вы не знаете, когда последний раз обновлялась тормозная жидкость (забыли или только купили авто), есть два способа понять, пора ли проводить замену.
- Воспользоваться анализатором тормозной жидкости. Это простейший прибор, который по электрическому сопротивлению этиленгликоля или силикона оценивает процент влаги в объёме. Есть несколько версий этого тестера тормозной жидкости. Для бытовых нужд подойдёт самый простой. Как показала практика, даже дешёвый прибор обладает ничтожно малой погрешностью, и ему можно доверять.
- Оценить визуально тормозную жидкость. Откручиваем пробку и заглядываем в расширительный бачок. Если жидкость мутная, потеряла прозрачность, потемнела или в её объёме заметны мелкодисперсные вкрапления – однозначно меняем.
Помните! Лучше забыть поменять моторное масло и попасть на ремонт двигателя, чем забыть про тормозную жидкость и попасть в аварию. Среди всех технологических жидкостей в авто самая важная – это тормозная.
Зачем как часто меняют тормозную жидкость
Вопрос первый: – нужно ли менять менять тормозную жидкость?
Ответ: – да, нужно.
Отсюда вытекает второй вопрос: – как часто нужно менять тормозную жидкость?
Ответ: – один раз в два года, не зависимо от пробега.
Если Вы готовы поверить нам на слово, да и не только нам, именно такие рекомендации Вам даст любой специалист, то дальше можете не читать. А если у Вас все же возникают вопросы: почему? зачем? – попробуем на них ответить подробнее.
Тормозная жидкость — основная составляющая тормозной системы автомобиля, так как без этой жидкости невозможна работа тормозной системы. От качества и состояния тормозной жидкости зависит работоспособность тормозов Вашего автомобиля и, как следствие, безопасность: Ваша, Ваших близких и друзей, а так же окружающих Вас людей, автомобилей итд.
Начнем с простого: со временем тормозная жидкость изменяет цвет, это является признаком загрязнения продуктами износа и микрочастицами пыли. Если жидкость не менять очень долго, в ней происходят и другие необратимые изменения, она становится вязкой и больше напоминает разбавленный битум. Частицы грязи могут привести к заклиниванию тормозных цилиндров и отказу тормозов. Нередки также случаи появления различных лакообразных отложений на внутренних поверхностях деталей тормозной системы. Поэтому потемневшую жидкость нужно менять, не дожидаясь истечения установленного срока.
Первое, основное свойство жидкости нам известно еще со школы — жидкость не сжимается, именно на этом законе физики основана работа тормозной системы автомобиля.
Есть еще одно, не менее важное, свойство тормозной жидкости — температура закипания. Про важность, я бы сказал, коварство данного свойства, многие или не знают, или не догадываются. Поэтому остановимся на температуре закипания несколько подробнее.
В процессе торможения выделяется большое количество тепла, следовательно, тормоза достаточно сильно нагреваются. Нагрев, тормозной системы негативно сказывается на эффективности тормозов в целом. Именно для того, что бы противостоять высоким температурам, возникающим в момент торможения, тормозная жидкость должна иметь высокую температуру закипания.
Что произойдет, если температура тормозного механизма превысит температуру закипания жидкость? – правильно, жидкость закипит, а это значит, что в тормозной системе образуются пузырьки газа, которые сжимаемы, как следствие, происходит потеря основного свойства жидкости — несжимаемость, педаль тормоза проваливается, эффективность тормозной системы резко ухудшается вплоть до полной потери тормозов.
Какое отношение все это имеет к вопросу о необходимости замены тормозной жидкости? – а самое прямое, так как тормозная жидкость гигроскопична, в ее состав входят, кроме прочих веществ, различные спирты, которые впитывают влагу из окружающего воздуха (обращаю Ваше внимание на то, что тормозная система автомобиля не герметична и имеет сообщение с окружающей средой). Опять же, из школьного курса физики, все знают, что температура закипания воды 100 градусов, а поэтому, тормозная жидкость, смешиваясь с попадающей в нее влагой, снижает заявленную температуру закипания, причем значительно (достаточно всего 2% влаги).
Это то самое коварство, о котором я упоминал в начале статьи. Что получаем? – Вы можете сколь угодно долго ездить на автомобиле, в тормозной системе которого находится жидкость с повышенным содержанием влаги, и не замечать затаившихся проблем.
А именно, когда эффективность тормозов будет особенно необходима — в момент экстренного торможения, температура в тормозной системе достигают пиковых значений, возникают максимально благоприятные условия для закипания тормозной жидкости. Все это приводит к резкому снижению эффективности тормозов и значительному увеличению тормозного пути.
Обращаю Ваше внимание еще раз на то, что все это может произойти, когда даже несколько сантиметров тормозного пути могут сыграть решающую роль.
Поэтому: в случаях, если тормозная жидкость потемнела и/или имеет повышенное содержание влаги, ее обязательно нужно менять, не дожидаясь истечения установленного срока.
В случаях, если жидкость не имеет явных признаков для замены, меняйте жидкость не реже чем 1 раз в два года, не зависимо от пробега.
Как часто и зачем надо менять тормозную жидкость. И надо ли?
Как часто надо менять «тормозуху»? Можно ли мешать один ее «сорт» с другим? А надо ли при необходимости доливать или делать полную замену? А как измерить степень «износа» тормозной жидкости? Чтобы разобраться в этих более чем актуальных вопросах, для начала разберемся в понятиях и технических деталях.
Тормозная жидкость – компонент тормозной системы, с помощью которого идет передача усилия, создаваемого в главном тормозном цилиндре, колесным парам.
Для правильного функционирования тормозных механизмов жидкость должна обладать рядом свойств, которые у нас в стране описаны межгосударственным стандартом. Впрочем, на практике принято пользоваться американским эталоном качества FMVSS №116, который был разработан Министерством транспорта США (United States Department of Transport). Именно он и породил абревиатуру DOT, ставшую именем нарицательным для тормозной жидкости. В этом стандарте описываются такие характеристики, как степень вязкости; температура кипения; химическая инертность к материалам (например, резине); коррозионная стойкость; постоянство свойств в пределе рабочих температур; возможность смазывания элементов, работающих в контакте;уровень поглощения влаги из окружающей атмосферы. В соответствии со стандартом FMVSS №116, варианты смеси тормозной жидкости разделены на пять классов, каждый из которых предназначен для определенного типа работы и даже вида тормозных механизмов – дисковых или барабанных.
МИНЕРАЛКА С КАСТОРКОЙ
Базой для тормозной жидкости (до 98%) служат соединения гликолей. В современные тормозные жидкости на их основе может входить до 10 и более отдельных компонентов, которые можно объединить в 4 основные группы:смазывающие (полиэтилен и полипропилен), снижающие трение в подвижных деталях тормозных механизмов; растворитель/разбавитель (гликолевый эфир), от которого зависит температура кипения жидкости и ее вязкость; модификаторы, предотвращающие разбухание резиновых уплотнений и, наконец, ингибиторы, борющиеся с коррозией и окислением.
Существуют тормозные жидкости и на силиконовой основе. К ее достоинствам относятся такие качества, как химическая инертность к большинству материалов, используемых в конструкции автомобиля; широкий диапазон рабочих температур – от -100 ° до +350°С; неизменность вязкости при различных температурах; низкая гигроскопичность.
Минеральная основа в виде смеси касторового масла с различными спиртами в настоящее время непопулярна из-за высокой вязкости и низкой температуры кипения. Однако она обеспечивала отличную степень защиты; низкую агрессивность к лакокраске; отличные смазывающие свойства и негигроскопичность.
ОПАСНОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ
Многие считают, что свойства тормозной жидкости не меняются в процессе эксплуатации, так как она работает в замкнутом пространстве. Это опасное заблуждение. При нажатии на педаль тормоза, воздух проникает в компенсационные отверстия системы и тормозная жидкость впитывает из него влагу. Гигроскопичность «тормозоху хоть и становится со временем недостатком, но она необходима. Это свойство позволяет избавится от капель воды в тормозной системе. Попав в нее, вода может стать причиной коррозии и заморозки при низких температурах, что в худшем случае оставит вас без тормозов в зимнее время, а в лучшем приведет к коррозии и дорогостоящему ремонту. Но чем больше воды растворяется в тормозной жидкости, тем ниже ее температура кипения и больше вязкость при низких температурах. Достаточно содержания в тормозной жидкости 3% воды, чтобы ее температура кипения упала с 230°C до 165°C.
Выбираем недорогой, но надежный автосервис
Как тратить меньше денег на топливо и реже посещать АЗС
Превышение допустимого процента влаги и снижение температуры кипения может проявиться в таком симптоме, как единократный отказ тормозной системы и возврат ее к корректной работе. Симптом очень опасный. Он может говорить об образовании паровой пробки при чрезмерном нагревании тормозной жидкости с высоким содержанием влаги. Как только кипящая тормозная жидкость снова охлаждается, пар конденсируется обратно в жидкость и тормозные характеристики автомобиля восстанавливаются. Это называют «невидимой» поломкой тормозов – сначала они не работают, а потом «оживают». Это является причиной многих необъяснимых аварий, в которых инспекция проверяет тормоза, а не тормозную жидкость, и кажется, что все работает правильно.
Периодичность замены тормозной жидкости указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля и обычно составляет от 1 до 3 лет, в зависимости от ее типа. Стоит учитывать и стиль езды. Если водитель совершает частые поездки, надо считать не время, а километраж. В таком случае максимальный срок службы жидкости – 100 000 километров.
Как поясняет специалист СТО «ТЕХЦЕНТРИК» Александр Николаев, «для большинства автомобилистов рекомендуется использовать DOT4. Этот состав идет на всех европейских автомобилях с завода производителя, в то время как DOT5 используется для более агрессивной езды. Он хуже поглощает воду, что ведет к коррозии. Среднестатистическому автомобилисту следует менять жидкость каждые 60 000 км или каждые 2 года, гонщики меняют ее перед каждым заездом. Несвоевременная замена тормозной жидкости приведет к проникновению влаги, что влечет за собой выход из строя тормозных цилиндров и поршней суппорта. При повышенной нагрузке нарушается теплоотдача механизмов, что повлечет закипание жидкости. Педаль «встанет колом» (с высочайшей вероятностью такое произойдет в горной местности или на серпантине), тормозные диски «поведет» (деформирует), что сразу проявится в биение на руле в педаль.
ТРЕБУЙТЕ НЕ ДОЛИВА, А ЗАМЕНЫ
Другое опасное заблуждение заключается в том, что тормозную жидкость можно не менять полностью, а просто доливать по мере необходимости. На самом деле, необходимо регулярно производить полную замену тормозной жидкости из-за ее, как уже говорилось, гигроскопичности. Изношенная тормозная жидкость после смешивания с новой не приобретет характеристик, отвечающих стандартам безопасности, что в последствие может привести к коррозии внутренних частей автомобиля, более медленной реакции тормозной системы на нажатие педали и образованию паровых пробок».
НО НЕ СМЕШИВАТЬ?
Выбирать тормозную жидкость проще всего, доверившись брендам. Это не такая дорогая вещь, чтобы экономить на ней. Можно ли доливая жидкость, смешивать разные марки? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Ряд специалистов считает, что можно, но при идентичности базовой составляющей и рекомендует придерживаться продукции одной фирмы. Чтобы не промахнуться, стоит помнить, что растворы с силиконом будут иметь надпись Silicone base (DOT 5 silicone base); смеси с минеральными компонентами обозначены как LHM; а составы с полигликолями – Hydraulic DOT 5.
Эксперты Bosch считают, что замена тормозной жидкости должна происходить, не только если она содержит более чем 3% влаги. Также показаниями к смене являются ремонт тормозных механизмов или длительный простой машины. Разумеется, стоит сменить ее, если вы приобрели машину на вторичном рынке.
Помимо регулярной замены, решение о смене жидкости можно принимать, оценив степень ее «изношенности» с помощью технических средств, определяющих измерение температуры кипения и процентное содержание воды. Прибор — их выпускают многие фирмы, в частности Bosch, устанавливается на расширительный бачок гидравлической тормозной системы и подключается к аккумуляторной батарее автомобиля. Измеренная температура кипения сравнивается с минимальными допустимыми значениями для стандартов DOT3, DOT4, DOT5.1, на основании чего выносится заключение о необходимости замены жидкости.
Как часто и зачем менять тормозную жидкость?
Тормозная жидкость — важная часть тормозной системы машины. От ее качества зависит Ваша безопасность. Если регулярно менять рабочую жидкость и не забывать проверять исправность системы, она прослужит долго, а дорогостоящий ремонт не застанет врасплох. По каким причинам и как часто необходимо менять рабочую жидкость, разберемся в этой статье.
Разновидности тормозной жидкости
В современных тормозных системах работают разные виды жидкости. Первые составы были на смеси бутилового спирта с касторовым маслом. При низких температурах (ниже 0 °C) такая жидкость становилась густой и частично теряла свои свойства. Ее полная замена требовалась ежегодно.
По мере развития автомобилестроения были разработаны более совершенные тормозные жидкости. Все они объединены в рамках стандартов (так называемых DOT), указывающих на температуру закипания и степень вязкости в зависимости от окружающей среды. Самые распространенные ТЖ:
DOT 3 — гликолевый вариант жидкости, в основе которой два вещества: полиэтиленгликоль и полиэфир. Этот вид тормозной жидкости подходит для транспортных средств со скромными динамическими характеристиками. Рабочая температура в тормозной системе таких автомобилей не должна превышать 150 °C. Допустимо смешивание жидкости DOT 3 с подобной по составу ТЖ стандарта DOT4.
DOT 4 — состав на основе полиэтиленгликоля и полиэфира, дополненный специальными присадками, предотвращающими закипание. Самый популярный вариант тормозной жидкости эффективен при разогреве системы вплоть до 200-230 °C, что оптимально для большинства современных авто. Совместима с жидкостью стандарта DOT 3.
DOT 5 — тормозная жидкость, в формулу которой входит силикон. Созданная специально для спортивных высокоскоростных автомобилей жидкость DOT 5 обеспечивает безотказную работу тормозной системы при температуре кипения до 260 °C. Ввиду особого состава недопустимо смешивание DOT 5 с жидкостями на основе гликоля. При этом срок использования жидкости на основе силикона составляет всего 1 год.
DOT 5.1/ABS — гликолевый состав, применяемый исключительно в тормозных системах, оборудованных механизмом АБС. Смешивание специализированной тормозной жидкости с другими нежелательно.
Причина замены
Рабочие цилиндры в тормозной системе автомобиля сообщаются с главным посредством тормозной жидкости. Благодаря их слаженной работе движение поршня главного цилиндра передается к тормозным цилиндрам, а затем и на колодки. Тормозная жидкость подвержена постоянному нагреванию, но из-за особого состава не закипает, даже если температура в системе долго выше 100 градусов.
Недостатком состава является его гигроскопичность. Тормозная жидкость способна впитывать в себя влагу из внешней среды. Если в ней окажется больше 3% воды, жидкость потеряет свою эффективность. При разгерметизации в систему может попасть воздух с опасным для тормозной жидкости паром. Иными словами, при попадании воздуха из системы и воды, температура кипения тормозной жидкости резко упадет и в определенный момент она начнет закипать. Несмотря на то, что при потере герметичности одного контура тормозной системы, второй сохраняет способность вовремя остановить транспортное средство, даже частичный выход из строя общего механизма может стать причиной аварии.
При кипении рабочий объем жидкости становится больше и при нажатии на педаль тормоза «лишняя» жидкость переливается в резервный бачок. После остывания происходит сжатие и вытесненного ранее объема может не хватить для создания необходимого давления в системе. В таких случаях водитель чувствует, как педаль тормоза проваливается без сопротивления, что очень опасно при движении на высокой скорости. Именно поэтому уровень тормозной жидкости необходимо отслеживать и точно знать, когда менять тормозную жидкость.
Как часто менять тормозную жидкость в автомобиле?
Для большинства автомобилей сервисный интервал по замене тормозной жидкости составляет 40 тыс. км, если температура в системе стабильно не поднимается выше 150 градусов. Для спортивных машин и автомобилей класса «премиум» рекомендуется полностью менять тормозную жидкость каждые 20 тыс. км пробега. Подробнее о сроках использования и регламенте проведения замены тормозной жидкости можно узнать из инструкции по эксплуатации авто.
Специалисты считают, что нежелательно просто доливать тормозную жидкость время от времени. Даже если большая часть жидкости обновится, ее свойства будут отличаться от характеристик полностью замененной. То же касается и смешивания составов различных марок и классов.
Иногда на необходимость замены может указывать цвет жидкости. Оптимально, если гликолевая жидкость светло-желтая или светло-коричневая, состав на основе силикона темно-красного оттенка. Стоит полностью заменить ТЖ или обратиться к мастерам сервиса, если цвет существенно изменился, жидкость помутнела или в ней появился осадок. Промедление грозит поломкой.
Как менять ТЖ?
- Открыть бачок.
- Легким движением отвернуть штуцеры, участвующие в прокачке, на тормозных цилиндрах определенного контура и натянуть на них шланг из резины.
- Опустить концы шланга в емкость с водой и полностью выкачать жидкость из системы с помощью педали тормоза.
- Заливать новую жидкость в бачок до тех пор, пока из шланга не польется чистый состав.
- Закрутить штуцеры и прокачать жидкость нажатием на педаль, чтобы удалить воздух из системы. Как только из шлангов всех четырех трубок начнет выходить жидкость без воздуха, шланги снимаются, а крышка бачка возвращается на прежнее место. Аналогичным образом проводится замена суппортов и цилиндров.
Если вы не уверены в правильности собственных действий по замене тормозной жидкости, обратитесь к специалистам в официальные сервисные центры ГК FAVORIT MOTORS. Опытные мастера оперативно и качественно проведут диагностику системы и выполнят все необходимые работы в соответствии с рекомендациями производителей. Не рискуйте своей безопасностью, обращайтесь к профессионалам!
Как часто менять тормозную жидкость и зачем это делать
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Какой бывает тормозная жидкость
- Зачем менять тормозную жидкость
- Как поменять тормозную жидкость
- Как часто менять тормозную жидкость
Тормозная жидкость (ТЖ), наряду с другими рабочими жидкостями, является одной из важнейших составляющих в эксплуатации автомобиля. Состав ТЖ должен быть максимально качественным, так как от нее зависит работа всей тормозной системы. В этой статье мы расскажем, как часто менять тормозную жидкость, как производить замену состава и какие типы этого средства лучше использовать.
Виды тормозной жидкости
Все автомобильное сырье, в том числе и тормозная жидкость, изготавливается по существующим нормам международного и отечественного образца. В настоящее время в основе производства составов лежат два стандарта:
- Спецификация FMVSS № 116. Данный документ был определен Департаментом транспорта США (USDOT). По этой спецификации тормозная жидкость разделяется на классы (от DOT-1 до DOT-5).
- Спецификации SAE J1703 и SAE J1704. Эти документы были изданы Обществом автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers, SAE).
В большинстве случаев в производстве тормозной жидкости используют американские стандарты, вторая спецификация пользуется меньшим спросом. В этой статье мы опишем виды тормозных жидкостей по классификации DOT. Помимо перечисленных групп, существуют также составы на основе минерального масла. Такое сырье имеет другие нормы производства, на практике оно используется значительно реже.
Далее рассмотрим основные особенности видов ТЖ по DOT, в том числе расскажем, как часто менять каждую тормозную жидкость.
- DOT-1, DOT-2 – используются производителями крайне редко;
- DOT-3, DOT-4 – самые популярные типы тормозной жидкости, в основе состава – полиэтиленгликоль;
- DOT-5 – в составе преобладают силиконы;
- DOT-5.1 – это улучшенная версия состава DOT-4, имеет более совершенные свойства.
Важно учитывать, что два класса DOT-5 и DOT-5.1 совершенно различны по своим свойствам. Они не взаимозаменяемы.
Каждый класс подразделяется на две категории:
- Для автомобилей без АБС.
- Для автомобилей с АБС.
Категория должна быть отмечена на упаковке с составом или указана в самой маркировке (DOT-4/ABS).
В нашей стране может использоваться дополненная классификация тормозных жидкостей, она включает наименования DOT-4.5, DOT-4+, DOT-4* и т. д. Однако в исходном стандарте таких подклассов не существует, поэтому данные маркировки можно считать маркетинговой уловкой.
Помимо того, как часто менять тормозную жидкость, важно знать, какие классы жидкостей можно и нельзя совмещать. По этому вопросу общие правила таковы:
- Допустимо смешивать составы: DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1.
- Состав категории DOT-5 несовместим с другими тормозными жидкостями.
Основа состава первых трех типов DOT – гликолевые соединения. Также в них содержатся одинаковые присадки. Так как составы практически идентичны, тормозные жидкости этих классов можно смешивать. Средства с маркировкой DOT-5 производятся с использованием других веществ. Основное отличие – большое количество силиконов. При контакте с гликолевыми соединениями силиконы образуют совершенно новые вещества, и свойства всей жидкости теряются.
Несмотря на схожесть составов, жидкости классов DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 также лучше не смешивать. Современные производители используют разные типы присадок, и при совмещении этих веществ могут начаться вредные химические реакции. Рекомендуется соединять только составы одного и того же производителя.
Рекомендуем
Зачем менять тормозную жидкость
Автомобилистов не зря волнует вопрос, как часто нужно менять тормозную жидкость. От нее зависит качество работы тормозов. Например, если жидкость используется больше положенного срока и потеряла свои свойства, тормоза действуют хуже, автомобиль медленнее снижает скорость.
Известно, что при поездках в городской черте проблемы с тормозной системой выявляются не сразу. Это связано с тем, что городская дорога не имеет резких склонов и подъемов, и ухудшение работы тормозов практически не заметно. Но если такой автомобиль станет тормозить на склоне, основные тормоза могут не справиться с задачей, тогда водители используют стояночный тормоз.
Важно знать, как часто менять тормозную жидкость и какой тип состава лучше использовать. Для начала рассмотрим, какую роль ТЖ играет в автомобиле, а также основные особенности ее составов. Только что приобретенная тормозная жидкость обладает всеми необходимыми свойствами. Ее физические характеристики таковы: температура кипения – примерно +260 °С, жидкость несжимаема.
Во время эксплуатации в составе средства увеличивается содержание воды, из-за чего его сжимаемость возрастает. Это приводит к уменьшению температуры кипения (иногда эта цифра уменьшается в два и более раза).
Во время торможения (при давлении на педаль тормоза) происходит выдавливание поршней суппортов и сжатие дисков (барабанов). При этом выделяется тепло, температура жидкости становится +250…+300 °С (возможно еще большее повышение температуры). В норме ее температура кипения выше, и она не закипает.
Если началось кипение, в жидкости образуются пузыри газа. Постепенно их количество растет, они увеличиваются в размерах. Пузыри сжимаемы, и ТЖ в целом также становится сжимаемой, тем самым теряя свои свойства. Действие тормозов ухудшается, в некоторых случаях торможение вовсе становится невозможным. Как видно, часто менять тормозную жидкость необходимо для того, чтобы предотвратить кипение.
Большое количество воды в тормозной жидкости является губительным для системы торможения. У многих из вас сразу возникает вопрос о том, как вода проникает в ее состав, если вся система полностью герметична. Во время эксплуатации автомобиля тормозная жидкость нагревается. При нагревании она расширяется, соответственно, повышается давление. Жидкость обычно содержится в небольшом бачке, в котором присутствует специальный клапан. Чтобы выровнять давление, он открывается.
В холод, наоборот, жидкость охлаждается, при этом давление снижается до отрицательной величины. Чтобы снова уравнять давление внутри и снаружи бачка, клапан открывается и впускает воздух. Этот воздух впоследствии конденсируется и преобразуется в воду.
Вода образуется не только при непосредственной работе автомобиля. Даже если машина не используется или вы ездите не часто, вам все равно нужно менять тормозную жидкость, как и при постоянной эксплуатации.
Рекомендуем
Как часто менять тормозную жидкость
Как часто нужно менять тормозную жидкость в автомобиле? Стандартно производители советуют менять ее через каждые 30–40 тысяч километров езды – примерно раз в два года. Электронные системы АБС не влияют на этот срок. Автомобили премиальных классов (например, спортивные марки Maserati, Lamborghini и др.) требуют еще более частой замены тормозной жидкости. Обычно срок ее использования ограничивается 10–15 тысячами километров пробега.
При необходимости можно доливать ТЖ к имеющемуся составу, а также смешивать две разные жидкости. Здесь важно учитывать некоторые правила. В целом, специалисты советуют смешивать только жидкости одной и той же марки, одного и того же производителя. Это связано с тем, что разные изготовители обычно используют отличающиеся вещества-присадки. При контакте они могут менять и ухудшать свойства всего состава. При этом часто образуется осадок, который накапливается не только в самом бачке, но также проникает в другие части системы.
Если вы покупаете подержанную машину, рекомендуется сразу менять тормозную жидкость. Может быть так, что бывший хозяин не следил за сроками ее эксплуатации. Бывают случаи, когда водитель меняет лишь тормозную жидкость, которая находится непосредственно в бачке, а в остальной системе состав старый, уже давно потерявший свои свойства. Если вы сразу полностью смените тормозную жидкость, вам не понадобится смешивать несколько составов, рискуя работой тормозной системы.
Иногда тормозную жидкость необходимо менять раньше установленного срока эксплуатации. Одна из причин – изменение цвета состава. Стандартный цвет – светло-желтый, но иногда производители используют минеральные добавки красных оттенков. По этому оттенку можно судить о качестве состава: если цвет изменился, жидкость помутнела, в ней образовался осадок, ее нужно срочно менять. Возможно, проблема связана с изменением химического состава присадок. Если оставить все в прежнем виде, могут выйти из строя зеркала поршней тормозных цилиндров, также происходит разбухание манжет.
О том, как часто менять тормозную жидкость, можно судить не только по изменению ее цвета и консистенции. Для оценки ее свойств выпускаются особые тестеры. Прибор включает в себя коробочку с зондом, который опускается в бачок. Зонд нагревается, определяет температуру ТЖ. Далее на экране прибора высвечивается результат такой оценки («Срочно заменить», «Желательно заменить» или «Состав в норме»). Подобные проверки проходят быстро – меньше минуты. Точность измерений – до 3 %. Устройство можно приобрести в автомагазинах по доступной цене.
Рекомендуем
Как поменять тормозную жидкость
Помимо вопроса о том, как часто менять тормозную жидкость, нужно знать, как это делать. Сменить старый состав можно как самостоятельно, так и в автосервисе. Опытные мастера со специальным оборудованием поменяют ТЖ качественно и в короткий срок. Цена такой услуги невелика.
Некоторые автовладельцы меняют ТЖ самостоятельно. Делать это несложно, но важно соблюдать все правила технологической карты. Первый шаг – проверка имеющейся ТЖ. Далее, если ее эксплуатационные свойства не соответствуют критериям качества, производится замена.
Свойства состава ТЖ можно проверить специальным тестером. В настоящее время производится довольно много разных устройств для проверки и замены тормозной жидкости. Перед покупкой стоит ознакомиться с заявленными параметрами каждого прибора, чтобы определить, какие функции нужны именно вам.
Электронное устройство может измерять температуру кипения. Например, +175 °С и выше означают, что жидкость использовать можно. При показателях температуры +165…+175 °С эксплуатация еще допускается, но если вы используете эту ТЖ 2 года и более, нужно ее менять. Если температура окажется ниже +165 °С, менять нужно срочно.
Визуальная оценка – наиболее частый способ, позволяющий установить, нужно ли менять тормозную жидкость. Как действовать? Сначала посмотрите, изменился ли ее цвет. Также менять ТЖ необходимо, если она помутнела, в ней образовался осадок (это хлопья от присадок, а также нерастворимые вещества, образующиеся в старых, непригодных жидкостях). Точно оценить вид жидкости можно, если у вас имеется образец новой продукции.
Менять ТЖ довольно просто, однако важно четко следовать всем предписаниям, выполнять все действия аккуратно и терпеливо. Работать с составом нужно с большой осторожностью, так как он содержит агрессивные химические вещества. При неаккуратном обращении они могут привести к ожогам. Если жидкость все же попала на открытый участок кожи, незамедлительно промойте это место чистой водой. Нельзя, чтобы ТЖ контактировала с машинным маслом, иначе она потеряет свои основные свойства.
Менять ТЖ можно, имея:
- достаточное количество свободного времени (сам процесс замены длится около одного часа);
- накидок на «10»;
- тормозную жидкость (количество указывается в инструкции, но рекомендуется взять чуть больший объем);
- резиновые перчатки;
- ветошь;
- воду;
- емкость для удаления старой жидкости;
- шланг от капельницы;
- несколько человек для помощи в смене ТЖ.
Как менять тормозную жидкость? Часто специалисты рекомендуют именно эту последовательность действий:
- Сначала необходимо поставить машину на смотровую яму или стационарную эстакаду.
- Теперь заглушите двигатель, при этом не выжимая ручник, а подставив башмаки. Далее нужно открыть капот, снять крышку головного тормозного цилиндра, отложив ее в сторону. Перед снятием нужно отсоединить от нее электрические провода.
- Снимите крепежные болты с колеса, приподнимите машину при помощи домкрата, отсоедините колесо.
- Используя ветошь, очистите область спускного клапана, если она сильно загрязнена, почистите поверхность жесткой щеткой.
- Снимите защитный резиновый колпак с клапана.
- Оденьте на штуцер резиновый шланг (лучше всего подойдет шланг из-под капельницы, он прочный и прозрачный – можно будет следить за движением жидкости).
- Открутите клапан при помощи накидка на «10», оденьте на него приготовленный шланг, шланг опустите в емкость для сбора старой жидкости.
- Теперь вам понадобится помощь напарника. Попросите его поочередно нажимать на педаль тормоза: 4 раза подряд – полное нажатие, на 5-й раз нужно остановить ногу в нижней точке и удерживать так 2-3 секунды.
- Теперь можно приступить к откачке старой жидкости. Внимательно следите за передвижением ТЖ по шлангу. Когда она перестанет течь, нужно незамедлительно закрыть клапан. Важно сделать это быстро, чтобы в бак не попал воздух.
- Выкачивайте жидкость до того момента, пока уровень в бачке не окажется на отметке «Минимум». Теперь нужно залить новую жидкость. Вливайте ее, пока из шланга не станет вытекать чистая ТЖ.
- Процедура завершена. Далее нужно повторить то же самое со вторым колесом, соблюдая принцип «задний левый, передний правый».
- Как известно, частая проблема при смене тормозной жидкости – попадание воздуха в тормозную систему. Это приводит к образованию пробки. Проверить это можно, нажав на педаль тормоза. При отсутствии проблемы она идет плавно и четко фиксируется внизу и вверху.
- Проверьте, установлены ли защитные резиновые колпаки.
- Долейте жидкость до уровня ниже отметки «Максимум».
- Закройте крышку главного цилиндра.
- Проверьте действие тормозов на практике.
Как часто следует менять тормозную жидкость ?
За время эксплуатации автомобиля, тормозная жидкость, как и другие жидкости, исчерпывает свой ресурс, приходя в негодность. У каждого производителя свой регламент замены тормозной жидкости и варьируется он от 30 000 км до 50 000, но на моем опыте, меняют её гораздо реже (речь о обычных автомобилях, а на спортивных и ком. транспорте замена происходит чаще, чуть ли не вдвое).
Когда следует менять тормозную жидкость.
Существует несколько признаков, по которым можно определить, что тормозная жидкость Вашего авто пришла в негодность. Первым признаком и наиболее ощутим, является ухудшение действия тормозов. Так как жидкость со временем теряет свои свойства, впитывая влагу и увеличивая вязкость, тормозное усилие становится хуже, что и является первым признаком замены тормозной жидкости в системе. Вторым признаком является коррозия на узлах тормозного механизма, так например ржавые, закисшие поршни в суппортах, провоцирую неравномерность износа колодок, а то и вовсе приход суппорта в негодность. Третий признак – это время. По истечении регламентированного производителем срока обязательно следует менять тормозную жидкость, так для DOT-3 (1,5 года), DOT-4 (2 года), DOT-5/DOT-5.1 (до 5-ти лет) или после 50-60 тыс. пробега. Четвертый признак это замена конструкционных элементов тормозного механизма (тормозной цилиндр, тормозные трубки и шланги, суппорта), элементы при которых тормозная жидкость в наибольшей степени контактирует с окружающей средой. Пятый признак это смена цвета тормозной жидкости, обычно она светло-желтая или прозрачная (иногда прописано специальная, красная жидкость), она становится более мутной или же начинает темнеть, это тоже сигнал того, что жидкость уже начинает терять свои свойства.
Что будет если не менять тормозную жидкость ?
Ну здесь всё довольно плачевно так, как жидкость собирает впитывает влагу и со временем температура кипения понижается и жидкость становится более вязкой при высоких температурах, что влечет за собой более долгое и худшее срабатывание тормозов, а в конечном итоге и вообще может привезти к отказу тормозной системы.
Можно ли смешивать тормозные жидкости ?
Можно, если основа одинаковая, например DOT-3/4/5.1 имеют гликолевую основу, поэтому ничего страшного при смешивании не случится, а вот силиконовая основа у DOT-5.1/ABS категорически запрещен к смешиванию с вышеперечисленными жидкостями. При смешивании обращайте внимание на классификацию, так как бренд роли не играет. Так например в DOT-3 можно доливать DOT-4 и DOT-5.1, а вот в DOT-4 уже нельзя добавлять DOT-3, но вполне можно долить DOT-5.1. DOT-5 нельзя смешивать с вышеперечисленными жидкостями, так как она на силиконовой основе.
Заключение.
Безопасность на дорогах важнейшее условие для автопроизводителей и производителей технических жидкостей, отсюда регламентированные интервалы замены играют важную роль, в этой самой безопасности. Я считаю, что не стоит экономить на безопасности, ведь такая единица, как тормозная жидкость должна быть в хорошем состоянии для безопасного вождения, а в условия конкурентного рынка, цена на неё не очень высока, поэтому лучше потратить немного средств и усилий, но ездить в безопасности. Если статья была полезна, ставьте лайк и обязательно подписывайтесь, впереди много познавательного). Всего хорошего.
Источники:
http://avtozhidkost.ru/kak-chasto-nuzhno-menyat-tormoznuyu-zhidkost-v-avtomobile/
http://mazda-sto.ru/blog/zachem-menyat-tormoznuyu-zhidkost-kak-chasto-nuzhno-menyat-tormoznuyu-zhidkost
http://www.avtovzglyad.ru/sovety/ekspluataciya/2015-03-06-kak-chasto-i-zachem-nado-menjat-tormoznuju-zhidkost-i-nado-li/
http://favorit-motors.ru/articles/obsluzhivanie-i-remont/zamena-tormoznoj-zhidkosti/
http://rad-star.ru/pressroom/articles/kak-chasto-menyat-tormoznuyu-zhidkost/
http://zen.yandex.ru/media/id/5daaac5306cc4600b034b6d2/5db73c7a2f1e4400aec47cda